Теоретические положения об эмоциональной выразительности цвета
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Маврина Надежда Владимировна

 

Характеристика цвета на его основе эмоционального восприятия требует первоначально определить наше понимание эмоций. Психологи подчёркивают трудность однозначного определения того, что есть эмоция. «Понятие настолько сложное, что лаконичное определение не сможет полностью раскрыть его сути». Такое утверждение предлагает автор исследования «Психология эмоций» (Изард, 2006, 27). Мы не стремимся опровергнуть данное положение, однако попытаемся выделить ведущие характеристики в толковании понятия «человеческая эмоция». Во-первых, это осмысление эмоции как реакции, причём во многом, субъективной: эмоции – это «реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний» (Советский энциклопедический словарь, 1987, 1556). Во-вторых, важен аспект понимания реакции как переживания некого смысла: эмоции – «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений или ситуаций» (Психология. Словарь, 1990, 472). И, в-третьих, значимо в объяснении эмоции то, что она выступает в качестве мотива действий: «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» (Изард, 2006, 27).

 

Итак, в нашем исследовании мы будем понимать эмоции как психические реакции человека на внешние и внутренние воздействия, основанные на субъективном переживании жизненных смыслов и определяющие мысли и действия человека. Следовательно, цвет может выступать как один из раздражителей, порождающих ту или иную эмоцию.

Общепризнано, что цвет обладает эмоциональной выразительностью. Н.М. Сокольникова, автор учебного пособия по методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе, подчёркивает, что «цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие» (Сокольникова, 2008, 125). И.В. Гёте, один из первых исследователей воздействия цвета, в «Учении о цвете» писал: «цвет – продукт света, вызывающий эмоции». Автор исследования психологии цвета – Б.А. Базыма – приводит распространённые высказывания – «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха». При этом, учёный отмечает, что, когда мы произносим эти выражения, то не воспринимаем их буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом (Базыма, 2005, 23).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические положения об эмоциональной выразительности цвета

Характеристика цвета на его основе эмоционального восприятия требует первоначально определить наше понимание эмоций. Психологи подчёркивают трудность однозначного определения того, что есть эмоция. «Понятие настолько сложное, что лаконичное определение не сможет полностью раскрыть его сути». Такое утверждение предлагает автор исследования «Психология эмоций» (Изард, 2006, 27). Мы не стремимся опровергнуть данное положение, однако попытаемся выделить ведущие характеристики в толковании понятия «человеческая эмоция». Во-первых, это осмысление эмоции как реакции, причём во многом, субъективной: эмоции – это «реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний» (Советский энциклопедический словарь, 1987, 1556). Во-вторых, важен аспект понимания реакции как переживания некого смысла: эмоции – «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений или ситуаций» (Психология. Словарь, 1990, 472). И, в-третьих, значимо в объяснении эмоции то, что она выступает в качестве мотива действий: «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» (Изард, 2006, 27).

Итак, в нашем исследовании мы будем понимать эмоции как психические реакции человека на внешние и внутренние воздействия, основанные на субъективном переживании жизненных смыслов и определяющие мысли и действия человека. Следовательно, цвет может выступать как один из раздражителей, порождающих ту или иную эмоцию.

Общепризнано, что цвет обладает эмоциональной выразительностью. Н.М. Сокольникова, автор учебного пособия по методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе, подчёркивает, что «цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие» (Сокольникова, 2008, 125). И.В. Гёте, один из первых исследователей воздействия цвета, в «Учении о цвете» писал: «цвет – продукт света, вызывающий эмоции». Автор исследования психологии цвета – Б.А. Базыма – приводит распространённые высказывания – «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха». При этом, учёный отмечает, что, когда мы произносим эти выражения, то не воспринимаем их буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом (Базыма, 2005, 23).

По утверждению В. Кандинского, цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. «Цвет – это клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» (Кандинский, 1996,185).

Предметом современных исследований в области эмоционального воздействия цвета становиться характеристика его природы, т.е. важно понять, почему тот или иной цвет вызывает определённую гамму чувств.

Культурные установки на восприятие цвета выступают одним из ведущих факторов, вызывающих эмоциональное восприятие цвета. Так, например, красный цвет в Китае – символ птицы Феникс, поэтому цвет воспринимается как энергетический, обладающий жизненной силой. Издавна на Руси красный цвет считался самым красивым («красна девица», «красный молодец»), поэтому и в народный костюмах – это цвет красоты и радости жизни. При этом,  существуют общекультурные характеристики, принятые в понимании эмоционального образа большинства цветов. Приведём примеры на основе данных, представленных в работе Сокольниковой, а также Кандинского, который специально занимался исследованиями эмоциональных характеристик цвета и развивал свои идеи в собственных художественных полотнах (Сокольникова,2008,Кандинский,1996).

