Рабочая программа по изо 4 класс умк перспектива
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Перспектива» 4 класс на 2014 -2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы общеобразовательных учреждений, системы учебников «Перспектива», авторы: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. М.: Просвещение, 2011.
Автор-составитель: Жолудева И.Н. - учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 с углублённым изучением отдельных предметов
Кстово
2014
Содержание
- Пояснительная записка – 3-4 стр.
- Содержание курса – 4-5 стр.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета – 5-8 стр.
4.Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству – 10- 29 стр.
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение – 30-32 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия
учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Г. А. Поровская. - М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. - М. : Просвещение, 2014.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.):
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане: в 4 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа ( 34 учебные недели).Предмет «Изобразительное искусство» может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий (представлена в табличной форме далее)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Основное содержание учебного предмета
4 класс
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство - диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной {орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работпо мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с уметом местныхусловий).
Результаты изучения учебного материала
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
- в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для созданиякрасивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
-умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
- в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства: умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной деятельности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс*
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать и понимать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
- названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
- средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
- магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи - растительный и зооморфный, антропоморфный;
- о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
- названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
- способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
- особенности вышивки разных регионов России;
- традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;
- понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
- виды природных материалов, используемых в плетении;
уметь:
- применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
- пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
- применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);
- соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
- анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
- высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
- комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
- выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
- использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
- выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
- изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
- экономно и рационально использовать материалы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- в самостоятельном творчестве;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев. музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;
- проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
№ урока | Тема урока | Основное содержание темы | Планируемые результаты УУД | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) | ||||||
1 | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | Знакомство сучебником и творческой тетрадью. Ориентирование по учебнику.Организация рабочегоместа. | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организациисвоего рабочего места Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании представлений о мироздании, приводить примеры пословиц, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: воспринимать и выражать в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение к нему; | |||
2 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. | Символичность народного искусства. Образ дерева в мифах, литературе и изобразительном искусстве. Произведения народного и профессионального искусства, отображающие общие истоки в природе и мифопоэтическое отношение человека к ней. | Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, Познавательные: общеучебные -умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении использования выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, литературе, отображающих образ-символ - древо жизниЛичностные: сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства; осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру; имеют позитивное отношение к изобразительной деятельности | |||
3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. | Жанры изобразительного искусства. Мой край родной, моя земля. Классический русский пейзаж. | Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; Познавательные: общеучебные -выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерныхдля классических русских пейзажей;анализ вариантов композиционных схем; Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество Личностные: выражают в пейзаже свое отношение к образу дерева; сориентированы на проявление добрых чувств по отношению к родной природе, к своей малой родине | |||
4 | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. | Народные промыслы России. Городец. Связь человека с природой и родной землей. | Регулятивные: уметь приниматьи сохранять учебную задачу урока; планировать свою деятельность; Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях цветочных мотивов в городецкой росписи Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; Личностные: эстетически воспринимают тему цветения как образа-символа в народном искусстве; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников; проявляют интерес к предмету | |||
5 | Птица – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. | Образ птицы-света в разных видах народного творчества. Пава-краса - птица счастья. Изображение городецких птиц. | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных полей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий, вносить в них коррективыв случае отклонения; Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевоевысказывание в устной форме о многоцветии городецкой росписи; Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя; | |||
6 | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок.» | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Образ коня в изобразительном искусстве, сказках, легендах, преданиях, песнях. Городецкая роспись. | Регулятивные: контролировать, корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя. Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи, уважительное отношение к личности народного мастера - носителя традиций национальной культуры; имеют свое отношение к искусству городецкой росписи | |||
7 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. | Связь поколений в традиции Городца. Жизнь и творчество крупнейших живописцев Городца. Символика и бытовой сюжет. Образ мира в городецкой прялке | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий Познавательные: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно-прикладного творчества Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | |||
