Рассвет на Москве-реке.
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Студеновская Людмила Ивановна

Обобщающий урок по музыке в 4 классе по программе Г.П.Сергеевой Е.Д.Критской. Это музыкально- творческое соревнование, состоящее из 6 конкурсов. Эти конкурсы помогут детям выявить уровень своей музыкальной грамотности за 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рассвет на Москве-реке.37.63 КБ

Предварительный просмотр:

                           «Рассвет на Москве-реке»

Урок музыки в 4 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Учитель ГБОУ СОШ № 594 Студеновская Л.И.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: урок-игра.

Цель: осуществить обобщающий контроль и выявить степень сформированности знаний, умений, навыков по окончании начальной школы.

Задачи:

Обучающие:

  • раскрыть отношение русских композиторов к образам природы, выявить их значение в жизни людей разных исторических эпох;
  • определить выразительные и изобразительные возможности музыки Мусоргского, отразить их в рисунке-схеме.

Развивающие:

  • развивать творческие способности обучающихся, речь, взаимоконтроль, самоконтроль при работе в группах;
  • развивать внимательность и наблюдательность в процессе эмоционально-осознанного восприятия музыки.

Воспитывающие:

  • создать атмосферу радости, увлечённости, успешности каждого члена коллектива;
  • воспитывать слушательскую культуру, сотрудничество, взаимопомощь;
  • воспитывать любовь к природе.

Прогнозируемые результаты:

Личностные УУД:

  • интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  • эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные интонации музыки;
  • привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия музыки;
  • эмоциональное переживание за результаты выполнения задания как своей группы, так и всего коллектива.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • контроль в форме сличения своих действий с образцом;
  •  оценивать  процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

  • выявлять особенности развития музыкальных образов;
  • определять выразительные и изобразительные интонации;
  • узнавать изученные музыкальные произведения, называть их авторов.

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней.

 План урока

п\п

   Этап урока

             Содержание

Время        

Примечание    

  1

Организационный

Подготовка материалов

и инструментов к уроку

1 мин.

  2

Постановка целей и задач

Определение с детьми целей и задач

               4 мин.

  3

Конкурсы

Конкурсные задания

35 мин.

Раздаточный

Материал

Учебники

  5

Подведение итогов урока   

Считаем баллы.

 4 мин.

 6

Рефлексия

Устная анкета

 3 мин.

Технологическая карта

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогическая технология

Планируемые результаты

(УУД)

1

Организационный

Контроль за подготовкой

рабочего места

Готовят

рабочее место

Регулятивные УУД:

Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Постановка целей и задач

урока.

Определяем с детьми цели и задачи урока

Социальная значимость для ребенка

Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе знаний и наблюдений.

 3

Конкурсы

Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися, предлагает разной формы конкурсы.

Поиск информации в процессе анализа представленного материала к уроку

Проблемное обучение.

Использование ИКТ.

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, анализируя полученные ранее знания.

Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог.

Оформлять свои мысли в устной форме

Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Соотносить задания и результаты своей деятельности.

Личностные УУД: Стремиться к речевому самосовершенствованию.

Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии текста.

4

Итоги конкурсных заданий

Организовывает

подведение итогов каждого конкурса

Под руководством учителя инициативная группа детей

подводит итоги конкурсных заданий.

Коллективная творческая работа в группах.

Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подведении итогов конкурсных заданий.

 Понимать особенности работы в творческой группе.

 

6

Рефлексия

Координирует действия учащихся

Отвечают на вопросы.

Педагогика сотрудничества

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

                             

                                          Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Вот и заканчивается учебный год, а в конце года мы всегда подводим … (итоги).

- Какую цель сегодня поставите? (узнать, чему мы научились…) Мы обобщим полученные знания и проверим, чему вы научились за 4 года.

