рабочая программа внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Авторска программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 год обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихорецкий район

__________________________________________________________________________

Территориальный, административный округ(город, район, поселок)

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Гимназия №6 города Тихорецка

муниципального образования Тихорецкого района

_________________________________________________________________________

(Полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол

№   1  от 30. 08 2011 года

председатель педсовета

_____________        Е.Г.Посьмашная

                                                                                                                           подпись, печать ОУ                 ФИО

Рабочая программа внеурочной деятельности

Образовательная программа

 по конкретным (изобразительным) видам внеурочной деятельности

______________________________________________________

(тип программы: комплексная/тематическая)

внеурочная деятельность учащихся «Волшебная кисточка»

______________________________________________________

(наименование)

1 год

____________________________________________________________________________________________________

(срок реализации программы)

1 класс (7 лет)

____________________________________________________________________________________________________

(возраст обучающихся)

                         Количество часов всего 33 часа                в неделю 1 час

учитель изобразительного искусства Федоренко Елена Валериевна


ФИО учителя, составителя

  1. Пояснительная записка

Программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность, которая  предназначена для внеурочной и кружковой работы с детьми младшего школьного возраста ( 1 класс) и рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы

В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

        Задача педагога развить ребенка, как творческую личность, указать ему путь в «большое искусство», являясь посредником между собой и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое и неизведанное, душой ребенка.

Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются  условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных  образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник не глазами, а душой смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им. Необходимо подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Цель программы - развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  2.  ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  3. содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от расположения листа бумаги, ее структуры);
  4. создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
  5. развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  6. формирование чувства цвета, формы;
  7. воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  8. содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за мольбертом, партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Структура программы.

 Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
1.Образно-семантическое:
-  раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств;
-  развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимся художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения;
-  раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла.
          Обращение к различным видам искусства, разными способами, интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п.
2. Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков:
-  сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео и аудио средств, интернета);
-  систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.
         Педагогу предлагается использовать методические приёмы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой (например, на уроке учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.)


3. Сравнительно-оценочное:
-  развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов;

-   формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.
         Целесообразно на каждом занятии обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения, используя художественные термины.
4. Технологическое:
-  обучение способам работы с различными художественными материалами в разных техниках исполнения;

- знакомство с различными нетрадиционными художественными приемами рисования,  формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);
- формирование умений работы в коллективе и малых группах.
  - обучение на природе – пленэр.

В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.

Объем часов и возрастная характеристика учащихся

        Первый год обучения – 1 класс – 33 часа;

        Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, урок-экскурсия, пленэр, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Программа носит  и инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

-          принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для  воспитания и развития творческих способностей детей);
-          принцип
научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);          
-          принцип
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
-          принцип
поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
-          принцип
динамичности (от самого простого к более сложному);
-          принцип
сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
-          принцип
выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
-          принцип
сотрудничества (совместная работа с родителями);

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях дети также  научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Экскурсии, прогулки и пленэр позволяют учащимся параллельно с обучением и оздоравливаться

  1. Тематический план программы

Наименование разделов/модулей, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

4

аудиторные

внеаудиторные

аудиторные

внеаудиторные

аудиторные

внеаудиторные

аудиторные

внеаудиторные





1.

Знакомство с волшебными красками

8

5

3

1.1

Чем и как рисуют художники

1

Экскурсионно-краеведческая деятельность

1.2

Три волшебных цвета

1

Коллективная деятельность

1.3

Рудуга-дуга - все цвета собрала

1

Художественно-творческая деятельность

1.4

Мои веселые ладошки

1

Регулятивно-игровая деятельность

1.5


Бусинки для теплого солнышка


1








Коллективная и развлекательная деятельность

1.6

Холодный дождик

1

Художественно-эстетическая деятельность

1.7

Небесные переливы

1

Оздоровительная и познавательная деятельности

1.8

Золотая осень


1

Экскурсионно-познавательная деятельность

2.

