рабочая программа внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Авторска программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorenko._programma_volshebnaya_kistochka.doc | 237 КБ |
oblozhka_na_volshebnuyu_kistochku.docx | 472.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихорецкий район
__________________________________________________________________________
Территориальный, административный округ(город, район, поселок)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия №6 города Тихорецка
муниципального образования Тихорецкого района
_________________________________________________________________________
(Полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол
№ 1 от 30. 08 2011 года
председатель педсовета
_____________ Е.Г.Посьмашная
подпись, печать ОУ ФИО
Рабочая программа внеурочной деятельности
Образовательная программа
по конкретным (изобразительным) видам внеурочной деятельности
______________________________________________________
(тип программы: комплексная/тематическая)
внеурочная деятельность учащихся «Волшебная кисточка»
______________________________________________________
(наименование)
1 год
____________________________________________________________________________________________________
(срок реализации программы)
1 класс (7 лет)
____________________________________________________________________________________________________
(возраст обучающихся)
Количество часов всего 33 часа в неделю 1 час
учитель изобразительного искусства Федоренко Елена Валериевна
ФИО учителя, составителя
- Пояснительная записка
Программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность, которая предназначена для внеурочной и кружковой работы с детьми младшего школьного возраста ( 1 класс) и рассчитана на 1 год обучения.
Актуальность программы
В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Задача педагога развить ребенка, как творческую личность, указать ему путь в «большое искусство», являясь посредником между собой и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое и неизведанное, душой ребенка.
Новизна программы.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Объясняя детям, что художник не глазами, а душой смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им. Необходимо подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Цель программы - развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
- Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от расположения листа бумаги, ее структуры);
- создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- формирование чувства цвета, формы;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
- содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за мольбертом, партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Структура программы.
Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
1.Образно-семантическое:
- раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств;
- развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимся художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения;
- раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла.
Обращение к различным видам искусства, разными способами, интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п.
2. Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков:
- сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео и аудио средств, интернета);
- систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.
Педагогу предлагается использовать методические приёмы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой (например, на уроке учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.)
3. Сравнительно-оценочное:
- развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов;
- формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.
Целесообразно на каждом занятии обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения, используя художественные термины.
4. Технологическое:
- обучение способам работы с различными художественными материалами в разных техниках исполнения;
- знакомство с различными нетрадиционными художественными приемами рисования, формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);
- формирование умений работы в коллективе и малых группах.
- обучение на природе – пленэр.
В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.
Объем часов и возрастная характеристика учащихся
Первый год обучения – 1 класс – 33 часа;
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей.
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, урок-экскурсия, пленэр, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
Программа носит и инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от самого простого к более сложному);
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Экскурсии, прогулки и пленэр позволяют учащимся параллельно с обучением и оздоравливаться
- Тематический план программы
