Изучение русских народных промыслов
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Орлова Елена Геннадиевна

 

Продолжительность урока:  два урока по 40 мин.

Для  урока  необходимы костюмы: Городецкий, Хохлома, Гжель

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkryt_urok_narodnye_remyosla.zip256.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Тема урока: 

« Дарите детям - красоту. Изучение русских народных промыслов».

Цель урока: знакомство детей с русскими народными промыслами.

Задачи:   1. Способствовать формированию художественного вкуса.

                2. Развитие эстетического отношения детей к профессиональному и народному            искусству, природе, окружающей действительности.

3. Возрождение традиций народных промыслов.

  4. Воспитание у детей интереса к русской культуре.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации обучения: 1. фронтальная

2. индивидуальная

3.бригадная.

Межпредметные связи: история, география, литература, краеведение.

 Оснащение:          1. карта России, с обозначением мест промыслов.

2. предметы русских народных промыслов.

3.картинки, плакаты с изображением изделий промысла.

4.ширма для показа кукольного балагана.

ХОД УРОКА.

1.Вступление.

Учитель:  Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире, который называется НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ. Вы уже встречались с этим искусством, когда мама пела вам колыбельную, а ей пела ее бабушка, а той прабабушка. И часто мы не знаем ни автора слов, ни автора музыки, мы просто называем их народными, т. е. Сочиненными народом и переданными нам через поколения. Ребенок растет, и появляются в его жизни первые потешки, игры- забавы, пословицы, поговорки, которые тоже сочинил народ. Вспомним как мама или бабушка играла с вашими пальчиками:                Пальчик- мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил,

 С этим братцем щи варил,

 С этим братцем кашу ел,

  С этим братцем песни пел.

 Перебирает мама пальчики, целует их, дарит своему малышу  любовь и ласку, а с ней прививает и любовь к народному творчеству.

А какое дивное народное творчество - сказки. Кто из нас не засыпал под мамину сказку. У кого не захватывало дух от чудес и волшебства этих сказок.

Народное искусство очень разностороннее. Мы с вами сегодня рассмотрим декоративно- прикладное искусство, вернее его маленькую толику это народные промыслы.

2. Повторение пройденного материала.

Для начала давайте с вами повторим, что же такое декоративно - прикладное искусство.

От какого слова происходит и что означает слово ДЕКОРАТИВНО? (украшать)

Теперь вспомним, что же такое ПРИКЛАДНОЕ (не основное, а приложенное к чему - либо).

Итог: ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ - это искусство украшать что - либо. Разбирая промыслы, мы увидим, для чего был предназначен каждый из них. Один украшал посуду,

другой одежду, тритий домашнюю утварь. А что же такое промысел?

3. Объяснение новой темы.

Промышлять, значит добывать. Раньше, когда промыслы только возникали, основное их назначение было прокормить хозяина, добыть средства существования. Вот и пошло

название - народные промыслы.

Возникновение промыслов идет из глубинки, из русской деревни, где почти не оставалось времени на досуг и забавы. Но потребность в прекрасном, в созерцании красоты, заложена в человеке природой. Отсюда и изделия промыслов  в основном предметы утвари: посуда, прялки, колыбельки, коромысло и т.д. То, что все время перед глазами, на что не надо тратить особого времени для созерцания красоты. Эти красивые предметы несут заряд бодрости, хорошее настроение, радуют глаз и в то же время помогают в труде. Жили народные умельцы в глухих деревеньках, небольших городах и свои изделия возили продавать на ярмарку. Раскупались на ярмарке копеечные изделия, развозились по всей России. И каждый промысел стал славиться своей особенностью.

Звучит музыка (« Этой ярмарки краски...»)  

                 

Зазывала: Добрый день всем добрым людям.

                        Пусть веселым праздник будет.

                         Мы на ярмарке у нас

Очень рады видеть вас.

Ярмарка отличная, не совсем привычная

Там купцы и продавцы-

 Куклы необычные,

И товары все у них

Вовсе не фабричные.

Подходи, налетай, да товар разбирай!

Все вещи хороши

Выбирай их от души.

А кто не доволен таким товаром,

Слушай дальше мотай на ус.

Появляется девочка Гжель (слова  См. приложения). 

Учитель: Вот сколько интересного рассказала нам девица. Давайте с вами рассмотрим изделия этого промысла, найдем его характерные особенности, отличительные черты. А вначале найдем на карте, где же находится эта деревня Гжель?  60 км. от Москвы раскинулась Гжель. Давайте укажем на карте это место звездочкой.