Художник любуется природой

7

4

3

2.1

Осенний день

1

Творческая деятельность

2.2

Осенний натюрморт




1







Соревновательная, творческая деятельность

2.3

Кленовый лист

1

Познавательная деятельность

2.4

Капелька за капелькой

1

Коммуникативно-игровая деятельность

2.5

Вкусно и полезно

1

Творческая-развлекательная деятельность

2.6

Все краски осени




1







Оздоровительно- познавательная деятельность

2.7

Царство деревьев

1

Проблемно-познавательная деятельность

3.

В гостях у сказки

10

6

4

3.1

Узоры деда Мороза

1

Познавательно-регулятивная деятельность

3.2

Рождественский ангел

1

Духовно-нравственная деятельность

3.3

Зимняя сказка

1

Оздоровительно-познавательная деятельность

3.4

Замок Снежной Королевы

1

Интеллектуально-игровая  деятельность

3.5

Хрустальный город

1

Изобразительная деятельность

3.6

Волшебные снежинки

1

Творческая деятельность

3.7

Февральская лазурь

1

Экскурсионная деятельность

3.8

Зимний пейзаж

1

Духовно-нравственная, экскурсионно-спортивная деятельность

3.9

Сказочный зимний лес

1

Коммуникативная деятельность

3.10

К нам спешит

Весна-красна

1

Духовно-нравственная, развлекательно-оздоровительная   деятельность

4.

Пробуждение красавицы Природы

8

5

3

4.1

Солнечный зайчик

1

Развлекательная деятельность

4.2

Весенняя капель

1

Оздоровительно-познавательная деятельность

4.3

Птичий переполох

1

Духовно-нравственная, коллективная деятельность

4.4

Весенний букет

1

Оздоровительно-развлекательная деятельность

4.5

Чудо-бабочка

1

Игровая деятельность

4.6

Букашки-таракашки

1

Коллективная деятельность

4.7

Тайны подводного царства

1

Познавательно-развлекательная деятельность

4.8

Вот и лето пришло

1

Досугово-развлекательная, коллективная деятельность

итого

33

20

13

  1. Содержание программы

  1. Знакомство с волшебными красками.

Тема №1.  Чем и как рисуют художники.

Экскурсия в мастерскую художника. Правила поведения в общественных местах. Вводная беседа. Знакомство с художественными инструментами и материалами, различными техниками изобразительной деятельности, творчеством художников нашего города, края.

Тема №2. Три волшебных цвета.

Коллективная работа. Изучению трех основных цветов: красного (Красник - озорник), синего (Синик – шалун) и желтого (Желтик – весельчак) вместе доброй и злой феями – белой и черной красками. Рисование акварелью воздушных шаров способом примакивания кусочком поролона, и украшение ими комнаты. Во время творческой работы ребят звучит музыка. Диагностика творческого потенциала.

Тема №3. Радуга-дуга – все цвета собрала.

Изучение всех цветов радуги, цветовой спектр, цветовой круг. Повторение трех основных цветов и знакомство с тремя дополнительными цветами - оранжевым, фиолетовым и зеленым цветами. Изображение акварелью под веселую музыку радостную Радугу-дугу. Выставка работ учащихся.

Тема №4. Мои веселые ладошки.

Знакомство учащихся с нетрадиционной  техникой исполнения - рисование ладошками. С помощью демонстрационных схем в ходе игры ребята обводят свои ладошки, а затем, дорисовывая им, необходимые элементы превращают их в прекрасные композиции. Игра «Хоровод красок». Выставка работ учащихся.

Тема №5. Бусинки для теплого солнышка.

Коллективная работа. Знакомство с теплыми оттенками цвета. Изучение понятий «узор» и «орнамент», «геометрическая форма». Закрепление навыков работы по трафарету. Каждый учащийся украшает свой круг, вырезанный по трафарету, узорами только теплых оттенков. Практическая работа учащихся ведется под музыку. В конце занятия все кружочки-бусинки прикрепляем к солнышку на доске.

Тема №6. Холодный дождик.

Введение в тему. Знакомство с холодными оттенками по сказке «Кап и Капелька». Работа в группах. Каждая группа получает листочки с узорами в виде капельки и превращает капли в животных. Пальчиковая игра «Что делать после дождика». Выставка работ учащихся.

Тема №7. Небесные переливы.

