Ролевая игра на уроках иностранного языка.
статья по иностранному языку

Яковлева Ярослава Геннадьевна

В статье рассматривается организация учебной деятельности по иностранному языку с использованием ролевой игры. Анализируется возможность использовать ролевые игры на уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра на уроках иностранного языка.

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Поэтому думается, что необходимо подробнее остановиться на ролевой игре.

К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа «прочитайте по ролям»,       инсценируйте диалог(Role – play the Dialogue) занимают прочное место в арсенале методических приемов, а подобные инструкции можно встретить во всех учебниках иностранного языка, так как именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно- мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Чем обобщеннее и сокращеннее  игровые действия , тем глубже отражен в игре смысл. Задача и система отношений воссоздаваемой деятельности; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает  конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности.

Являясь учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе, ролевые игры легко вписываются в урок и, кроме всего прочего , доставляют учащимся неподдельное удовольствие. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучать учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Что касается собственно ролевых игр, то их вид и свойства можно представить следующей таблицей:

Вид ролевой игры

Свойства ролевой игры

  1. Контролируемая

Участники получают необходимые реплики

  1. Умеренно

контролируемая

Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей

  1. Свободная

Учащиеся получают обстоятельства общения

  1. Эпизодическая

Разыгрывается отдельный эпизод

  1. Длительная

В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов(например, из жизни класса)

Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры ( опоры можно заранее заготовить на карточках и раздать учащимся). Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму  вопросов и ответов, диалог этот может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по ходу ролевой игры.

Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам – взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции, помогая учащимся по ходу ролевой игры.

Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решить какую лексику им использовать, как будет развиваться действие. Учитель только называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы. Также учитель может разделить класс на группы и предложить каждой группе выбрать тот аспект предлагаемой темы, который им наиболее близок. При этом, если потребуется, он помогает учащимся в распределении ролей и в обсуждении того, что необходимо сказать по выбранной ситуации, или какую-то другую помощь.

Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому, ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга( упражнений в общении). Приведем примеры подобных заданий:

-  line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенными признаками);

- rounds (участники «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, если бы его произносил один ученик);

- strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);

- smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);

- flower (ученики дарят друг другу цветок, произнося при этом: «Я дарю тебе цветок, потому что …» ( ты хороший друг и т.д.), т.е. учащиеся говорят друг другу приятные слова или комплименты);

- contacts (ученики подходят друг к другу и начинают беседу);

- reflection (ученики пытаются представить, что о них думают другие школьники);

- listening (ученики слушают друг друга и кивают в знак согласия или несогласия);

- politeness (ученики обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);

- respect (ученики говорят о своем уважении друг к другу, подкрепляя высказывания примерами);

- concessions (школьники учатся уступать друг другу в споре);

- gratitude (работая вместе, ученики выражают друг другу благодарность за оказанную помощь);

- conflict (ученики учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).

В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится учащимися в игре. Сюжеты игр могут быть очень разнообразными, но они должны отображать конкретные условия из жизни, т.е. в игре используются определенные реальные (или приближенные к ним) ситуации.

Содержание игры – это то, что воспроизводится учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например, в трудовой или общественной жизни.

Рассмотрим ролевые игры и ее характеристики. Прежде всего, необходимо уточнить, что в данном контексте под ролевой игрой будет пониматься любое условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.

Ролевая игра характеризуется:

  1. особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и в мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игрового момента);
  2. субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений личность – личность, личность – группа, личность – учитель);
  3. социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения «обязан» играть, он не может не принимать участие в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);
  4. особыми условиями процесса усвоения занятий (теоретические и практические знания предлагаются участникам игр в ненавязчивой форме естественного общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями, которые заключаются в следующем:

Обучающие возможности

Содержание

Ролевая игра как самая точная модель общения.

Предлагается подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.

Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно- побудительного плана.

Точно обозначенные предполагаемые обстоятельства создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает участник, сужает его до субъективного мотива.

Ролевая игра предполагает усилия личностной сопричастности ко всему происходящему.

Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус актера-участника, что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоение иностранного языка.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства.

При правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитательное значение.

Ролевая игра способствует расширению сферы общения.

Предполагается предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточится на содержательной стороне высказывания, поэтому ролевой игре следует отводить место на всех этапах работы над темой.

Ролевая игра имеет образовательное значение.

Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с техникой театра.

В соответствии с данными характеристиками можно обнаружить сходство ролевой игры и реальной действительности. Отличие же заключается в том, что ролевая игра – это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности.

Технология ролевой игры состоит из нескольких этапов:

  1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.
  2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя пассивно относится к игре, нарушать регламент и этику поведения.
  3. Этап проведения. Процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.
  4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями , что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки:

- разработка сценария;

- составление плана;

- общее описание игры;

- характерные особенности действующих лиц.

Этап объяснения:

-  ориентация участников;

- определение режима работы;

- формулировка главной цели;

- постановка проблемы;

- выбор ситуации;

- работа с пакетом документов;

- психологическая подготовка учащихся.

Этап проведения:

- процесс игры.

Этап анализа и обобщения:

 - вывод из игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка работы;

 - выводы и обобщения;

- рекомендации.

В заключение хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Поэтому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры на уроках иностранного языка в начальной школе.

Материал составлен на основе имеющегося опыта работы с учащимися начальной школы....

Игра на уроках иностранного языка

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы по...

Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"""...

Сказка, как сценарная ролевая игра на уроке английского языка

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, ...

методическая работа на тему "Ролевые игры на уроках английского языка в начальных классах"

Работа содержит сведения по теории, методике проведения ролевых игр, а так же примеры из личного опыта работы над ролевыми играми по УМК Биболетовой М.З....