Сизикова С. Д. Краткие биографии художников.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Материал может быть использован учителями ИЗО в качестве дополнительного материала, а также на дополнительных занятиях и в кружковой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkie__biografii_hudozhnikov.docx69.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сизикова Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов, школа при Посольстве РФ в Чили

Краткие биографии художников

Васнецов Аполлинарий Михайлович, младший брат знаменитого Виктора Васнецова, родился 6 августа 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии в многодетной семье священника. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Превосходный мастер-пейзажист, он не получил систематического художественного образования. Его школой стало общение и совместная работа с известными русскими художниками братом, И. Е. Репиным,  В. Д. Поленовым и другими. Художник, ученый, историк и вместе с тем поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный художник в глазах современников. Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника.

В 18851886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.

В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.

В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.

В 19011918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов 23 января 1933 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

Шильдер Андрей Николаевич (1861 – 1919 г.г.), выдающийся русский художник, родился в Санкт -Петербурге, в семье художника Н. Шильдера. С 1877 посещал мастерскую И. Шишкина и участвовал в совместных творческих поездках в Крым, Беловежскую Пущу, на Валаам. Будучи вольнослушателем Петербургской АХ, получил две первые премии и малую серебряную медаль за пейзажи. Принимал участие в выставках, в 1880 получил первую премию ОПХ за пейзажи, в 1903г.  за известность на художественном поприще был удостоен звания академика пейзажной живописи.

Очень трудолюбивый и разносторонний в своей творческой деятельности, художник много и плодотворно работал. Однако излюбленным жанром А. Шильдера всегда оставался пейзаж. Лесные мотивы имели в его творчестве своеобразное, технически совершенное и подлинно поэтическое претворение, они отличались особой мягкостью, лиризмом и эмоциональностью, живая осязательность в изображении, естественное движение света и тени, композиционная обобщенность произведений А. Шильдера выдвинули его в ряд востребованных живописцев своего времени.

Юлий Юльевич Клевер — российский художник. Получил признание как пейзажист салонно-академического толка. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт - Петербурге (1878). Классный художник первой степени (1876). Профессор (1881). Юлий Клевер происходил из немецкого балтийского рода фон Клевер. В 1867-1870 гг. учился в Императорской Академии Художеств у С. М. Воробьёва и М.К. Клодта. В 1874 году стал одним из основных организаторов «Общества выставок художественных произведений» (прекратило работу в 1885 году), которое ставило своей целью конкуренцию и художественную борьбу с Товариществом передвижников. В период с 1875 года и по 1900 год Клевером были созданы серии лирическо-романтических пейзажей Российской империи, преимущественно его родной Эстляндии.

После революции 1917 года Ю.Ю. Клевер получал материальную поддержку от Общества художников им. Куинджи. До конца жизни преподавал в Академии Художеств и в Центральном училище технического рисования, где заведовал кафедрой монументальной живописи.

Вещилов Константин Александрович (1877-1937)-русский живописец. Учился в Академии художеств (1898-1904) у И.Е. Репина. К.А. Вещилов - любимый ученик И.Е. Репина. В 1905-1906 -пенсионер Академии художеств за границей. Участвовал в выставках, начиная с 1901 года. Писал картины на темы русской и античной истории, много работал в жанре пейзажа, особенно маринистического. Состоял художником Морского министерства. Все работы Вещилова, особенно написанные на берегу моря, исполнены большой любовью. В 1922 году художник эмигрировал. В 1927 в Париже состоялась его персональная выставка. В 1937 в Чикаго также прошла выставка произведений Вещилова К.А. Работы хранятся в ГРМ и других собраниях.

Константин Иванович Горбатов родился 17 мая (5 мая по старому стилю) в городе Ставрополь Самарской губернии (ныне город Тольятти).

В начале 90-х годов начал учиться в Самаре у художников Ф. Е. Бурова и А.Егорова.

1895 — поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица.

В 1896 году поступил на строительное отделение Рижского политехникума и продолжил обучение живописи в студии Д. Кларка.

В 1903 году Горбатов переехал в Петербург и в 1904 году он поступил на архитектурное отделение Академии художеств. С 1905 по 1911 год учился на живописном отделении Академии художеств у В. Е. Дубовского и А. А. Киселёва. В 1911 году за картину «Приплыли» получил звание художника, заграничную поездку и золотую международную медаль на выставке в Мюнхене.