Экскурсия на улицу. Беседа «Краски неба и краски моего настроения изменчивы». Пленэрное занятие: рисование на природе двух разнохарактерных рисунка с изображением неба. Учащиеся знакомятся с понятием «пленэр», учатся работать на природе, улице. Работа ведется гуашью, с использованием белой и черной красок. Выставка работ учащихся.

Тема №8. Золотая осень.

Занятие проводится в городском парке. Во время занятия на пленэре под демонстрационные репродукции ребята читают стихи об осени. Знакомятся с творчеством И.Левитана, его произведение «Золотая осень», а также с помощью необходимой аппаратуры прослушивают музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года». Затем ребята с натуры акварелью изображают красочные осенние листья, закрепляя навыки работы на палитре.

  1. Художник любуется природой.

Тема №9. Осенний день.

Рисование с помощью осенних листочков акварелью «по – сырому», т.е. на влажной бумаге. Ребёнок покрывает листочки разных  деревьев, собранные на предыдущем уроке на экскурсии, красками разных цветов, затем прикладывает его к смоченной бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. От разного дерева. Полученный рисунок дорисовывают красками по своему желанию, затем выставляют на доске.

Тема №10. Осенний натюрморт.

Занятие проходит на природе в виде соревнований (школьной площадке, парке ит.д.). Ребята приносят с собой различные фрукты и овощи,  осенние листья, цветы, из которых составляют различные натюрморты. Работают ребята  в малых группах, придумывают названия своим натюрмортам, представляют на выставке.

Тема №11. Кленовый лист.

Экскурсия в парк города. Рисование на природе. Конструктивное рисование кленового листика карандашом.  Ребята изображают кленовый лист линейно, прорисовывая все детали листочка. Работа ведется поэтапно: наметить основные линии, присмотреться к стеблю и ребрам, подумать об углах, которые образуют края клена. Выставка работ учащихся.

Тема №12. Капелька за капелькой.

Знакомство с техникой «набрызг»: с помощью зубной щетки и гуаши ребята набрызгивают на бумаге необходимый рисунок. Пробные игровые упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с изображение природы, с использование новой техники. В конце работы выставка учащихся.

Тема №13.  Вкусно и полезно.

 Видео -  занятие. Конструктивное рисование фруктов и овощей, с использованием уже знакомой техники  «по-сырому» акварелью. Изучение «вкусных» цветов: лимонный, салатный, малиновый, абрикосовый, персиковый и т.д. Выставка работ учащихся.

Тема №14. Все краски осени.

Беседа на природе об осенних приметах, разнообразии деревьев и кустарников, анализ репродукций с изображением поздней осени, чтобы убедиться о разнообразии красок осени, загадывание осенних загадок. Работу выполняют акварелью, с использованием техники «сухая кисть» для изображения веток и ствола деревьев, учитывая состояние погоды (пасмурный или ясный день). По окончанию работы выставка.

Тема №15. Царство деревьев.

Беседа о характере линий и характере деревьев, вспомнить понятие «лес». Обратить внимание на разницу деревьев с листьями и деревьев, где они облетели. Зарисовки цветными мелками или цветными карандашами, деревьев разных пород. Работа ведется под спокойную мелодию от общих элементов всех деревьев (ствол, большие ветки) до детального разбора разнообразия деревьев в природе (мелкие ветки, кроны, иголки и т.д.). По окончанию работы выставка рисунков.

  1. В гостах у сказки.

Тема №16. Узоры деда Мороза.

Закрепление знаний о народном декоративно-прикладном  искусстве, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов, умение сочетать традиционную и нетрадиционную технику рисования. Наглядная демонстрация народного творчества «Вологодское кружево». Под классическую музыку ребята выполняют с помощью восковых мелков и акварели различные узоры. После выставке работ ребята на обратной стороне рисунка пишут свои обращения и пожелания деду Морозу.

Тема№17. Рождественский ангел.

Беседа о рождественском празднике. Видеоматериал. Рисование к рождественской сказке, акварелью «по-сырому» рождественского ангелочка, способом отмывки, закрепляя навыки о трех основных цветах. Ребята изображают своего ангелочка желтой и красной красками на синем фоне. В конце работы выставка рисунков на доске.