8 | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. | Портрет как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников-портретистов: Репина, Сурикова, Серова и др. Строение, пропорции головы человека. Способы изображения головы человека в разных поворотах. | Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные -выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; адекватно оценивать свою роль в коллективной деятельности. | |||
9 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. | Образы природных стихий в искусстве. Народные представления о природных стихиях. Произведения известных живописцев, графиков. Природные стихии в восприятии поэта К. Бальмонта. | Регулятивные: уметь планировать свою деятельность - постановка цели, составление плана, распределение ролей, проведение самооценки; работать по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс». Познавательные: общеучебные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений; умение анализировать результаты сравнения; Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя; Личностные: имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях и отображений в искусстве одной их таких стихий - воздуха | |||
10 | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий. | Движение - жизни течение. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Творчество А. Пластова, М. Сарьяна, А. Дейнеки и др. Статика и динамика | Регулятивные: уметь ориентироваться в учебнике и творческой тетради; планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата; организовывать свое творческое пространство. Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях изображения людей, техники в динамике, о наблюдениях за подвижностью жизни природы и человека; сравнение поэтапных результатов работы над рисунком с эталоном; Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; сориентированы на проявление интереса к наблюдению за подвижностью жизни природы | |||
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | Осенние метаморфозы. Бабье лето, золотая осень или ненастная и серая ее пора в произведениях живописи отечественных художников и поэтов. Законы композиции. Композиция пейзажа. Колорит. | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осенних изменениях в природе; составление описания разных состояний природы осенью Коммуникативные: использовать образную речь, составляя описания осенних пейзажей; уметь сотрудничать с учителем и сверстником, осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие осенней природы, произведений живописцев, графиков, рисунки сверстников | |||
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч) | ||||||
12 | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | Родословное дерево - древо жизни, истори- ческая память, связь поколений. Родословное древо семьи Д. Г. Бурылина, крупнейшего коллекционера и мецената. Духовно-эстетическая ценность коллекции Д. Г. Бурылина. | Регулятивные: уметь приниматьи сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевоевысказывание в устной форме о своих родных и близких людях; Коммуникативные: уметь активнослушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет» | |||
13 | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно – сюжетная композиция:приём уподобления, силуэт. | Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Герои сказки. Иллюстрации к сказке. Прием уподобления. Богатство и красочность старинной русской одежды. Варианты композиций иллюстраций к сказке С. Маршака. | Регулятивные: знать основы самоорганизации - организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник при- ступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану. Познавательные: общеучебные -выявление с помощью сравнения композиционных особенностей иллюстраций, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать, уважать мнение другого, выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки | |||
14 | Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет. | Взаимосвязь изобрази- тельного искусства с литературой. Год не неделя - двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. Гармоническое сочетание цветов. Сближенные и контрастные цвета. Выбор цвета для зимы, весны, осени, лета | Регулятивные: знать основы самоорганизации - организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник при- ступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану. Познавательные: общеучебные -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение решать творческие задачи самостоятельно Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о своих впечатлениях о рисунках. Личностные: умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; проявляют творческую активность | |||
15 | Новогоднее настроение. Колорит:гармоническое сочетание родственных цветов. | Основы изобразительного языка. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты с художественными материалами | Регулятивные: уметь планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях празднования новогоднего праздника; составление описания праздничных атрибутов; приведение поэтических примеров изображения новогодних праздников; Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей | |||
16 | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки:цвет, форма, ритм, симметрия. | Основы дизайна. Конструирование открытки. Технологическая карта изготовления новогодней открытки. Праздничный колорит в оформлении новогодней открытки. История авторской открытки | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Познавательные: общеучебные - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи (анализ, сравнение вариантов оформления открытки); Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание о зимних праздниках, активно слушать одноклассников, учителя, находить ответы на вопросы, формулировать их Личностные: проявляют интерес к подготовке новогоднего праздника; сориентированы на восприятие и понимание предложений и оценки результатов работы, высказанной учителями и товарищами | |||
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. | Особенности зимнего времени года. Вернисаж «Как поработала зима». Образ зимы в поэтических произведениях русских поэтов. Зимний колорит в картинах вернисажа. Палитра для зимней картины. Сюжет, композиция, основные элементы рисунка с изображением зимнего пейзажа. Наброски и зарисовки | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему; эстетически восприимчивы к явлениям зимней природы, к произведениям искусства (поэзии, живописи, графики, народного искусства) и красоте окружающего мира | |||
18 | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | Русский музей — самый обширный музей русского искусства в мире. Русская зима в наблюдениях натуралиста и произведениях литературы и изобразительного искусства. Зимние пейзажи. Вернисаж «За салазки, да и в гору весело бежать!». Сюжетная композиция (живопись). | Регулятивные: знать основы самоорганизации — организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану. Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме. Личностные: сориентированы на целостное восприятие природных явлений, любование и восхищение причудами зимней природы, эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников | |||
19 | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. | Вещь как живое существо в наблюдениях этнографа, археолога и в произведениях литературы. Натюрморт в графике и живописи. | Регулятивные: уметь планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по составленному плану; отличать верно выполненное задание от неверного; самостоятельно организовывать рабочее место с учетом удобства и функциональности. Познавательные: общеучебные -умение осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии; Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании разных предметов старины; участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства. Личностные: сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства; бережно относятся к реликвиям (общенациональным и семейным) | |||