№ | Наименование разделов/модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
аудиторные | внеаудиторные | аудиторные | внеаудиторные | аудиторные | внеаудиторные | аудиторные | внеаудиторные | ||||
1. | Знакомство с волшебными красками | 8 | 5 | 3 | |||||||
1.1 | Чем и как рисуют художники | 1 | Экскурсионно-краеведческая деятельность | ||||||||
1.2 | Три волшебных цвета | 1 | Коллективная деятельность | ||||||||
1.3 | Рудуга-дуга - все цвета собрала | 1 | Художественно-творческая деятельность | ||||||||
1.4 | Мои веселые ладошки | 1 | Регулятивно-игровая деятельность | ||||||||
1.5 | Бусинки для теплого солнышка | 1 | Коллективная и развлекательная деятельность | ||||||||
1.6 | Холодный дождик | 1 | Художественно-эстетическая деятельность | ||||||||
1.7 | Небесные переливы | 1 | Оздоровительная и познавательная деятельности | ||||||||
1.8 | Золотая осень | 1 | Экскурсионно-познавательная деятельность | ||||||||
2. | Художник любуется природой | 7 | 4 | 3 | |||||||
2.1 | Осенний день | 1 | Творческая деятельность | ||||||||
2.2 | Осенний натюрморт | 1 | Соревновательная, творческая деятельность | ||||||||
2.3 | Кленовый лист | 1 | Познавательная деятельность | ||||||||
2.4 | Капелька за капелькой | 1 | Коммуникативно-игровая деятельность | ||||||||
2.5 | Вкусно и полезно | 1 | Творческая-развлекательная деятельность | ||||||||
2.6 | Все краски осени | 1 | Оздоровительно- познавательная деятельность | ||||||||
2.7 | Царство деревьев | 1 | Проблемно-познавательная деятельность | ||||||||
3. | В гостях у сказки | 10 | 6 | 4 | |||||||
3.1 | Узоры деда Мороза | 1 | Познавательно-регулятивная деятельность | ||||||||
3.2 | Рождественский ангел | 1 | Духовно-нравственная деятельность | ||||||||
3.3 | Зимняя сказка | 1 | Оздоровительно-познавательная деятельность | ||||||||
3.4 | Замок Снежной Королевы | 1 | Интеллектуально-игровая деятельность | ||||||||
3.5 | Хрустальный город | 1 | Изобразительная деятельность | ||||||||
3.6 | Волшебные снежинки | 1 | Творческая деятельность | ||||||||
3.7 | Февральская лазурь | 1 | Экскурсионная деятельность | ||||||||
3.8 | Зимний пейзаж | 1 | Духовно-нравственная, экскурсионно-спортивная деятельность | ||||||||
3.9 | Сказочный зимний лес | 1 | Коммуникативная деятельность | ||||||||
3.10 | К нам спешит Весна-красна | 1 | Духовно-нравственная, развлекательно-оздоровительная деятельность | ||||||||
4. | Пробуждение красавицы Природы | 8 | 5 | 3 | |||||||
4.1 | Солнечный зайчик | 1 | Развлекательная деятельность | ||||||||
4.2 | Весенняя капель | 1 | Оздоровительно-познавательная деятельность | ||||||||
4.3 | Птичий переполох | 1 | Духовно-нравственная, коллективная деятельность | ||||||||
4.4 | Весенний букет | 1 | Оздоровительно-развлекательная деятельность | ||||||||
4.5 | Чудо-бабочка | 1 | Игровая деятельность | ||||||||
4.6 | Букашки-таракашки | 1 | Коллективная деятельность | ||||||||
4.7 | Тайны подводного царства | 1 | Познавательно-развлекательная деятельность | ||||||||
4.8 | Вот и лето пришло | 1 | Досугово-развлекательная, коллективная деятельность | ||||||||
итого | 33 | 20 | 13 |
- Содержание программы
- Знакомство с волшебными красками.
Тема №1. Чем и как рисуют художники.
Экскурсия в мастерскую художника. Правила поведения в общественных местах. Вводная беседа. Знакомство с художественными инструментами и материалами, различными техниками изобразительной деятельности, творчеством художников нашего города, края.
Тема №2. Три волшебных цвета.
Коллективная работа. Изучению трех основных цветов: красного (Красник - озорник), синего (Синик – шалун) и желтого (Желтик – весельчак) вместе доброй и злой феями – белой и черной красками. Рисование акварелью воздушных шаров способом примакивания кусочком поролона, и украшение ими комнаты. Во время творческой работы ребят звучит музыка. Диагностика творческого потенциала.
Тема №3. Радуга-дуга – все цвета собрала.
Изучение всех цветов радуги, цветовой спектр, цветовой круг. Повторение трех основных цветов и знакомство с тремя дополнительными цветами - оранжевым, фиолетовым и зеленым цветами. Изображение акварелью под веселую музыку радостную Радугу-дугу. Выставка работ учащихся.
Тема №4. Мои веселые ладошки.
Знакомство учащихся с нетрадиционной техникой исполнения - рисование ладошками. С помощью демонстрационных схем в ходе игры ребята обводят свои ладошки, а затем, дорисовывая им, необходимые элементы превращают их в прекрасные композиции. Игра «Хоровод красок». Выставка работ учащихся.
Тема №5. Бусинки для теплого солнышка.
Коллективная работа. Знакомство с теплыми оттенками цвета. Изучение понятий «узор» и «орнамент», «геометрическая форма». Закрепление навыков работы по трафарету. Каждый учащийся украшает свой круг, вырезанный по трафарету, узорами только теплых оттенков. Практическая работа учащихся ведется под музыку. В конце занятия все кружочки-бусинки прикрепляем к солнышку на доске.
