план урока по изо 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 2 9. Картина-портрет
Цели: рассказать об особенностях жанра «портрет»; дать представление о жанре портрета и автопортрета; познакомить с работами известных русских художников-портретистов; научить выбору выразительных средств для рисунка; продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания лица; познакомить с термином «маринист».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники приобретут знания о жанре «портрета»; научатся использовать новую лексику в рассказах; попробуют рисовать портреты.
Оборудование: образцы портретов разных видов и исторических эпох, бумага, карандаши краски, фломастеры.
Ключевые слова и понятия: маринист, группой портрет индивидуальный портрет.
Примечание. Для пояснения темы «Портрет» можно подготовить компьютерную презентацию. Для поисков нужного композиционного решения желательно приготовить образцы детских работ с правильным и неправильным решением.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем рисовать,
Узнавать и рассуждать.
II. Вводное слово
- С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлом уроке?
- Что изображается на картине в жанре пейзажа? Слайд:1 (пейзаж)
- Что такое «стиль» художника? (Манера его работы, приемы изображения, личный почерк, по которому картины этого автора можно узнать.)
- Каких художников-пейзажистов вы знаете? Шишкин. Левитан Слайд:2
Еще одним знаменитым во всем мире русским художником-пейзажистом был Иван Константинович Айвазовский. Слайд: 3
- Посмотрите на его картины, что их все объединяет? (Изображение моря.) Слайд: 4
Художника, который рисует на своих пейзажах море, называют «маринист». Повторите это слово и запомните его. Айвазовский — один из самых выдающихся художников-маринистов в мире, он создал около 1000 полотен с изображением морской стихии. Ведь это очень сложно — рисовать море. Если, к примеру, вы рисуете с натуры дерево или пейзаж, то можете над ним работать сколько вам угодно, ведь они не двинутся с места. Но море — предмет постоянно изменчивый, меняющийся на глазах каждое мгновенье. Чтобы рисовать его, надо иметь необыкновенную память. Вот такая память была у художника И. Айвазовского, поэтому его картины поражают своей подлинностью, а еще — удивительным мастерством. Талант Айвазовского можно сравнить с одаренностью композитора Моцарта, с такой легкостью создавал художник свои полотна. Большую картину он мог написать всего за несколько дней, и при этом она восхищает техникой ее создания и выразительностью.
Запомните название самой известной картины И. Айвазовского — «Девятый вал». Слайд: 5
(Демонстрация репродукции картины.)
На картине нарисованы моряки, которые спасаются после кораблекрушения. На них идет громадная волна — тот самый девятый вал, но художник вселяет в нас уверенность, что люди победят разгневанную стихию и спасутся. Потому что наверху, в небе, солнце раздвигает своими лучами тучи, предвосхищая конец шторма и спасение людей.
- Как называют художника, который рисует море?
- Назовите фамилию самого знаменитого художника-мариниста.
- Какая картина Айвазовского является самой известной?
- По каким признакам можно догадаться, что перед нами картина Айвазовского?
- Что утверждает эта картина?
Слайд: 6 У поэта С. Михалкова есть стихотворение «Рисунок». Послушайте его начало и определите жанр картины, которую рисовал юный художник.
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним — корову.
Налево — дом, направо — сад,
В саду — двенадцать точек,
Как будто яблоки висят,
А дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой — дорогу,
Потом над ними облака
Дорисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой.
Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом,
- Какой жанр изобразительного искусства получился на рисунке у художника? (Пейзаж.)
III. Беседа по теме урока
- Посмотрите на репродукции новых картин и расскажите, что в них общего. (Все они являются изображениями людей.) Слайд: 7
Такой жанр изобразительного искусства называется «портрет». Повторите все вместе это слово и запомните его.
А сейчас посмотрите мультфильм о картинах Слайд: 8
Откройте учебники на с. 120-121, рассмотрите портреты, расскажите, что вы видите на них.
— Кто изображен на портрете?
— В каком он настроении и как это передано художником?
Жанр портрета появился в глубокой древности, люди передавали облик человека, рисуя на скале, вырезая его в дереве, вылепливая из глины.
— Из каких материалов можно делать объемные скульптурные портреты? (Из гипса, мрамора, бронзы.)
Различают портрет парадный, Слайд: 9 когда человек изображен в торжественной обстановке, и домашний, комнатный, Слайд: 10 когда все окружение подчеркивает уют и комфорт.
— Сравните два портрета и скажите, какой из них является парадным, а какой — домашним. Слайд: 9-10) 11
Слайд: 12 (Демонстрация репродукций картин «Всадница» К. Брюллова и любого портрета кисти В. Тропинина.)
Когда изображен один человек, Слайд: 13 такие портреты называют «индивидуальные». Повторите это слово и запомните его. Индивидуальные портреты делались и делаются чаще, чем все остальные.
— Сколько человек может быть изображено на портретах, которые называются «парные»? Слайд: 14(Два человека — пара.)