Тема №18. Зимняя сказка.

Путешествие по родному городу. Изучение и наблюдение зимней природы: жизнью деревьев, зимних птиц, небом и т.д. Знакомство с произведениями живописи и рисунка известных художников о зиме (Юон, Грабарь).  В ходе экскурсии ребята совершают доброе дело: развешивают изготовленные дома кормушки для птиц.

Тема №19. Замок Снежной королевы.

Беседа о творчество Г.Х.Андерсена, автора произведения «Снежная королева». Занятие построено в виде сказке, где главный герой  Г.Х.Андерсена Оле-Лукойе, и сама Снежная королева, которые играют с ребятами, проводит конкурсы по сказкам Андерсена. Закрепляя навыки о холодных оттенках в живописи, ребята изображают замок для королевы  гуашью без использования карандаша. По окончанию работы ребята демонстрируют свои рисунки Снежной королеве, которая замечает индивидуальность каждого замка.

Тема №20. Хрустальный город

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством – сказочной сине-голубой росписью «Гжель», с ее элементами росписи, с творчеством народных мастеров и умельцев. По заранее приготовленным дома бумажным дворцам, ребята расписывают их в технике гжельской росписи. В конце занятия составляются все работы детей в единый хрустальный город.

Тема №21. Волшебные снежинки.

На занятии необходимо создать обстановка, помогающую отразить зимнее чудо – волшебную снежинку, эмоциональный настрой для воплощения чувственности в рисунках. В изображении снежинки используется способ рисование ватными палочками, по бархатной бумаге, которые позволяют тонко нарисовать линии краской. В работе используется вместе с гуашью мука. В ходе работы разъяснить понятия: воздушная, легкая, пушистая, серебристая, хрупкая, сверкающая и т.д. Анализируя  иллюстрации, картины о зиме, дети читают стихи и разгадывают кроссворды.

Тема№22. Февральская лазурь.

Экскурсия по городу. Анализ чувств вызванных зимней природой, загадывание загадок и зиме, чтение стихов, изучение репродукций, а также попытки сочинить собственные стихи о произведенном впечатлении от природы.

Тема №23. Зимний пейзаж.

Путешествие в городской парк. Обратить внимание на состояния погода (морозно, холодно), небо (хмурое, ясное, пасмурное), солнце (светит, но не греет). Присмотреться к деревьям и кустарникам: изучить кору, ствол, почки, вспомнить их названия. Ребята выбирают себе деревья прижимаются к ним, разговаривают с ними. Во время экскурсии можно поиграть в различные подвижные игры: «К названному дереву бегу», а также создают живую картину «Если бы я был деревом». По окончанию экскурсии прощаются с понравившимися им деревьями обещая вернуться.

Тема №24. Сказочный зимний лес.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования кляксографией. Рисование зимних деревьев способом раздувания из трубочки клякс. В процессе рисование сначала получаются спонтанные изображения, затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Когда ребята справятся с заданием, самостоятельно вывешивают свои работы на доску

Тема №25. К нам спешит Весна-красна.

Прогулка по весеннему городу. Разъяснение об изменении природу, после зимней спячки. В ходе прогулки поводятся различные подвижные игры «Голуби и ястребы», а также в виде игры вместе с героем Лесовиком убрать все упавшие ветки, ненужные палки и т.д. Читают народные зазывалки, заклички  и прибаутки о весне. По окончанию экскурсии ребятам Лесовик за оказанную помощь, предлагаются набольшие подарки: шишки, засушенный шиповник, малиновые палочки, советуя приготовить дома вкусный и полезный чай.

  1. Пробуждение красавицы Природы

Тема №26. Солнечный зайчик.

Создать радостное настроение у детей, изображая солнечных зайчиков. Закрепление ранее приобретенных навыков о теплых цветах (желтый, оранжевый, красный оттенки). Изучение и анализ стихотворения А. Бродского «Солнечный зайчик». В ходе урока поиграть с детьми в игру «Ловим солнечных зайчиков» с помощью зеркала, параллельно изображая их на листе красками.

Тема №27. Весенняя капель.

