Место условно- речевых упражнений как средство формирования грамматических навыков в современном информационном уроке.
методическая разработка по иностранному языку
Предварительный просмотр:
Место условно- речевых упражнений как средство формирования грамматических навыков в современном информационном уроке.
Выполнила: Дидовец Татьяна Валентиновна,
учитель немецкого языка
МАОУ «Школа № 139»
Содержание
I. Методическое обоснование 3
2. Принципы преподавания грамматики 3
II .Условно-речевые упражнения как средство формирования грамматических навыков 5
1. Краткая характеристика грамматических навыков 5
3. Качества грамматического навыка 5
4. Условия формирования грамматических навыков 5
5. Принципы построения условно-речевых упражнений 6
6. Виды условно-речевых упражнений 6
7. Место условно-речевых упражнений в процессе обучения 6
8. Использование условно-речевых упражнений в современном информационном уроке 7
Конспект урока______________________________________________________________13
I. Методическое обоснование
1.Виды грамматики
В последнее время все чаще ставится вопрос о роли грамматики и вообще лингвистики непосредственно в процессе обучения иностранным языкам, а также об их значении для общей постановки преподавания иностранных языков.
Как известно, в истории обучения иностранным языкам вопрос о роли грамматики решался самым различным образом, начиная от утверждения, что иностранный язык может быть изучен только через грамматику (так называемый грамматико-переводный метод), и кончая противоположным утверждением, что при обучении иностранным языкам вовсе не следует заниматься грамматикой (прямой метод).
Следует различать по меньшей мере три вида грамматики.
1) Грамматика А: система правил, присущих самому языку, независимо от того, насколько она познана лингвистами и как она ими описана.
2) ГрамматикаБ: научное лингвистическое описание системы правил грамматики, присущей языку, т.е. отражение грамматики А в лингвистике.
3) Грамматика В: внутренне присущая говорящему и слушающему система правил, которая формируется в мозгу учащегося при усвоении языка и которая лежит в основе владения соответствующим языком, т.е. в основе умения продуцировать, понимать и использовать в акте коммуникации правильные предложения и связные высказывания.
2. Принципы преподавания грамматики
1.Первый принцип
Первым принципом грамматического анализа, а, следовательно, и преподавания грамматики можно считать взаимозависимость грамматики и лексики. Грамматика, ориентированная на лексику, требует учета лексического значения слов при образовании и употреблении как морфологических форм, так и синтаксических структур.
2. Второй принцип
Вторым принципом грамматики можно считать функциональное рассмотрение грамматических явлений с точки зрения того, какое смысловое задание они выполняют, как они при этом взаимодействуют с языковыми элементами других уровней, какие параллельные (или конкурентные) способы выражения существуют в языке для оформления данного задания.
3. Третий принцип
Все это подводит к третьему принципу грамматики - к ориентации на коммуникативно-стилистические условия. Грамматика должна по возможности выйти за пределы абстрагированной от конкретной речевой деятельности схемы. В реальной действительности любое высказывание происходит в конкретной обстановке, заставляющей говорящего придать ему ту или иную форму.
4. Четвёртый принцип
Четвёртый принцип - изучение грамматики в тексте, создание грамматики текста.
Итак, при обучении иностранному языку важно оптимальным и рациональным образом управлять процессом овладения языком, чему должна способствовать грамматика. Грамматика представляет собой один из аспектов обучения иностранным языкам, она является одновременно средством и условием коммуникативной деятельности.
Курс обучения немецкому языку согласно ФГОС характеризуется личностной ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов, входящих в личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного, коммуникативного, социокультурного/межкультурного (обеспечивающего диалог культур), компетентностного, средоориентированного подходов. Личностная ориентация образования стала возможной, как известно, благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие XX и начале XXI века. Сменились ценностные ориентиры, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашёнными принципами гуманизации и демократизации общества признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
II. Условно-речевые упражнения как средство формирования грамматических навыков
1. Краткая характеристика грамматических навыков
Как известно, речевое умение основано на трех типах навыков - грамматических, лексических, произносительных. Все они в речевом умении слиты воедино, взаимообусловлены и взаимозависимы. Особенно тесно связаны лексические и грамматические навыки. Использование правильной грамматической формы в речи с достаточной скоростью зависит от того, насколько хорошо сформированы лексические навыки, т. е. насколько быстро и правильно говорящий подбирает нужные слова, сочетает их друг с другом и использует в речи. Именно поэтому одно из важнейших правил формирования грамматических навыков гласит - автоматизировать грамматическую форму только на основе хорошо усвоенных лексических единиц.
