Образ художественной культуры Средней Азии. Неменский 4 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Конспект и презентация к уроку: "Образ художественной культуры Средней Азии", 4 класс по программе Б.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_v_pustyne.doc | 44.5 КБ |
gorod_v_pustyne.ppt | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образ художественной культуры Средней Азии
Задачи: дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии.
Образовательные:
- Познакомить с декором старинных мечетей, минаретов.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей.
- Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
- Продолжить работы над развитием образного, эмоционального восприятия.
- Продолжить развитие творческих способностей, композиционного мышления.
Воспитательная:
- Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.
- Воспитывать интерес к культуре народов Азии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Для учителя:
- компьютер
- проектор
- экран
- указка
- фотографии минаретов.
Для учеников:
- краски гуашь,
- пастель
- лист А3
- карандаш, ластик
- вода
Структура урока:
1. Орг. момент.
2. Осн. часть:
3. Практическая работа.
4. Итог урока.
Ход урока
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1) Приветствие учащихся.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
2 Основная часть
Сегодня на уроке мы познакомимся образом художественной культуры Средней Азии. С этой целью отправимся в пустыню. Слайд 1
Солнечный, жарки поток
Льется в пустыне на желтый песок.
В воздухе желтом и плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
Вот так выглядит природа Средней Азии.
Какой вы увидели пустыню (Пустыня – это песок, голубое небо, пустота и жара)
Действительно, пустыня это сугробы золотого песка. В ней все непривычно и непонятно. Озера без воды. Реки никуда не впадают. Дожди высыхают, не долетев до земли. Хорошей погодой тут называют сырую и пасмурную. Это страна солнечного огня.
Представьте, что мы с вами путешествуем по Средней Азии много лет назад.
Слайд 2. Какие страны относятся к Средней Азии? ( Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан).
Отправляемся в путешествие. Жарко. Нет воды. Среди раскаленных песков с трудом передвигается караван. И вот маленькое селение манит усталого путника. Слайд 3 Это Ашхабад – город любви. Дома его очень скромны. Они каменные, одноэтажные, с плоскими крышами. Но возле каждого дома сад с фонтаном. В 10 вечера город засыпает, и нарушают тишину только протяжные призывы служителей мечети
Следующая остановка в Самарканде. На площади Регистан. Слайд 4Почти 600 лет назад Самарканд был столицей могущественной империи, которой правил Тимур. Он мечтал превратить Самарканд в прекраснейший город мира. Поэтому постройки воздвигали не только местные мастера, но и строители из других стран.
Сейчас нам площади Регистан стоят 3 дворца – 3 медресе, в которых жили и учились муллы. Там размещалась библиотека, мечеть и кельи для учащихся.
Город строят из глины, улочки узкие. Такой город быстро растет, потому что есть вода. Сюда сходятся пути многих караванов. Развивается торговля. Здесь можно купить серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, кожаные пояса, шкатулки, ковры и ткани. У всех предметов простые формы, но поверхность покрывают сложные орнаменты. Листья, цветы и лепестки, ромбы, звезды, надписи. Узоры переплетаются и образуют запутанные узлы. Такие витиеватые узоры сплошь покрывают все купала минаретов и поверхности стен, выходящих на площадь. Стены толстые, потому что из глины. Но тяжесть их совсем не видна, они облицованы изразцами, мозаикой и резьбой.
Мы все еще на площади Регистан. Осмотримся вокруг. Перед нами три медресе. Что такое медресе? (Читают с экрана. Медресе – религиозный университет с мечетью, библиотекой и комнатами для занятий учеников.) Что же такое мечеть? ( мусульманский храм, где они совершают молитву).
Создатели вложили в архитектуру зданий свое понимание красоты мира вглядитесь какие строгие геометрические формы. Центральная часть напоминает какую-то букву? (буква П) Это вход с огромной стрельчатой аркой. Внутри прямоугольный двор.
Перед вами медресе Шир-Дор. Слайд 5 Над аркой центрального портала изображение львов, которые бросаются на белых антилоп. Это изображение выполнено в технике мозаики. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни- минареты, с которых служители храмов созывают верующих. Ствол минарета заканчивается расширяющимся карнизом, все поверхность минарета украшена орнаментом. В декоре преобладают белые, голубые, желтые и синие цвета. Они созвучны цвету песков и синеве неба.
Слайд 6 Самое древнее медресе на площади это медресе Улукбека – внука Тимура, который был мудрым правителем и большим ученым. Особенно он увлекался астрономией, возможно поэтому фасад украшен россыпью звезд.
Слайд 7 Третье медресе Тиля Кари сияет золотом, поражает богатством и роскошью декора. Все три медресе образуют прекрасны архитектурный ансамбль.
Слайд 8 Стремясь утвердить свое могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи. Тяжелая шапка купола, поставленная близко к земле на массивное основание, подавляла бы, если б не была украшена нарядными голубыми изразцами. Перед вами Еще один памятник Самарканда – мавзолей Гур-Эмир. Мавзолей – это гробница, усыпальница. В которой и был похоронен Тимур. В этой постройке мы видим те же архитектурные формы, что и на площади Регистан.
А что похоже? (Портал, 2 минарета, бирюзовый купол, украшения).
Слайд 9. Около мечети возносятся башни – минареты. С них служители храма призывают к молитве.
Слайд 10 Мозаика - одно из самых древних искусств. . это картины составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла. В Средней Азии старинные мечети и дворцы украшались мозаикой из кирпичей, покрытых глазурью белого, синего, желтого и голубого цвета.
Медресе, минареты, мавзолеи, мечети – живая память о мастерах, о народном таланте, духовном богатстве народа Средней Азии. А какую религию они проповедовали? (ислам) А где еще его проповедуют? Слайд 11
3. Самостоятельная работа.
Сделать карандашный набросок мечети или мавзолея. Можно опираться на фотографии или рисовать по памяти.
Далее предлагается раскрасить набросок гуашью, а когда подсохнет пастелью прорисовать узоры, окна, тени.
- Итог урока.
Просмотр работ. Анализ ошибок. Оформление выставки «Города в пустыне»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АШХАБАД – ГОРОД ЛЮБВИ
САМАРКАНД
Шир-Дор Медресе – религиозный университет с мечетью, библиотекой и комнатами для занятий учеников.
Медресе Улугбека
Медресе Тилля Кари
Мавзолей Гур-Эмир Мавзолеи - усыпальницы
Минарет
МОЗАИКА
Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют около 1,5 миллиарда человек. Ани проживают в арабских странах, в Северной Африке, Индонезии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная культура Средней Азии.
Презентация к уроку ИЗО в 4 классе по программе Неменского....
Образ художественной культуры Средней Азии
План-конспект урока в 4 классе....
Методическая разработка цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии» (на основе программы Б.М. Неменского)
. Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков...
Образ художественной культуры Средней Азии
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 4 классе по Программе Б.Неменского....
Образ художественной культуры Средней Азии.
Презентация подготовлена к уроку изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М. Неменского....
Технологическая карта урока и Презентация к уроку ИЗО для 4 класса по теме "Образ художественной культуры Средней Азии"
Технологическая карта урока и Презентация к уроку ИЗО для 4 класса по теме "Образ художественной культуры Средней Азии"...
Образ художественной культуры Средней Азии.
ИЗО. 4 класс. "Образ художественной культуры Средней Азии"...