Пленэр во дворе школы. Наблюдение на улице за признаками весны, таянием сосулек. Закрепление навыков работы пальчиковой росписи. Обогащение словарного запаса такими словами как греет, светит, ласковое, нежное, теплое и т.д. По заранее приготовленным дома рисункам сосулек на бумаге, ребята дорисовывают пальчиками капель, приговаривая «кап-кап-кап, кап-кап-кап».

Тема №28. Птичий переполох.

Беседа об истории и традиции праздника «Благовещение»: обычай выпускать весной на волю птиц. Коллективное, декоративное рисование. Необходимо оживить сказочный лес, заранее приготовленный учителем, сказочными птицами. В ходе работы познакомится с понятием «фантазия». Под музыку из балета И.Ф.Стравинского «Жар птица» ребята изображают сказочных птиц, используя элементы орнамента и узора. По окончанию работы ребята самостоятельно помещают своих птиц в сказочный лес на доске.

Тема №29. Весенний букет.

Путешествие по городу, где большое количество красивых газонов. Изучение строения весенних цветов: тюльпанов, нарциссов, ландышей и т.д. Познакомится с правилами составления букетов, с понятиями «икебана», «флористика». Ребята выполняют цветок тюльпана в технике оригами, а затем составляют букет.

Тема №30. Чудо-бабочки.

С помощью демонстрационного материала и музыкального сопровождения создать радостное настроение у детей. Знакомство с нетрадиционным рисованием красками – монотипий (отпечаток), а также играя  в пальчиковую игру «Пять и пять», ребята создают своих чудо-бабочек. В конце работы чудо-бабочками украшается помещение, где находятся дети.

Тема №31. Букашки-таракашки.

 Изучение насекомых на улице. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. Коллективная композиция «Чаепитие у мухи Цокотухи». Разрисовка маленьких камушков в виде различных насекомых гуашью. По окончанию работы составляется единая композиция.

Тема №32.  Тайны подводного царства.

Путешествие в виде игры в подводный мир, изучение обитателей морей и океанов. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование по мятой бумаге, с эффектом мозаики, гуашью. Пояснения понятия «мозаика», анализ картин с изображением мозаики. Выставка работ.

Тема №33. Вот и лето пришло.

Итоговое праздничное мероприятие, проводимое совместно с родителями. Разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, игр для закрепления полученных умений и навыков. Выставка детского творчества за год обучения. Подведение итогов и поздравление маленьких художников.

4.Предполагаемые результаты реализации программы

В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.

В программе уделено внимание взаимодействию первоклассника с учителем как значимым для него положительным опытом в работе.

Также  немало важно значение имеет  дружелюбное взаимодействие учащихся в коллективе и малых группах, так как именно в такой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных навыков, знаний, начинает их ценить.

Особое внимание в программе уделено самостоятельному достижению результатов. Ведь именно в самостоятельном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где встречаются незнакомые люди, не всегда положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелей, гражданином, свободным человеком.

У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.

На протяжении всей работы в программе учитывается здоровьесберегающий  аспект. Учащиеся параллельно с обучением закаляются и оздоравливаются.

Именно такая атмосфера способствует продуктивному обучению, в приобретении и закреплении умений и навыков.

К концу обучения учащиеся должны знать:

- правила безопасности и личной гигиены;

- название материалов и инструментов и их назначение;

- названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;

- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

- основные виды и жанры изобразительного искусства (графика. живопись, ДПИ, скульптура, архитектура, пейзаж, портрет, натюрморт);

- художников разных жанров, разного периода развития искусства.

 Должны уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

- использовать в работе различные нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т.д.);

- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

- рисовать от руки простые фигуры, элементы (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

- рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Работа с родителями.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев

  1. Формы контроля

В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.

В качестве контроля также используются критерии определения освоения программы.

- умение выполнять по плану учителя или собственному плану;

- способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;

     - рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.

Карта определения уровня освоения программы.

Ф.И. ученика, список

Уровни освоения программы


Начало года

  1. Багдасарян Милана
  2. Мельникова Вероника

4

3

3

3

1

2

Середина года

  1. Багдасарян Милана
  2. Мельникова Вероника

4

4

4

4

3

4

Конец года

  1. Багдасарян Милана
  2. Мельникова Вероника

      Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами, по пятибалльной системе.

