Способы повышения мотивации учеников при выполнении домашнего задания по английскому языку
статья по иностранному языку
Домашние задания являются важной ступенью в учебном процессе. В данной статье рассматривается значение домашней работы в целом, перечислены возможные причины невыполнения учащимися домашних заданий по английскому языку и представлены способы решения этой проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Способы повышения мотивации учеников при выполнении домашнего задания по английскому языку
Одной из задач, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте, является формирование у учеников самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности. Домашняя учебная работа призвана решать эту задачу, и является условием для развития самостоятельности, без которой процесс овладения знаниями протекать успешно не может. Основная цель при выполнении заданий в домашних условиях - повторение и более глубокое усвоение изучаемого материала, его применению на практике. Также домашняя работа способствует развитию творческих способностей, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Очевидно, что домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок. Но в настоящее время, даже при наличии Дневника.ру, чатов, большого количества Интернет-ресурсов, ученики придумывают множество причин, из-за которых домашняя работа не выполняется по причине того, что они забыли/ не успели/ не поняли.
Сложность же выполнения домашнего задания по английскому языку заключается еще и в том, что если возникают трудности, то родители не всегда могут помочь. К тому же ученики часто жалуются, что домашние задания для них скучные или бессмысленные. Ссылаются на упражнения из рабочей тетради, на длинные списки лексики и на сочинения и эссе, которые их заставляют писать. В итоге, негативные последствия домашнего задания выражаются потерей интереса к изучению языка и тем, что дети считают домашнюю работу наказанием.
Нужна ли домашняя работа по английскому языку вообще? Ценность ее заключается в том, что она:
- дополняет обучение в классе, особенно если учащиеся только два или три часа в неделю изучают язык.
- развивает привычки исследования и самостоятельного обучения. Ученики могут использовать дополнительные ресурсы — словари и справочники по грамматике. Исследования показывают, что домашние задания развивают самодисциплину, мотивированное отношение к обучению и навыки решения проблем.
- обеспечивает преемственность между уроками. Домашние занятия могут быть использованы не только для повторения классной работы, но и для подготовки к следующему занятию.
- родители могут оценить прогресс ребенка.
Для того, чтобы учащиеся могли справиться с домашним заданием по английскому языку, необходимо соблюдать следующие условия:
1. При планировании урока не забывать включать этап, связанный с контролем домашнего задания, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с такой фразой, как: «Она все равно не проверяет ДЗ на уроке».
2. При проверке домашнего задания важна обратная связь от учителя. В тетради можно подчеркивать другим цветом то, что особенно хорошо получилось. На самом уроке обязательно похвалить тех, кто справился и решительно порицать тех, кто не сделал. Если ученик проявил инициативу и выполнил упражнений больше, он может получить Homework Pass и пропустить любое одно домашнее задание.
3. Включать в домашнее задание разнообразные формы деятельности: найти и принести фотографии или рисунки, журнальные статьи, имеющие отношение к теме, чтение журналов, просмотр телевизионных программ, кинофильмов или прослушивание песен на иностранном языке, написать резюме или обзор любимой книги, проектная деятельность. Важно, чтобы ученик мог поделиться своим опытом перед классом, собрать его результаты в свое портфолио.
Для отработки лексики можно предложить следующие задания:
- Disemvoweling - удаления гласных в СМС, для увеличения скорости печати текста. Это упражнение — хороший способ сосредоточить внимание учащихся на написании слов и заставить их задуматься о правописании. Упражнение также поможет актуализировать лексику предыдущих уроков.
Примеры домашнего задания.
- Предложите список слов без гласных, для расшифровки. Например, тема «Семья». Fmly, rltv, prnts, mthr, fthr, wf, chldrn, dghtr. Ответ: family, relative, parents, mother, father, wife, children, daughter.
- Дома каждый ученик выбирает пять слов и шифрует их. Начните следующее занятие с расшифровки этих слов. Активизируется лексика, появляется интерес к уроку.
- Предложите составить простые предложения из слов, состоящих из согласных. Дети любят такой вид деятельности. Головоломки и расшифровка сообщений заинтересуют их и они обязательно выполнят домашнее задание.