Подчеркнём, что Кандинский проводил специальные исследования на выявление закономерностей воздействия цвета, для чего составил опросные листы. В.Г. Степанов приводит примеры вопросов, составленных Кандинским, выделим те, которые позволяют дать эмоционально-образную характеристику цвета: «Какой цвет особенно похож на пение канарейки, на мычание коровы, на свист ветра, кнута, человека, на талант, грозу, отвращение и пр.?» (Степанов,1995,С.162).                                         Таблица 1.

Эмоциональные характеристики цветовых тонов

Цвет

Характеристика по Сокольниковой

Характеристика по Кандинскому

Красный

Цвет огня, тепла, солнца, крови, а значит цвет жизни; одновременно цвет опасности, а также торжественности, праздника и любви.

Живой, жизненный, беспокойный цвет, но, в отличие жёлтого, не легкомысленный; выражает зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость; в нём отсутствует безумие жёлтого.

Жёлтый

Цвет солнца, творческого подъёма и вдохновения, цвет жизни.

Радость, торжество, богатство,

безумие, легкомыслие.

Зелёный

Цвет природы, жизни, бессмертия, символ возрождения и обновления, юности, надежды.

Выражает пассивность, символизирует природу

Синий

Цвета неба и воды, общения и эмоциональности, легкости, воздушности, чистоты, прохлады.

Небесная краска, зовёт человека к бесконечному. Углублённый синий выражает покой, а в сочетании с чёрным – печаль.

Фиолетовый

Цвет философов и поэтов, познания истины, мистики.

Чистый фиолетовый связан с интеллектуальными способностями человека

Сравнивается с болезненным звуком, в основе которого лежит печаль.

Белый цвет

Символ чистоты, невинности и нежности, в Китае означает траур.

Символ бесконечности, молчания, отсутствия материального мира.

Чёрный цвет

Символ траура и печали, кроме того символ торжественности и строгости.

Чёрный – окончание, погасший костер, нечто бездвижное, как труп, молчание тела после смерти, самая беззвучная краска.

Представленные характеристики имеют некоторое отличие, что, по нашему мнению, вызвано прежде всего творческой личностью Кандинского (предлагает образные описания), однако несомненно наблюдается и сходство подходов в понимании того или иного цвета. Так, например, жёлтый – цвет творческого подъёма, вдохновения у Сокольниковой, радости и торжества у Кандинского.

Существует эмоциональная характеристика не только отдельных цветов, но и цветовых групп. Гёте разделяет цвета на «положительные» – жёлтый, красно-жёлтый (оранжевый) и жёлто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» – синий, красно- синий и сине-красный. «Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй – неспокойное, мягкое и тоскливое. Зелёный Гёте относил к «нейтральным» цветам. Вслед за Гёте, Кандинский связывает с  красками «активной стороны» (жёлтым, красным и оранжевым) идеи радости, торжества и богатства. Основную роль, при этом, он отводит жёлтому (цитата по Базыме, 2005, 24).

Другим фактором, влияющим на характер эмоций, связанных с цветом, будут некоторые свойства цвета – светлота и насыщенность. По мнению В.С. Мухиной, «одним из самых важных вопросов для проблемы цвет – эмоции является вопрос о дифференциальной роли различных психофизических характеристик цвета в порождении его эмоциональных значений. Это прежде всего, относится к цветовому тону, светлоте и насыщенности» (Мухина, 1981,127).

По определению Сокольниковой насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность. Светлоту цвета изменяют, добавляя в него белила или воду, тогда красный становится розовым, синий – голубым и т.д. Любые цвета и оттенки можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, какой светлее (Сокольникова, 2008, 125).Кроме основных характеристик цвета влияние оказывает и принадлежность к тёплым и холодным цветам. Так, Кандинский пишет, что, если жёлтый сделать «холоднее», краска становиться зеленоватой и рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности, а насыщенная жёлтая краска беспокоит человека, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво (Кандинский, 1996,195). Итак, изменение насыщенности, светлотности, «холодности» приводит и к изменению эмоциональной характеристики цвета.

Обратим внимание, что Кандинский, давая характеристику цвета, рассматривает его взаимодействие с другими цветовыми оттенками. Цветовые сочетания – это также важное условие эмоционального воздействия цвета. Например, известно, что дополнительные цвета усиливают действие друг друга, а, следовательно, будет усиливаться и эмоциональная характеристика цвета. Многие художницы для создания эмоциональных образов использовали идею сочетания цветов. Так, фовисты выстраивали идею стиля на том, что усиливали выразительность цветового пятна за счёт одновременного контраста дополнительных цветов. Автор стиля – Анри Матисс писал: «Исходный пункт фовизма – решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин» (Геташвили. Фовизм, 1999, c. 524); «Один тон сам по себе всего лишь цвет, два тона – это уже соотношение, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с соседним» (Мир Матисса, 1969, с. 54).

