Презентации к урокам ИЗО "Народные росписи"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме
Презентации к уроку ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puchuzhskaya_toyma_narodnaya_rospis_severnoy_dviny.pptx | 2.46 МБ |
kargopolskaya_igrushka.pptx | 1.19 МБ |
uralo-sibirskaya_rospis.pptx | 2.13 МБ |
uftyuzhskaya_rospis.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Село Пучуга находится на реке Двина в 25 километрах от Борка.
Пучужская роспись — одна из многих видов росписей, встречающихся на берегах реки Северная Двина. Эта графическая роспись сохранилась на прялках.
Прялки Пучуги очень похожи на борецкие прялки. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре — арка с пышными растениями и птицами. Ниже - сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой. В отличие от борецких возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужскои росписи имеет свой вариант — более тонкую, загнутую к стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круглую ягоду.
Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.
. О том, как выглядели средневековые каргопольские игрушки, известно мало. Единственную игрушку этого времени, найденную в Каргополе, археологи датируют 15 - серединой 16 в.в . Это обломок пустотелой фигурки коня, вылепленного из отдельных комочков глины и покрытого ангобом - раствором жидкой глины с примесью извести. В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе - юбке, обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника. Изменялась со временем и техника обработки поверхности (ангоб, обварка , полива), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды. Имеются сведения, что в конце 19 века для увеличения спроса начинают делать и расписную игрушку. Для росписи использовали натуральные природные красители.
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево , расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь
СИМВОЛЫ В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.
" Берегиня " - знак Земли Образ женщины связан с образами животворящих сил "матери-сырой земли" и солнца . Земля по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки закрашивались белой краской. Роспись по подолу глиняных "баб" словно борозды вспаханной нивы. В центре орнамента знак солнца или знак проращенного зерна. Также в росписи используются растительные знаки, знаки дождя
"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и детей побольше. Поляночкой, Идет медведь с тальяночкой, Он идет, гармошку рвет, Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина
"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога "красна-золота" и освещал он ими все вокруг. Он был одним из древних образов солнца. И в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги , которые символизировали бесконечный бег солнца.
" Полкан " - знак Солнца Полкан , огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана -лучистое солнышко.
"Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. светлый конь-посланник добра, олицетворяет собой радость солнечного света, конь черный несет саму Смерть. всадник на тяни- толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Декоративная роспись Урала — одно из интереснейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя самобытную роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространённой композицией был «букет», используемый в различных видах росписных промыслов в XVII-XIX в. Особенность заключалась в том, что букет расположен вертикально ориентирован. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия .. Основные мотивы росписи - цветы, ягоды, фрукты, виноград, травки и веточки. Реже используются фигуры птиц, животных и человека. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию.
На Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова — изготавливали прялки и т.д.
Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу
Для урало-сибирской росписи характерно использование контраста в обрамлении элементов рисунка линией контрастного цвета - оранжевый - темно-синий, зеленый - красный и т.п. \ для нее свойственны особая техника белильной разживки , густые неразбавленные цвета, равномерность фона.
При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший ещё подмалёвок наносили моделирующую оживку. Благодаря этому приёму создавались мягкие переходы от одного цвета к другому.
Сама техника росписи была очень простой. После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок , которым обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производили их моделировку белилами , если «подмалёвок » был цветной, или какой либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету.
Наиболее любимой и чаще всего используемой была композиция цветущего дерева с сидящими на нём птицами образ необычного дерева или куста. Крестьяне по-разному понимали мотив растущего дерева. Для одних это было дерево жизни, для других символ райских садов. Но он всегда был основой содержания этого искусства, придавал глубокий смысл росписям уральских прялок.
Изобразительные мотивы в уральской росписи были весьма разнообразны; это и цветочные орнаменты и изображения птиц и зверей. Во второй половине XIX века особенно популярным стало изображение человека. В различных сюжетах художники воплощали не только мечты о лучшей жизни, но и события, связанные с собственными переживаниями.
В уральской росписи предпочитали холодные тона и в окраске фона прялки. В ней преобладали синие, голубые и зелёные цвета . В том случае, когда цвет фона был теплым, холодные тона мотивов сводили ощущение теплоты к минимуму
Для этого применяли контрастные цвета, что усиливало впечатление насыщенности каждого отдельного цвета и всей росписи в целом. На оранжевом фоне они прописывали голубые листья, а « разживку » писали жёлтой. Если роспись велась по зелёному фону, то в орнаменте обязательно преобладал красный цвет.
Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый — для моделировки форм и чёрный-для приписок графических элементов.
В процессе развития росписи моделировку белильными оживками заменили разбелом , во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали чёткие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Верхняя Уфтюга (в местном наречии " Ухтюга ") — село , названное именем реки — небольшого притока Северной Двины, пересыхающего летом
" Ниже устья Вычегды с правой стороны тридцать верст пала река Ухтюга протоку сто тридцать верст",— свидетельствует архивная запись XVII века.
Изящные, крепко сработанные, украшенные резьбой, c тиснением и росписью берестяные туеса родились на Вологодчине в Великом Устюге и на архангельской земле в сёлах и деревнях вдоль реки Уфтюги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Презентация к уроку ИЗО "Синяя птица"(по мотивам гжельской росписи)
В презентации к уроку ИЗО "Синяя птица" даны фотографии изделий гжельской керамики....
Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408
Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....
Презентация к уроку технологии 2 класс на тему "История матрёшки. Разные способы росписи матрёшки"
Презентация к уроку технологии 2 класс на тему "История матрёшки. Разные способы росписи матрёшки". Презентация содержит исторические сведения о происхождении матрёшки, фотографии первой матрёшк...
Презентация к уроку Иудаизм. "Во что верят иудеи".Часть 1 презентации к уроку Иудаизм.
quot;Во что верят иудеи" - часть 1 презентации - сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....
Презентация к уроку Иудаизм. "Легенда о происхождении еврейского народа". Часть 2 презентации к уроку Иудаизм.
quot;Легенда о происхождении еврейского народа"- часть 2 презентации-сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....
Презентация к уроку математики "Знакомство с калькулятором". Презентация к уроку чтения "В мире книг. Летнее задание".
Презентация содержит материал по теме,задания для работы....