Учебно - методический комплект. История. Москва - преемница Владимира. 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Егорова Татьяна Леонидовна

Конспект урока + презентация. История. 4 класс. Москва - преемница Владимира. УМК "Перспектива".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Москва – преемница Владимира.

Слайд 2

Цель урока: Познакомиться с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.

Слайд 3

«Не будет добра, коль меж своими вражда»

Слайд 4

Междоусобицы – это ссоры, споры, несогласия между кем-либо.

Слайд 6

Ярлык – это разрешение на великое княжение.

Слайд 8

Иван Калита Юрий Данилович

Слайд 11

1380 год - Куликовская битва



Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Тема урока: «Москва – преемница Владимира».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; познакомить с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.

Планируемые результаты:

предметные:

  • научиться характеризовать древнерусских князей, их роль в истории Руси, объяснять важность преемственности в государственных делах и поступках;
  • знать название собора в центре Московского Кремля (Успенский собор в Москве, как в Киеве и Владимире);
  • знать название иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергея Радонежского.

метапредметные:

  • Рассказывать о роли князей Александра Невского, Даниила Московского и его сыновей, князя Дмитрия Донского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы;
  • Рассказывать о победе на Куликовом поле как результате объединения разрозненных русских княжеств под предводительством князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского.

личностные:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Понятия: ярлык.

Оборудование:

  • окружающий мир 4 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч., с. 28 - 31;                                                                              
  • окружающий мир 4 кл: рабочая тетрадь по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, «Перспектива», с. 16-17;                                                  
  • презентация.

Этап урока

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Мотивационный

≈1

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок истории.

Приветствовать учителя.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу.

2.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: фронт. опрос;

Словес.: ответы на вопросы

≈ 3

  • Давайте для начала вспомним, кто из великих киевских князей построил новые города на северо-востоке Руси и дал им своё имя? (Князь Владимир.)
  • А кто и когда основал Москву? (Москва основана Юрием Долгоруким в 1147 году.)
  • Что вы знаете о Юрии Долгоруком? (Первое летописное упоминание о Москве связано с именем Юрия Долгорукого. Он же считается и строителем первого городского укрепления на месте Москвы.)
  • Хорошо. Мы вспомнили важные события нашей истории и можем двигаться дальше.
  • Предположите, какая у нас сегодня будет тема урока? («Москва – преемница Владимира».)
  • А какие цели мы поставим перед собой? (Познакомиться с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.)
  • А почему Москва – преемница Владимира? Что значит слово «преемница, преемник»? (Преемник - продолжатель; тот, кто занял чье-нибудь место, чью-нибудь должность.)
  • Покажите на карте, где находиться Москва, а где Владимир.

Отвечать на вопросы.

Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения.

К: формулирование ответов;

П.: построение речевых высказываний;

К: целеполагание.

3.

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Презентация

Словес.: устные ответы.

Практич.: работа в раб. тетради, работа с учебником.

≈ 25

  • «Не будет добра, коль меж своими вражда» - гласит народная мудрость. Как вы думаете, что это значит?
  • Правильно.  В те годы не все потомки Рюрика хотели жить в мире. Все чаще между ними вспыхивали междоусобицы.
  • Ребята, а что такое междоусобицы? (Междоусобицы – это ссоры, споры, несогласия между кем-либо.)
  • Вот из-за таких междоусобиц и распалась Русь на множество княжеств. Случилась и другая беда: с востока пришло моголо–татарское войско.
  • Давайте выясним, кто такие монголо-татары?  (Это кочевые монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Жили они в юртах. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.)
  • Давайте рассмотрим рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните их. (Монгольские воины имели лучшее снаряжение.)
  • Монголо-татары захватили Рязань, Коломну, Москву, Тверь и Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. С запада пришла ещё одна беда: прибалтийские и северо-западные русские земли манили к себе шведских и немецких рыцарей.
    Три беды – как с ними справиться? Пример показал потомок Владимира Мономаха переяславский князь Александр Невский.
  • Ребята, а кто такой Александр Невский? Чем он знаменит?
  • Александр Невский решил так: на западе – сражаться! С Ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы за свободу.
  • Кто знает, что такое ярлык? (Ярлык – это разрешение на великое княжение во Владимире.)
  • Откройте учебник на странице 29 и прочитайте «Календарь памятных дней» про себя.
  • О ком говориться в этом календаре? (О Данииле.)
  • А кто это такой? (Первый московский князь, младший сын великого владимирского князя Александра Невского.)
  • А что он начал делать самым первым? (Начал дело собирания русских земель вокруг своего города.)
  • Дело князя Даниила продолжили его потомки московские князья Даниловичи. Они поставили перед собой цель – сделать великим княжеский стол в Москве. Цели своей они достигли.
    Юрий Даниилович по примеру деда, Александра Невского, укреплял западную границу Руси, строил крепость Орешек. Он бился со шведами и, победив их, заключил с ними мир. Иван Данилович, второй сын князя Даниила, прославился как великий строитель Москвы. Не зря его прозвали Калита – кошель: по поручению ордынского хана он собирал дань со всех русских князей. В сердце Москвы, в Кремле, строили Успенский собор – как в Киеве и во Владимире.
      В 1326 году из Владимира в Москву была перенесена резиденция главы церкви митрополита Петра, после чего Москва стала духовным центром Руси.
  • А кто такой митрополит?  (Высший духовный сан в православной церкви.)
  • Своими владениями великие владимирские князья стали управлять из Москвы. Московский князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, включил Владимирское княжество в свою отчину и тем закрепил руководящую роль Московского княжества.

