Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Провести путешествие по местам художественных промыслов с опорой на выставку. Освоить этапы росписи изделия. Показать связь устного, музыкального фольклора, воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству. Познакомить со сказом о Хохломе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок (изобразительное искусство + музыка) | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (изобразительное искусство + музыка) по теме "В гостях у народных умельцев". 3-й класс
Сарычева Светлана Васильевна, учитель начальных классов
Кураева Марина Викторовна, учитель музыки
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цель: Провести путешествие по местам художественных промыслов с опорой на выставку. Освоить этапы росписи изделия. Показать связь устного, музыкального фольклора, воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству. Познакомить со сказом о Хохломе.
Оборудование урока: Учебные таблицы, готовые изделия хохломской росписи, заготовки под роспись. Для учеников – акварель, кисти, баночки с водой, палитра, тряпочки, подставка для кистей.
Ход урока
Учитель начальных классов: Народное декоративно-прикладное искусство результат творчества многих поколений мастеров.
Россия-это страна лесов, полей, голубых рек и озер. Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, когда шла полевая страда (пахота, сев, сенокос, уборка урожая), то все люди были заняты. А вот с наступлением осени.
(Осенняя песенка)
Учитель музыки: А поздней осенью и зимой длинными вечерами женщины ткали, пряли ткани, шили, вышивали. Мужчины занимались изготовлением глиняной посуды и деревянной, росписью и чеканкой, плетением из лозы.
(Песня “Пряха” в обработке С. Погребова)
Учитель начальных классов: Так родились народные промыслы. А так как мастерство передавалось от отца к сыну, то часто оно становилось семейным промыслом.
Народные промыслы сохранились до наших дней, они составляют культуру нашего народа. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза-это материалы, из которых народные умельцы изготавливают произведения искусства.
Учитель музыки: Но не только делали предметы быта, но и музыкальные инструменты. Их в мире столько, что никто до сих пор не смог назвать их точное число. Но некоторые мы с вами знаем:
- Трещотка (шумовой инструмент);
- Балалайка (струнный инструмент);
- Гармошка;
- Свирель;
- Бубен (ударный);
- Дудочка.
Мы сегодня поговорим о ложках. В древности на Руси крестьяне в основном пользовались деревянной или глиняной посудой, и нередко все, что оказывалось под рукой, становилось музыкальным инструментом. Неизвестно, кто первым попробовал играть на деревянных ложках, но как здорово было придумано! Давно было замечено, что у всякого дерева есть свой голос. Самые “музыкальные, звонкие” ложки получаются из клена. Играют обычно тремя или пятью ложками. Например, две ложки зажимают между пальцами левой руки, а третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум другим. Иногда к ложкам приделывали бубенчики. Веселое пощелкивание ложек и звон бубенчиков когда-то сопровождали лихой перепляс на народных гуляньях.
Учитель начальных классов: Мы говорим “декоративное” от слова “декор” – украшение. Мы говорим “прикладное” это потому, что приложено к предметам нашей жизни (мебели, посуде, швейным изделиям). Искусство, о котором мы говорим, изначально формировалось в народной среде, как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи профессиональным художником, кузнецом, гончаром. Эта посуда, ковры, одежда, обувь, сумки, скатерти, корзины и много других предметов быта.
– А какие предметы народных умельцев у вас есть дома?
– Ребята посмотрите на посуду. Предметы, какой росписи вы узнали? (Хохлома)
– Да это предметы хохломской росписи.
Время и место возникновения хохломской росписи никому не известно. Предполагают, что в 17 веке в деревнях на берегу Волги Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино крестьяне вытачивали и расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в село Хохлома, где был базар. Отсюда и пошло название “Хохломская роспись”. Давайте вспомним элементы хохломской росписи:
В хохломской росписи используют три, каких основных цвета? (красный, черный, золотой) Вспомогательными являются, какие цвета? (зеленый и желтый)
– Как наносится роспись? (без предварительной разметки).
– Какими красками рисуем травку? (красной или черной краской на золотом фоне) Ягодки, ребята, расположены вокруг стебелька. В росписи есть еще Кудрины? Что это за узор? (узоры с завитками)
– Ребята, а вы хотите стать народными умельцами? Тогда попробуем выполнить роспись на подготовленных ложках.
– Подготовим рабочее место (краски, палитра, тряпочка, вода, палочки). Приступим к работе.
– Ребята, а у вас на столах есть подсказки, расписные ложки. Но вы можете создать свою роспись и узор.
– Какой кисточкой будем рисовать стебелек, завитки, Кудрины? (тоненькой кисточкой, а еще тоненькой палочкой в старину рисовали).
– Каким методом мы будем рисовать ягодки? (Тычка)
(Дети приступают к работе)
Учитель музыки: А сейчас вы работаете и послушаете, как звучат ложки и некоторые инструменты. (Выступление ложкарей 2 минуты)
Вы сейчас слушали оркестр русских народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева – русский музыкант, виртуоз на балалайке, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Он свободно владел скрипкой, изучал русское народное творчество, играл на различных народных инструментах (балалайке, гармошке, свирели, жалейке).
Оркестр русских народных инструментов был подлинным открытием в мире музыки.
Учитель начальных классов: Я хочу вам поведать сказ о хохломе. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы недовольный церковными нововведениями патриарха Никона и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные изделия, да писать иконы. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиняться Андрей и сжег себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.
Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
У хохломы два центра г. Семенов и село Каверино.
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте покажем, какие у вас получились ложки? Молодцы!
Но красивая хохломская роспись встречается и сегодня. Посмотрите, как расписали художники предметы современной жизни (компьютер, мышь, стулья, гантели, машину) Приятно видеть такие красивые вещи у себя дома.
И сегодня мастерицы выполняют роспись предметов, чтобы этой красотой любовались другие люди. Скажем спасибо хохломе:
Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии с использованием природоведческого материала
Выполнение индивидуально-коллективной работы «Красивые рыбки подводного мира». Знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой....
Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики в 3 классе на тему:"Архитектура Древней Греции. Пафенон"
Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)...
Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии "Полет в космос"
Тема урока: полет в космосЦель урока: познакомить детей с новыми изделиями из бумаги. Задачи: образовательная – научить детей выполнят...
Интегрированный урок изобразительное искусство, окужающий мир "В гостях у моря."
Урок « В гостях у моря.»Интеграция предметов: окружающий мир -изобразительное искусство.Цели: Активизировать познавательную деятельность уч...
Интегрированный урок изобразительное искусство, окужающий мир "В гостях у моря."
Урок « В гостях у моря.»Интеграция предметов: окружающий мир -изобразительное искусство.Цели: Активизировать познавательную деятельность уч...
Интегрированный урок изобразительное искусство, окужающий мир "В гостях у моря."
Урок « В гостях у моря.»Интеграция предметов: окружающий мир -изобразительное искусство.Цели: Активизировать познавательную деятельность уч...
Интегрированный урок изобразительного искусства, художественного труда и музыки во 2 классе по программе "Школа России".
Тема урока: "Новогодний хоровод".Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: формировать умение исполнять новогоднюю хороводную песню, оформлять композицию на тему: "Новогодний хоровод"....