Самые крупные портреты — групповые, когда перед нами — несколько портретов, целая группа. Слайд: 15 В этом случае над большим многопортретным полотном работает не один художник, а вместе с помощниками, учениками.
Рассмотрите репродукции и скажите, какие портреты вы видите перед собой.
(Демонстрация репродукций картин с групповыми портретами «Заседание Государственного Совета» И. Репина и «Ночной дозор» Рембрандта.) Слайд: 16
Но я еще раз подчеркну, что такие портреты - с большим количеством людей — редкость, чаще всего на картине присутствует один человек.
Иногда портреты создают для украшения парадных залов, для восхваления определенных персон и для увековечивания памяти тех, чей портрет создается. Например, в санкт-петербургском музее Эрмитаж Слайд: 17есть целая галерея портретов военных — героев Отечественной войны 1812 года. Там есть портреты полководца Кутузова, офицеров Раевского, Багратиона, Барклая де Толли, Ермолова, Давыдова. Каждый из них, защищая Родину, совершил военные подвиги, поэтому их портреты навечно выставлены в картинной галерее Эрмитажа.
- Итак, портретом называется картина, на которой изображен кто? (Человек.)
— Какие портреты создаются художниками чаще всего — индивидуальные, парные или групповые? (Индивидуальные.)
IV. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока: «Картина-портрет». Запишите также определение этого жанра изобразительного искусства.
Портрет — это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека.
Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать картину в этом жанре.
V. Пояснение темы урока
Особенности жанра под названием «портрет» заключается в том, что портрет - отражение не только внешности человека, но и его внутреннего мира. Это художник показывает, прорисовывая детали, присущие только этому человеку. Кроме того, портрет человека демонстрирует особенности эпохи, времени, в котором он жил. Это также происходит за счет отдельных деталей, которые имеются на портретах, - одежды, обстановки, декоративных частей оформления.
— По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет военного? Слайд: 18 (Военная форма, ордена, особая выпрямленная осанка, смелое открытое лицо, отважный взгляд.)
— А чем будет отличаться портрет ребенка? (Детским обликом.) Слайд: 19
А еще, наверно, особой теплотой изображения, с которой обычно художники рисуют детей, непосредственностью, добротой, нежностью.
Представьте, что каждый из вас художник, который рисует иллюстрации к известным книгам.
— Что вам захочется нарисовать в первую очередь? (Портреты героев книги.)
Нарисовать портрет, конечно, нелегко. Надо запомнить внешние особенности человека, которого художник стремится изобразить. В первую очередь - его лицо, а также позу, в которой он будет находиться, предметы, которые его окружают. При этом каждый человек получится непохожим на других, даже если вы рисуете близнецов.
Для примера посмотрите портреты разных эпох, которые создавали мастера прошлого и настоящего. Это специально сделанная подборка женских портретов XIX-XX вв. Рассматривая портреты, обратите внимание на то, как менялось изображение русской женщины.
(Демонстрация женских портретов кисти художников В. Тропинина, Ф. Рокотова, В. Серова, 3. Серебряковой, А. Шилова, И. Глазунова.) Слайд: 20
Вглядываясь в лицо на портрете, мы не только узнаем, как человек выглядел внешне. Еще мы можем узнать о характере, настроении человека, и художник передает - нахмурился человек или улыбается, сердитый он или, напротив, смотрит открыто. Еще можно рассмотреть внимательно все предметы, которые его окружают, полюбоваться его прической, одеждой, украшениями.
Эти важные детали вы также можете использовать при выполнении самостоятельной работы над портретом.
- Что менялось в женском облике на протяжении XIX—XX вв.?
- Какой из портретов вам понравился больше остальных?
VI. Самостоятельная работа
Для начала подумайте о том, кого вы хотите нарисовать, а потом о размере портрета. Ведь вовсе необязательно крупно рисовать одну только голову. Портрет может быть погрудным Слайд: 21 - когда изображаются также плечи, поясным - когда художник также рисует и руки, или поколенным. Как вы хотите запечатлеть героя портрета - одного или в соседстве с другими людьми? Что еще будет изображено на портрете? Какие-то вещи, домашняя обстановка или уголок природы?
От ваших ответов на эти вопросы будет зависеть расположение вашего листка для рисования. Давайте договоримся, чтобы все расположили листок одинаково - вертикально.
Теперь следует продумать композицию рисунка.
- Что такое композиция? (Расположение предметов в пространстве картины.)
Слайд: 22 Разместите изображение человека, которого вы будете рисовать, в центре. Определите, где будет низ и верх рисунка. А еще -какого размера будет изображение, которое вы нарисуете.
Наметьте на листе, где будет располагаться основная фигура; каким будет ваш портрет - плечевым, поясным, поколенным или полным. Герой вашего портрета будет просто смотреть на вас с картины или вы хотите его изобрази п. в какой - то другой позе — в повороте, в движении?
Начните рисовать портрет с головы. Голова человека имеет овальную форму, но этот овал — не совсем точный. Чаще всего вверху голова бывает шире, книзу сужается.
. 1 этап. Делаем эскиз показ учителем на мольберте
1.Рисуем овал. Проведем вертикальную линию (ось симметрии).
