Тема "Весёлые игрушки"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Цели:

  • развивать интерес к изучению родного края;
  • воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям;
  • углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада;
  • научить расписы­вать бумажные силуэты матрешек в традициях загорских мастеров;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам;
  • развивать творческие способности, мышление, речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:


Цели:

  1. развивать интерес к изучению родного края;
  2. воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас теру, создающему красоту на радость людям;
  3. углубить знания о русской на родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада;
  4. научить расписы вать бумажные силуэты матрешек в традициях загорских мастеров;
  5. воспитывать бережное отношение к игрушкам;
  6. развивать творческие способности, мышление, речь.

Оборудование:

для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрёшки, кисть, гуашь.

для учителя: матрёшки (Сергиев Посад, Полховский-Майдан, Семенов),

 презентация, выставка книг,

образец педагогического ри сунка «Русская матрешка в зимнем уборе» (карандаш, гуашь).

Ход урока:

I. Орг. момент.

Учитель:    

К уроку всё готово

И хочется начать.

Гуашью будем снова

Кого-то рисовать.

II. Постановка темы урока.

Учитель:

Отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

 (Матрёшка.)

- Сегодня мы  выполним рисунок матрёшки в цвете.

III. Вводная беседа.

- Сейчас я вам расскажу историю русской расписной матрешки.

1.Город Загорск считается родиной русской расписной матрешки - точённой из дерева и оригинально расписан ной многоместной куклы, ставшей подлинным русским сувениром. Популярность матрешки у иностранных туристов и любителей пу тешествий в нашей стране вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои варианты столь привлекательной иг рушки.

2.Замечательная игрушка - матрешка! Деревянные куклы, поме щающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки - складная кукла Фукурума - веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. Первым расписал русскую матрешку художник Сергей Васильевич Малютин. Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Оде та она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. В руках у нее черный петух. Видимо, от русского имени Мат рена и возникло ласковое название «матрешка».

3. Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской краса вицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

Учитель: В основном матрешек продавали на ярмарках.

 ученик:

На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Все товары хороши,

Что угодно для души.

Давай покупай,

Выбирай, забирай!

 ученик:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки.

Учитель: А какие еще игрушки продавали на ярмарках? (Богородские игрушки.)

- Около Сергиева Посада есть село, где делали нераскрашенные деревянные игрушки, а также игрушки с движением. Работали богородские мастера дружно, всей семьёй, с поздней осени до весны, когда не было работы в поле.

 

IV. Постановка творческой задачи.

Учитель: А теперь вы, ребята, превратитесь в мастеров росписи матрёшек.

- Какое сейчас время года? (Зима.)

- А так как идёт зима, то и наши матрёшки будут одеты в зимнюю одежду.

- Начинайте свою работу с раскраски больших цветовых плоскостей - час тей одежды (платка, шубы).

- После того, как краска высохнет, приступаем к раскраске узора и лица матрёшки.

V. Физкультминутка.

- А перед тем, как начать работу, давайте немного отдохнём.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.        

На ногах сапожки,        

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,        

Всем знакомым поклонись.        

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок матрешки в цвете. Постарайтесь использовать в работе те приемы свободной кистевой росписи, которые мы изучили с вами на прошлых уроках.

VII. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Учитель: Получилась настоящая ярмарка из матрешек.

- Матрешка – символ доброты, дружбы и любви. Пожелание счастья и благополучия. Это любимая игрушка детей.

-Кому ее можно подарить? (Друзьям, гостям.)

Ох, вы гости дорогие,

У нас матрешки расписные,

Мы украшали их, старались,

Подарить вам собирались. (Дети дарят гостям подарки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...