Интерактивные технологии на уроках иностранного языка
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Девяткина Татьяна Михайловна

Применение интерактивных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии как средство формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.

Цель.

Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка на основе применения интерактивных технологий, создание развивающей среды, в основе которой лежит деятельностный подход.

Теоретическое обоснование.

В основе рекомендации по реформированию обучения лежит компетентностный подход.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных проблемных ситуациях.

(Концепция модернизации российского образования).

Компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определённых результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенция и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

                                                                                                        (А. В. Хуторский)

Компетенция – это «содержание компетентности».

Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение конкретных целей, среди которых – развитие иноязычной коммуникативной компетенции. (Стандарт основного общего образования по иностранному языку).

Но, без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. (Е. И. Пассов)

Социокультурная компетенция – знакомство с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка, с теми элементами социокультурного контекста, которые релевантны для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка: обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, страноведческие знания и т.д.

(Стандарт основного общего образования по иностранному языку).

Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребёнка в предметном мире, причём не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятелности.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Так, использование интерактивных технологий при изучении иностранного языка развивает творческие способности и возможности; создаёт условия для приобретения школьниками реального опыта межкультурного общения на иностранном языке; развивает  иноязычные умения общаться в виртуальном пространстве.

Актуальность.

По моему мнению, нельзя научить детей разбираться в социокультурных аспектах иностранного языка без ярко иллюстрированной наглядности.

Как учитель английского языка, я выделяю проблему, связанную с необходимостью осваивать всё более серьёзные по объёму блоки культурной информации, понимать динамику их взаимодействия и постоянную изменчивость.

Необходимо создавать такую интерактивную среду, в которой можно было бы вырабатывать соответствующие коммуникативные навыки и, что не маловажно, уверенно чувствовать себя в новой информационной среде, где преобладающим является влияние англоязычной культуры.

Новизна.

Новизной в моём подходе к организации уроков иностранного языка, я считаю, применение интерактивных технологий, дающих возможность проведения уроков иностранного языка с использованием средств, демонстрируемых и управляемых с помощью интерактивных устройств, создания ярких презентаций, анализирования накапливаемого материала, оснащения мультимедийными элементами (файлами, видеофрагментами, веб-сайтами).

Зачастую на уроках иностранного языка речь носителей языка можно услышать лишь на магнитофонной аудиозаписи (бывает, что далеко и не лучшего качества) либо в течение 1-2 недельного периода за учебный год, когда приезжают американцы по рабочей визе (при том, что мы изучаем на уроках классический британский английский). Так, применяя на своих уроках интерактивные технологии, я предоставляю детям возможность «живого общения»6 дети слышат правильную речь, сопровождаемую красочными иллюстрациями, что особенно актуально при изучении идиоматических выражений, присущих изучаемому языку, а также, при необходимости, записывать свою речь, подстраиваясь под интонацию говорящего, и получать мгновенную оценку с акцентом на ошибки.

Особенностью образовательной среды на моих уроках является:

- умение осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках различного типа

- извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.)

- выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации

- выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомление, просмотровое, поисковое и т.п.)

- работать продуктивно и целенаправленно с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику

- умение самостоятельно определить зону своего незнания и определить возможности его получения

Преимущество перед традиционной формой подачи материала.

Использование на уроке интерактивных технологий позволяет всем участникам учебного процесса становиться его непосредственными участниками, активными помощниками в организации процесса обучения. При организации урока с применением данных технологий я нахожусь в постоянном поиске иных форм взаимодействия с учащимися в совершенно иных условиях, главным из которых является наличие развивающей среды.

Применяя на своих уроках интерактивные технологии , я наблюдаю такой процесс, когда в диалоге и ученик, и учитель начинают учить друг друга. Но процесс диалога существует не только в человеческом общении, но и в коммуникации между учеником и машиной.

Интерактивные технологии являются дополнительным стимулом для развития моих творческих способностей и потенциала учащихся.

Результативность.

Для определения эффективности обучения английскому языку была произведена оценка качества усвоения учащимися знаний, умений и навыков по различным темам на основании тестирования и устного опроса, установлено соответствие между полученными результатами и поставленными целями. Для оценивания качества усвоения проведены входное и итоговое тестирование: первое тестирование было проведено до того, как обучаемые приступили к изучению материала, и показало уровень обученности по английскому языку до начала эксперимента; второе тестирование, проведённое после изучения тем, было предназначено для определения уровня усвоения изученного материала.

 По сравнению с предыдущим учебным годом, качество обученности возросло с 55,26% до 62,5%.

Результаты тестирования познавательных процессов, показывают, что и там наблюдается положительная динамика в развитии: внимания (на 30-35%), памяти (на 20-25%), мышления (на 30-40%).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Деятельностные технологии на уроках иностранного языка.

Использование деятельностных технологий на уроках иностранного языка, игры с движениями и перемещением для повышения эффективности урока....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные...

Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка Интегративная учебная деятельность.

Современные требования к урокам приводят к поиску новых технологий и методик. Один из них интегративные технологии....

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС нового поколения

Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Согласно Программе обучени...

Кейс-технология на уроках иностранного языка

Выпускная работа на тему "Использование кейс-технологии как условие развития умений диалогической речи на иностранном языке"...

Игровые технологии на уроках иностранного языка

Введение……………………………………………………………&helli...