Тема №6. Холодный дождик.
Введение в тему. Знакомство с холодными оттенками по сказке «Кап и Капелька». Работа в группах. Каждая группа получает листочки с узорами в виде капельки и превращает капли в животных. Пальчиковая игра «Что делать после дождика». Выставка работ учащихся.
Тема №7. Небесные переливы.
Экскурсия на улицу. Беседа «Краски неба и краски моего настроения изменчивы». Пленэрное занятие: рисование на природе двух разнохарактерных рисунка с изображением неба. Учащиеся знакомятся с понятием «пленэр», учатся работать на природе, улице. Работа ведется гуашью, с использованием белой и черной красок. Выставка работ учащихся.
Тема №8. Золотая осень.
Занятие проводится в городском парке. Во время занятия на пленэре под демонстрационные репродукции ребята читают стихи об осени. Знакомятся с творчеством И.Левитана, его произведение «Золотая осень», а также с помощью необходимой аппаратуры прослушивают музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года». Затем ребята с натуры акварелью изображают красочные осенние листья, закрепляя навыки работы на палитре.
- Художник любуется природой.
Тема №9. Осенний день.
Рисование с помощью осенних листочков акварелью «по – сырому», т.е. на влажной бумаге. Ребёнок покрывает листочки разных деревьев, собранные на предыдущем уроке на экскурсии, красками разных цветов, затем прикладывает его к смоченной бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. От разного дерева. Полученный рисунок дорисовывают красками по своему желанию, затем выставляют на доске.
Тема №10. Осенний натюрморт.
Занятие проходит на природе в виде соревнований (школьной площадке, парке ит.д.). Ребята приносят с собой различные фрукты и овощи, осенние листья, цветы, из которых составляют различные натюрморты. Работают ребята в малых группах, придумывают названия своим натюрмортам, представляют на выставке.
Тема №11. Кленовый лист.
Экскурсия в парк города. Рисование на природе. Конструктивное рисование кленового листика карандашом. Ребята изображают кленовый лист линейно, прорисовывая все детали листочка. Работа ведется поэтапно: наметить основные линии, присмотреться к стеблю и ребрам, подумать об углах, которые образуют края клена. Выставка работ учащихся.
Тема №12. Капелька за капелькой.
Знакомство с техникой «набрызг»: с помощью зубной щетки и гуаши ребята набрызгивают на бумаге необходимый рисунок. Пробные игровые упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с изображение природы, с использование новой техники. В конце работы выставка учащихся.
Тема №13. Вкусно и полезно.
Видео - занятие. Конструктивное рисование фруктов и овощей, с использованием уже знакомой техники «по-сырому» акварелью. Изучение «вкусных» цветов: лимонный, салатный, малиновый, абрикосовый, персиковый и т.д. Выставка работ учащихся.
Тема №14. Все краски осени.
Беседа на природе об осенних приметах, разнообразии деревьев и кустарников, анализ репродукций с изображением поздней осени, чтобы убедиться о разнообразии красок осени, загадывание осенних загадок. Работу выполняют акварелью, с использованием техники «сухая кисть» для изображения веток и ствола деревьев, учитывая состояние погоды (пасмурный или ясный день). По окончанию работы выставка.
Тема №15. Царство деревьев.
Беседа о характере линий и характере деревьев, вспомнить понятие «лес». Обратить внимание на разницу деревьев с листьями и деревьев, где они облетели. Зарисовки цветными мелками или цветными карандашами, деревьев разных пород. Работа ведется под спокойную мелодию от общих элементов всех деревьев (ствол, большие ветки) до детального разбора разнообразия деревьев в природе (мелкие ветки, кроны, иголки и т.д.). По окончанию работы выставка рисунков.
- В гостах у сказки.
Тема №16. Узоры деда Мороза.
Закрепление знаний о народном декоративно-прикладном искусстве, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов, умение сочетать традиционную и нетрадиционную технику рисования. Наглядная демонстрация народного творчества «Вологодское кружево». Под классическую музыку ребята выполняют с помощью восковых мелков и акварели различные узоры. После выставке работ ребята на обратной стороне рисунка пишут свои обращения и пожелания деду Морозу.
