Образ художественной культуры Средней Азии. Неменский 4 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Ильенко Елена Владимировна

Конспект и презентация к уроку: "Образ художественной культуры Средней Азии", 4 класс по программе Б.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_v_pustyne.doc44.5 КБ
Office presentation icon gorod_v_pustyne.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образ художественной культуры Средней Азии

Задачи: дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии.

Образовательные: 

  1. Познакомить с декором старинных мечетей, минаретов.

Развивающие: 

  1. Развивать  память, внимание, учащихся; кругозор детей.
  2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
  3. Продолжить работы над развитием образного, эмоционального восприятия.
  4. Продолжить развитие творческих способностей, композиционного мышления.

Воспитательная: 

  1. Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.
  2. Воспитывать интерес к культуре народов Азии.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Для учителя: 

  1. компьютер
  2. проектор
  3. экран
  4. указка
  5. фотографии минаретов.

Для учеников: 

  1. краски гуашь,
  2. пастель
  3. лист А3
  4. карандаш, ластик
  5. вода

Структура урока:

1. Орг. момент.

2. Осн. часть:

3. Практическая работа.

4. Итог урока.

Ход урока

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

2 Основная часть

 Сегодня на уроке мы познакомимся образом художественной культуры Средней Азии. С этой целью отправимся в пустыню. Слайд 1

Солнечный, жарки поток

Льется в пустыне на желтый песок.

В воздухе желтом и плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

Вот так выглядит природа Средней Азии.

Какой вы увидели пустыню (Пустыня – это песок, голубое небо, пустота и жара)

Действительно, пустыня это сугробы золотого песка. В ней все непривычно и непонятно. Озера без воды. Реки никуда не впадают. Дожди высыхают, не долетев до земли. Хорошей погодой тут называют сырую и пасмурную. Это страна солнечного огня.

        Представьте, что мы с вами путешествуем по Средней Азии много лет назад.

Слайд 2. Какие страны относятся к Средней Азии? ( Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан).

        Отправляемся в путешествие. Жарко. Нет воды. Среди раскаленных песков с трудом передвигается караван. И вот маленькое селение манит усталого путника. Слайд 3 Это Ашхабад – город любви. Дома его очень скромны. Они каменные, одноэтажные, с плоскими крышами. Но возле каждого дома сад с фонтаном. В 10 вечера город засыпает, и нарушают тишину только протяжные призывы служителей мечети

Следующая остановка в Самарканде. На площади Регистан. Слайд 4Почти 600 лет назад Самарканд был столицей могущественной империи, которой правил Тимур. Он мечтал превратить Самарканд в прекраснейший город мира. Поэтому постройки воздвигали не только местные мастера, но и  строители из других стран.

Сейчас нам площади Регистан стоят 3 дворца – 3 медресе, в которых жили и учились муллы. Там размещалась библиотека, мечеть и кельи для учащихся.

Город строят из глины, улочки узкие. Такой город  быстро растет, потому что есть вода. Сюда сходятся пути многих караванов.  Развивается торговля. Здесь можно купить серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, кожаные пояса, шкатулки, ковры и ткани.  У всех предметов простые формы, но поверхность покрывают сложные орнаменты. Листья, цветы и лепестки, ромбы, звезды, надписи.  Узоры переплетаются и образуют запутанные узлы. Такие витиеватые узоры сплошь покрывают все купала минаретов и поверхности стен, выходящих на площадь. Стены толстые, потому что из глины. Но тяжесть их совсем не видна, они облицованы изразцами, мозаикой и резьбой.

Мы все еще на площади Регистан. Осмотримся вокруг. Перед нами три медресе.  Что такое медресе? (Читают с экрана. Медресе – религиозный университет с мечетью, библиотекой и комнатами для занятий учеников.) Что же такое мечеть? ( мусульманский храм, где они совершают молитву).

