Образ коня в дымковской игрушке.
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Ефимова Наталия Игоревна

Урок-знакомство с традиционной культурой России и традициями росписи дымковской игрушки.

Средства обучения: плакаты, презентация, аудиофрагменты народной музыки, дымковская игрушка.

Мультфильм для урока о Вятке можно скачать с независимого информационно-аналитического портала "Наша Вятка"

http://www.nashavyatka.ru/activity/mult/

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ефимова Наталия Игоревна

Изобразительное искусство.

Тема:        Сказки слободы Дымково. Образ коня в дымковской игрушке

                         (роспись игрушки).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с традиционной культурой России и с традициями росписи дымковской игрушки.

Задачи.

Предметные: познакомить учащихся с особенностями росписи дымковской игрушки.

Метапредметные:

  1. познавательные: углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу.
  2. коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников, работать в группах.
  3. регулятивные: обучать умению планировать обучать умению планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  4. личностные: воспитывать любовь к народному искусству России. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером. Учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формы организационной учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения.

  1. Дымковские игрушки
  2. Плакаты
  3. Презентации
  4. Аудиофрагменты народной музыки

Планируемые результаты.

Предметные: ученик получит возможность учиться находить отличия дымковских         игрушек от глиняных игрушек, выполненных в других центрах народных промыслов.

Метапредметные:

  1. познавательные: ученик углубит свои эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Научится выделять элементы геометрического узора дымковской росписи. Получит возможность самостоятельно создать свой узор по своему замыслу.
  2. коммуникативные: ученик получит возможность учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников, работать в группе.
  3. регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий в соответствии с поставленной задачей.
  4. личностные: ученик получит возможность формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, деятельности. Развивать способность к самооценке. Уважать, ценить и принимать такие базовые ценности как «Родина», «природа», «народное искусство».

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного эмоционального настроя.

Проверка готовности рабочего места.

Этап мотивации, целеполагания и актуализации знаний.

Организация фронтальной работы с учащимися.

  1. Сегодня мы поведем рассказ об игрушках. Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках. Издавна славилась наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы не были, везде встретим чудо – мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут мастера, называются центрами народных промыслов. Их много. Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть города Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

«Мульти - Россия. Вятский край»

(Слайд)

Чтение детьми стихотворения.

Чтение детьми стихотворения.

«Велика наша Россия…» см. приложение 1

«В некотором царстве. В Российском государстве…» см. приложение 2

  1. А кто из вас может ответить, с чем было связано рождение и развитие народной игрушки?
  2. Как называется Вятская ярмарка. (Слайд)
  3. Из обычной игрушки-свистульки они превратились в произведения искусства.
  4. А не побывать ли и нам сегодня мастерами-игрушечниками?
  5. Привезли мы глину с дальнего бугра. Ну-ка за работу чудо – мастера!
  6. Вот и готовы наши глиняные игрушки. Теперь и мы можем отправляться на ярмарку с нашими игрушками.

Предполагаемые ответы детей:

  1. На Руси глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным ремеслом. А игрушки изготавливали для ярмарки.
  2. Свистопляска или Свистунья. На ней продавали сначала игрушки-свистульки, а потом появились другие игрушки.
  3. Я слеплю лошадку. Я её приглажу. И сидельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь! Будем мы игрушки печь!

Выступления детей.

«Скоморохи» см. приложение 3

  1. Какова же наша главная цель урока?
  2. Случайно ли мы выбрали фигурку коня?

Формулировка цели урока: «Роспись дымковской игрушки».

Предполагаемые ответы детей:

  1. В древности считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил.
  2. Конь – символ солнца, огня, света тепла.

Этапы первичного восприятия и усвоения нового  материала.

  1. Как можно расписать игрушки? Какие элементы лучше отобрать?
  2. Какие цвета любят мастера Дымково?
  3. Какие части мы закрашиваем полностью?
  4. А узор где расположим?
  5. Каковы этапы росписи игрушки?

(Слайд)

Предполагаемые ответы детей:

  1. Кружки, полосы, волны, кольца, точки.
  2. Красный, синий, зеленый, малиновый, желтый, оранжевый.
  3. Хвост, гриву, копыта, уши.
  4. Вдоль ног, шеи, туловища.
  5. От крупных деталей к мелким.

Практическая часть.

Оказание индивидуальной помощи.

Самостоятельная роспись игрушки.

Использование негромкой народной музыки.

Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

Организация оценочной деятельности.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. Оценим свою работу.

Самооценка деятельности на уроке ().

Чтение стихов детьми.

Выставка игрушек.

«Кони глиняные мчатся…»

«Посмотрите, как живой

Есть и конь здесь удалой…»

«До свидания.»

См. приложение 4

Приложение 1.

Велика Россия наша.

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Приложение 2.

В некотором царстве,

В Русском государстве,

На Вятке реке,

Да в заречной слободе,

Возле града Кирова

Есть селенье Дымково.

В той далекой стороне-

Так рассказывали мне

Там живут мастеровые

Да умелые какие!

Мастерят они игрушки.

А игрушки не простые,

Глиняные, расписные

Звонкие да яркие

Для ребят подарки!

Приложение 3.

Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовем!

Мы игрушки продаем!

Здесь игрушки знатные, складные

Да ладные!

Они повсюду славятся,

Авось и Вам понравятся!

Ой беда, беда, господа!

Игрушки ваши большие,

И почему-то нерасписные!

Пока ехали сюда,

Так спешили, что краски смыли.

Приложение 4.

Кони глиняные мчатся.

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой.

Ой, люди, ой люди

Кони на лужок пошли.

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Ой, вы гости дорогие!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья –

До свиданья!

До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская  игрушка...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...