"Битва за Москву"
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Урок истории в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории.

Тема: «Битва за Москву»

Цель урока:

Дать учащимся представление о Москве военных лет, ее облике.

Кратко охарактеризовать ход московской битвы, меры по организации обороны столицы.

Основное внимание уделить образам тех людей, которые ценой своей жизни платили за победу под Москвой, массовому героизму советских людей.

Максимально использовать возможности занятия для воспитания глубокого уважения к подвигу военного поколения.

Для более осознанного понимания значения победы под Москвой дать школьникам сведения о том, что предполагали сделать с нашей столицей в случае благоприятного для них исхода сражения за нее.

Оборудование: контурная карта «Битва под Москвой(осень 1941 – весна 1942), проектор, компьютер, карточки для работы в группах.

                                            Ход урока.

I Повторение изученного ранее

1. Вступительная беседа.

– Какое событие наша страна отметила 9 мая 2010 г.?

– А как вы провели этот день?

– В каких исторических местах нашей родины, связанных с этим праздником, вы побывали?

– Что вам наиболее запомнилось?

9 мая 2010 г. наша страна торжественно отметила 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Более 50 глав иностранных государств съехались в нашу столицу, чтобы поздравить наш народ с этим праздником.

– Как вы думаете, почему?

Действительно, советский народ, его Вооруженные силы внесли решающий вклад в победу над фашистской Германией и ее союзниками, в спасение цивилизации, и в этом их величайший подвиг и заслуга перед всем миром.

– Вспомните, когда началась Великая Отечественная война?

 Почему эта война называлась Великой Отечественной войной?

– Что вы знаете о начале войны? (ответы детей)

 Какие города были захвачены в первые дни войны?

 Что вы можете рассказать о подвиге защитников Брестской крепости?  (И т.д.)

2. Работа с картой

 Назовите основные направления  ударов фашистских сил (показ по карте)

II  Формулирование темы и цели урока.

1. Вступительное слово учителя.

Теплый солнечный день 22 июня 1941 г. стал для нашей страны началом долгой кровопролитной войны с гитлеровцами.

  Красная армия с тяжёлыми боями отступала всё дальше и дальше. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, всего через три месяца с небольшим после начала войны фашисты уже подступали к столице нашей Родины Москве. Начались страшные дни великой битвы. Вражеские самолёты уже кружили над Москвой.

   Все, кто только мог держать оружие в руках, встали на защиту города.  Со всех концов нашей необъятной Родины приходило подкрепление.

2.   Рассуждения детей над вопросом.

 Как вы считаете, почему для советского народа было так важно отстоять Москву?

 Кто из вас уже может назвать тему сегодняшнего  урока?

 Какие вопросы мы должны обсудить на этом уроке?

III  Работа над темой урока.

  Сегодня на уроке  у меня будут помощники, они расскажут нам о Московской битве.

1. Доклады детей о ходе Московской битвы.

  1. Предшествующие события. Планы сторон.
  2. Битва под Москвой
  3. Ополчение
  4. Партизанское движение
  5. Итоги Московского сражения

Доклады детей дополняются (по необходимости)учителем.  Вопросы по услышанному.

2. Работа с картой Московское сражение.

(на экране показана карта , у детей контурная карта сражения.)

Обозначьте направления фашистских войск, направления Красной армии.  Участки которые были отвоёваны советскими войсками.

3.  Работа  в группах.

О сложности военной обстановки того времени, о подвигах некоторых из защитников Москвы различных национальностей вы сможете узнать, поработав с текстами в группах. После прочтения текстов вам необходимо запомнить фамилии героев Великой Отечественной войны и приготовиться кратко пересказать прочитанное всему классу.

(Далее работа проводится в группах по заранее приготовленным карточкам.)

Карточка № 1.

Панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова в Московской битве. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16.11.1941 г. в 4 - часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили 18 танков противника: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – сказал своим бойцам политрук. И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.

Карточка № 2.

В ночь на 7 августа 1941 г. летчик Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался фашистский бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Один из моторов вражеского самолета загорелся. Талалихин повторял атаки, но боеприпасы кончились, к тому же его ранило в правую руку. Однако Виктор Талалихин, управляя левой рукой, сумел протаранить самолет врага. Фашистский бомбардировщик со всем своим экипажем рухнул на землю. От страшного удара истребитель Талалихина перевернулся. Военный летчик выбросился с парашютом и благополучно приземлился. Это был первый воздушный таран в небе Москвы.

Карточка № 3.

К концу сентября 1941 г. центральное место в плане гитлеровского командования отводилось захвату нашей столицы – Москвы. На этом участке фронта к исходу сентября противник сосредоточил более миллиона человек и свыше двух тысяч танков. Для поддержки наступления наземных войск было выделено около 1000 самолетов. Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали план уничтожения Москвы: «Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет … столицу русского народа».

Карточка № 4.

Задание. Найти в словах Гимна Москвы строчки, посвященные защитникам  города в битве за Москву. ( Необходимо для данной группы приготовить полный текст Гимна Москвы на слова М. Лисянского, музыка И. Дунаевского.)

Карточка № 5.

Подумайте, о каком событии рассказывают пословицы? Постарайтесь объяснить их смысл.

До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

Москва – что гранит, никто Москву не победит.

Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.

Подведении итогов работы в группах разгадать кроссворд:

М

1              п

а

н

ф

и

л

О

в

С

2

К

л

о

ч

к

о

в

3                   ж

у

к

о

В

4

т

а

л

А

л

и

х

и

н

1)       Фамилия генерал-майора 316-й стрелковой дивизии.

2)       Фамилия политрука 28 героев-панфиловцев.

3)       Фамилия советского полководца в годы Великой Отечественной войны.

4)       Фамилия летчика, совершившего первый воздушный таран в небе Москвы.

 Какое слово вы получили в итоге?

IV Рефлексия. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 70-летию битвы под Москвой посвящается.

Материалы для уроков истории и окружающего мира.УМК "Школа России" Можно  использовать для оформления стенда....

Классный час "Битва за Москву"

Классный час "Битва за Москву"...

Урок мужества, посвященный 70-летию битвы под Москвой.

Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям....

Урок к 70 летию битве под Москвой

Весь материал к уроку подготовлен детьми вместе с родителями. Урок был проведён в актовом зале и высоко оценен коллегами...

70-летие битвы под Москвой

70-летие битвы под Москвой...

Внеклассное мероприятие .Викторина "70 летию битвы под Москвой посвящается"

Чтение рассказов С.Алексеева о битве под Москвой с последующим проведением викторины...