- Как можно  продемонстрировать свои знания, умения? (ответить на вопросы, выполнить разные задания, спеть песню …)

- Вы любите соревноваться? (да)

- Сегодня  у нас будет музыкально-творческое соревнование. Музыкальные конкурсы помогут вам выявить свой уровень музыкальной грамотности и своих одноклассников. Работать будем по командам (3 колонки – 3 команды), поэтому и парты сдвинуты таким образом, чтобы вокруг них разместилась вся команда. Каждая команда получает лист формата А4, на котором будет записывать свои ответы. Теперь правила, которые следует соблюдать в течение всех конкурсов:

  1. все задания выполняются в определённом порядке и  ограниченное время;
  2. работает вся команда, а отвечает один;
  3. команда сама распределяет роли, выбирает того, кто будет быстро, красиво и правильно записывать ответ на листе А4 и того, кто будет отвечать устно;
  4. за один правильный ответ даётся один балл (оценка и самооценка);
  5. результат (количество баллов) записывается на вашем листе и на доске после окончания каждого конкурса.

- Всё понятно? (да). Тогда начинаем. Желаю всем удачи и помните девиз: «Один за всех и все за одного!» Он вам поможет справиться с трудностями в работе.

Первый конкурс-разминка называется «Музыкально-математический винегрет».

В нём перемешано очень много разного. Но, судя по названию, вы уже догадались, что вам потребуются не только знания музыки, но и математики. Если вы будете записывать свои действия поэтапно (в столбик,  в виде примеров по действиям), то получится правильный ответ. Будьте внимательны!

  1. Количество куплетов в «Гимне 594 школы» умножить на количество струн у балалайки. (2*3=6)
  2. К первому результату прибавить любимую отметку школьников. (6+5=11)
  3. Количество букв в русской азбуке разделить на второй результат. (33:11=3)
  4. К третьему результату прибавить каникулярную неделю. (3+7=10)
  5. Записать результат.

- Проверяем (команды по очереди называют свой ответ). Правильный ответ: 10. Команды, давшие правильный ответ, получают 1 балл (ставят на своём листе).

Дополнительный балл получит та команда, которая первой сообразит.

- Чем является это число для каждой команды? (количеством участников). Дополнительный балл получает … команда (учитель оформляет результаты первого конкурса на доске).

Второй конкурс – «Музыкальные термины».

 За четыре года вы узнали много слов, которые употребляются в области музыки. За 2 минуты вам предстоит вспомнить и записать музыкальные слова на букву «М». Победит тот, у кого слов будет больше. Звучащая музыка подскажет вам время начала и завершения работы.  По окончании произведения проверяем термины, выставляем баллы (музыка, мелодия, мотив, марш, музыкант, мюзикл, менуэт, Моцарт, Мусоргский, мандолина …).  Дополнительные баллы можно получить, отвечая на мои вопросы.

- О чём рассказала прозвучавшая музыка? (о природе)

- Как можно назвать такую музыкальную картину? (пейзаж)

- Сегодня на уроке будут звучать музыкальные пейзажи. Ваша задача их вспомнить и назвать.

- Кто узнал эту музыку? («Весна и Осень»)

- Кто её автор? (Свиридов)

- Кто исполнял музыку? (симфонический оркестр)

Завершая этот конкурс, вспомним ещё несколько терминов. Блиц-опрос для каждой команды (дополнительные баллы):

- Человек, сочиняющий музыку? (композитор)

- Человек, исполняющий музыку? (исполнитель)

- Человек, слушающий музыку? (слушатель)

Вторая тема, которую мы сегодня  также обобщаем  - это «Композитор. Исполнитель. Слушатель». Итоги 2 конкурса оформляются на доске.

- Ребята, вы любите природу?  (да)

Свою любовь к природе  люди выражали в разные исторические эпохи в стихах, песнях, живописи, музыке, т.е. в своём творчестве. Для создания красивых и правдивых пейзажей человеку надо быть наблюдательным, уметь слушать, слышать звуки, голоса, шумы, живущие в природе. Следующий конкурс поможет определить знатоков живой природы.