В 1912 году Горбатов поехал в Рим как пансионер Академии художеств. Сначала работал в Вечном городе, а потом по приглашению Горького переехал к нему на остров Капри.

После Италии Горбатов объездил почти всю Европу и вернулся в Россию. В России он постоянно работал: писал пейзажи, виды северных городов и маленьких волжских городков.

Некоторая старомодность картин и добротный стиль снискали Горбатову популярность в средних слоях населения и его картины хорошо раскупались. Но после революции его доходы сошли на нет и в 1922 году он с женой выехал из России.

С 1922 по 1926 жил в Италии, на острове Капри, путешествовал по Европе. В 1926 поселился в Берлине. В берлинский период жизни много путешествует: Финляндия, Великобритания, Палестина. Почти ежегодно ездил в Италию.

Работы Горбатова пользовались успехом в Германии и по сравнению с русскими белоэмигрантами он жил довольно зажиточно. Но с приходом к власти нацистов в искусстве стал преобладать стиль Третьего рейха и работы Горбатова в Германии перестали пользоваться популярностью.

С началом Второй мировой войны Горбатов безвыездно жил в Германии, а с началом Великой Отечественной войны Горбатовым приходилось дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишились возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевало шведское посольство сроком на четыре месяца.

К концу войны Горбатовы жили в страшной бедности, сам Константин Иванович болел. Он скончался в Берлине 24 мая 1945 года, его жена 17 июня 1945 покончила жизнь самоубийством.

После его смерти советский офицер, которому передали квартиру Горбатова, передал в комендатуру Берлина завещание и картины, оставшиеся в квартире. В завещании было написано: Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным.

Последняя воля Горбатова была исполнена и в настоящее время его картины хранятся в Московском областном художественном музее в Новом Иерусалиме.

Имеются работы, посвящённые Н. А. Некрасову.

Егорнов Александр Семенович родился в 1858 году, в Москве. Получил духовное образование в московском евангелическом училище. Продолжил образование в Петербурге, в Академии художеств, где главным его наставником был М.К. Клодт. Академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств с 1893 года. Председатель общества русских акварелистов, в 1897–1902 годах. Своими картинами "Дубовый лес", "Перед дождем", "Водяная мельница", "Сирень", "Зима", он поддержал высокие достижения русской пейзажной живописи XIX столетия. Произведения Егорнова находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея.

Умер Александр Семенович Егорнов в 1903 году.

Дубовской Николай Никанорович родился 5 декабря 1859 года в Новочеркасске, в семье родового казака — войскового старшины Войска Донского. По окончании Владимирской Киевской военной гимназии в 1877 году отправляется в Петербург, где успешно поступает в Императорскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем переводится в мастерскую пейзажной живописи профессора М.К. Клодта, ставшего его учителем. Академик живописи (1898), действительный член Петербургской академии художеств (1900), профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища живописи.

Член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников.

Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской создаёт свой тип пейзажа. Его пейзаж лаконичен и прост. Для мастера дорого содержание, передача дыхания жизни природы, связь с ней. Пространство, свет, воздух, — вот те составляющие формирования пейзажного образа, по которым безошибочно узнаются его работы.

Умер Николай Никанорович Дубовской в Петрограде, 28 февраля 1918 года.

Жуковский Станислав Юлианович родился в семье польского аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в Польском восстании 1863 года.

В 1892 году Жуковский, вопреки воле отца, отправился в Москву учиться живописи. Учился у И. И. Левитана; закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1895 года Жуковский участвует в выставках передвижников. В 1899 году его картина «Лунная ночь» была приобретена в собрание Третьяковской галереи.

К началу XX века Жуковский стал одним из самых известных в России пейзажистов импрессионистического направления. Участвовал в выставках «Мира искусства». Жил преимущественно в Москве. Организовал здесь частную школу, где преподавал в 1907—1917. Много путешествовал по Средней России, изучая старинные «дворянские гнезда».