2. Грамматический навык
Под грамматическим навыком мы понимаем способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы.
Все грамматические навыки вместе составляют грамматическую сторону речи. Каждый грамматический навык в отдельности можно рассматривать как действие в системе всей речевой деятельности.
3. Качества грамматического навыка
Какими же качествами должен обладать грамматический навык?
- Автоматизированность
- Устойчивость
- Гибкость
4. Условия формирования грамматических навыков
Итак, все условия, необходимые для формирования грамматических навыков говорения:
1) предваряющее слушание фраз с усваиваемой грамматической формой;
2) имитация фраз при наличии речевой задачи;
3) однотипность фраз, построенных по одному речевому образцу;
4) регулярность предъявления и порождения однотипных фраз в процессе автоматизации;
5) опора на механизм аналогии при выполнении речевых действий;
6) безошибочность выполнения речевых действий (профилактика ошибок);
7) разнообразие «обстоятельств» автоматизации (ситуаций, речевого материала);
8) речевой характер упражнений.
Эти условия могут быть созданы в условно-речевых упражнениях.
5. Принципы построения условно-речевых упражнений
1. Принцип использования речевой задачи говорящего
2. Принцип аналогии в образовании и усвоении грамматических форм
3. Принцип параллельного усвоения грамматической формы и ее функции в речи
6. Виды условно-речевых упражнений
Виды условно-речевых упражнений весьма разнообразны. Их можно классифицировать по трем критериям: по составу, по установкам, по способу выражения.
1. Классификация условно-речевых упражнений по составу.
Под составом понимается количество реплик, входящих в один элемент упражнения. С этой точки зрения можно различать:
- Двучленные
- Трехчленные
- Развернутые
- Комплексные
2.Классификация условно-речевых упражнений по установкам.
Установкой в условно-речевом упражнении обычно являются задача - выразить то или иное чувство-стимул. С этой точки зрения можно различать:
- Вопросные
- Констатирующие
- Отрицающие
- Побудительные
3.Классификация условно-речевых упражнений по способу их выполнения.
Под способом выполнения понимается то действие, которое должен произвести с речевым материалом говорящий, чтобы выполнить свою речевую задачу. По данному критерию различают:
- Имитативные
- Подстановочные
- Трансформационные
- Собственно репродуктивные
7. Место условно-речевых упражнений в процессе обучения
Определяя место условно-речевых упражнений в системе уроков, нужно представлять систему или цикл уроков по теме.
Цикл уроков охватывает три этапа работы над речевым материалом какой-либо темы.
1. Этап формирования навыков
2.Этап совершенствования навыков
3.Этап развития речевого умения
Таким образом, вырисовывается и место условно-речевых упражнений в общем процессе обучения речи по разговорной теме. Если речевые упражнения предназначены для развития речевого умения в целом и используется главным образом на третьем этапе, то условно-речевые служат средством формирования навыков, в частности грамматических, как компонентов речевого умения. Это значит, что условно-речевые упражнения выполняются до речевых, на этапе подготовки грамматического материала к речи на этапе овладения им.
Возможны два варианта:
а) новый грамматический материал усваивается на лексическом материале предыдущих материалов.
б) новый грамматический материал усваивается на основе предварительно усвоенных лексических единиц этого же параграфа.
Выбор варианта зависит от желания учителя, иногда от характера грамматического явления.
8. Использование условно-речевых упражнений в современном информационном уроке
Интернет как источник получения дополнительной информации
Самое простое применение Интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение иностранному языку меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. Это повышает интерес обучающихся, усиливает их мотивацию к изучению языка. Регулярное использование Интернета делает процесс обучения немецкому языку более привлекательным для учащихся, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных текстов в учебнике. Все тексты в Интернете аутентичны.
Упражнения в электронных учебных курсах подходят для самостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им придаются грамматические таблицы и лексические структуры. Упражнения дополняются акустическими и анимационными трюками, что делает их более наглядными и привлекательными. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их делать. Учащиеся могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждет, пока они сами справятся с упражнениями. Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и оценивает сделанные упражнения.