Третий конкурс – викторина «Звуки живой природы».

Услышав звуки, определите, кто их издаёт и запишите 10 слов (слушание 10 коротких фрагментов: шмель, лягушки, кукушка, жаворонок, петух, тигры, волки, ручеёк, дождь, море). Проверяем. Каждая команда называет по одному ответу, сверяем, выставляем баллы, оформляем итог 3 конкурса на доске.

- Посмотрите на эти картины. Вам знакомы эти люди? (да)

- Назовите их (Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Свиридов)

- Кто они? Что их объединяет? (русские композиторы)

- Как называются картины, изображающие человека? (портрет). Эти портреты помогут вам вспомнить ещё несколько пейзажей русских композиторов.

Четвёртый конкурс – «Знатоки русской музыки».

В своих пейзажах русские композиторы не только выразили свои чувства к природе, но и что-то изобразили. Главную мысль они отразили в названии произведения. Если вы внимательно слушали звуки живой природы, то без труда услышите эти изобразительные интонации в музыке. Работаем по плану:

  1. Послушать музыку,
  2. Понять её,
  3. Вспомнить и записать название и автора.

Слушаем фрагменты («Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Песня жаворонка» Чайковского, «Океан-море синее» Римского-Корсакова). Проверяем, выставляем баллы, итоги 4 конкурса оформляем на доске.

- Композитор, сочинив музыку, записывает её, а исполнитель по ним играет. Что это? (ноты)

День за днём, за годом год

Водят ноты хоровод,

И давно известно всем –

Их на свете ровно … (семь)

Встали ноты в один ряд –

Получился звукоряд!

Пятый конкурс так и называется – «Музыкальный звукоряд».

Составить его не так просто. Ноты будут спрятаны внутри слов. Вам их нужно найти, подчеркнуть и указать цифрой место этой ноты в звукоряде. А помогут нам загадки о природе.

На гарнир она годится.

Хочешь суп варить – изволь.

Как горох, в стручке родится

Аппетитная …                         (фа4-соль5)

Лечит раны, порезы, ожоги.

Он обычно растёт у дороги.   (по-до1-рожник)

В поле ржи растёт цветок –

Ярко-синий …                          (ва-си7-лёк)

На припёке, у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.                  (зем-ля6-ника)

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

А осенью краснеют.                (по-ми3-доры)

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?                              (ре2-пка)

Проверка, выставление баллов, оформление итогов 5 конкурса на доске.

- Звукоряд мы вспомнили, а теперь споём вот эту мелодию (наигрываю).  Поём вокализом.

- Узнали? («Рассвет на Москве-реке»)

- Кто автор? (Мусоргский)

- В каком исполнении  звучит эта музыка у композитора? (в исполнении оркестра). Сегодня мы вновь встретимся с этой замечательной музыкой.

Шестой конкурс называется – «Рассвет на Москве-реке».

Так М.П. Мусоргский назвал вступление к опере «Хованщина».  Название происходит от фамилии князей Хованских. Композитора привлекли события конца 17 века. Это было время острой борьбы старой боярской Руси против преобразований вступившего на престол молодого Петра I. Враги Петра объединились вокруг князя Хованского, начальника стрелецких войск. Он вместе с сыном был казнён по обвинению в заговоре и посягательстве на царский престол. Откройте учебники на стр. 126-127. Познакомьтесь с информацией на данном развороте. Послушайте музыку, охарактеризуйте её и проследите за развитием мелодии. Письменно выполните задания № 2 и №3(первое прослушивание).

Проверяем задания.

- Что происходило с мелодией? Были другие, контрастные темы? (нет)

- Мелодия звучала одинаково? (нет, она развивалась и изменялась)

- Как называется такая форма, в которой мелодия звучит в разных вариантах? (вариации)

- Где была кульминация, самый яркий, напряжённый момент развития? (в середине)

- Какие изобразительные интонации вы здесь услышали? Что они напоминали? (колокольный звон).