Тема№17. Рождественский ангел.
Беседа о рождественском празднике. Видеоматериал. Рисование к рождественской сказке, акварелью «по-сырому» рождественского ангелочка, способом отмывки, закрепляя навыки о трех основных цветах. Ребята изображают своего ангелочка желтой и красной красками на синем фоне. В конце работы выставка рисунков на доске.
Тема №18. Зимняя сказка.
Путешествие по родному городу. Изучение и наблюдение зимней природы: жизнью деревьев, зимних птиц, небом и т.д. Знакомство с произведениями живописи и рисунка известных художников о зиме (Юон, Грабарь). В ходе экскурсии ребята совершают доброе дело: развешивают изготовленные дома кормушки для птиц.
Тема №19. Замок Снежной королевы.
Беседа о творчество Г.Х.Андерсена, автора произведения «Снежная королева». Занятие построено в виде сказке, где главный герой Г.Х.Андерсена Оле-Лукойе, и сама Снежная королева, которые играют с ребятами, проводит конкурсы по сказкам Андерсена. Закрепляя навыки о холодных оттенках в живописи, ребята изображают замок для королевы гуашью без использования карандаша. По окончанию работы ребята демонстрируют свои рисунки Снежной королеве, которая замечает индивидуальность каждого замка.
Тема №20. Хрустальный город
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством – сказочной сине-голубой росписью «Гжель», с ее элементами росписи, с творчеством народных мастеров и умельцев. По заранее приготовленным дома бумажным дворцам, ребята расписывают их в технике гжельской росписи. В конце занятия составляются все работы детей в единый хрустальный город.
Тема №21. Волшебные снежинки.
На занятии необходимо создать обстановка, помогающую отразить зимнее чудо – волшебную снежинку, эмоциональный настрой для воплощения чувственности в рисунках. В изображении снежинки используется способ рисование ватными палочками, по бархатной бумаге, которые позволяют тонко нарисовать линии краской. В работе используется вместе с гуашью мука. В ходе работы разъяснить понятия: воздушная, легкая, пушистая, серебристая, хрупкая, сверкающая и т.д. Анализируя иллюстрации, картины о зиме, дети читают стихи и разгадывают кроссворды.
Тема№22. Февральская лазурь.
Экскурсия по городу. Анализ чувств вызванных зимней природой, загадывание загадок и зиме, чтение стихов, изучение репродукций, а также попытки сочинить собственные стихи о произведенном впечатлении от природы.
Тема №23. Зимний пейзаж.
Путешествие в городской парк. Обратить внимание на состояния погода (морозно, холодно), небо (хмурое, ясное, пасмурное), солнце (светит, но не греет). Присмотреться к деревьям и кустарникам: изучить кору, ствол, почки, вспомнить их названия. Ребята выбирают себе деревья прижимаются к ним, разговаривают с ними. Во время экскурсии можно поиграть в различные подвижные игры: «К названному дереву бегу», а также создают живую картину «Если бы я был деревом». По окончанию экскурсии прощаются с понравившимися им деревьями обещая вернуться.
Тема №24. Сказочный зимний лес.
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования кляксографией. Рисование зимних деревьев способом раздувания из трубочки клякс. В процессе рисование сначала получаются спонтанные изображения, затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Когда ребята справятся с заданием, самостоятельно вывешивают свои работы на доску
Тема №25. К нам спешит Весна-красна.
Прогулка по весеннему городу. Разъяснение об изменении природу, после зимней спячки. В ходе прогулки поводятся различные подвижные игры «Голуби и ястребы», а также в виде игры вместе с героем Лесовиком убрать все упавшие ветки, ненужные палки и т.д. Читают народные зазывалки, заклички и прибаутки о весне. По окончанию экскурсии ребятам Лесовик за оказанную помощь, предлагаются набольшие подарки: шишки, засушенный шиповник, малиновые палочки, советуя приготовить дома вкусный и полезный чай.
- Пробуждение красавицы Природы
Тема №26. Солнечный зайчик.
