Рабочая программа для 3 класса ( по УМК"Школа России")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Сердюкова Лариса Викторовна

Представленный материал создан на основе «Программы  общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 – 4)» (Москва, «Просвещение», 2008) и  является вариативной относительно основных общеобразовательных программ. Рабочая программа оснащена УМК "Школа России" и рекомендована для применения в 3 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/М.М.Андреева/

«______» ______________ 2012 г.

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Л.Н.Гафурова/

«______» ______________ 2012 г.

приказ от __________ № _______

СОГЛАСОВАНО

 на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 2012 г.

Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»

__________/Маскаева О.В./

Рабочая программа

учебного предмета   «Изобразительное  искусство»

для  3 класса

Составитель:

Сердюкова Л.В., учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Воскресенск,

2012 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе «Программ  общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 – 4)» (Москва, «Просвещение», 2004) и  является вариативной относительно основных общеобразовательных программ.

Рабочая программа  рассчитана на  реализацию в  третьем коррекционном классе (дети с задержкой психического развития)  сроком в 1 год.

В ходе работы по данной программе учитель может пользоваться учебником для педагогических заведений: В.С.Кузин. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе» (Москва, «Агар», 2000 г).

Рабочая программа «Изобразительное искусство» соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отображает один из видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отображения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогают детям познавать окружающий мир, видеть его красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений художественного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основными задачами преподавания являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями  работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для реализации поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:

-рисование с натуры (рисунок, живопись);

- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

- декоративная работа;

- лепка;

- аппликация с элементами дизайна;

- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Занятия тесно связаны друг с другом и проводятся на протяжении всего учебного года с учетом времен года и интересами учащихся.

В основу программы положены:

- тематический принцип планирования учебного материала – отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства – отвечающий принципу доступности;

- система учебно – творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, трудовое обучение, ознакомление с окружающим миром);

- соблюдение преемственности в изобразительном  творчестве;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально – эстетического и нравственно – оценочного отношения к действительности.

Для выполнения творческих заданий учащимся следует советовать использовать : карандаш, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, цветные мелки и другое.

Следует обогащать занятия показом репродукций и кинофильмов, проведение экскурсий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(по  авторской  программе: автор -  В.С.Кузин)

№ п\п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

1.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

10 часов

2.

Рисование на темы

8 часов

3.

Декоративная работа

7  часов

4.

Лепка

3  часа

5.

Аппликация

2 часа

6.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4 часа

7.

Итого:

34  часа

В соответствии с базисным учебным планом  2002 года для специальных (коррекционных) классов   7 вида и учебным планом  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», на изучение предмета «Изобразительное искусство » в 3 коррекционно – развивающем классе выделено   34  часа (1 час в неделю). Это совпадает с рекомендуемой авторской программой, но учитывая  психические и  физические особенности детей, обучающихся в классе КРО,  количество часов на изучаемые темы было изменено следующим образом:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(по рабочей программе, в соответствии с базисным учебным планом)

№ п\п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Шифр в  КТП

1.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

8 часов

Н

2.

Рисование на темы

11 часов

Т

3.

Декоративная работа

8  часов

Д

4.

Лепка

3  часа

Л

5.

Аппликация

2 часа

А

6.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

2 часа

7.

Итого:

34  часа


СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/М.М.Андреева/

«______» ______________ 2012г.

Календарно- тематическое планирование

по изобразительному искусству

на 2012 - 2013 учебный год.

(Автор программы- В.С. Кузин)

№ п/п

Дата проведения урока

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Повторение

Практическая часть

Примечание

1.

1 Т.

Обобщающая беседа по теме: «Как я провёл лето». Рисование на тему «Прощание с летом».

2.

1Н.

Рисование с натуры листьев деревьев. Листопад. Рассматривание листьев разных деревьев. Установление алгоритма рисования листа дерева.

3.

1 Д.

Декоративная работа. Осенний узор на посуде. Демократическая беседа: «Какая бывает посуда».

4.

2 Т.

Рисование по памяти. Дары осеннего сада и огорода. Отгадывание загадок о фруктах и овощах.

5.

2 Д.

Декоративная работа. Русская матрёшка в осеннем уборе. Определение составляющих частей матрёшки, установление порядка их воспроизведения в работе.  

6.

3Т.

Рисование по памяти. Рисование животного. Правило перспективы.

7.

2Н.

Рисование с натуры. Моя любимая игрушка. Беседа по теме: «Мой игрушечный друг».

8.

4Т.

Иллюстрирование сказки А.Толстого « Золотой ключик, или приключения Буратино». Определение главных персонажей сказки, выбор наиболее интересного для прорисовки.

9.

3Д.

Декоративная работа. Мы осенью готовимся к зиме. Беседа по теме: «К нам зима шагает».

10.

5 Т.

Иллюстрирование сказок Э. Успенского. Выбор персонажа, определение последовательности работы над иллюстрацией.

11.

6Т.

Иллюстрирование русских народных сказок. Викторина: «Знаток русских народных сказок».

12.

7Т.

Рисование на тему «В сказочном подводном мире». Ознакомительная беседа с разными сказками морской тематики.

13.

4Д.

Декоративная работа. Сказочный букет из Гжели. Ознакомительная беседа о мастерах из Гжели.

14.

5Д.

Декоративная работа. Сказочный букет из Жостова. Рассматривание разных видов росписи Жостовских подносов.

15.

1А.

Аппликация. Готовим наряд для новогодней ёлки. Отгадывание загадок о Новом годе.

16.

8Т.

Рисование на тему «Зимняя сказка»

17.

3Н.

Рисование по памяти. Русское зодчество. Ознакомительная беседа о зодчестве, его роль в русской культуре.

18.

1Л.

Лепка. Весёлые игрушки.

19.

6Д.

Декоративная работа. Хохломские узоры. Рассматривание работ мастеров Хохломской росписи, соотнесение, анализ, установление алгоритма работы над узором.

20.

7Д.

Декоративная работа. Платок твоей мамы.

21.

2А.

Аппликация. Красота в быту людей. Эстетическая беседа «Красота спасёт мир».

22.

8Д.

Декоративная работа. Эскиз открытки или закладки. Рассказ по теме: «Откуда появилась открытка».

23.

4Н.

Рисование по памяти. Домашние животные в жизни людей. Беседа «Роль животных в жизни людей».

24.

2Л.

Лепка. Забота человека о животных. Обобщение знаний  о рассказах, героями которых являются животные.

25.

3Л.

Лепка. Животные из сказки.

26.

5Н.

Беседа о семье, родных и близких. Портрет моей мамы. Беседа: «Мамочка, милая моя».

27.

6Н.

Портрет человека, с которым мне интересно.

28.

7Н.

Рисование на тему «Полёт на другую планету»

29.

Беседа о сезонных изменениях в природе. Разгадывание загадок о временах года. Мини- зарисовки.

30.

8Н.

Рисование с натуры. Солнечный букет. Весенние цветы.

31.

9Т.

Рисование на тему « Весеннее солнце».

32.

10Т.

Рисование на тему «Весенние праздники».

33.

2.

Беседа на тему: «Скоро солнце, скоро лето!».Мини – зарисовки.

34.

11Т.

Рисование на тему: «Летний калейдоскоп».


Требования к уровню подготовки учащихся

по изобразительному искусству

на третьем году обучения:

К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны иметь представление о:

- композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;

К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны усвоить:

- понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура»;

- простейшие правила смешения основных красок для получения более теплого или более холодного оттенков;

- доступные сведения  о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России;

- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов – Майдана.

К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны у меть:

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, какие чувства вызвала картина);

-чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

- сравнивать свой рисунок  с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, цвет;

- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в предмете;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

-  чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

-  использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

- творчески применять простейшие приемы народной росписи;

- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи  «радостных» цветов в декоративной композиции;

- расписывать готовые изделия согласно эскизу;

- применять навыки декоративного  оформления  в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков

по изобразительному искусству

 применительно к различным формам контроля знаний:

Оценка «5» ставится учащемуся, если:

-  работа выполнена полностью, аккуратно, творчески;

- сдана педагогу в срок.

Оценка  «4» ставится учащемуся, если

- работа выполнена полностью, но имеются некоторые недочеты в оформлении (неаккуратность, есть  незначительные отклонения в передаче форм и цвета предложенного произведения искусства);

- нарушен  ритм  предметов в круге, прямоугольнике, полосе;

- работа сдана педагогу в срок.

Оценка «3» ставится ученику, если:

- нет творческого подхода в создании и оформлении композиции;

- не соблюдена  последовательное выполнения  рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

- нет  гармоничного  сочетания  цветов в окраске предметов, изящества их форм, очертаний;

- не использованы  особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

-  готовые изделия не расписаны согласно эскизу;

-  не соблюдены простейшие правила смешения основных красок для получения более теплого или более холодного оттенков;

-  работа сдана педагогу в срок.

Оценка «2» ставится ученику, если:

- работа не сдана педагогу в срок;

- работа сдана, но:

Не аккуратна, нет творческого развития сюжетной линии художественного произведения; не соблюдаются простейшие правила оформления художественной работы; отсутствует схожесть с образцом; нет симметрии, очертаний и форм предполагаемого предмета, не соблюдена основная последовательность выполнения рисунка  (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

Литература

  1. ФГОС;

  1. О.И. Дмитриева , Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану:3класс, М.:ВАКО,2009г;

  1. Л.М. Садкова «Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы» Волгоград: Учитель, 2006г.

Учебно-методический комплекс:

1.Учебник  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 класс, М: Дрофа, 2005г.;

2.Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкина. Волгоград: Учитель, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс литературное чтение Школа России

Рабочая программа разработана на основе ФГОС по УМК "Школа России". Структура соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа 1 класс ФГОС УМК Школа России.

Представляю Вашему вниманию рабочие программы для 1 класса УМК Школа России: Обучение грамоте (письмо), Обучение грамоте (чтение), Математика, Окружающий мир, Технология, ИЗО, физическая культура, Рус...

рабочая программа 1 класс - математика ФГОС "Школа России"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная   школа №2»,г. Юхнов Юхновского района Калужской области...

Рабочая программа 1 класс Изобразительное искусство "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образовани...

рабочие программы 4 класс ФГОС УМК "Школа России"

Мои рабочие программы по всем предметам....

Рабочие программы 3 класс по ФГОС школа России

Рабочие программы по предметам ( 3 класс).1. Математика.2.Окружающий мир.3. Технология.4. Русский язык.5.Литературное чтение....