Внеурочное мероприятие
классный час по истории
классный час по теме "Блокадная ласточка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_meropriyatie_4_klass.docx | 452.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Блокадная ласточка»
«Помня историю своей Родины, историю своей семьи, что традиции и обычаи своего народа, только так мы сможем вырасти настоящими людьми, патриотами своей Родины, людьми, достойными своих предков…»
Учитель: Перминова А.Ю.
Краткое описание: данное мероприятие предназначено для обучающихся начальной школы (4 класс), форма проведения – классный час с творческой коллективной работой. В процессе мероприятия ребята смогут понять, как жили жители города Ленинград во время блокады, насколько сильна была сила духа и вера в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
Продолжительность- 35 мин
Количество участников – 26 обучающихся 4 класса (поделены на группы).
Возраст участников – 9- 10 лет
0жидаемый результат:
– проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;
– сравнивать жизнь блокадного Ленинграда с жизнью современных детей;
- описывать особенности блокадной жизни людей;
– участвовать в коллективном обсуждении, высказывать своё мнение.
МТБ: компьютер, экран, проектор.
Пресс – релиз: «Блокадная ласточка –весточка надежды»
Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью города во время блокады.
-Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
-Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим город, не сдавшим его врагу.
План занятия:
1.Организационный момент:
Вступительное слово
- Стадия вызова (Детям предлагается таблица «шифровщика»)
2. Тема : «Блокадная ласточка»
Просмотр презентации и прослушивание рассказа о жизни людей в годы блокады Ленинграда.
3.Коллективная работа:
Предлагается создать значок «Блокадная ласточка» на общем фоне создать композицию.
- Этап рефлексии. Обсуждение.
- Итог занятия.
- Домашние творческие задания на выбор ( нарисовать рисунок или написать письмо)
0писание мероприятия
- Добрый день уважаемые ребята. Сегодня мы в очередной раз пролистаем страницы «Памяти». Течет река времени. Но и сегодня наши ветераны, труженики тыла, дети воины помнят тот страшный день, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Ведь история знает немало примеров героической обороны крепостей и городов.
1. Организационный момент. Стадия вызова.
Начинается классный час с определения темы. Детям предлагается таблица «шифровщика». Разгадав шифр, обучающиеся говорят, какому событию будет посвящен классный час.
5 | А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | Ж | З | И | Й | К | Л |
3 | М | Н | О | П | Р | С |
2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч |
1 | Ш | Щ | Ы | Э | Ю | Я |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Первая цифра обозначает номер столбца. А вторая- номер строки.
(2,5; 6,4; 3,3; 5,4; 1,5; 5,5; 2,3; 1,5; 6,1;)- (Блокадная)
(6,4; 1,5; 6,3; 1,2; 3,3; 6,2; 5,4; 1,5;)-(ласточка)
- Молодцы, ребята! Разгадали шифр. А кто из вас, знает что-то про тему нашего классного часа? (Возможные ответы детей)
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. За мужество и героизм были награждены не только люди, но и города. Среди них – город-герой Ленинград. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. О подвиге блокадного Ленинграда мы сегодня с вами и поговорим. Блокада Ленинграда длилась долгих 900 дней. 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок - город был превращен в крепость. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
18 января исполнилось 80 лет со дня начала прорыва блокады, а 27 января 2024 года - 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. Этот день Российское правительство объявило Днём воинской славы России - днем снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 г.
2. Основная часть. Тема классного часа
Страшные дни блокады начинают свой отсчёт от 8 сентября 1941 года.
Прослушайте стихотворения о блокаде Ленинграда.
Сорок первый, сентябрь, восьмое число.
В этот день нас блокады огнём обожгло.
Мы не знали ещё, что сомкнулось кольцо
И что смерть нам уже заглянула в лицо.
Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч «зажигалок», сброшенных с самолетов, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город. У них было особое опалённое войной блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.
В эти тяжёлые дни, в перерывах между обстрелами, бомбежками чтобы жители города понимали, что они не одни, день и ночь работало радио.
(запись радиовещания 1941 года - (голос Левитана)
Постоянно транслировался равномерный, четкий как приказ - стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется (запись звука метронома.)
Хочу рассказать удивительную историю, которая случилась в блокадном Ленинграде. Без преувеличения можно сказать, что многим жителям осажденного города эта история дала надежду на жизнь.
Когда началась война, встал вопрос о защите культурного наследия города Ленинграда. Была организована эвакуация исторических ценностей, а специально созданная комиссия занималась разработкой проектов по защите памятников, зданий и прочих элементов этого города. Те памятники, что можно было снять, снимали и закапывали. Те, что снять нельзя - укрывали в защитные кожухи. Но была еще одна серьезная проблема - это возвышающиеся над городом золотые шпили и купола. Вот, например, как шпиль Адмиралтейства.