Песня «О Гжели»

Рассказ учителя: В этой старинной подмосковной волости с 14 века возникло гончарное ремесло, но только во второй половине 18 века здесь московский купец Афанасий Гребенщиков строит керамическую фабрику. В это время в Гжели овладевают майоликой. Это и столовая посуда, и декоративные блюда, миски, кувшины и т. д. Гжельская посуда вначале украшалась многоцветной росписью по белой эмали. Просмотр рисунков. 

Сейчас вы бы даже не узнали, что это Гжель, однако такой она была в самом начале и называлась  майоликой (худ. керамика из цветной глины, покрытая непрозрачной глазурью). Сильным конкурентом гжельской майолике, довольно толстостенной и грубой, стал фаянс и фарфор. На рубеже 19 века в Гжели начали производить полу фаянс. Изменилась и роспись от многоцветья она переходит к синей поглазуренной росписи. Мастера бережно относятся к белому фону полуфаянса, игравшему роль второго цвета наравне с кобальтом.

Роспись Гжели достаточно условна, образна, декоративна. Листья и цветы лишь условно схожи с живыми растениями. Рисунок расположен так, что синей краской, выделяли край изделия в виде различных каемок, сеточек и т. д. Основной рисунок располагался в центре изделия, он был насыщен синей краской.

Расписывают посуду в ручную (см. рис.) просмотр изделий из Гжели.

           Зазывала:  Хороша посуда,

                                  Ничего не скажу,

 Но на ярмарке еще вам

  Кое- что я покажу.

 Звучит музыка «Во саду ли ...»

Появляется девочка  Хохлома (см.прил.)

Игра с ложками.

Рассказ учителя: Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Еще в 16 веке при Иване Грозном зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды. Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно, древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой - варенным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Хохломские изделия были дешевы и прочны в употреблении, покрывающий их лак выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи. Как же это достигалось? Техника хохломской росписи связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Белые неокрашенные изделия - чашки, миски, солонки - так называемое «белье» - сначала просушивали, затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывалось изделие в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли 3-4 раза. Проолифленные предметы были готовы к полуде. В целях экономии дорогостоящего золота мастера древней Руси закрашивали фон серебром. Затем после окончания живописных работ покрывали поверхность лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающиеся сквозь нее серебро тоже отливало золотом. Однако для украшения посуды, которой пользовались, каждый день серебро было слишком дорогим материалом. Поэтому вместо серебра хохломские художники стали применять олово. После всех этих  подготовительных операций вещь начинали расписывать. По проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Изготовленные самими мастерами кисточки из хвоста белки или шерсти кошки были упругими и эластичными позволяли делать и очень широкие мазки и очень тонкие линии. Расписную вещь снова ставили закаливаться в горячую печь. В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок все свое искусство художники, направляли на изображение растительных форм или так называемого травного орнамента. Гибкие волнистые стебли с листьями ягодами цветами. Черно- красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, а вместе с тем праздничность и нарядность.

Зазывала: Ой, вы, еси красны девицы

                          Слушайте да глядите

                          Да не говорите, что

                          Слыхом не слыхивали и видом не видывали!

                           Только нужно поспешить,

                          Чтоб людей не насмешить.

                          Есть на ярмарке у нас

                          Чудеса ещё для вас.

Появляется девочка в Городецком костюме  и читает стихотворение  (см. приложение)

Исполняется танец

Рассказ учителя:

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине 19 века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Издавна Городецкие мастера расписывали деревянные предметы: тарелки, стулья, шкатулки…Особой известностью пользовались Городецкие прялки, в большом количестве продавались на Нижегодской ярмарке и расходились по всей России.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой - нибудь другой – так велико её разнообразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя Городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно лёгкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой Городецкой росписи можно считать её сюжетность.

Любимый распространённый герой росписи птица - символ счастья;

дерево- древо жизни; кони-женихи;  птицы-невесты, женщина.

    Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

   Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и чёрных цветов.

   В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму.

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия.

А люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают свой дом.

Учитель: Мы с вами познакомились с тремя древнейшими народными промыслами России - Гжель, Хохлома, Городецкой росписью. На карте золотыми звездочками отмечены места зарождения этих промыслов. Но это только маленькая частичка народных художественных промыслов России, которые известны не только у нас, но и за рубежом. Это и знаменитые Жостовские подносы, расписные шкатулки Палеха, Дымковские игрушки, Городецкая роспись, Павле - Посадские платки и многое, многое другое. На следующих занятиях мы познакомимся поближе и с другими промыслами.