ФИЗМИНУТКА

  • Откройте свои учебники на странице 30 и давайте вместе прочитаем, что же произошло дальше.
  • Кто был основателем Троице-Сергиева монастыря? (Сергий Радонежский.)
  • Вы знаете, кто такой Сергий Радонежский?  (Это святой, основатель  Троице-Сергиева монастыря.)
  • Давайте рассмотрим икону «Троица» Андрея Рублева.
  • С помощью, каких художественных средств выразил древнерусский иконописец мысль о единстве, любви, согласии между людьми?
  • Теперь откройте учебник на стр. 128 и проверьте свои догадки.
  • Подтвердились ли ваши предположения?
  • Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва.)
  • Кто сражался в этой битве?
  • Откройте свои рабочие тетради на стр. 17 и найдите №4.
  • Что мы должны сделать? (Обозначить на схеме «Река времени» (с.40 – 41) век, когда произошла Куликовская битва. Используя табличку из приложения.)
  • Как мы будем определять век?
  • Чему равен век? (100 лет.)

Работа по учебнику.

  • Найдите на странице 31 заголовок «Подумаем!» и обсудите вопрос в парах.
  • Так почему же князя Даниила Московского со временем в народе назвали хозяином земли Русской? Кто знает?

Кроссворд

  • Сейчас мы с вами выполним задание и проверим ваши знания. Сначала давайте разделимся на группы по 5 человек.
  • Я каждой группе раздам кроссворд. Вы должны разгадать его. Можете приступать.
  • Давайте проверим, что у вас получилось. По очереди каждая группа называет свой ответ.

Слушать учителя, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Работать с
раб. тетрадью, выполнять упражнения.

Проверять свою работу, рассуждать.

П.: дополняют и расширяют знания;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: формулирование ответов;

П.: построение реч. высказываний.

Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: формулирование ответов;

П.: построение речевых высказываний.

4.

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы.

≈5

  • Прочитайте статью «Сделаем вывод» на с.31 про себя.
  • Что значит слово «междоусобица»?
  • Какая беда шла на Русь с запада?
  • Какая беда пришла на Русь с востока?
  • Какой пример показал своим потомкам князь Александр Невский? Как они продолжали его дело, управляя Московским княжеством?
  • Молодцы. Вы сегодня все хорошо поработали. Спасибо за урок! До свиданья!

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы.

П.: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л: самооценка,
адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация учебно - методического комплекта "РИТМ" для учителя начальных классов

В УМК «РИТМ» учебный процесс идёт по принципу «От теории к практике», организован в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей, развивает самостоятельность и творческие способно...

Учебно- методический комплект по литературному чтению 4 класс

Предмет: Литературное чтение Класс: 4Тема урока: Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тип урока: повторение изученного. Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л...

Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России

Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией....

Учебно-методический комплект по математике за 4 класс на тему" ПЕРЕСТАНОВКА И ГРУППИРОВКА МНОЖИТЕЛЕЙ" (Школа России)

Развивать способность к анализу; планированию учебных действий, формировать умение решать примеры, задачи. развивать наблюдательность, внимание, память, математическую речь, коммуникативные навыки....

Учебно-методический комплект по математике за 1 класс на тему" Что узнали.Чему научились" (Школа России)

В результате практических действий и наблюдений решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач, использовать знаково-символические средства....

Конспект урока по истории "Москва - преемница Владимира" 4 класс "Школа России"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: формировать представление об истории Москвы как о русском старинном городе;  воспитывать интерес к предмету, активность, внимание учащихся; учить у...