Во времена Древней Руси
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Урок истории. На уроке учащиеся познакомятся с обычаями предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vo_vremena_drevney_rusi.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель школы: Пырьёва Е.Н. Студентка: Пырьёва П. 45 гр
Школа: 74 Методист: Сачкова Т.А
Класс: 4 в
Тема: «Во времена Древней Руси».
Цели деятельности учителя: формировать представление о Древней Руси, русских князьях.
Планируемые результаты:
Личностные: - проявят интерес к изучению темы;
- научатся работать в парах;
- научатся осознавать собственные достижения, при освоении учебной темы.
Предметные: - усвоят знания о Древней Руси;
- развивать историческое мышление, умение работать с картой, учебником.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Информационный материал: учебник окружающий мир 4 класс, ч. 2, презентация
Великий Князь, бояре, дружинники, Крещение.
№ | Этап урока | Хронометраж | Ход урока | Деятельность учеников | УУД |
1. | Орг. момент | 1 | Вот звенит для нас звонок – начинается урок. А теперь проверим, кто же тише сядет девочки или мальчики? Молодцы! | Приветствовать учителя | Л: принятие образа хорошего ученика. |
2. | Мотивационный этап | 2 | Сейчас мы проверим домашнее задание. Для этого проведем тест по прошлой теме. | П: строят речевое высказывание | |
3. | Самоопределение к деятельности. | 12 | - На прошлом уроке мы познакомились с племенами восточных славян и узнали, на каких территориях они поселились. Но племена – это ещё не государство. На карте Европы того времени государства Древняя Русь ещё не было. Появилось оно только к IΧ веку. Именно об этой поре пойдёт речь сегодня на уроке.
| Слушать учителя. | К: формулировать собственное мнение |
4. | Работа по теме урока | 3 | - Что могли увидеть иностранцы, попавшие на территорию Древней Руси в начале IΧ века? Прочитаем отрывки из их высказываний. (раздаются карточки с текстом, или текст читается с экрана манитора) «Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая…» (Ибн-Русте, арабский писатель IΧ века) «Земля здесь покрыта лесом разной породы… Зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костёр… Такие холода продолжаются сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло… Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного» «Борисфен (так называлась в древности река Днепр) – самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья, прозрачна.» (Геродот, древнегреческий историк)
- Что иностранцы видели на территории Древней Руси? Как они описывали погоду? Почему погодные условия казались им такими суровыми? (Это были жители тёплых, южных стран). - Во всех трёх высказываниях указывается на то, что славяне поселились среди лесов, рядом с реками. (слайд, карта) - Найдите территорию Древней Руси конца IΧ века на странице 41 учебника. Реки в то время были главными дорогами, по которым можно было передвигаться с места на место. По Днепру проходил знаменитый в то время торговый путь «из варяг в греки». Варягами на Руси называли воинственные племена с побережий и островов Балтийского моря. Греки – жители Византии. Столицей этого государства был город Константинополь. Найдите на карте Балтийское море. На его берегу жили племена варягов, которые часто приходили на славянские земли то как купцы, а то как завоеватели. Найдите территорию Византийской империи. Сплошной красной линией на карте показан важнейший торговый путь. На чём путешествовали купцы, ведущие торговлю? (На кораблях, лодках, ладьях) Проследим их путь. Из Балтийского моря купцы по реке Неве попадали в Ладожское озеро. Затем по реке Волхов они выходили в озеро Ильмень и плыли дальше до истока реки Ловать. Чтобы из Ловати попасть в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Напоминание об этом пути сохранилось в названии города, через который проходила эта дорога – Вышний Волочек. Почему город так назвали? Добравшись до берегов Днепра, путешественники заново смолили лодки, днища которых пострадали во время движения по суше. На этом месте возник город Смоленск. Как можно объяснить происхождение его названия? Дальше по воде реки путь шёл до Киева. Весной в этом городе собиралось огромное количество торговцев. Найдите на карте значок, обозначающий набеги кочевников. Как вы думаете: что он говорит? На пути торгового каравана было ещё одно место, где ладьи приходилось тащить волоком. В этом месте Днепр был труднопроходимым для водного транспорта. Здесь-то и подстерегали купцов кочевники, чтобы отобрать товары. Чтобы отбивать атаки кочевых племён, торговцы брали с собой охрану. Заканчивалось путешествие купцов в Византии. Туда они привозили янтарь, меха, зерно, мёд, воск. Как вы уже поняли, именно на пути движения торговых караванов возник город Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси. Постепенно площадь Древней Руси расширялась. На карте другим оттенком зелёного цвета обозначены добавившиеся к середине ΧI века территории. Складывалось большое и богатое государство. Многие селения перерастали в города. В IΧ – Χ веках они представляли собой поселения за бревенчатыми стенами, с башнями и воротами. (слайд) Текла река в леса, в луга, Ладьи скользили по теченью, А на высоких берегах Виднелись тут и там селенья. (Н. Кончаловская) | Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. | П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач Р: адекватно воспринимать оценку учителя Л: - установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом. П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач Р: адекватно воспринимать оценку учителя Л: - установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом. П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач Р: адекватно воспринимать оценку учителя Л: - установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