В 1923 году художник уехал в Польшу. В 1930 годах И. И. Бродский и другие друзья художника уговаривали Жуковского вернуться в СССР, но он оставался в Польше.

Во время Второй мировой войны художник был арестован нацистами.

Умер в концентрационном лагере в Прушкове в 1944 году.

Каменев Лев Львович родился 1831 года в городе Рыльске, в купеческой семье. В 1851 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учителей были К.И. Рабус и А.К. Саврасов. Любимый ученик и друг А.К. Саврасова.

В 1869 году Л.Л. Каменев становится академиком. В 1871 году живописец активно выступает одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Каменев стал едва ли не самым заметным русским художником, писавшим тонкие лирические пейзажи. По словам Константина Коровина в пейзажах Каменева "сквозит какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, прикрытых кустами, и освещенные вечерним солнцем деревни».

Умер Каменев Лев Львович 14 января 1886 г. в Саввинской слободе под Звенигородом.

Колесников Степан Федорович родился 23.07.1879 в с. Адрианополь, теперь Луганская область. Из крестьян, брат живописца Ивана Колесникова (1887-1829). Вырос в усадьбе близ Одессы.

Русский живописец, преимущественно пейзажист.

В 1897 – 1903 годах учился в Одесском художественном училище, где сдружился с будущими классиками советской живописи Исааком Бродским и Митрофаном Мартыщенко (Грековым), а также с Давидом Бурлюком – будущим классиком русского авангарда. В 1903 году поступил в Академию художеств, где учился у И.Е. Репина, В.Е. Маковского, А.А. Киселева. Дебютировав на Весенней выставке Академии 1905 года, стал постоянным участником сезонных выставок, получая почти каждый раз Куинджиевские премии. В 1909 году, сразу по окончании Академии, принял участие в X Международной выставке в Мюнхене, где был удостоен Большой золотой медали 1-ого класса. Успех молодого художника не остался не замеченным в России: Колесников получил от Николая II золотой портсигар и звание почётного гражданина. Современники отмечали необычайную «ходкость» его картин и постоянный спрос на них на художественном рынке. Любимой темой художника было состояние южнорусской природы. С удовольствием он писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными. Во время Первой мировой войны обратился к военной тематике, создав ряд вызвавших положительные отклики полотен. В 1919 году С. Колесников перебрался в Сербию, где был принят при дворе короля сербов, хорватов и словенцев Александра I. Вскоре он стал профессором белградской Академии художеств. В 1920-е годы организовал несколько персональных выставок в странах Европы. Король неоднократно поручал русскому художнику руководство реставрацией картин и отделкой монастырей. В 1927 году на одной из стен монастыря св. Наума С. Колесников запечатлел лик Николая II, «принявшего мученический венец за благоденствие и счастье славянства». Последние 12 лет жизни художник тяжело болел и был вынужден нанять двух помощников, выполнявших живописные работы по очень общим наброскам мастера. Произведения С.Колесникова хранятся в ГТГ, ГРМ, Одесском и Калужском ХМ, в частных собраниях в России и за рубежом. Умер в 1955году.

Кондратенко Гавриил Павлович родился в с. Павловское Пензенской губернии 21 марта 1854 года, в семье крепостного крестьянина. С 1873 – вольнослушатель Петербургской Академии художеств (учился у К. Гуна), с 1875 – ученик Академии художеств по классу пейзажной живописи (у М. Клодта). Член и экспонент Санкт-Петербургского общества художников. Член и экспонент общества художников им. А. И. Куинджи.

По окончании учебы много путешествовал по России, Украине и Кавказу, а также за рубежом. Интересны его пейзажи, посвященные лермонтовским местам. В течение всей творческой жизни Кондратенко часто участвовал в различных выставках Академии художеств, всемирной выставке в Париже, всевозможных художественных обществ, а также персонально. Будучи поклонником творчества М. Ю. Лермонтова, создал замечательные иллюстрации к полному собранию сочинений. Работы художника хранятся в Третьяковской галерее, в Государственном русском музее, в Омском, Иркутском, Пензенском музеях, а также в частных коллекциях любителей живописи.

Гавриил Павлович Кондратенко – русский художник-пейзажист. Он хорошо умел передавать настроение, состояние природы: закат солнца и раннее утро. Глядя на его картины, можно почувствовать и свежий мороз ясного зимнего дня, и тёплое южное солнце, и прохладу тенистых лесных зарослей.