Создать радостное настроение у детей, изображая солнечных зайчиков. Закрепление ранее приобретенных навыков о теплых цветах (желтый, оранжевый, красный оттенки). Изучение и анализ стихотворения А. Бродского «Солнечный зайчик». В ходе урока поиграть с детьми в игру «Ловим солнечных зайчиков» с помощью зеркала, параллельно изображая их на листе красками.
Тема №27. Весенняя капель.
Пленэр во дворе школы. Наблюдение на улице за признаками весны, таянием сосулек. Закрепление навыков работы пальчиковой росписи. Обогащение словарного запаса такими словами как греет, светит, ласковое, нежное, теплое и т.д. По заранее приготовленным дома рисункам сосулек на бумаге, ребята дорисовывают пальчиками капель, приговаривая «кап-кап-кап, кап-кап-кап».
Тема №28. Птичий переполох.
Беседа об истории и традиции праздника «Благовещение»: обычай выпускать весной на волю птиц. Коллективное, декоративное рисование. Необходимо оживить сказочный лес, заранее приготовленный учителем, сказочными птицами. В ходе работы познакомится с понятием «фантазия». Под музыку из балета И.Ф.Стравинского «Жар птица» ребята изображают сказочных птиц, используя элементы орнамента и узора. По окончанию работы ребята самостоятельно помещают своих птиц в сказочный лес на доске.
Тема №29. Весенний букет.
Путешествие по городу, где большое количество красивых газонов. Изучение строения весенних цветов: тюльпанов, нарциссов, ландышей и т.д. Познакомится с правилами составления букетов, с понятиями «икебана», «флористика». Ребята выполняют цветок тюльпана в технике оригами, а затем составляют букет.
Тема №30. Чудо-бабочки.
С помощью демонстрационного материала и музыкального сопровождения создать радостное настроение у детей. Знакомство с нетрадиционным рисованием красками – монотипий (отпечаток), а также играя в пальчиковую игру «Пять и пять», ребята создают своих чудо-бабочек. В конце работы чудо-бабочками украшается помещение, где находятся дети.
Тема №31. Букашки-таракашки.
Изучение насекомых на улице. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. Коллективная композиция «Чаепитие у мухи Цокотухи». Разрисовка маленьких камушков в виде различных насекомых гуашью. По окончанию работы составляется единая композиция.
Тема №32. Тайны подводного царства.
Путешествие в виде игры в подводный мир, изучение обитателей морей и океанов. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование по мятой бумаге, с эффектом мозаики, гуашью. Пояснения понятия «мозаика», анализ картин с изображением мозаики. Выставка работ.
Тема №33. Вот и лето пришло.
Итоговое праздничное мероприятие, проводимое совместно с родителями. Разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, игр для закрепления полученных умений и навыков. Выставка детского творчества за год обучения. Подведение итогов и поздравление маленьких художников.
4.Предполагаемые результаты реализации программы
В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.
В программе уделено внимание взаимодействию первоклассника с учителем как значимым для него положительным опытом в работе.
Также немало важно значение имеет дружелюбное взаимодействие учащихся в коллективе и малых группах, так как именно в такой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных навыков, знаний, начинает их ценить.
Особое внимание в программе уделено самостоятельному достижению результатов. Ведь именно в самостоятельном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где встречаются незнакомые люди, не всегда положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелей, гражданином, свободным человеком.
У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.
На протяжении всей работы в программе учитывается здоровьесберегающий аспект. Учащиеся параллельно с обучением закаляются и оздоравливаются.
Именно такая атмосфера способствует продуктивному обучению, в приобретении и закреплении умений и навыков.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- правила безопасности и личной гигиены;
- название материалов и инструментов и их назначение;
- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
- основные виды и жанры изобразительного искусства (графика. живопись, ДПИ, скульптура, архитектура, пейзаж, портрет, натюрморт);
- художников разных жанров, разного периода развития искусства.
Должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
- использовать в работе различные нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т.д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- рисовать от руки простые фигуры, элементы (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
- рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Работа с родителями.
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев
- Формы контроля
В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.
В качестве контроля также используются критерии определения освоения программы.
- умение выполнять по плану учителя или собственному плану;
- способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
- рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.
Карта определения уровня освоения программы.