5. | Физ.минутка | 12 | Шеей крутим осторожно – Голова кружиться немножко. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри. Вверх потянемся, пройдемся И на местно вновь вернемся. | Повторять движение за учителем. | |
6. 8. | Закрепление изученного материала Домашняя работа | 10
2 | - Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства и именовался Великим князем. Прочитайте о нём статью на странице 42. Кто были советниками и поддерживали князя? Именно с дружиной (вооружённым отрядом приближённых к князю людей) князь собирал дань в своих владениях. На телеги грузили и увозили в Киев шкуры диких зверей, мёд, воск, лён, зерно, мясо, дичь, рыбу, соленья, сушёные грибы и ягоды. В историю вошёл киевский князь Владимир, прозванный людьми Красным Солнышком. Его воспевали былины и легенды. Прочитайте первые два абзаца на странице 43. - Что стало главной заботой князя Владимира? (защита родных рубежей от кочевников) - Что делал князь для защиты своих территорий? (ставил заставы) - О каких былинных богатырях того времени мы с вами знаем? (слайд с репродукцией картины В. М. Васнецова «Три богатыря»). - Перед тем, как создать это полотно, Виктор Васнецов изучил все сохранившиеся летописи, архивные источники, народные сказания и былины, в которых было упоминание о русских богатырях. На картине мы видим трёх всадников, могучих, русских богатырей. Они всматриваются в даль, глядят: не движется ли враг на родную землю. В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Рядом – Добрыня Никитич, сын князя. Третий богатырь – Алёша Попович. - Русская земля широка и необъятна. В ней много лесов и рек. За эту территорию приходилось часто воевать. Народ всегда мечтал о богатырях, которые смогут защитить родную землю. О таких богатырях слагались песни и былины. Представьте, как странники могли бы рассказать Илье Муромцу о Соловье-разбойнике. (уч-ся читает отрывок) «Ой ты гой еси, Илья Муромец! Пряма дорожка не проста стоит, - Заросла дорога лесами Брынскими, Протекла тут река Смородина; Ещё на дороге Соловей-разбойничек Сидит на тридевяти дубах, Сидит тридцать лет; Ни конному, ни пешему пропуску нет». - Чем ещё прославился князь Владимир? - В историю он вошёл как креститель Руси. На прошлом уроке мы с вами уже говорили, во что верили славяне. Вспомните, чему они поклонялись? (явлениям природы) - Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Славяне верили, что богов много. Такая вера называется язычеством. - Богов у славян было много и каждый из них отвечал за что-то своё. Главным богом считался грозный и могучий бог Перун, который распоряжался грозой и молниями. Сварог был властелином солнца и огня. Мокошь считалась богиней земли. Кроме богов славяне верили в духов. Они считали, что в лесу живёт леший, а в воде – водяной. В каждом доме жил домовой – хранитель дома. (уч-ся читает сообщение) Домовой – добрый старичок, живущий в каждой избе за печкой. Он – покровитель дома. По ночам домовой любит пошалить, но чаще помогает людям. Иногда в доме появлялось злое существо, старающееся выжить его обитателей. Это кикимора. Стоило ступить в лес, как славяне попадали во владения лешего. Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшему зелёными космами, с козлиными ногами, подчинялись все обитатели леса. Старик коварен: он любит менять обличье, голоса, шутить над людьми. - Чтобы защитить себя от злых духов и бед, люди делали амулеты из металла, дерева и глины, на которых изображали солнце, огонь, воду и растения. (слайды) - В марте славяне праздновали приход весны, пробуждение природы – масленицу. На этот праздник пекли блины, которые символизировали солнце, а на улице сжигали чучело зимы. Знаком вам этот праздник? Он дошёл до нас из Древней Руси. (возможно дети сами расскажут о празднике) - В летописи есть рассказ о том, как князь Владимир послал в разные страны своих людей, чтобы те познакомились с разными религиями и рассказали ему о них. В 988 году Русь приняла христианство – религию, которая пришла к нам от греков из Византии. Как происходил этот обряд? Прочитайте об этом на страницах 43-44. - Кто первым принял Крещение? В какой реке принимали Крещение жители Киева? Что изменилось на Руси с принятием христианства? Чему учила новая вера? - Именно после принятия христианства на Руси стали ставить церкви, определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. С. 40 – 45 читать. | Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Работать по теме урока, слушать рассказ учителя. Записать домашнее задание | Р: -внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия; Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач Л: - установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Р: -внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия; Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач Л: - установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач |
7. | Рефлексия | 3 | Оцените свою работу по данному образцу. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… Спасибо, за урок! | Оценивать себя и свои знания | Р: осуществляют итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Во времена древней Руси
Презентация к уроку....
ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Окружающий мир. 4 класс....
"Во времена древней Руси"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...
театрализованное представление "Во времена Древней Руси"
Конспект внеклассного мероприти с элементами театрализации....
Времена Древней Руси презентация
Презентация по окружающему миру программа "Школа 2100" 3 класс "Моё Отечество"...
Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"
Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации (с использованием АМО)....
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...