Судя по сохранившимся отзывам, Гавриил Павлович Кондратенко не стремился к получению официальных академических званий. И в жизни, и в творчестве он был самобытным человеком и художником. В 1873 году молодой Кондратенко, уроженец Пензенской губернии, поступает в Академию художеств вольноприходящим учеником. Два года занимался в классе исторической живописи под руководством К.Ф. Гуна. С 1875 года переходит на очное обучение в пейзажный класс, где под руководством М.К. Клодта получает шесть серебряных и малую золотую медалей. В 1883 году за серию пейзажей Общество поощрения художеств присуждает молодому живописцу первую премию. В 1884 году Г. Кондратенко устраивает персональную тематическую выставку, посвященную трем географическим местам пребывания своего прославленного земляка М.Ю. Лермонтова. На пейзажах художника запечатлены: родина поэта и писателя Тарханы, виды Москвы, Пятигорска и Кавказа. Кстати, сбор от выставки и продажи каталогов пошел на памятник М.Ю. Лермонтову и в пользу нуждающихся литераторов и ученых. Творческое наследие Г.П. Кондратенко значительное. Десятки его пейзажей с видами Крыма, Кавказа, российских черноморских берегов украшают экспозиции многих музеев и художественных галерей страны.

Кондратенко стал популярным представителем салонно-академического направления в пейзажной живописи рубежа XIX - XX веков.

Умер Гавриил Павлович Кондратенко в 1924 году.

Крыжицкий Константин Яковлевич родился в Киеве, в 1858 году. Учился в Киевской рисовальной школе Н. Мурашко.

Один из организаторов и глава (с 1908) Товарищества художников им. А. Куинджи в Петербурге. В своем творчестве последовательно разрабатывал украинскую тематику, придерживаясь реалистических традиций русского искусства, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга. Получив общее образование в Киевском реальном училище, в 1877 поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством профессора барона М.К. Клодта. Окончил академический курс в 1884 со званием классного художника I степени и с малой золотой медалью, присуждённой ему за картину «Дубы». Повышен, в 1889, в степень академика.

Работал не только масляными красками, но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга. Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках, начиная с 1879, а акварелей — на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания. Был одним из организаторов, а с 1908 года— председателем Общества художников имени А. И. Куинджи. Работы хранятся в Государственном Русском музее.

Лучшими из его многочисленных произведений считаются: «Гроза собирается» (1885), «Перед полуднем» (1886), «Зелёная улица» (1887), «Хутор в Малороссии» (1888), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889), «Лесные дали» (1889; была приобретена императором Александром III), «Майский вечер» (1886).

Покончил жизнь самоубийством в 1911 году. Похоронен на Смоленском православном кладбище.

Крымов Николай Петрович родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 19071911— в пейзажной мастерской А. М. Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе.

Уже в ранних своих работах примкнул к символизму — в том числе и в качестве графика-оформителя журнала «Золотое руно» (19061909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, Третьяковская галерея; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане» (1938).

Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского, а также «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В 19191930 много работал и как педагог — в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами — С. П. Викторов, Ю. П. Кугач, Ф. П. Решетников, Н. К. Соломин.

Умер Крымов в Москве 6 мая 1958.

Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.

С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865, Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича в Таганроге (ул. Петровская, 82). Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Пытался поступить в ученики к И.Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту — лишь толок краски и красил забор. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 г. — знаменитую «Украинскую ночь».

В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех.

В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

С 1894 по 1897г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.

В 1904 году Архип Иванович Куинджи принёс в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий. В 1909 году пожертвовал обществу русских художников (впоследствии имени Куинджи) 150 000 рублей и своё имение в Крыму. В том же 1909 году пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Сегодня же в коллекции Художественного музея Таганрога кроме этих работ хранится еще две: «Море ночью» и «Забытая деревня».

Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев 23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград — русский художник.

Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 19051907 гг. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».

1913 — преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).

1923 — член Ассоциации художников революционной России.

