Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Чернова Ольга Владимировна

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ГПД может стать необычным решением задачи творческого развития детей.   Лепка способствует: развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, а также  восстанавливает  душевное равновесие, т.е. оказывает на человека определенное психотерапевтическое воздействие.                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства.                                                                                                        

И так, для начала вспомним основные понятия.

Что же из себя представляет пластилин?

Искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Ранее изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен(ВМПЭ), поливинилхлорид (ПВХ), каучуки и другие высокотехнологичные материалы.

А лепка из пластилина- это вид искусства, который доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Лепка способствует: развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, а также  восстанавливает  душевное равновесие, т.е. оказывает на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Занятия лепкой развивают: художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Так что же такое пластилинография?

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Можно ли сказать , что занятия пластилинографией актуально в 21 веке?

Да, актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти уроки  дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.

Конечно, каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ГПД может стать необычным решением задачи творческого развития детей.                                

Можно выделить несколько особенностей работы с пластилином:

·          мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);

·          работа идёт сразу в цвете;

·          позволяет создавать дополнительные цвета;

·          материал практически не требует дополнительной подготовки;

·          позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;

·          при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

Для многих, возможно, будет важен тот факт, что данное творчество по

праву можно назвать экономичным.

Материалы для создания пластилиновой картины:

- картон с контурным рисунком;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- стеки;

- бросовый и природный материалы.

Для меня основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

-  развитие мелкой моторики;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие эмоций и фантазии.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Девиз : придумывайте и реализуйте!

Аппликация на стекле. Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно – еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона. Увы, но в таком случае,  на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина. С детьми начальной школы, я использую именно этот способ. Готовые детские работы, помещаем в файл и собираем в папку «Творчески работы ученика».  

Лепка может быть настолько разнообразна, что каждый может дать волю своей фантазии:

- аппликация из целых деталей.

- аппликация из пластилиновых жгутиков,

- аппликация из пластилиновых шариков (пластилиновая мозаика),

- аппликация на стекле,

- необычный вид аппликации -  аппликация на дисках  (DVD,CD и т.п.).

Я бы дала следующие рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

*Хранить аппликации, сделанные на картоне можно в обычных файлах из пленки и подшивать в папку.

Я увлеклась данным творчеством два года назад.

Во второй половине дня, после уроков, надо было занять детей каким-нибудь творчеством, которое не только бы заинтересовало детей, но и увлекло бы их за собой в «мир новых открытий». Для нас таким открытием стало занятие пластилинографией.

При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Попробуйте и вам понравится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства в ГБОУ "Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи" (заочное путешествие)

Только в музейной коллекции происходит настоящее осмысление, что наряду с живописью, графикой и скульптурой существует полноценный художественный мир декоративно-прикладного искусства. Данная му...

Роль декоративно – прикладного искусства у подростков на уроках изобразительного искусства в средней школе

Народное искусство в воспитании детей. Развитие гармонично - творческой личности очень сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного творчества переоценить ...

План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"

Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

«Декоративно-прикладное искусство и человек» конспект + презентация к урокам изобразительного искусства в 4 классе

1. ФИО Донюш Мария Михайловна2. Место работы ГБОУ "школа №1161"3. Должность учитель изо4. Предмет изобразительное искусство5. Класс 4Программа: «Изобразительное искусство» Тема урока:«Декоративно...

Тетрадь по изобразительному искусству «Декоративно-прикладное искусство»

Тетрадь по изобразительному искусству «Декоративно-прикладное искусство» содержит очень краткое описание видов ДПИ  и небольшие упражнения. Тетрадь содержит задания  для учащихся...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...