20 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета. | Вещь во времени и пространстве. Декоративный натюрморт: отличительные особенности. | Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучебные - умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов, осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при выполнении декоративной композиции Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме; слушать и понимать высказывания собеседников. Личностные: сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства | |||
21 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | Отражение патриотической темы в произведениях художников. Бородино - памятник русской воинской славы. | Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные: общеучебные — извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя; выявление основной и второстепенной информации Коммуникативные: использовать образную речь, рассказывая о своих впечатлениях от просмотра портретов героев Бородинского сражения; уметь сотрудничать с учителем и сверстником; осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала; высказывать свои суждения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению оппонентов. Личностные: сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение к памятникам воинской славы | |||
22 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. | Народ в Отечественной войне 1812 г. Народное ополчение. Д. В. Давыдов - легендарный герой. Бородинская битва в произведениях живописи. | Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: общеучебные -извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г., аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно читать стихотворение. Личностные: сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания | |||
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы – символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. | Образ мироздания в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Символика конструкции избы и костюма. Образы-символы в орнаменте. Узоры-обереги | Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками. Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и костюма; Коммуникативные: уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, слушать других, уважать мнение другого, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать вопросы для уточнения информации. | |||
24 - 25 | Народная расписная картинка – лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | Искусство лубочной картинки - что это? Народная расписная картинка-лубок. Роль лубочных картинок в жизни народа. Народная расписная картинка-лубок: виды композиций. Главные выразительные средства лубочной картинки. | Регулятивные: ориентироваться на образец и правило выполнения действия; контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Познавательные: общеучебные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений лубочного искусства, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании сюжетов лубочных картинок, объяснять смысл (понимать суть) пословиц, поговорок. Личностные: воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни | |||
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч) | ||||||
26 | Вода –живительная стихия. Проект экологического плаката:композиция, линия, пятно. | Вода - живительная стихия. Значение воды в жизни человека. Вода - источник вдохновения для художников. Плакат как один из видов графического искусства. Виды плакатов. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Выразительные средства плаката | Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные: общеучебные - умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искусства; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи. | |||
27 | Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа. | Плакат: коллаж, фото- монтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт. Приемы написания букв. Техника коллажа. Последовательность работы над плакатом | Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя и составленный план, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучебные - умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой за- дачи в зависимости от конкретных условий; анализировать варианты композиций; выбирать наиболее выразительную композицию; Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; | |||
28 - 29 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | «Апрельский сон с его улыбкой маю...». Изменения в природе. Весна как символ пробуждения. Приметы весны в произведениях отечественных художников, народных мастеров, поэтов. Композиция пейзажа. Приемы выразительности. Передача воздушной среды. Экспериментирование с художественными материалами Весна в наблюдениях учащихся, в произведениях литературы и изобразительного искусства. Весна в произведениях художника К. Юона. Колорит весеннего пейзажа. | Регулятивные: организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности; оценивать и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы. Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение по- этических, изобразительных примеров изображения пейзажа; Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании пейзажей; | |||
30 | Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. | Всенародный праздник - День Победы. Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Подвиг солдат в поэтических произведениях. Памятники как символы славных побед. Выразительные средства скульптуры. | Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения. Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях скульптуры; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых памятников Коммуникативные: уметь строить речевое монологическое высказывание об особенностях скульптуры как жанра изобразительного искусства, о подвигах народа в войне, об образе защитника Отечества, о своих идеях художественного решения на уроке творческой задачи | |||
31 | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы – символы. | Всенародный праздник - День Победы. Медальерное искусство. Образы-символы. Условный язык изображения на медалях и орденах - наградах героев ВеликойОтечественной войны. Композиционное решение медали | Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения. Познавательные: общеучебные - умение самостоятельно выделятьи формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение образов-символовна медалях и орденах); Коммуникативные: уметь объяснять свой выбор при совместном обсуждении заявленных вопросов, выслушивать и слышать учителя, одноклассников, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера | |||
32 - 34 | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. | Затейливый узор по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. | Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы. Познавательные: общеучебные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых орнаментов; умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности в изобразительном искусстве; Коммуникативные: уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, не создавать конфликтов . |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
- Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. - М. : Детская литература, 1984.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2011.
- Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973.
- Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей!-СПб., 1995.
- Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.
- Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
- TIedcoeem.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org
- Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
- Фестиваль педагогических идей. -Режим доступа : http://festival.lseptember.ru
- Педагогическое сообщество. - Режим доступа : http://www.pedsovet.su
3. Информационно-коммуникативные средства.
- Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
- Большая электронная энциклопедия (CD).
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
- Аудиозаписи. Классическая музыка.
4. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства.
