Начало Московского царства
план-конспект урока по истории
Технологическая карта по окружающему миру
Тема: «Начало Московского царства.»
Цель: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; рассказать о переменах в стране, которые произошли при Иване IV; развивать умение работать с текстом;.
Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.
Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить кругозор детей.
Планируемые результаты:
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Познавательные: умения использовать научные методы познания; умения сравнивать, делать выводы.
Регулятивные: умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.; мультимедийная презентация
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sycheva_istoriya.docx | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по окружающему миру
Тема: «Начало Московского царства.»
Цель: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; рассказать о переменах в стране, которые произошли при Иване IV; развивать умение работать с текстом;.
Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.
Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить кругозор детей.
Планируемые результаты:
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Познавательные: умения использовать научные методы познания; умения сравнивать, делать выводы.
Регулятивные: умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.; мультимедийная презентация
Тип урока: открытие нового знания
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг момент | Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Ирина Алексеевна . Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. | Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. | Проверьте, чтобы у каждого на столе лежал учебник. А теперь, опираясь на предыдущую тему, откроем учебник на странице 31 и ответим на вопросы из рубрики «Проверим себя». 1.Что значит слово «междоусобица»? 2.Какая беда шла на Русь с запада? 3. Какая беда шла на Русь с востока? 4. Какой пример показал своим потомкам князь Александр Невский? Когда и где он защитил русскую землю? В июле 1240 года шведский флот вошёл в Неву, планируя овладеть Ладогой. Александр, узнав об их прибытии от местных старейшин, без запроса помощи из Владимира и даже без полного сбора ополчения, со своей дружиной и успевшими собраться отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь у устья Ижоры и одержал блестящую победу (15 июля). В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь во главе с Андреем, взял Псков. Немцы собрались в районе Юрьева, куда двинулся Александр. Но после того, как был уничтожен передовой отряд новгородцев, Александр отступил на лёд Чудского озера для решающей битвы, которая произошла 5 апреля 1242 года. Назвали эту битву Ледовое побоище. Что такое ЯРЛЫК? Как его потомки продолжали его дело, управляя Московским княжеством? Что отмечают 17 марта и 12 сентября? Как продолжили дело князя Даниила? В каком году Москва стала духовным центром России? Когда была проведена битва с ордынским воеводой? Кто дал на это благословение? Где происходило это сражение? Молодцы, вы верно ответили на все вопросы! | Проверяют готовность к уроку - 1.внутренний разбор. - 2.Шведские и немецкие рыцари - 3.Монгольская конница -4. На западе сражаться, а с Ордой вступить союз, добыть Ледовое побоище (1242г) ярлык-разрешение на княжение -Они поставили перед собой цель- сделать великим княжеский стол в Москве. Цели своей они достигли. День памяти первого московского князя Даниила Собирали земли и отстраивали вокруг Москвы города. 1326г. 1380г. Сергий Радонежский. Куликово поле. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
3. Усвоение новых знаний и способов действия | - Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Он поднял Русь с колен и сбросил с её плеч тяжесть монголо –татарского ига. Мы с вами будем говорить об правнуке Дмитрия Донского. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить.(Работа в парах) Вопросы к кроссворду: 1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. 2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? 3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? 4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? Ключевое слово : Иван III. Какая тема сегодняшнего урока? (Начало московского царства) Цель: (Познакомимся с Иваном III , узнаем, почему его так назвали и какой вклад он внес в развитие Руси за годы своего правления.) | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | |
4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. | - В 1462 году московским князем стал Иван III, правнук Дмитрия Донского (показать портрет). Когда власть над северо-восточной Русью перешла в руки Ивана Васильевича, ему шёл двадцать третий год. Московское княжество расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель. В состав Московского государства стали входить Ярославское, Ростовское, Тверское и Новгородское княжество. Будучи маленьким мальчиком, Иван уже принимал активное участие в управлении княжеством. Его отец, князь Василий, был ослеплён врагами, и его «глазами» стал сын. Мальчик от природы был очень наблюдательный. Слепой отец сделал его соправителем и ещё при жизни дал ему титул великого князя. А к 17 годам Иван, хорошо знавший ратное дело, стал воеводой. В каком году Иван III стал князем? Сколько ему было тогда лет? Какие княжества стали входить в состав московского гос-ва? Какие отношения у него были с его отцом? | 1462г 23 Ярославское, Ростовское, Тверское, Новгородское Он был его глазами, и отец дал ему титул князя. | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия | Итак, начнем работу. Откроем учебник на странице 32 , прочитайте тему сегодняшнего урока. Какое новое слово появилось в названии нашего государства? Что изображено рядом с названием темы? Это печать Ивана III. Рассмотрите внимательно что изображено. Где вы его встречали? В чем сходство этой печати с российским гербом? О чём говорит появление такой печати у правителя? Двуглавый орел стал также символом освобождения Руси от ордынского владычества. Как равная среди равных стала Русь в одном ряду с другими государствами Европы. Читаем статью на с. 32- 33 вслух .