Тексты с пропущенными словами могут подбираться индивидуально для каждого учащегося. Можно варьировать частоту пропусков или включать пропуски в зависимости от грамматической или лексической темы ( пропуск артиклей, неопределенной формы глаголов, окончаний имен существительных или прилагательных, лексических или грамматических оборотов и. т. д.)
Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться.
Нет большого смысла в применении Интернета на самом начальном этапе обучения языку. В этот период велика роль тренировочных упражнений. В этом смысле Интернет не предоставляет каких-либо новых возможностей по сравнению с учебником. В курсах для начинающих упражнения на закрепление грамматики и лексики вполне традиционны: подстановочные упражнения, тексты с пробелами (Lückentexte) и т.д. Собственно говоря, это самые обычные упражнения, разница состоит в том, что учащиеся видят их не на бумаге, а на мониторе. Правда, положительный момент в выполнении этого вида задания состоит в том, что во многих случаях можно сразу узнать, правильно ли выполнено то или иное упражнение. Однако на вопрос «Почему это неправильно и как будет правильно?» должен отвечать преподаватель.
Использования Интернета - это его поистине революционная роль в изменении самого процесса обучения языку. Дело в том, что, работая на уроке с Интернетом, неизбежно приходится менять всю структуру урока и вообще его концепцию. Как отмечают многие авторы, преподаватель перестает быть центром обучения, а школьник - больше не объект обучения, а субъект учебного процесса. Роль преподавателя в учебном процессе не снижается. Преподаватель больше не «тренер», а консультант и советчик. Обязанности консультанта добавляются к традиционной роли преподавателя как источника знаний, «тренера» и арбитра. Особенно это важно на начальном этапе обучения языку. Интернет здесь не только не заменит преподавателя, но даже мало чем поможет ему. Но на более продвинутом этапе Интернет при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством не только для обучения иностранному языку, но и для привития школьникам новой культуры учебы.
Литература
- Admoni W. Der deutsche Sprachbau. M.-L., 1966
- Brinkmann H. Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung. Dusseldorf, 1971
- Герхард Хельбиг. Грамматика и преподавание иностранных языков . ИЯШ 3\76
- Гюнтер К. Deutsch als Fremdsprache. 1972\1
- “Fremdsprache Deutsch” Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts. 2\1999. Heft “ Neue Medien im Deutschunterricht”
- Helbig G. , Buscha J. Deutsche Grammatik. Leipzig, 1966
- Juny W. Grammatik der deutschen Sprache. Leipzig 1966
- Оношко В. Н. К вопросу формирования грамматических навыков иноязычного говорения на младших курсах языкового вуза. Сборник научно-методических трудов. Киров 1996.
- Пассов Е. И. Урок иностранного языка. М.- Просвещение 1988.
- Пассов Е. И. Условно-речевые упражнения М.-Просвещение 1978
- Рогова Г. В. , Рабинович Ф. М. Сахарова Т. С. Методика обучения иностранным языкам М.-Просвещение 1991
- Шендельс Е. И. Deutsche Grammatik. М. , 1979
- Шендельс Е. И Некоторые принципы преподавания грамматики. ИЯШ 1\82
- Schmidt W. Grundfragen der deutschen Grammatik Berlin 1965
- Computerunterstützer Unterricht “Computer im Unterricht” M. Grüner, T. Hassert.
- Goethe-Institut, 1993
Приложения
Bitte finden Sie das passende Fragewort und beantworten Sie dann die Fragen.
Wem—was—warum—wer—wie—lange—wie—wen—wohin--wessen
1.-----------freut sich auf die Zukunft?
2.-----------grüβt Susanne?
3.-----------wünscht Herr Tritschler viel Erfolg?
4.-----------Mail ist formeller?
5.------------möchte Herr Tritschler in Zukunft machen?
6.------------fühlt Susanne sich in der Schweiz?
7.------------will sie im Urlaub fahren?
8.-------------hat Herr Tritschler bei der Bank gearbeitet?
9.-------------schreiben die beiden ein E-mail?
indirekte Fragen stellen:
Weiβt du------------ das ist?
------------ er kommt?
------------ er wohnt?
------------ alt er ist?
------------ er von Beruf ist?
------------ er schreibt?