(Фото шпиля с Ольгой Фирсовой)
Такой шпиль не снимешь, не разберешь, и не закопаешь. Видны они за десятки километров и служат для немцев потрясающей реперной точкой (зная, где конкретно находится данный шпиль, а так же имея карту города, именно ориентируясь на такой шпиль можно наводить орудия на объекты жизнеобеспечения). Маскировкой чехлов занимались девушки альпинисты. Это была очень тяжелая работа, особенно, если не забывать о том, что к моменту начала маскировочной операции в городе был голод и силы девушек значительно уменьшились. Тем не менее, маскировка была выполнена. На территории Петропавловской крепости им установлена памятная доска.
После зимы защитные чехлы истрепались от ветра, а так же им здорово досталось от осколков снарядов. Необходимо было наложить заплатки.
Девушки - герои снова поднялись наверх. Это была очень тяжелая работа.
И не стоит забывать о том, что летели снаряды.
И уже когда шпиль Адмиралтейства был зашит заново, спускаясь, Ольга Фирсова заметила, что возле шпиля летает ласточка. Не просто летает, а бьется об защитный чехол. Становится, очевидно, что случайно было зашито гнездо с ее птенцами. И принимается очень смелое решение - снова залезать под самый верх и распарывать мешок.
Казалось бы, для чего такой риск? Снова подниматься на самый верх, а ведь еще шел обстрел города и риск погибнуть был очень высок. Но прилетевшая ласточка была символом надежды. Символом возвращения жизни в "город мертвых". А не расшить защитный чехол - погубить птенцов. То есть лишить символ жизни самой жизни. На следующий день об этом событии и о героическом подвиге альпинистов написала газета "Ленинградская правда" (которая, кстати, проработала всю блокаду без перерыва). Жители города стали вырезать силуэты ласточек из всего, что попадалось под руку. Картон, консервные банки, просто бумага - все шло в дело. Это было своеобразным вызовом немецкой пропаганде, которая утверждала, что в Ленинград даже птицы не прилетят.
Закончилась суровая зима 1942 года. Весной у многих ленинградцев на груди появился жетон с изображением ласточки. Это был маленький жестяной значок – ласточка с письмом в клюве. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.
Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города.
Предлагаю вам просмотреть презентацию, посвященную этой маленькой птичке. (Просмотр презентации)
Этот образ сохранился в стихотворении «Блокадная ласточка», написанном ленинградской поэтессой Ольгой Берггольц. (Стихотворение (аудиозапись))
3. Творческая коллективная работа
До настоящего времени не сохранилось изображения этого жетона, поэтому я предлагаю вам создать значок «Блокадная ласточка».
(Дети работают над созданием значка)
4. Рефлексия
27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. За своё освобождение город Ленинград заплатил дорогой ценой: 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. Мы сегодня с вами говорили о подвиге защитников Ленинграда, о мужестве и героизме его жителей, потому что понимаем, что нельзя забывать нашего прошлого, важно помнить героические страницы нашей Родины. Вы все сегодня очень хорошо поработали над созданием значка.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какими качествами обладали люди осажденного Ленинграда?
- Сегодня дома я расскажу …..
- Ребята, спасибо вам, что вы были так внимательны, что так углубились в эту серьезную тему. Ведь жители Ленинграда поистине - герои с большой буквы и именно они служат примером и уроком для будущего поколения.
- Мы с вами очень далеко от того времени. Но я хочу, чтобы мы с вами, окунулись, в то, страшное время, и почтили память всех погибших героев Ленинградской блокады минутой молчания под метроном, который звучал в 1942 году в блокадном Ленинграде.
(звучит стук метронома).
- Итог классного часа
В процессе проведения классного часа ребята познакомились с историей нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;
На своих жизненных примерах сравнивали жизнь блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывают особенности блокадной жизни людей;
Форма проведения данного занятия тоже имеет положительные стороны, т.к. при коллективной творческой форме работы заметна позитивная активность участников. Причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства, способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ на уроках, внеурочных мероприятиях, школьных конференциях,
«Использование ИКТ на уроках, внеурочных мероприятиях, школьных конференциях, творческих уроках» Выполнила Сущенко Елена Николаевна ...
Внеурочное мероприятие "Спасибо тебе, Азбука" 1 класс
Материал содержит разработку внеклассного мероприятия, посвященного празднику прощания с Азбукой. В нем участвуют учащиеся 1 класса и их родители, а так же учащиеся 2-4 классов....
Разработка внеурочного мероприятия по математике в 1 классе
Данный материал включает в себя презентацию с логическими заданиями по математике для 1 класса и технологическую карту внеурочного мероприятия....
Внеурочное мероприятие к 23 февраля "А ну-ка, мальчики!"
конкурсная программа...
Внеурочное мероприятие по математике В гостях у Квадратика в специальном классе школы 8 вида
Документ содержит конспект и презентацию внеурочного мероприятия по математике. Может быть использован в качестве урока - закрепления по теме "Геометрия" в 1 классе...
Внеурочное мероприятие по внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Тема открытого мероприятия "Спорт в жизни детей"Привлечение детей заниматься в спортивных секциях....
Внеурочное мероприятие по внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Тема открытого мероприятия "Спорт в жизни детей"Привлечение детей заниматься в спортивных секциях....