(по очереди.) Как изменилась жизнь на Руси? Окончательное освобождение Руси от Золотой Орды принято связывать с так называемым Стоянием на Угре, которое произошло в 1480 году. Ко времени этого события Русь, объединенная династией московских князей, стала одним из наиболее сильных государств восточной Европы. Иван III ещё в 1472 году полностью прекратил выплату ордынского выхода. И вот через восемь лет хан Ахмат почувствовал в себе силы, чтобы, по его мнению, восстановить справедливость и принудить непокорного князя к выплате дани. Русское и татарское войска вышли навстречу друг другу. Они вышли на противоположные берега реки Угры, проходившей прямо по границе Орды и Руси. Никто из противников не спешил переправляться, так как понимал, что та сторона, которая рискнет это сделать, будет в более невыгодной ситуации в предстоящей битве. Простояв так больше месяца, русская и ордынская армии наконец решили разойтись, так и не завязав решающего сражения. Это была последняя попытка Орды заставить Русь снова выплачивать дань, поэтому именно 1480 год считается датой свержения монголо-татарского ига. Почему орда потеряла свое былое могущество? Кто такие казаки? Какой князь положил конец ордынскому владычеству? Кто такие бояре? Почему Иван III давал земли царевичам из Литвы и Орды? Рассмотрите иллюстрацию на с. 33, что изображено? Как называлось место для царя в соборе? Кто впервые установил родство с Византийской империей? Почему женитьба на греческой царевне была важна для Русского государства? Какой титул взял себе князь Иван III? Чтение статьи на странице 34- 35 1.Какие задачи стояли перед молодым царем? 2. Какие первые помощники появились у князя? 3.Как Иван IV укреплял торговые связи? Рассмотрите иллюстрацию на с. 34. Что такое мечеть? Почему на территории России живет так много народов? В состав Московского княжества вошли – Сибирское ханство, Ногайская орда, Казанское ханство, Крымское ханство в том числе в 1556 году – присоединено Астраханское ханство. | Читают тему урока. - царство - печать - орел - На гербе РФ - изображение двуглавого орла - Русь стала сильным государством. В ней появился единый правитель Княжества объединялись, больше не ездили за ярлыком. царствование передавалось от отца к сыну, Она распалась на несколько частей, ханы воевали друг с другом Русский народ, который бежал на необжитые районы и защищали границы России. Иван 3 знать, аристократы, высший слой феодалов в Русском государстве, чтобы укреплять связи с этими странами Царское место, Мономахов трон Князь Владимир Подтвердила духовное и династическое родство Московского княжества с Византийской империей автократор Нужно было создать законы, выйти на балтийские берега Земский собор, Судебник С помощью безопасного пути по Волге на восток. Храм у мусульман Были присоединены различные ханства. | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
6. Коррекция знаний и способов действий | 1 вариант 1. Как передавался великокняжеский престол? 2. Почему русский народ бежал в необжитые районы – в степь, на речные острова Дона, на волжские горы Жигули? 3. Как назывались вольные люди? 4. При каком князе кончилось ордынское владычество над Русью? 5. Почему немецкие князья искали союза с Москвой? 2 вариант 1 Как стали называть царевичей из Орды, а также князей из Литвы, которые приезжали в Москву и получали земли? 2 Кто первым на Руси венчался на царство, а не на княжество? 3.Как называлось собрание верных и разумных людей от каждой земли? 4.Какое название носила книга законов, общих для всех на Руси? 5.Что заложило основы многонационального Российского государства? Проверьте. Ответы: 1 вариант 1 от отца к сыну. 2 из-за войны между ордынскими ханами. 3 Казаки. 4 При князе Иване III. 5 Из-за войны с Турцией. 2 вариант 1 Боярами великого князя. 2 Иван IV (внук Ивана III). 3 Земский собор. 4 Судебник. 5 Вхождение в состав России народов бывшей Орды – татар, башкир, мордвы, чувашей и др. | ||
7. Подведение итогов занятия домашнее задание | - Дети, что нового вы узнали на уроке? Продолжите фразы- Я узнал Мне понравилось Мне было не понятно Стр. 32-35 учебника читать уметь, пересказывать | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс
Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс...
Конспект урока "Начало Московского царства."
Предмет: Окружающий мир (история)Класс: 4Тема урока: Начало Московского царства.Цели урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя И...
Конспект урока "Начало Московского царства"
Тема: «Начало Московского царства»Тип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя: развивать в детях интерес и любовь к родной истории; воспитывать чувство патриотизма; учить самостоятельно получа...
Урок истории, "Начало Московского Царства".
Содержание урока....
Конспект и презентация к уроку истории на тему: «Начало московского царства»
Цель урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3 и о деятельности Ивана Грозного- первого царя Московской Руси. Планируемы...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «Начало Московского царства», 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Данная работа проводится во время изучения раздела "По родным просторам". В конце проверочной работы имеются ответы. Оценивать можно следующим образом:5 - выполнено правильно от 90% - ...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК"Перспектива" по теме: "Начало Московского царства" (4 класс)
Урок открытия нового знания по теме: "Начало Московского царства" УМК "Перспектива" Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Цель: организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с п...