------------ er deutsch spricht?
------------ er traurig ist?
------------ das Foto gemacht hat?
------------ er verheiratet ist?
------------ er einen Computer hat?
indirekte Fragen stellen:
Welches Restaurant ist gut?
Wir möchten wissen, was gibt es dort zu essen?
Ist es teuer?
Wo liegt das Museum?
Was kann man dort sehen?
Wann ist es geöffnet?
Ist es heute geöffnet?
Was kostet es für Studenten?
Wohin fährt der Bus Nr.1?
Wie weit ist Stuttgart?
Ist Stuttgart interessant?
Gibt es dort eine Oper?
Was kann man dort sehen?
Wie lange dauert die Fahrt?
Bitte schreiben Sie Fragen!
Beispiel: wie-----du -----hejβen?
Wie heiβt du?
er -- schwimmen --- gern? Schwimmt er gern?
- woher - Sie - kommen?
- wann - Geburtstag - du - haben?
- Klavier spielen - Karen?
- wer - Tochter - haben?
- welche Sprache - sprechen - du?
- du - zum ersten Mai - in Deutschland - sein?
- warum - lemen - du - Deutsch?
- was — du-in der Freizeit - gern - machen? .
Fragen Sie im Perfekt
Beispiel: Hausaufgaben machen - Hast du die Hausaufgaben schon gemacht?
- neuen Film sehen
- in Paris sein
- in den Supermarkt gehen
- wann - kommen - nach Deutschland
- was - machen - gestern
- gestern - spazieren gehen '
- den ganzen Abend - fernsehen
- mit einem Heiβluftballon - fliegen
Ergänzen Sie ihn, sie, es, sich.
- Der Polizist und die Ärztin haben geheiratet und der Fotograf fotografiert sie vor der Kirche.
- Die Fotografin steht vor der Kamera und fotografiert sich.
- Der Fahrer hat den Wagen vor die Garage gestellt und dann ____ gewaschen.
- Danach ist er ins Bad gegangen und hat gewaschen.
- Die Sekretärin hat die Adresse auf den Brief geschrieben und wiegt____.
- Jeden Morgen geht die Sekretärin in ihr Bad und wiegt_____.
- Die Mädchen waschen manchmal ihre Puppen, und dann kämmen sie____ lange.
h) Die Mädchen haben schon geduscht, sie müssen nur noch _____ kämmen.
i) Wenn die Kinder geduscht haben, ziehen sie ____ schnell an.
j) Das kleine Kind kann sich noch nicht alleine anziehen, deshalb zieht ___ die Mutter an.
k) Weil die Mutter den kleinen Jungen kämmen will, stellt sie___ auf den Stuhl.
1) Manchmal steht der Junge alleine auf dem Stuhl im Bad, um ____zu kämmen.
m) Die Verkäuferin legt den groβen Fisch auf den Tisch und schaut ____genau an.
n) Die Verkäuferin schaut im Spiegel an und kämmt sich.
o) Der alte Mann schaut sein Geld an und dann versteckt er ____ unter der Matratze.
p) Der Polizist kommt ins Zimmer. Da versteckt der Einbrecher ____ schnell hinter der Tür.
q) Der Bart vom Nikolaus ist zu lang, die Friseurin schneidet____.
r) Der Vater rasiert mit dem neuen Rasierapparat.
s) Ein Mann geht über die Straβe und eine Frau beobachtet ___vom Balkon.
Er hat einen dicken Bauch.
Er hat-----------------Beine.
Er hat-----------------Füße.
Er hat-----------------Haare.
Er hat-----------------Brille.
Er hat-----------------Gesicht.
Er hat-----------------Nase.
Er hat-----------------Mund.
Sein Bauch ist dick.
Seine Füße sind----------.
Seine Beine sind----------.
Seine Haare sind----------.
Seine Brille ist----------.
Sein Gesicht ist----------.
Seine Nase ist----------.
Sein Mund ist----------.
Sie hat----------------Nase.
Sie hat----------------Mund.
Sie hat----------------Beine.
Sie hat----------------Gesicht.
Sie hat----------------Füße.
Sie hat----------------Hals.
Ihre Ohren sind------------.
Ihre Haare sind------------.
Ihre Nase ist-----------.
Ihr Mund ist------------.
Ihre Beine sind------------.
Ihr Gesicht ist-----------.