2.Овал делим на четыре равные части горизонтальными линиями. Это линия роста волос, линия глаз, линия рта.
3.Прорисовываем части лица. Линию глаз разделите на 5 равных частей. Прорисовываем глаза двумя дугообразными линиями. В середине глаза рисуем радужку и зрачок.
4.Рисуем нос. Начало носа идет от бровей. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.
5.Прорисовываем рот.
6.Прорисовываем уши. От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.
7.Рисуем волосы.
8.Рисуем шею. Шея по ширине равна ширины головы. Плечи шире головы в 2 раза.
9. Придайте своим портретам индивидуальные черты и сделайте их похожими на своих друзей
(Школьники приступают к самостоятельной работе.)
VII. Физкультминутка Слайд:23
VIII. Поиски колорита для раскрашивания
После того как вы нарисовали портрет, его необходимо раскрасить. Лицо необходимо раскрасить краской специального оттенка — телесного. В чистом виде такой краски не существует. Для получения подходящего теплого телесного цвета надо смешать несколько цветов — желтый, белый, красный. Попробуйте поискать нужный оттенок для раскрашивания частей тела. После того как вы нашли нужный цвет, прорисовываем им лицо, шею, плечи, руки.
- Какие детали надо нарисовать на лице? (Глаза, брови, нос, губы.)
- Какие детали будут парными? (Глаза и брови.)
При рисовании парных деталей помните, что они должны получиться как можно больше похожими друг на друга. То есть левая часть лица должна иметь сходство с правой и наоборот.
- Какая кисточка понадобится для рисования эти деталей? (Тонкая.)
Ваши рисунки-портреты вы завершите на следующем уроке.
IX, Актуализация понятия
Откройте учебник на с. 122—123. Какой из этих портретов можно назвать парадным, а какой — домашним? Найдите среди репродукций, представленных в учебнике, потрет погрудный, поясной, полный.
- Чем вам нравится портрет Александры Петровны Струйской? (В этом портрете художник уделил много внимания глазам красавицы. Она смотрит вперед, и ее глаза расположены так, что мы можем переходить на разные места, но будет казаться, что она наблюдает за нами, переводя свой взгляд.)
В XX в. поэт Н. Заболоцкий даже посвятил картине известное стихотворение «Портрет». (Педагог читает отрывок из стихотворения.)
Я помню, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.
Ее глаза — как два тумана.
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач...
Обратите внимание на то, что поэт подчеркнул важную вещь: в тяжелую минуту жизни человек, чтобы не терять присутствия духа, может обратиться к выдающемуся произведению искусства, и оно поможет ему в трудный час, поддержит его. Таково свойство всех произведений, которые мы называем шедеврами. Не зря стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» заканчивается такими словами:
Когда потемки настигают
Иль надвигается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Когда надвигается трудный час, жизненная усталость, бессилие, надо непременно вспоминать прекрасные произведения искусства, и любая беда не покажется уже такой страшной, а человек найдет в себе силы, чтобы переломить ее.
- К какому жанру относится эта картина?
Картина «Портрет А.П. Струйской» находится в Третьяковской галерее. Поэтому, если вы попадете в этот выставочный зал, го сможете им там полюбоваться.
- Каким важным свойством обладают все произведения искусства, которые называются шедеврами?
X, Рефлексия
- Что такое портрет?
- По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет?
- Каких людей изображают художники?
- С чего вы начинили рисовать портрет?
- Какие краски вы смешивали для прорисовки цвета кожи?
- Какому портрету посвящены стихи, в которых есть слова «ее глаза - как два тумана»?
- В чем заключается сила художественных шедевров?
XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок вновь принесите краски, а также не забудьте портреты, над которыми вы начали трудиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока во 2 классе по немецкому языку
План урока во 2 классе по немецкому языку...
План урока в 3 классе, тема "Моя семья" (Spotlight)
План урока в 3 классе по теме "Моя семья"...
Сценарный план урока во 2 классе "Турнир знатоков английского языка"
Данный материал будет полезен учителям английского языка, работающим во 2 классе по УМК «Английский язык»2 («Spotlight» 2), возможно, какие-то элементы моей разработки помогут сделать ваши уроки...
план урока во 2 классе
Вашему вниманию предлагается план-конспект урока английского языка по теме “ Животные в зоопарке” для учащихся...
план урока во 2 классе
Вашему вниманию предлагается план-конспект урока английского языка по теме “ Животные в зоопарке” для учащихся...
План урока для 3 класса по УМК “Английский язык 3” Ю. А. Комаровой, И.В. Ларионовой по теме: Внешность человека
Разработка урока для 3 класса с использованием ЭОР....
План урока в 3 классе по теме "Мы ищем друзей по переписке" к УМК М.З. Биболетовой
Урок по теме "Мы ищем друзей по переписке" можно назвать обобщающим, в нем я постаралась объединить всё,чему учащиеся научились за несколько предыдущих уроков по теме "Почта". Своей задачей я ставила ...