Создатели вложили в архитектуру зданий свое понимание красоты мира вглядитесь какие строгие геометрические формы. Центральная часть напоминает какую-то букву? (буква П) Это вход с огромной стрельчатой аркой. Внутри прямоугольный двор.

Перед вами медресе Шир-Дор.  Слайд 5  Над аркой центрального портала изображение львов, которые бросаются на белых антилоп. Это изображение выполнено в технике мозаики. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни- минареты, с которых служители храмов созывают верующих. Ствол минарета заканчивается расширяющимся карнизом, все поверхность минарета украшена орнаментом. В декоре преобладают белые, голубые, желтые и синие цвета. Они созвучны цвету песков и синеве неба.

Слайд 6 Самое древнее медресе на площади это медресе Улукбека – внука Тимура, который был мудрым правителем  и большим ученым. Особенно он увлекался астрономией, возможно поэтому фасад украшен россыпью звезд.

Слайд 7 Третье медресе Тиля Кари сияет золотом, поражает богатством и роскошью декора. Все три медресе образуют прекрасны архитектурный ансамбль.

Слайд 8 Стремясь утвердить свое могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи. Тяжелая шапка купола, поставленная близко к земле на массивное основание, подавляла бы, если б не была украшена нарядными голубыми изразцами. Перед вами Еще один памятник Самарканда – мавзолей Гур-Эмир. Мавзолей – это гробница, усыпальница.  В которой и был похоронен Тимур. В этой постройке мы видим те же архитектурные формы,  что и на площади Регистан.

А что похоже? (Портал, 2 минарета, бирюзовый купол, украшения).

Слайд 9. Около мечети возносятся башни – минареты. С них служители храма призывают к молитве.

Слайд 10 Мозаика -  одно из самых древних искусств. . это картины составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла. В Средней Азии старинные мечети и дворцы украшались мозаикой из кирпичей, покрытых глазурью белого, синего, желтого и голубого цвета.

Медресе, минареты, мавзолеи, мечети – живая память о мастерах, о народном таланте, духовном богатстве народа Средней Азии. А какую религию они проповедовали? (ислам) А где еще его проповедуют? Слайд 11

3. Самостоятельная работа.

Сделать карандашный набросок мечети или мавзолея. Можно опираться на фотографии или рисовать по памяти.

Далее предлагается раскрасить набросок гуашью, а когда подсохнет пастелью прорисовать узоры, окна, тени.

  1.  Итог урока.

Просмотр работ. Анализ ошибок. Оформление выставки «Города в пустыне»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

АШХАБАД – ГОРОД ЛЮБВИ

Слайд 4

САМАРКАНД

Слайд 5

Шир-Дор Медресе – религиозный университет с мечетью, библиотекой и комнатами для занятий учеников.

Слайд 6

Медресе Улугбека

Слайд 7

Медресе Тилля Кари

Слайд 8

Мавзолей Гур-Эмир Мавзолеи - усыпальницы

Слайд 9

Минарет

Слайд 10

МОЗАИКА

Слайд 11

Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют около 1,5 миллиарда человек. Ани проживают в арабских странах, в Северной Африке, Индонезии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная культура Средней Азии.

Презентация к уроку ИЗО в 4 классе по программе Неменского....

Образ художественной культуры Средней Азии

План-конспект урока в 4 классе....

Методическая разработка цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии» (на основе программы Б.М. Неменского)

.          Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков...

Образ художественной культуры Средней Азии

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 4 классе по Программе Б.Неменского....

Образ художественной культуры Средней Азии.

Презентация подготовлена к уроку  изобразительного искусства в 4 классе  по  программе Б.М. Неменского....

Технологическая карта урока и Презентация к уроку ИЗО для 4 класса по теме "Образ художественной культуры Средней Азии"

Технологическая карта урока и Презентация к уроку ИЗО для 4 класса по теме "Образ художественной культуры Средней Азии"...

Образ художественной культуры Средней Азии.

ИЗО. 4 класс. "Образ художественной культуры Средней Азии"...