- Настоящие колокола звучали в оркестре или было звукоподражание? (звукоподражание)

- Что ещё изображала музыка? (крик петухов, трубы стрельцов, восход солнца)

- Как она звучала? (спокойно, напевно, затем взволнованно, величаво, опять спокойно, светло …) Это не просто пейзаж. Эта тема является воплощением духовной красоты русского народа (обобщённый образ:  Руси и русского народа).

- С каким цветом ассоциируется наступление утренней зари? Музыка стихает, а краски будут приглушённее, ярче, светлее, нежнее?

- Сейчас этот красочный пейзаж  прозвучит ещё раз и вам предстоит выполнить самое сложное творческое задание. Откройте рабочие тетради на стр.30-31, прочитайте задания. Рисуйте на обратной стороне листа формата А4, цветные карандаши лежат на столах (повторное слушание).

Проверка творческого задания. Сравниваем, оцениваем.

- Пришло время подводить итоги. Мне нужны два помощника от каждой команды. Ваша задача подсчитать баллы своей команды. Один считает на листе (А4), а другой на доске, потом сравним. Пока они это делают, я предлагаю вам вновь окунуться в мир природы и подумать.

-Почему образы природы так привлекают и волнуют сердца людей? (демонстрируется видеоряд пейзажей в автоматическом режиме)

- Какие эмоции вы испытали? (восхищение, восторг, радость …)

- Теперь понятно почему природа так привлекательна для людей? (она красива, вызывает положительные эмоции, благотворно действует на человека …)

- Благодаря любви человека к природе появились на свет и музыкальные произведения русских композиторов, которые сегодня прозвучали на уроке: Г.В. Свиридова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского.

Рефлексия (устная).

- Вам понравился урок?

- Было интересно работать в группе?

- Все ли задания выполнялись легко?

- В каких конкурсах вы испытывали затруднения?

- Вы довольны своими результатами, результатами своей команды, результатами других команд?

- Молодцы!  Я очень рада, что вы сегодня показали хорошие знания и умение работать в группе. Давайте подведём итоги. Помощники, огласите, пожалуйста, результаты.

Итоги конкурсов.

- Победителем становится … команда, у неё … баллов.

- Второе место занимает … команда, у неё … баллов.

- Третье место  занимает … команда, у неё … баллов.

- Поздравляю вас (аплодисменты). Команды, занявшие I и II места и показавшие лучшие результаты, получают пятёрку. Команда, занявшее III место – четвёрку.

- Завершая работу, хочется исполнить песню о природе, созвучную теме и настроению нашего урока (исполнение песни «Огромный дом» Я. Дубравина). Всем спасибо за отличную работу. До свидания, до новых встреч!

Список использованной литературы:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учебник для учащихся 4 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь для учащихся 4 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Русская музыкальная литература. Вып.2. /сост. Э.Л. Фрид/. Изд. Музыка. Ленинградское отд., 1980.
  5. Волобуев А.Т. Стихотворные загадки для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Москва - река

Презентация к уроку окружающего мира "Москва - река"...

Мастер класс по написанию пейзажа маслом на холсте Тема: «Рассвет»

Цели: научить работать с гаммой цветов, сочетать теплые и нейтральные оттенки цветов, различать палитру цветов заката от рассвета.Задачи: сформировать представление о реальном закате на основе репроду...

уроки в 4 класссе "Исходила младёшенька. Рассвет на Москва-реке", посвящённые юбилею русского композитора М.П.Мусоргского

Опера "Хованщина" в ней образ Марфы, одной из главных героинь, раскрыт в подлинно народной песне. После знакомства с ней учащиеся отмечают её народную мудрость, и то как само пение облегчает...

№ 2, № 1. Услышу тебя на рассвете.

Жанр песни (популярная)....


 

Комментарии

Чернега Ангелина Владимировна

Людмила Ивановна, добрый день! Спасибо за продуктивный и интересный урок. Всё грамотно и профессионально. Браво!!! С уважением Ангелина.