Рабочая программа по изо 1-4класс
рабочая программа (изобразительное искусство) по теме

Медведева Наталья Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_1-4klass.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Изобразительное искусство »

1-4 КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов создана на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., рабочие  программы  начального общего образования по изобразительному искусству и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М. Неменского,  М. Просвещение 2011.

 Цели курса:

•        воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной Росси и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

•        развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества и художественной деятельности;

•        освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

•        овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретения опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

•        совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

•        развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура)

•        формирование навыков работы с различными художественными материалами

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Тамбовская СОШ

Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объёме совпадает с авторской программой по предмету, поэтому в программу изменения не внесены.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час. Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован для наполнения содержательных линий предмета.

В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов (по 33 часа в 1, по 34 часа во 2, 3 и 4-м классах) Часы резерва (35 часов)  распределены следующим образом: в 1 классе (8 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; во 2 классе (11 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; в 3 классе (10 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; в 4 классе (6 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью». Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством родного края, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. В программу включены варианты  тем,  изделий с учетом регионального компонента (1-й год обучения - 8тем);   (2-й год обучения - 7тем);   (3-й год обучения - 7тем);    (4-й год обучения - 7тем).                      

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Формы организации учебной деятельности, виды и типы уроков

Для реализации рабочей программы на уроках  используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: проблемно-поисковое, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: проблемные, наглядно-образные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые индивидуальные карточки, схемы-опоры, памятки, тесты,  демонстрационный материал, таблицы. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа.

Содержание тем учебного курса 1-4-го г.г обучения

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами в 1- м классе: 

  • Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
  • Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
  • Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
  • Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу

Дидактические единицы, реализуемые в программе 1-го года обучения

Мир изобразительных (пластических) искусств (5 ч)

Художественный язык изобразительного искусства (8 ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 20 (из них  8 из резерва)

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 2-м классе:

  • Чем и как работают художники
  • Реальность и фантазия
  • О чём говорит искусство
  • Как говорит искусство

Дидактические единицы, реализуемые в программе 2-го года обучения

Мир изобразительных (пластических) искусств (5 ч)

Художественный язык изобразительного искусства (5 ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 24  (из них  11 из резерва)

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 3-м классе:

  • Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме
  • Искусство на улицах твоего города
  • Художник и зрелище
  • Художник и музей

Дидактические единицы, реализуемые в программе 3-го года обучения:

Мир изобразительных (пластических) искусств (7 ч)

Художественный язык изобразительного искусства ( 5ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 22 (из них 10 из резерва)

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 4-м классе:

  • Каждый народ – художник. Истоки родного искусства
  • Древние города нашей земли
  • Каждый народ – художник

Дидактические единицы, реализуемые в программе 4-го года обучения:

Мир изобразительных (пластических) искусств (8 ч)

Художественный язык изобразительного искусства (7 ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 19 (из них 6  из резерва)

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

 В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного ис-кусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • ведущие художественные музеи России;

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения)

Требования к уровню подготовки учащихся 1  классов

(базовый уровень) Учащиеся 1 классов должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
    уметь:
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-
    прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю
страциях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Требования к уровню подготовки учащихся  2 классов

(базовый  уровень) Учащиеся  2 классов должны уметь:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
  • использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  • выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в

            художественном изделии;

  • моделировать предметы бытового окружения человека;
  • применить навыки несложных зарисовок с натуры;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок,
               сделанных на природе;
  • сформулировать замысел;
  • построить несложную композицию;
  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  • анализировать результаты сравнения;
  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные
               техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин;
  • передавать настроение в собственной творческой работе

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень)

Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

•        имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про
изведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

Ученики должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной

           творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению),

           в    иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной,    ценностноориентационной, рефлексивной.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)

Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России;
  • известные центры народных художественных ремесел России;

Ученики должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета
  • применять основные средства творческой деятельности: в рисунке и живописи к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникатиьной. рефлексивной.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Список методической литературы

Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского , М. Просвещение 2011

Л.А.Неменская Изобразительное искусство «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Учебник для 1 класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ  Москва «Просвещение» 2010 г

Е.И. Коротеева «Искусство и ты» Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школыРекомендовано Мин. Обр. и науки РФ  Москва «Просвещение» 2010 г

М.Т. Ломоносова Л.А.Неменская «Искусство вокруг нас» Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ  Москва «Просвещение» 2010 г

Л.А.Неменская «Каждый народ-художник» Учебник для 4класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ доработанное Москва «Просвещение» 2010 г

Основная литература:

Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского , М. Просвещение 2011

Л.А.Неменская Изобразительное искусство «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Учебник для 1 класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ  Москва «Просвещение» 2010 г

Е.И. Коротеева «Искусство и ты» Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школыРекомендовано Мин. Обр. и науки РФ  Москва «Просвещение» 2010 г

М.Т. Ломоносова Л.А.Неменская «Искусство вокруг нас» Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ  Москва «Просвещение» 2010 г

Л.А.Неменская «Каждый народ-художник» Учебник для 4класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ доработанное Москва «Просвещение» 2010 г

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

                                                         ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Телевизор
  • Видеомагнитофон (DVD)
  • Диапроектор
  • Экран
  • Музыкальный центр
  • Компьютер

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования (2 набора)
  • Коллекция насекомых для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

  • Дымковские игрушки
  • Гжель
  • Слайды картин В. Васнецова
  • Слайды иллюстраций И. Билибина
  • Слайды картин отечественных художников
  • Западно-европейское искусство нового времени
  • Русское искусство 18 века. Архитектура
  • Изобразительное искусство начала 20 века
  • Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее
  • Старинные русские работы из бисера
  • Хохлома - древнее и вечно живое
  • Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа
  • Исаакиевский собор
  • Павловский дворец
  • Фактура в природе и в народном искусстве
  • Мир животных в изобразительном искусстве
  • Русское искусство 18 века. Скульптура

Видеоматериалы

  • Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
  • Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
  • Видеоэкскурсия в Мурманском краеведческом музее
  • Используются видеоматериалы из фонда ИМЦ (по необходимости)

Развивающие  и обучающие программы по изодеятельности на электронных носителях

  • Кольский Север: история и культура (П. Утков, П. Фёдоров)
  • Искусство Кольского Севера (В.Н.Бубенцов, В.У.Плюхин)
  • Гжель
  • Жостово
  • Городец
  • Тим и Тишка спасают шедевры Эрмитажа
  • Лаковая миниатюра
  • Шедевры Русской Живописи
  • Фактура. Форма. Весёлая каллиграфия
  • Древний мир. Иллюстративный материал по курсу МХК
  • Волшебные превращения
  • Азбука Искусства
  • Учимся рисовать
  • Весёлая геометрия
  • Тематические презентации выполненные учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Окружающему миру", 4класс

Рабочая программа , 4класс, Плешаков...

Рабочая программа по "Литературному чтению", 4класс

Рабочая прграмма, 4класс, Климанова...

Рабочая программа по "Русскому языку", 4класс

Рабочая прграмма, 4класс, Рамзаева...

Рабочая программа по литературному чтению 4класс ОС "Школа 2100" Р.Н. Бунеев ,Е.В.Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет  общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100»  рекомендуемой М...

Рабочая программа по русскому языку 4класс

Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 4 класса автора Т. Г.Рамзаевой...