Урок-праздник "Красота земли Русской"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Урок-праздник для учащихся начальной школы рассказывает о красоте родной земли, о народных умельцах, онародных промыслах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prazdnik_krasota_zemli_russkoy.doc | 468.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – праздник
« Красота
земли Русской »
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего Каурки
Начинаем свой рассказ:
В сказку приглашаем вас!
Сказка по лесу идет
Сказка за руку ведет.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
В каждом доме и квартире
Сказка рядышком живет.
Сказка – умница и прелесть –
Красоту нам создает.
А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.
Куда ни глянь – кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.
А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни работая с деревом, другие – с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной.
Учитель: Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.
Гжель
Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы…Маленькие, большие, да такие, что в них мог поместиться человек.
Глиняная посуда – это керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - это майолика.
Фаянсовая посуда делалась из белой глины.
А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на снежном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись гжель.
Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которой была бывшая Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой.
То мы видем букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины с кольцевидным корпусом, с крышкой, с длинным изогнутым носиком, часто на четырех круглых ножках; кувшины, рукомои, кружки-шутники («напейся – не облейся»), блюда, тарелки и др.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Полюбуйтесь ими.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете
Вы красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
Из этих чашек с розами
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.
Учитель: Спасибо вам за работу вашу, за красоту, о которой вы поведали.
Хохломская роспись
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Вот подарки
Так подарки!
Краской огненной и яркой
Кто искусно расписал
Сувениры-чудеса?
Чародеи Хохломы!
Что, ребята, если мы
Захотим узнать,
Откуда появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки?
Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер-иконописец.
Царь ценил его мастерство. Любил и мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Поэтому покинул он царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу. Стал делать посуду. И захотелось сделать ее такой, чтобы отразилась в ней красота родной земли. И посуда вышла – чудо.
Загремела слава мастера. Приезжали люди, чтобы взглянуть на рукотворную красоту.
Наконец, услышал о нем и грозный государь, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести к нему. Но быстрее летела народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан, рассказал им свои секреты.
А утром, когда вошли в село слуги царские, увидели все, как горит ярким пламенем изба чуда – художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, так и не нашли. Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя и жар, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его ремесло. И до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о чуде красоты.
Учитель: А знаете ли вы, что хохлома «золотой» называется? Почему?
Но сначала ответьте мне, что обозначает слово «золотой» в различных словосочетаниях:
-золотая коса (светло-русая);
-золотое солнце (яркое);
-золотая нива (спелая);
-золотая голова (умная);
-золотой ты мой (любимый);
-золотые руки (умелые);
-золотой человек (добрый, хороший).
«Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калиннну, сказочных птиц и красавицу жар – птицу. Никто жар – птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему.
Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины.
Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково- ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками – охрой, суриком, кармином и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотистое свечение посуды, сияние ее.
Учитель: Спасибо вам, за рассказ ваш. Никогда не забудем мы вашего чуда!
Искусство Городца
А вот эти прекрасные вещи делают мастера еще одного промысла – Городца. Давайте представим., что мы с вами попали на Городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам, сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов, в том числе из Нижнего Новгорода. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделия местных мастеров: игрушки, прялки, деревянную посуду. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.
- Да, всякий удел свой промысел имел.
- Откуда вы – девицы-красавицы?
- Я из Хлебаихи.
- Я из Курцева.
- Я из Коскова.
- А где это?
- Да недалеко от Нижнего Новгорода, на берегу Узолы – левого притока великой Волги.
-Промысел наш называется Городец.
Привезли вам поклон
И подарки свои
Со сторонки родной,
Где живут журавли.
С мест, что Волгой омыты,
Где рассвет золотой,
Где умыты ракиты
Голубою водой.
Городецкая роспись –
Как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты,
Что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись –
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
Два типа украшения деревянных поверхностей знало городецкое искусство – это резьба и роспись. Городецкие резчики становятся известны за пределами своего края уже в начале восемнадцатого века. Их изделия охотно раскупались.
С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. Надменно и серьезно смотрели нарядные «дамы и кавалеры», военные в форме тех давних лет лихо маршировали и гарцевали на конях.
Основные сюжеты часто дополнялись изображением цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали Городецкую роспись особенно декоративной. В рубленных деревянных избах вдруг расцветал праздник красок.
Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала ее на стену. Картина эта, украшала убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина. Ведь мастер, создавший ее, был таким же крестьянином, и то, что поражало и радовало его, не могло не порадовать того, для кого он старался.
Мастерство, складывавшееся веками и передававшееся от отца к сыну, от матери к дочери, живо и по сей день.
Птица и конь – главные герои Городецкой росписи. Розаны –основные элементы декоративной композиции. Есть здесь и так называемые бубенчики и купавки. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из доброй сказки.
Учитель: Спасибо вам за работу вашу, за красоту, что вы дарите.
Но ярмарка это не только место где продаются и покупаются изделия русских мастеров, ярмарка – это еще и народные гуляния с плясками и шутками, со смешными прибаутками, с радостными песнями и озорными частушками.
Дети поют частушки
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома
Ею налюбуешься
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
3.В Гжели делают посуду-
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
4. Любовались гости чудом,
Громко восхищалися-
Городецкой красотой
Сраженные осталися.
5. Наша русская матрешка
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
6. Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
А сейчас ребята 3 класса загадают старинные загадки про изделия русских мастеров.
Загадки
Ростом разные подружки,
не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешки)
2. Дуйся, не дуйся.
Через голову суйся,
Попляши день – деньской
И пойдешь на покой.
(Рубашка)
3. Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица-красавица
По улице пешком.
(Дымковская барыня)
4. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И еще матрешечка.
( Матрешки)
5. Рыба в море,
Хвост на заборе. (Ковш)
6. Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил,
Сделался стар,
Протекать стал,
Выбросили за окно –
И собакам не надобен.
(Горшок)
7. Из ровных кирпичиков сложена ладно,
И рядышком с ней не бывает прохладно.
Не курит, а в небо пускает колечки
И любит сухие дрова и дощечки.
(Печка)
8. На салфетке, на сорочке
Ниткой я рисую строчки
И узоры вывожу,
Только кто я – не скажу.
(Иголка)
9. Маленькое, кругленькое –
За хвост не поднять.
(Клубок)
Учитель:
Так с какими еще изделиями русских мастеров можно было встретиться на ярмарке?
Какие народные промыслы вы знаете?
(Детям демонстрируются репродукции матрешек, различных игрушек, а ребята называют известные им промыслы.)
- Ребята, вы назвали много старинных русских промыслов. Народные промыслы – это гордость России!
В народе говорили:
«Что ни ремесло, то и промысел»,
«Не без ума, так и не без промысла»,
«Только воровство не промысел».
Богата Русская земля мастерами да умельцами.
А как называются люди, которые создают эти удивительные вещи, расписывают их красивыми узорами? (Это художники).
-А вы можете назвать себя юными художниками?
Вы любите рисовать?
И в шесть, и в десять лет, и в пять,
Все дети любят рисовать,
И каждый смело нарисует:
Цветы, рисунки, лес и сказки…
Все нарисует, были б краски
Да лист бумаги на столе
И мир в семье и на земле.
Всех юных художников, желающих попробовать свои силы в народных росписях, мы приглашаем в свою творческую мастерскую.
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...
Презентация "За землю русскую! Ледовое побоище"
По образовательной программе "Школа 2100..."...
Октябрятский сбор на тему: «Рыцари земли русской - А. Невский, Д Донской, М. И. Кутузов»
Цель сбора: Формирование у детей осознанного отношения к ценностям национальной культуры, к прошлому.Воспитывать любовь к Родине....
Святой защитник земли русской - Александр Невский.
Сценарий внеклассного меропрития по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения и ссистемно-деятельностного подхода. Это моя авторская разработка. Буду ...
Классный час "Святые земли Русской. Александр Невский"
Классный час в 3 классе. Тема "Святые земли Русской. Александр Невский"...
Урок внеклассного чтения "Защитники земли русской"( А. Невский)
Урок обобщения знаний детей об А. Невском, а также о великих русских полководцах. на уроке дети пронаблюдают историческое соединение "века XIII c XXI". На уроке формируется уважение к истории России, ...
Презентация "Богатыри земли русской"
Данная презентация рассказывает о былинных героях Древней Руси. Может быть использована на уроках литературного чтения....