Р. Алехов. По ком звонит колокол; И. Билибин. Обложка журнала «Народное творчество»; И. Билибин. Заставка для журнала «Мир искусства»; А. Куинджи. Север; Л. Бродская. Овес; 3. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; И. Шишкин. Среди долины ровныя...; И. Шишкин. Лесные дали; А. Саврасов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В родных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века (линогравюра); С. Гавин. Тишина (гобелен); А. Саврасов. Дубы на берегу; А. Вагин. Над полями да над чистыми (линогравюра); Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маврина. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маковский. Иконник; В. Васнецов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница; Г. Васько. Портрет юноши; В. Суриков. Портрет художника И. Остроухова.
Е. Винокуров. Извечный мотив: В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»;
A. Куинджи. Облака; Э. Браговский. Весна на Нерли; А. Ткачев. Гроза; Н. Крымов. Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; Б. Домашников. Утро. Урал; А. Дейнека. Разворот книги Б. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Дороги; Л. Киселева. Город надвигается; М. Сарьян. Горы;
B. Курчевский. Иллюстрация к книге «Быль-сказка о карандашах и красках»; А. Пахомов.
Наброски из книги «Моя работа в детской книге»; С. Жуковский. Осень; А. и С. Ткачевы. Пора журавлиная; А. Ткачев. Листопад; И. Воробьев. Вечер механизаторов; Д. Жилинский. Под старой яблоней; И. Симонов. Династия; Ф. Толстой. Семейный портрет; Ю. Кугач. Семья; К. Васильев. Северный орел; В. Алфеевский. Иллюстрация к сказке Маршака «Двенадцать месяцев»; А. Журавлева. Иллюстрации к Месяцеслову; К. Юон. Елочный торг; В. Алфеевский. Двенадцать месяцев; И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; А. Ставровский. Гитара и маски; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; О. Богаевская. Детский праздник.
В. Банников. Декоративный натюрморт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща;
A. Саврасов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В. Курчевский. Ребята и зверята; К. Петров-Водкин. Натюрморт с чернильницей; М. Андреев. Натюрморт; М. Ромадин. Квартира родителей; П. Кончаловский. Натюрморт; А. Васильев. Реквизит; В. Эльконин.Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром; И. Машков. Фрукты на блюде; Л. Романова. Осенний букет (коллаж); неизвестный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник. М. Б. Барклай-де-Толли. Миниатюра; Р. Волков. М. И. Кутузов; Д. Доу. Портреты Д. В. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Горчакова, И. С. Дорохова, Н. Н. Раевского, М. И. Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кавалерийский бой во ржи (фрагмент Бородинской панорамы); В. Верещагин. Не замай, дай подойти! Атака. На большой Смоленской дороге.
Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айвазовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков. Спортивный праздник; Е. Зверьков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П. Петровичев. Ледоход на Волге: плакаты: Т. Лящук «Вода - жизнь», К. Пюсс «Нашим водоемам - чистую воду!», Г. Серебряков «Мир тебе, наша Земля!», Н. Чарухин «Пусть всегда будет солнце!», В. Говорков «Нам нужен водоем!», В. Каракашев «Миру - мир!»; О. Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»;
B. Домашников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков. Памятник защитникам земли Российской на Поклонной горе; А. Бичуков. Пьета (барельеф); П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеенко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине; Наградные орденаи медали Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства.
Резные и расписные прялки - вологодские, архангельские, городецкие; изделия городецкиз мастеров, выполненные Л. Беспаловой, Ф. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень (шкатулка). Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки).
И. Маркичев. Жнитво. Палех; И. Маркичев. Сельхозработы (пластина). Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова. Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни.
Лубочные картинки: сильный богатырь Еруслан Лазаревич; медведь с козою прохлаждаются; трапеза благочестивых и нечестивых; славный рыцарь Петр Златые Ключи; шут Фарное на свинье; угощение гостя по старому обычаю; кот казанский -ум астраханский...; Ай, во поле...; пряди, моя пряха...
В. Денисов. Сказание о граде Китеже (шкатулка). Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь (пластина). Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна (лоскутная техника); Усманов. Панно из ганча.
5. Технические средства обучения.
- DVD-плеер (видеомагнитофон).
- Телевизор.
- Компьютер.
- Мультимедийная доска.
6. Учебно-практическое оборудование.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
- Штатив для картин.
- Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
- Шкаф для хранения картин.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....
рабочая программа для 2 класса УМК "Перспектива"
УМК "перспектива" 2 класс рабочие программы по предметам...
Рабочая программа для 2 класса по Перспективе
Рабочая программа содержит пояснительные записки и КТП по следующим предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, ИЗО, технология....
Рабочая программа "Технология-3 класс"УМК "Перспектива"
Материал поможет учителю организовать учебный процесс на уроках технологии....
Рабочая программа "Математика-3 класс" УМК "Перспектива"
Материал поможет организовать учебный процесс на уроках математики....
Рабочая программа для 3 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа для 2 класса УМК "Перспектива" по ФГОС...
Рабочие программы для 1 класса УМК "Перспектива"
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС...