Рабочая программа для 3 класса ( по УМК"Школа России")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Представленный материал создан на основе «Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 – 4)» (Москва, «Просвещение», 2008) и является вариативной относительно основных общеобразовательных программ. Рабочая программа оснащена УМК "Школа России" и рекомендована для применения в 3 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/М.М.Андреева/ «______» ______________ 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Л.Н.Гафурова/ «______» ______________ 2012 г. приказ от __________ № _______ |
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 2012 г.
Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»
__________/Маскаева О.В./
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для 3 класса
Составитель:
Сердюкова Л.В., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск,
2012 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе «Программ общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 – 4)» (Москва, «Просвещение», 2004) и является вариативной относительно основных общеобразовательных программ.
Рабочая программа рассчитана на реализацию в третьем коррекционном классе (дети с задержкой психического развития) сроком в 1 год.
В ходе работы по данной программе учитель может пользоваться учебником для педагогических заведений: В.С.Кузин. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе» (Москва, «Агар», 2000 г).
Рабочая программа «Изобразительное искусство» соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отображает один из видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отображения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогают детям познавать окружающий мир, видеть его красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений художественного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Основными задачами преподавания являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для реализации поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:
-рисование с натуры (рисунок, живопись);
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
- декоративная работа;
- лепка;
- аппликация с элементами дизайна;
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Занятия тесно связаны друг с другом и проводятся на протяжении всего учебного года с учетом времен года и интересами учащихся.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала – отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства – отвечающий принципу доступности;
- система учебно – творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, трудовое обучение, ознакомление с окружающим миром);
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально – эстетического и нравственно – оценочного отношения к действительности.
Для выполнения творческих заданий учащимся следует советовать использовать : карандаш, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, цветные мелки и другое.
Следует обогащать занятия показом репродукций и кинофильмов, проведение экскурсий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(по авторской программе: автор - В.С.Кузин)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 10 часов |
2. | Рисование на темы | 8 часов |
3. | Декоративная работа | 7 часов |
4. | Лепка | 3 часа |
5. | Аппликация | 2 часа |
6. | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 часа |
7. | Итого: | 34 часа |
В соответствии с базисным учебным планом 2002 года для специальных (коррекционных) классов 7 вида и учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», на изучение предмета «Изобразительное искусство » в 3 коррекционно – развивающем классе выделено 34 часа (1 час в неделю). Это совпадает с рекомендуемой авторской программой, но учитывая психические и физические особенности детей, обучающихся в классе КРО, количество часов на изучаемые темы было изменено следующим образом:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(по рабочей программе, в соответствии с базисным учебным планом)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Шифр в КТП |
1. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 8 часов | Н |
2. | Рисование на темы | 11 часов | Т |
3. | Декоративная работа | 8 часов | Д |
4. | Лепка | 3 часа | Л |
5. | Аппликация | 2 часа | А |
6. | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 2 часа | |
7. | Итого: | 34 часа |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/М.М.Андреева/
«______» ______________ 2012г.
Календарно- тематическое планирование
по изобразительному искусству
на 2012 - 2013 учебный год.
(Автор программы- В.С. Кузин)
№ п/п | Дата проведения урока | № урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение | Практическая часть | Примечание |
1. | 1 Т. | Обобщающая беседа по теме: «Как я провёл лето». Рисование на тему «Прощание с летом». | ||||
2. | 1Н. | Рисование с натуры листьев деревьев. Листопад. Рассматривание листьев разных деревьев. Установление алгоритма рисования листа дерева. | ||||
3. | 1 Д. | Декоративная работа. Осенний узор на посуде. Демократическая беседа: «Какая бывает посуда». | ||||
4. | 2 Т. | Рисование по памяти. Дары осеннего сада и огорода. Отгадывание загадок о фруктах и овощах. | ||||
5. | 2 Д. | Декоративная работа. Русская матрёшка в осеннем уборе. Определение составляющих частей матрёшки, установление порядка их воспроизведения в работе. | ||||
6. | 3Т. | Рисование по памяти. Рисование животного. Правило перспективы. | ||||
7. | 2Н. | Рисование с натуры. Моя любимая игрушка. Беседа по теме: «Мой игрушечный друг». | ||||
8. | 4Т. | Иллюстрирование сказки А.Толстого « Золотой ключик, или приключения Буратино». Определение главных персонажей сказки, выбор наиболее интересного для прорисовки. | ||||
9. | 3Д. | Декоративная работа. Мы осенью готовимся к зиме. Беседа по теме: «К нам зима шагает». | ||||
10. | 5 Т. | Иллюстрирование сказок Э. Успенского. Выбор персонажа, определение последовательности работы над иллюстрацией. | ||||
11. | 6Т. | Иллюстрирование русских народных сказок. Викторина: «Знаток русских народных сказок». | ||||
12. | 7Т. | Рисование на тему «В сказочном подводном мире». Ознакомительная беседа с разными сказками морской тематики. | ||||
13. | 4Д. | Декоративная работа. Сказочный букет из Гжели. Ознакомительная беседа о мастерах из Гжели. | ||||
14. | 5Д. | Декоративная работа. Сказочный букет из Жостова. Рассматривание разных видов росписи Жостовских подносов. | ||||
15. | 1А. | Аппликация. Готовим наряд для новогодней ёлки. Отгадывание загадок о Новом годе. | ||||
16. | 8Т. | Рисование на тему «Зимняя сказка» | ||||
17. | 3Н. | Рисование по памяти. Русское зодчество. Ознакомительная беседа о зодчестве, его роль в русской культуре. | ||||
18. | 1Л. | Лепка. Весёлые игрушки. | ||||
19. | 6Д. | Декоративная работа. Хохломские узоры. Рассматривание работ мастеров Хохломской росписи, соотнесение, анализ, установление алгоритма работы над узором. | ||||
20. | 7Д. | Декоративная работа. Платок твоей мамы. | ||||
21. | 2А. | Аппликация. Красота в быту людей. Эстетическая беседа «Красота спасёт мир». | ||||
22. | 8Д. | Декоративная работа. Эскиз открытки или закладки. Рассказ по теме: «Откуда появилась открытка». | ||||
23. | 4Н. | Рисование по памяти. Домашние животные в жизни людей. Беседа «Роль животных в жизни людей». | ||||
24. | 2Л. | Лепка. Забота человека о животных. Обобщение знаний о рассказах, героями которых являются животные. | ||||
25. | 3Л. | Лепка. Животные из сказки. | ||||
26. | 5Н. | Беседа о семье, родных и близких. Портрет моей мамы. Беседа: «Мамочка, милая моя». | ||||
27. | 6Н. | Портрет человека, с которым мне интересно. | ||||
28. | 7Н. | Рисование на тему «Полёт на другую планету» | ||||
29. | Беседа о сезонных изменениях в природе. Разгадывание загадок о временах года. Мини- зарисовки. | |||||
30. | 8Н. | Рисование с натуры. Солнечный букет. Весенние цветы. | ||||
31. | 9Т. | Рисование на тему « Весеннее солнце». | ||||
32. | 10Т. | Рисование на тему «Весенние праздники». | ||||
33. | 2. | Беседа на тему: «Скоро солнце, скоро лето!».Мини – зарисовки. | ||||
34. | 11Т. | Рисование на тему: «Летний калейдоскоп». |
Требования к уровню подготовки учащихся
по изобразительному искусству
на третьем году обучения:
К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны иметь представление о:
- композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;
К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны усвоить:
- понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура»;
- простейшие правила смешения основных красок для получения более теплого или более холодного оттенков;
- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России;
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов – Майдана.
К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны у меть:
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, какие чувства вызвала картина);
-чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в предмете;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков
по изобразительному искусству
применительно к различным формам контроля знаний:
Оценка «5» ставится учащемуся, если:
- работа выполнена полностью, аккуратно, творчески;
- сдана педагогу в срок.
Оценка «4» ставится учащемуся, если
- работа выполнена полностью, но имеются некоторые недочеты в оформлении (неаккуратность, есть незначительные отклонения в передаче форм и цвета предложенного произведения искусства);
- нарушен ритм предметов в круге, прямоугольнике, полосе;
- работа сдана педагогу в срок.
Оценка «3» ставится ученику, если:
- нет творческого подхода в создании и оформлении композиции;
- не соблюдена последовательное выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- нет гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, изящества их форм, очертаний;
- не использованы особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- готовые изделия не расписаны согласно эскизу;
- не соблюдены простейшие правила смешения основных красок для получения более теплого или более холодного оттенков;
- работа сдана педагогу в срок.
Оценка «2» ставится ученику, если:
- работа не сдана педагогу в срок;
- работа сдана, но:
Не аккуратна, нет творческого развития сюжетной линии художественного произведения; не соблюдаются простейшие правила оформления художественной работы; отсутствует схожесть с образцом; нет симметрии, очертаний и форм предполагаемого предмета, не соблюдена основная последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).
Литература
- ФГОС;
- О.И. Дмитриева , Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану:3класс, М.:ВАКО,2009г;
- Л.М. Садкова «Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы» Волгоград: Учитель, 2006г.
Учебно-методический комплекс:
1.Учебник Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 класс, М: Дрофа, 2005г.;
2.Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкина. Волгоград: Учитель, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класс литературное чтение Школа России
Рабочая программа разработана на основе ФГОС по УМК "Школа России". Структура соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа 1 класс ФГОС УМК Школа России.
Представляю Вашему вниманию рабочие программы для 1 класса УМК Школа России: Обучение грамоте (письмо), Обучение грамоте (чтение), Математика, Окружающий мир, Технология, ИЗО, физическая культура, Рус...
рабочая программа 1 класс - математика ФГОС "Школа России"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»,г. Юхнов Юхновского района Калужской области...
Рабочая программа 1 класс Изобразительное искусство "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образовани...
рабочие программы 4 класс ФГОС УМК "Школа России"
моя рабочая программа...
рабочие программы 4 класс ФГОС УМК "Школа России"
Мои рабочие программы по всем предметам....
Рабочие программы 3 класс по ФГОС школа России
Рабочие программы по предметам ( 3 класс).1. Математика.2.Окружающий мир.3. Технология.4. Русский язык.5.Литературное чтение....