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки туберкулёза позвоночника. Несколько операций приносили лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Юон Константин Фёдорович родился 12 (24) октября 1875 года в Москве в швейцарско-немецкой семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

Константин Юон с 1892 по 1898 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, Н. Д. Колли, Ройтер, Михаил Григорьевич.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации.

С 1925 года Юон — член АХРР. Помимо работы в живописном жанре, он активно занимался оформлением театральных спектаклей, а также художественной графикой.

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР.

С 1952 по 1955 преподавал в качестве профессора в МГАХИ имени В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

Награды и премии

  1. Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения в искусстве
  2. орден Ленина
  3. орден Трудового Красного Знамени
  4. народный художник СССР (1950)
  5. народный художник РСФСР (1945)

На московском доме, где он жил и работал (улица Земляной вал, 14—16), установлена мемориальная доска.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Васи́лий Ива́нович Су́риков  — великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина — родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Праправнучка — Ольга Семёнова.

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Красноярск и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает — семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома.

Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).

После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел губернатор Енисейской губернии П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Васи Сурикова в Академии художеств.

11 декабря 1868 года Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.

С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.

4 ноября 1875 года Василий Иванович окончил Академию в звании классного художника первой степени.

Василий Иванович получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах, мечтал вернуться в Красноярск. Василий Иванович часто ездил в Красноярск, где проводил лето.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Елена.

В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым.

Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Его имя присвоено Московскому художественному институту. На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составила основу коллекции при открытии дома-музея. В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.

Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872).

В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (18521856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (18561865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).

В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8(20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Константи́н Андре́евич Со́мов родился 18 (30) ноября 1869 г. в Петербурге в семье Андрея Сомова, известного музейного деятеля.

С 1888 по 1897 гг. учился в петербургской Академии художеств, затем добровольно покинул ее и два года занимался в академии Коларосси в Париже. С 1899 г. жил в Петербурге.

Еще в молодости Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми вместе впоследствии участвовал в создании общества «Мир искусства». Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект», нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

В 1913 г. получил статус действительного члена Академии. В 1918 г. стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.

В 1923 г. Сомов уехал из России. С 1925 г. жил во Франции. Он скончался 6 мая 1939 г. в Париже.

Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Интересные факты

29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) на аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко. Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на аукционе «Кристис» в июне 2007 г. — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Пелевин Иван Андреевич - живописец и мозаист, родился в 1841 г. Окончил курс императорской Академии художеств в 1862 г. со званием неклассного художника. Вскоре по выходе из академии написал несколько картин, между прочим две сцены: "Воскресный досуг" и "Молодая мать", за которые академия в 1864 г. произвела его в классные художники 3-й степени. Однако недостаточность материального обеспечения побудила его заняться мозаичным искусством, причем он продолжал заниматься и живописью. В 1869 г. за картины "Детский завтрак", "Деревенская швея", "Два врага", "Деревенский пестун" и "Этюд девушки" было присуждено ему звание академика. В следующем году в мозаичном отделении он был повышен в младшие мозаисты. В 1874 году переехал в Вильно. Здесь попробовал свои силы в исторической живописи и написал картины: "Иоанн Грозный в келье Николы Юродивого, во Пскове" и "Боярин Троекуров читает царевне Софье указ о заточении ее в монастырь", но вскоре вернулся к изображению сцен деревенского быта, как более свойственных его дарованию. В противоположность большинству других русских жанристов он представляет в своих картинах не печальные или темные стороны этого быта, а его отрадные проявления, порой излишне приукрашенные идиллией, причем особенно любит выводить на сцену детей. В 1884 г. Пелевин снова поступил на службу в мозаичное отделение.

Известен И.А. Пелевин и как создатель мозаичных произведений для многих известных церквей Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Константин Паустовский (краткая биография)-презентация,

помогут в разработке урока, делала для сына...

С. Романовский. Краткая биография.

Материал может пригодиться для уроков чтения во 2 классе по программе "Школа 21 века"...

Краткая биография А.С.Пушкина

Краткая биография А.С.Пушкина...

Презентация на тему: " Краткая биография С.А.Седова"

Презентация на тему: " Краткая биография С.А.Седова"...

краткая биография С. Я Маршака

предназначена на урок литературного чтения...

Краткая биография К.И. Чуковского

Краткая биография. Раздаточный материал...