- Работа с Vocabulary Box
Для отработки новой лексики на листе бумаги формата А4 помещается восемь карточек такого типа:
Vocabulary Box | |
The Word | Open minded |
Meaning | 1. having or showing a mind receptive to new ideas or arguments. 2. unprejudiced; unbigoted; impartial. |
Example sentence | Nick is also very open minded, a most likeable and amiable trait to find. |
Для первого знакомства с Vocabulary Box можно подготовить для детей распечатку карточек. Впоследствии они будут делать их самостоятельно. Далее в классе слово или словосочетание записывается в первой пустой строке. Вместе с учащимися, учитель в словаре ищет значение слова на английском и выписывает во вторую строку таблицы. Необходимо составить несколько предложений с данным словом или словосочетанием и записать в таблицу лучшее или понравившееся. Дома ученики самостоятельно заполяют карточки для новых слов, изученных на уроке. Просматривать карточки можно в свободное время, на перемене перед или после урока, дома перед сном. Это поможет выучить новые слова и запомнить их надолго.
- Игра Scavenger Hunt
Каждый ученик из группы должен участвовать в охоте, но можно разбить класс на группы и соревноваться по два или три человека. На уроке он получает список вещей или дел, которые должен найти или сделать дома. На следующем занятии каждый должен выступить и рассказать о своих находках. Побеждает тот, в списке которого выполнено большинство пунктов и грамотный рассказ.
Особенностью этой игры является то, что учителю не придется тратить время на создание предметов для охоты. Игроки должны искать вещи, которые уже существуют.
Все, что преподавателю нужно сделать — составить список и вручить приз победителю.
Материалы для игры
- Список для охоты (распечатать для каждого ученика).
- Ручка или карандаш.
- Сумка или коробка, чтобы собирать предметы.
- Приз.
Примерные темы и задания для списков охоты.
Dictionary Scavenger Hunt
Go on an adventure through the English Language with this Dictionary Scavenger Hunt.
Use a Dictionary to find these words. Fill in the answers and the page numbers you found them on:
- The last world defined in your dictionary.
- The name of an animal.
- A word with a picture next to it.
- Something that starts with X.
- A word with more than three meanings.
- A word with five or more syllables
- Open to any page. What is the longest word you see?
- A silly-sounded word.
- Find a word you've never heard before, learn the meaning and write it at least three times.
Nature hunt
Find objects and bring them into the classroom.
- Rock.
- Pinecone.
- 3 types of leaves.
- Wild flower.
- Something grey.
- Sand.
- Grass.
- Tiny pebble.
Picture Scavenger Hunt
Find pictures at home and bring them at school.
- Something red/Something to eat/Something clean/Something sharp/Something hard/Something tiny/Something blue/Something that moves/Something noisy/Something soft/Something smaller than a mouse.
Некоторые находки можно как приносить в школу, так и делать фотографии и показывать учителю. Впоследствии, если ученик не удалит фотографии из смартфона, при перелистывании он будет вспоминать упражнение и слово на иностранном языке, соответствующее сфотографированному предмету.
4. Необходимо учить школьников технике и методам учения, на дом давать задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы. Для этого можно воспользоваться памятками:
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Раздели домашнее задание на несколько «порций» и распредели их по дням; единоразовое выполнение домашнего задания неэффективно
- Изучи сначала устный материал (прочитай текст, выпиши новые слова в словарь - не забудь их выучить), а затем, проанализировав все предложенные речевые образцы и лексические единицы, приступай к выполнению письменного упражнения
- Определи, для развития каких навыков было составлено данное упражнение и обрати наибольшее внимание именно на этот вид деятельности (чтение, говорение, письмо).
- Активно используй в процессе подготовки домашнего задания средства обучения, в частности, не забывай обращаться за разъяснениями к словарю и грамматическому справочнику, а лучше заглянуть в рабочую тетрадь, где наверняка есть запись, сделанная под диктовку учителя.
- Не заучивай учебный материал механически, а пытайся осмыслить, почему в данном упражнении имеет место та или иная лексическая единица или грамматическая структура.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ УСТНОГО СООБЩЕНИЯ
- Отбери нужные речевые образцы, проведи в них необходимую лексическую замену или расширение
- Составь план сообщения, запиши его.
- Определи, что хочешь и можешь сказать по теме на иностранном языке. Соотнеси замысел высказывания со своими возможностями, с тем, какими языковыми средствами располагаешь.
- Вспомни нужные речевые образцы, слова, сочетания слов для передачи замысла сообщения
- Обратись к тексту, упражнениям, в которых эта или близкая к ней тема отражена, чтобы использовать материал для сообщения.
- Устно проговори своё сообщение в соответствии с планом.
ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
- Прочти текст, стараясь понять общее содержание и вывести из контекста значение незнакомых слов.
- Обратись к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
- Проработай новый лексический материал (смотри как работать с новым лексическим материалом)
- Прочти текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых слов и стараясь запомнить информацию.
- Выпиши из текста новые для тебя формы.
- Составь список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал канву содержания.
КАК РАБОТАТЬ С НОВЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ (НОВЫМИ СЛОВАМИ)
- Проверь правильность написания: сравни написанное с тем, что написано в учебнике.
- Проследи, как данное слово употреблено в предложении.
- Попытайся составить насколько предложений с новыми словами.
- Уточни перевод каждого слова, обратившись к англо-русскому словарю (есть в конце каждого учебника)
- Прочитай внимательно все слова и объедини их в группы по типу ударного слога.
- Раздели слова на подгруппы по ударной гласной.
- Установи и постарайся запомнить различия между словами одной подгруппы.
- Прочитай ещё раз, постарайся запомнить графический образ слова, т.е. его буквенный состав.
- Напиши слово по памяти.
ПРИ РАБОТЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
- Выпиши из упражнения все предложения, содержащие новую грамматическую структуру.
- Внимательно изучи способ трансформации утвердительного предложения в вопросительное и отрицательное.
- Проконтролируй с помощью словаря правильность произношения тобой данной структуры.
- Просмотри материал текущего урока по учебнику, найди предложения, в которых используется данная грамматическая структура.
- Проговори эти предложения, попробуй трансформировать их по интонации.
- Придумай несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру.
ПРИ АУДИРОВАНИИ ТЕКСТА
- Составь список ключевых слов или предложений так, чтобы он отражал основную канву повествования.
- Прослушай текст ещё раз, постарайся запомнить информацию.
- С помощью составленного тобой списка постарайся пересказать текст.
- Внимательно прослушай текст, не останавливая диск. Постарайся понять содержание произносимого текста.
- Прослушай текст ещё раз, своевременно останавливая диск, чтобы понять текст более полно.
- Останавливая воспроизведение диска, пытайся повторить за диктором произносимые им слова и предложения.
- Повтори трудное для слово или предложение несколько раз, стараясь как можно точнее воспроизвести произношение и интонацию диктора.
- Запомни слова, которые оказались для тебя трудными с тем, чтобы выяснить у преподавателя их точное произношение, значение и случаи употребления
5. Важно удостовериться, что все учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Для этого можно использовать метод CCQs (Concept Check Questions) – уточняющие вопросы, позволяющие учитель определить, все ли учащиеся поняли суть задания, слова, грамматической конструкции. Например, после того, как домашнее задание было обозначено, учитель спрашивает: How many exercises do you have to do? Do you write the description or do you speak? How many new words do you have to use in your description?
6. Стараться включать дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося.
Безусловно, знания становятся убеждениями человека только тогда, когда они самостоятельно обдуманы, пережиты. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. А любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Для успешного овладения иностранным языком, домашняя работа является ключевой в развитии коммуникативных навыков, так как только при повседневной самостоятельной работе можно добиться успехов.
Источники:
Рафикова Н. https://pedsovet.su/english/6376_domashnie_zadania_na_leksiku
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Повышение мотивации учащихся при выполнении домашнего задания"
Большинство учащихся не любят учить уроки. Часто бывает так, что дети приходят с невыученным или плохо выученным домашним заданием. Новое правило дети могут забыть через урок. А нам, учителям, х...
Выполнение домашнего задания по русскому языку в начальной школе.
Цель настоящей статьи - поделиться некоторым опытом работы над домашним заданием по русскому языку в начальной школе....
Помощь ученику в выполнении домашнего задания
Материал для оформления уголка ГПД....
Памятка для родителей при организации контроля выполнения обучающимся домашнего задания по английскому языку в младших классах .
Домашнее задание по английскому языку учитель задаёт на следующий урок с целью повторения, закрепления изученного материала на уроке . Домашнее задание состоит из выполнения устных и письм...
Мотивация учащихся к выполнению домашнего задания
Большинство учащихся не любят учить уроки. Часто бывает так, что дети приходят с невыученным или плохо выученным домашним заданием. Новое правило дети могут забыть через урок. А нам, учителям, хочется...