Ф.И. ученика, список | Уровни освоения программы | ||
Начало года | |||
| 4 3 | 3 3 | 1 2 |
Середина года | |||
| 4 4 | 4 4 | 3 4 |
Конец года | |||
|
Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами, по пятибалльной системе.
- На начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений;
- середина года (декабрь, январь);
- конец учебного года (май).
Как итог реализации программы в конце учебного года проводится итоговая выставка детских работ – праздник «Вот и лето пришло»; кроме этого, работы учащихся принимают участие в разного уровня конкурсах, викторинах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия на следующий учебный год.
Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, к примеру, неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям.
- Методические рекомендации
Содержание данной программы строится как восхождение по ступенькам познания ребенка огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.
Из опыта работы по данной программе видно, что уровень обученности и результативность учащихся повысились. Занятия способствуют творческому развитию учащихся, повышению уровня умений, знаний и навыков работы в изобразительной деятельности. Учащиеся активнее принимают участие в разного уровня конкурсах, выставках, имея положительные результаты и победы.
Условия реализации программы
Большое значение имеет помещение, отводимое для занятий. Оно должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки, а также в помещении необходимо нахождение комнатных растений, способствующих очищению воздуха.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика. Лучше если это будут мольберты.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий необходимо иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи, технические рисунки, муляжи, а также очень важно - аудио и видео аппаратуру, мультимедийную и интерактивную системы.
Для выполнения личных программных работ учащимся необходимо иметь инструменты и материалы: бумагу, акварельные, гуашевые и акриловые краски, твердо-мягкие карандаши, различные мелки, кисти разных размеров, ластики, клей цветную бумагу и картон и т.д.
- Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество |
| ||
для учащихся | ||
1. | Нижегородская О. Волшебные краски. М., «Атр-Пресс», 1997г. | 1 |
3. | Куркузалова Р.И. Рисование. М., Просвещение, 1998г. | 1 |
4. | Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988. | 1 |
5. | Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям» М., 2011 год | 20 шт. |
6. | Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям» М., 2010г | 15 шт. |
для учителя | ||
7. | Алексеева В.В. Что такое искусство?/ В.В. Алексеева. – М. | 1 |
8. | Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002 | 1 |
7. | Башилов Я.А. Ребенок-художник/ А.Я. Башилов. – М., 1999г. | 1 |
8. | Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999 | 1 |
9. | Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент» М., 2004г. | 1 |
10. | Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве// Искусство в школе. – 1993.-№3 | 1 |
11. | Кастерман Ж. «Живопись: рисуй, и самовыражайся» 2002 г. | 1 |
12. | Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/ В.С. Мухина. – М., 1997г. | 1 |
13. | Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное пособие 1-2 год обучения. 2005 . | 1 |
14. | Щербаков А.В. Изобразительное и художественное творчество детей/ А.В. Щербаков; под ред. Н.Н. Фоминой. – М., 1991г. | 1 |
| ||
1. | Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. Издательский дом «Первое сентября» подписка на 2010-2011 год. | 24 шт. |
| ||
1. | Мультимедийный проектор | 2 шт. |
2. | Ноутбук | 2 шт. |
3. | Экран | 1 |
4. | Оверхет | 1 |
5. | Наглядные пособия (таблицы) | 6 компл. |
| ||
1. | Русский музей детям. Пейзаж. ООО «Уральский электронный завод» Лицензия ВАФ №77-15 от 14.11.2000г. | 1 |
2. | Декупаж керамики ООО «СОВА –Фильм» 2010г. Удостоверение №216035010 от 09.11.2010 | 1 |
3. | Батик: осваиваем волшебную роспись. ООО «СОВА –Фильм» 2010г. Удостоверение № 216030809 от 17.11.09 | 1 |
4. | Натюрморт. ООО «ДиректМедиа Паблишинг» 2004г. | 1 |
5. | Портрет. ООО «ДиректМедиа Паблишинг» 2004г. | 1 |
| ||
1. | Логическая игра «Собери цвета» | 5 шт. |
2. | Развивающая игра для первоклассников «Геометрические формы» | 1 |
3. | Лото «Какой цвет» | 4 шт. |
| ||
1. | Мольберты | 13 шт. |
2. | парты | 15 шт. |
3. | стулья | 32 шт. |
4. | стенды | 4 шт. |
5. | водопровод | 1 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...