  1. На  начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений;
  2. середина года (декабрь, январь);
  3.  конец учебного года (май).

Как  итог  реализации программы в конце учебного года проводится итоговая выставка детских работ – праздник «Вот и лето пришло»; кроме этого, работы учащихся  принимают участие  в разного уровня конкурсах, викторинах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия  на следующий учебный год.

Важнейший  показатель  эффективности  проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, к примеру, неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям.

  1. Методические рекомендации

Содержание данной программы строится как восхождение по ступенькам познания ребенка огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом  ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

Из опыта работы по данной программе видно, что уровень обученности и результативность  учащихся повысились. Занятия способствуют творческому развитию учащихся, повышению уровня умений, знаний и навыков работы в изобразительной деятельности. Учащиеся активнее принимают участие в разного уровня конкурсах, выставках, имея положительные результаты и победы.

Условия реализации программы

Большое значение имеет помещение, отводимое для занятий. Оно  должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки, а также в помещении необходимо нахождение  комнатных растений, способствующих очищению воздуха.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика. Лучше если это будут мольберты.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий необходимо иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи, технические рисунки, муляжи, а также очень важно - аудио и видео аппаратуру, мультимедийную  и интерактивную системы.

Для выполнения личных программных работ учащимся необходимо иметь инструменты и материалы: бумагу, акварельные, гуашевые и акриловые краски, твердо-мягкие карандаши, различные мелки, кисти разных размеров, ластики, клей цветную бумагу и картон и т.д.

  1. Описание материально-технического обеспечения программы  

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

                                  для учащихся

1.

Нижегородская О. Волшебные краски. М., «Атр-Пресс», 1997г.

1

3.

Куркузалова Р.И. Рисование. М., Просвещение, 1998г.

1

4.

Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

1

5.

Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

М., 2011 год

20 шт.

6.

Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

 М., 2010г

15 шт.

для учителя

7.

Алексеева В.В. Что такое искусство?/ В.В. Алексеева. – М.

1

8.

Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

1

7.

Башилов Я.А. Ребенок-художник/ А.Я. Башилов. – М., 1999г.

1

8.

Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

1

9.

Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент» М., 2004г.

1

10.

Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве// Искусство в школе. – 1993.-№3

1

11.

Кастерман Ж. «Живопись: рисуй,  и самовыражайся»  2002 г.

1

12.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/ В.С. Мухина. – М., 1997г.

1

13.

Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-2 год обучения. 2005 .

1

14.

Щербаков А.В. Изобразительное и художественное творчество детей/ А.В. Щербаков; под ред. Н.Н. Фоминой. – М., 1991г.

1

  1. Печатные пособия

1.

Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. Издательский дом «Первое сентября» подписка на 2010-2011 год.


24 шт.

  1. Технические средства обучения

1.

Мультимедийный проектор

2 шт.

2.

Ноутбук

2 шт.

3.

Экран

1

4.

Оверхет

1

5.

Наглядные пособия (таблицы)

6 компл.

  1. Экранно-звуковые пособия

1.

Русский музей детям. Пейзаж. ООО «Уральский электронный завод» Лицензия ВАФ №77-15 от 14.11.2000г.

1

2.

Декупаж керамики ООО «СОВА –Фильм» 2010г.  Удостоверение №216035010 от 09.11.2010

1

3.

Батик: осваиваем волшебную роспись. ООО «СОВА –Фильм» 2010г.  Удостоверение № 216030809 от 17.11.09

1

4.

Натюрморт. ООО «ДиректМедиа Паблишинг» 2004г.

1

5.

Портрет. ООО «ДиректМедиа Паблишинг» 2004г.

1

  1. Игры и игрушки

1.

Логическая игра «Собери цвета»

5 шт.

2.

Развивающая игра для первоклассников «Геометрические формы»

1

3.

Лото «Какой цвет»

4 шт.

  1. Оборудование кабинета

1.

Мольберты

13 шт.

2.

парты

15 шт.

3.

стулья

32 шт.

4.

стенды

4 шт.

5.

водопровод

1

 

        



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...