Ihre Füße sind------------.
Ihr Hals ist------------.
Das Mädchen und der Dinosaurier
Ergänzen Sie die Artikel ( bestimmt oder unbestimmt)
Im Büro steht …… Mädchen. …… Mädchen kommt aus Paraguay.
…….. Mädchen heißt Milena und hat …… Problem.
…….. Problem ist …. Tier. ………Mädchen hat ……. Tier.
…….. Tier ist sehr groß. Es braucht …….. Zimmer.
.......... Zimmer im Wohnheim sind alle klein, zu klein für……..Tier.
Aber ……. Firma “Optima” hat …… Zimmer für …… Tier.
…….. Zimmer ist groß und dort wohnt…….. Tier jetzt.
…….. Tier ist …… Dinosaurier. ……..Dinosaurier hat Hunger und frisst ……. Mädchen.
SETZEN SIE ARTIKEL EIN
Liebe Soo-Hyun,
zur Zeit mache ich hier in Salzburg ein paar Tage Urlaub. Gestern bin ich mit-------Zug hier in Salzburg angekommen.------- Fahrt war angenehm, aber ein bisschen lang.
Nach------Ankunft habe ich zuerst--------Hotel gesucht. Jetzt wohne ich in--------Hotel in------------Nähe-------------Bahnhofs. ------Hotel ist schön und Hotelpersonal ist sehr freundlich und hilfsbereit. Ich habe ---------Zimmer mit Dusche und WC.
Gestern nachmittag habe ich mir_--------Dom angesehen. Das ist---------schöne Kirche, und es ist-----------älteste Barockkirche nordlich der Alpen.
Danach bin ich in-------Schloss «Mirabell» gegangen. Da habe ich am Abend------ Konzert qehört. Das war schön. Heute morgen war ich auf--------Festung «Hohensalzburg». Die liegt auf-----Hügel mitten in______ Stadt.
Ich bin mit--------- Bahn hinaufgefahren. Das ist bequemer als zu Fuss. Morgen möchte ich-------------Mozarthaus besichtigen. Das ist-----------Geburtshaus von Wolfgang Amadeus Mozart. Am Nachmittag fahre ich mit---------Seilbahn auf --------------Untersberg in---------Nahe von Salzburg. Hoffentlich ist-------Wetter schön.-----------Geschenk für Dich habe ich auch schon gekauft.
Übermorgen fahre ich nach München zurück. Da will ich mir -----------Deutsche Museum anseheh. Das ist-----------grösste technische Museum------------Welt. Natürlich gehe ich auch in-----------Hofbrauhaus und trinke-----------Bier. Ich habe gehört, dass es in Müncheh auch------------ schönen Zoo gibt. Du weisst, dass ich mich für-----------Tiere und-----------Zoos interessiere. Vielleicht gehe ich noch in--------Zoo, wenn ich Zeit habe.
Ausserdem muss ich noch--------BMW kaufen. Meine Freundin hat gesagt, dass ich ihr--------neuste Modell mitbringen soll. Sie interessiert sich für------------Autos.
So, das alles für heute. Herzliche Grüsse Klara
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматических навыков на уроках русского языка
Как научить граммотно писать? Как формировать грамматические навыки? Порой трудно подабрать нужные подборки заданий. Думаю вы найдете что то полезное для себя в моей статье....
Речевые упражнения как средство формирования прогнозирования содержания текста у младших школьников с недоразвитием речи
На сегодняшний день большинство учащихся мало заинтересованы чтением, в результате этого возникают затруднения в процессе обучения: низкая техника чтения, низкая степень осознанности прочитанного и ни...
Грамматические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство формирование грамматических навыков
Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит ...
Разработка урока по формированию грамматических навыков. УМК Кузовлев В.П. 4 класс
Тема урока: Are Cats Smarter than Dogs?Who is better? Цели урока:...
Статья по материалам курсового исследования на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами, рассматривается в качестве одной из целей обуч...
Методическая разработка урока английского языка. Урок формирования грамматических навыков "There is/There are" (3 класс, УМК Starlight)
Технологическая карта послужит подспорьем на этапе формирования грамматического навыка....
Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальной школе как способ формирования грамматических навыков.
Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальной школе как способ формирования грамматических навыков.Формирование грамматических навыков в начальной школе является необходи...