Итак, второй важный фактор эмоционального воздействия цвета – это его свойства и цветовые взаимодействия. Многие художники активно пользовались эмоционально - выразительными свойствами цвета в своём творчестве, поэтому неудивительно, что эмоциональными характеристиками цвета интересуются искусствоведы. В анализе произведений многих художников выразительные качества занимают ведущее место. Так, Н.А. Дмитриева, описывая колорит картин Ван Гога,  как напряженную гармонию «контрастов – не только цветовых, но и эмоциональных», подчёркивает, что любя не отдельно взятый цвет, а гармоническую цветовую архитектонику, Ван Гог уже тем самым не был предрасположен к закреплённой эмоциональной значимости цветов или даже их сочетаний. Его преобладающие контрастные доминанты – жёлтого и лилового, синего и золотистого – наполняются разным содержанием и настроение, смотря по характеру мотива: они могут быть мажорными и минорными, напряжёнными и спокойными…» (Дмитриева, 1980, 213, 230). Существенным фактором эмоциональной характеристики цвета считается опыт, который определяет субъективность восприятия цветовых оттенков. Так, например, пережитый человеком пожар может надолго закрепить восприятие красного цвета как опасного, страшного, сложно будет объяснить, что красный в работах художников не всегда выражает только это чувство. Субъективность определяется и возрастными характеристиками. Исследователи отмечают, что у ребёнка эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться его предпочтением, безразличием к нему, отказом от него. Выбор цвета отражает не только настроение, но и функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности ребёнка (Вафина, 2008, 35). В настоящее время проводятся исследования, посвящённые анализу эмоционального отношения к цвету младшими школьниками – методика «Создание беспредметной живописной композиции», авторов кандидата психологических наук В. Брофман и художницы Т. Гиплинг и её модификация по отношению к начальной школе Т. Селивановой, старшего преподавателя кафедры психологии МГСУ (при поддержки Российского Гуманитарного Научного Фонда) (Селиванова,2006).

Авторы считают, что беспредметная живопись позволяет развивать эмоциональную чувствительность учащихся начальных классов. Беспредметная живопись обладает рядом особенностей и преимуществ. Эмоциональная жизнь и жизнь цвета удивительно похожи по своей динамичности, яркости, богатству. По мнению исследователей, обращение к миру цветов может помочь эмоциональному развитию. «Символика цвета и цветовых отношений открывает перед глазами маленького художника мир его переживаний. Он начинает узнавать свои переживания, выраженные в цвете, как будто заново собирая, обобщая разрозненные кусочки эмоционального опыта в единое целое – живописную картину. Происходит своеобразное эмоциональное осознание, соотнесение эмоции с цветом, называемое «эмоциональное рефлексией» (Селиванова, 2006,32).  В методическом отношении интерес представляют предложенные автором темы. Начинать рекомендуются занятия с таких тем, как « Осенний лес», «Цветущий сад», «Весенний день», которые легко воспринимаются детьми, и, не имея чётко выраженной структуры, они способствуют выражению в цвете переживаний, связанных с природой. Школьникам 6–9 лет можно предложить яркие оппозиционные темы: «Зимняя ночь и летний день», «Тихая и громкая музыка», постепенно усложняя эмоциональные нюансы, в том числе и контрастные: «Тихий шёпот и громкий крик», «Нежность и ярость», «Бодрость и усталость», «Очарование и восхищение» (Селиванова,2006).

Описанный опыт исследования демонстрирует интерес современной психологии и педагогике к проблеме эмоционального развития младших школьников, а также показывает возможности использования цвета.

Итак, признано, что цвет обладает эмоциональной выразительностью. Исследованиями в этой области занимались и психологи (Б.А. Базыма, К.Э. Изард), и педагоги (Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова), и искусствоведы (Н.А. Дмитриева), и люди искусства (В. Кандинский, И.В. Гёте), т.е. тема получила многогранное освещение и вызвает интерес. Среди ведущих факторов, вызывающих эмоциональное восприятие цвета, выделяют культурные установки на восприятие цвета, некоторые свойства цвета (например, светлота и насыщенность) и личный опыт воспринимающего.

Одним из содержательных направлений современного начального образования становится развитие эмоционального восприятия цвета, в том числе и определение круга художников, чьё творчество может этому способствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучения эмоциональной выразительности цвета в современных программах по изобразительному искусству для начальной школы

В современном начальном образовании существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство». При этом любая программа должна учитывать обязательный минимум содержания начального об...

Теоретические основы и и методические требования и формирование навыков правильного и выразительного чтения.

Подготовка учителя к выразительному чтению произведения начинается со знакомства с произведением (важно полюбить его). Чтение, анализ, воссоздающее воображение....

Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».

Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...

Теоретические основы обучения выразительности речи и чтения.

В докладе говорится об основных приёмах обучения выразительному чтению....

Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю «Вокальные навыки: эмоционально-выразительное исполнение музыкальных произведений»

Цель занятия: воспитание личности ребенка средствами вокально-хорового искусства; развитие детского голоса и слуха младших школьников, развитие навыка эмоциональной выразительности при исполнении музы...

Буклет. Методические приёмы на этапе применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Методические приёмы на этапе применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач в виде буклета....

Методическая разработка занятия№ 5 для дистанционного обучения "Эмоциональная выразительность цветовых пятен" (сентябрь 2021).

Методическая разработка предназначена длясамостоятельного  дистанционного обучения ....