 4.3акрепление материала.

         Зазывала: - Сначала проверим, как они запомнили эти, про которые мы им сегодня рассказывали.

Есть одна игра для вас -

Загадки говорю сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

1.Словно стая лебедей

Взмыла в небо синие

Расплылась Красота

В небе над Россией.

Нежно-голубое чудо

Разлилось словно трель,

 А зовется это чудо...

2.По полю, полю красному

 Вдруг расцвели цветы.

Невиданной, волшебной

Они все красоты

Узор тот весь из золота,

В изящных завитках.

Послушны кисти тонкие

У мастера в руках.

Красив и дивен промысел

Пришла краса в дома,

Тот промысел зовется

Златая...

3.Что за роспись есть такая

Вся гирляндочка в цветах

Есть и птица удалая

Хвост весь в перьях и цветах

5.  Практическая работа.

Учитель: Видишь, Ванятка, все ребята поняли, все правильно тебе ответили. А в завершение, чтобы ты не сомневался, мы разделим девочек на три команды: одна команда будет Гжель, другая Хохлома, третья Городец. И каждая из них распишет свое изделие.

Включается мелодичная  музыка

 Подготовьте рабочее место.

  1. Экономно расходуйте материалы.
  2. Работайте аккуратно.
  3. Закончив работу, уберите своё рабочее место.
  4. Работайте спокойно и дружно.

Гимнастика для глаз (физминутка)

Выполнять нужно без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7 раз.

1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).
2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4. Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

Просмотр изделий каждой команды. Подведение  итогов.

Учитель.

Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.

7. Контроль и оценка учителем работы учащихся.

Приложения

  « Городец »

Городецкие узоры

До чего же хороши!

Есть красивые бутоны,

Розы, птицы и цветы.

Красок много есть весёлых:

Жёлтый, красный, голубой,

А оживка создаётся краской белой, золотой.

«Гжель»

В некотором царстве,

В Российском государстве,

Недалеко от столицы;

Средь лесов, полей пшеницы.

Есть старинный город Гжель,

Там не знают слово лень.

Мастера и мастерицы в этом городе живут.

Ремесло, что им подвластно

Чудо-Гжели все зовут.

А родилось чудо это

Много-много лет назад:

В гжели мужики решили

Град прославить на свой лад.

Думали-подумали

Наконец придумали.

Нашли в родной сторонке

Глину чудесную белую-белую.

И приложили к ней руку умелую.

Стали из глины посуду лепить,

Стали её продавать и дарить.

Но ещё подумали

И опять придумали.

И на белой глине зацвели цветы,

Синие-пресиние дивной красоты.

Как посуда Гжели

Стала хороша.
Создавали чудо гжельцы не спеша.

Кисточкой умелой рядышком с цветком,

Завитки и сеточки ставили кругом.

Но рисунок синий был написан так,

Что не закрывал он белый фон никак.

Словно бы прозрачен синий был узор

Так же был прекрасен белый-белый фон.

Если мастер кисточку плотно прижимал:

Тёмно синий яркий цвет он получал.

Если же на кисточку сильно не давить:

Голубыми будут узоры выходить.

И совсем легонечко кисточкой веди:

Нежные и тонкие будут завитки.

Ой, и нарядная стала посуда,

Людям она полюбилась повсюду.

Стали в России посуду ту знать,

Чудо её Гжельское звать.

«Хохлома»

Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.

Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные промыслы в спортивных играх и забавах

Спортивное мероприятие включающее в себя лучшие традиции нашего народа...

Творческое развитие личности ребенка на примере знакомства с русскими народными промыслами.

Предлагаемая презентация поможет учителю приобщить учащихся к истокам русской народной культуры , познакомить с элементами художественной росписи , изучить богатство и самобытность русского народа....

Внеурочное мероприятие : «Русские народные промыслы. Расписные русские матрёшки»

Данный конспект разработан для проведения занятия по изобразительному искусству для учащихся 2 класса. Проведение занятия предполагает предварительную подготовительную работу с учащимися класса, а име...

Русские народные промыслы. Матрёшка.

В презентации к уроку представлена история возникновения одного из русских сувениров - матрёшки. Дается краткое описание  разных стилей росписи любимой народом игрушки:  сергиево-посадской, ...