Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка
статья по иностранному языку

Кондакова  Людмила Алексеевна

В данной статье идет речь о  здоровьесберегающих технологиях на уроках немецкого языка. Как сделать так, чтобы учащиеся не уставали на уроках? Как мотивировать их на обучение немецкого языка? В статье представлен опыт работы  по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Здоровьесберегающие  технологии на уроках немецкого языка.  

       (Учитель немецкого языка МБОУ Отреченская СШ Кондакова Л,А,)                                                                    

                                                                    Если нельзя вырастить ребенка,   чтобы он

                                                                        не болел, то, во всяком случае ,поддерживать

                                                                      его высокий уровень здоровья вполне возможно. 

                                                                                                         Академик Н.М. Амосов

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. В значительной мере это объясняется тем, что в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. Ученые утверждают, что на здоровье ученика воздействуют следующие факторы: 10% – гигиена, 10% – программы и учебники, 10% – медицинское сопровождение образовательного процесса, 20% – организация образовательного процесса. Остальные 50% – это воздействие учителя.  Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока.   Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования на уроках  иностранного языка  здоровьесберегающих технологий.

Главной своей задачей считаю обеспечение максимально благополучной и комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на урок.  При планировании урока включаю многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3 – 5 минут. Цель– снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Это могут быть различного рода движения, игры, пение.  Хорошей формой  релаксации  является  физминутка.   Ее можно проводить с первых уроков изучения немецкого языка, когда по команде учителя „Steht auf! Jetzt turnen wir!“ «Встаньте! Сейчас мы проведем разминку!» ученики встают и выполняют простые движения (поднимают руки вперед, вверх, вперед, вниз). Приведу подборку физкультминуток, которые наиболее интересны моим ученикам:

1,2,3,4 — alle, alle turnen wir.
Alle, alle turnen wir
und bekommen „5“ und „4“.
1,2,3,4 — in die Schule gehen wir.
In die Schule gehen wir
und bekommen „5“ und „4“.

Eins, zwei, drei, vier.
Alle, alle turnen wir.
Eins, zwei, drei, vier.
Alle, alle stehen wir.
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle sitzen wir.
Eins, zwei, drei, vier.
Alle, alle springen wir.

Eins, zwei, drei, vier.
Unser Zimmer fegen wir.
Eins, zwei, drei, vier.
Staub wischen alle wir.

Schön ist der Winter
für Große und Kinder.
Eins, zwei, drei, vier.
Schlittschuh laufen alle wir.
Fünf, sechs, sieben, acht.
Wir machen eine Schneeballschlacht.

Очень любят мои ученики динамичные физминутки. Вместе с мультипликационными героями они выполняют различные  движения.

Еще одной формой релаксации являются песни.  Они дают возможность учащимся отдохнуть. А самое главное, служат для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков.  

Большое внимание уделяю играм. Они способствуют отдыху, вызывают положительные эмоции, настраивает на работу. Детский организм испытывает потребность в игровой деятельности. Именно поэтому применение игры на уроке способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения.  Кроме того, игра способна сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей, а зачастую в ней особенно полно проявляются способности ребёнка.  Очень любят дети ролевые игры.  Они   предусматривают  присвоение  учащимся  определенных ролей и ситуаций.  Например, при изучении темы «Фрукты. Овощи»  провожу игру «Покупка продуктов».  Примеров игр можно привести много (приглашение на день рождения, экскурсия по городу, прием у врача и т.д).  Снятию усталости  способствуют также инсценирование и драматизация.

Для проверки лексического или грамматического материала использую подвижные игры.  

«Живой рассказ»

Учитель готовит небольшой рассказ и к нему серию иллюстраций. Учащиеся получают иллюстрации. Затем учитель читает рассказ, учащиеся внимательно слушают. Когда учитель упоминает предмет, изображенный на их иллюстрации, они должны встать у доски. По окончании чтения должна получиться «живая» история в картинках.

«Паровозик»

Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причём вагончик – ученик прицепляется при условии, если, но правильно выполнил задание: назвал предмет, ответил на вопрос.

«Wasser – Erde – Luft»

Ведущий кидает мяч и называет одно из мест обитания: Wasser , Erdе, Luft .

Тот, кто поймает мяч, должен назвать животное, там обитающее. Если ведущий говорит слово „ Feuer “, все встают и меняются стульями.

«Меnsch zu Mensch»

Ход: Все становятся в круг по двое. Ведущий начинает : „Mensch zu Mensch wie Ohr zu Ohr“. Пары должны следовать указанию ведущего и стать «ухо к уху». Ведущий продолжает дальше : „Mensch zu Mensch wie Fuß zu Fuß“. И далее, называя различные части тела.

«Obstsalat»

Ученикам раздаются карточки (от 1 до 3) с названиями фруктов (овощей). Ведущий «перемешивает» салат, приказывая всем сортам фруктов по очереди меняться местами, например: „Alle Äpfel tauschen ihre Plätze!“ Ученики, которые имеют карточку с яблоками (слово или рисунок), меняются местами. Ведущий в это время пытается занять освободившееся место. Оставшийся без места становится ведущим.

Игра хороша тем, что во время ее проведения, если она интересна ребенку, включается и работает на полную мощность непроизвольная память, которая позволяет детям запоминать намного больше, намного прочнее, чем если бы они заучивали это специально.

Игр очень много — не нужно использовать их все. На объяснение правил игры уходит достаточно много времени, и в результате затраченные усилия не всегда окупаются. Учителю нужно иметь в своем багаже примерно 10–15 игр, которыми можно разнообразить отработку лексического (грамматического) материала, варьировать задания и степень сложности в рамках одной и той же игры.

 Большую радость испытывают дети при отгадывании загадок.  Они не только доставляют детям удовольствие, но и вводят  в мир чужой культуры.  Приведу примеры некоторых тематических загадок.  Тема- «Haustiere»:  

1.Wer ist  der brave Wachtermann?

Der Knochen frisst  und bellen kann?

2. Wer sitzt geduldig  vor dem Loch

Und fangt das kleine  Tierchen doch?

3.Sehe ich vor mir nur saftig Gras,
dann dankt ich laut mit “Muh!”
Ich gebe leckere Milch von mir,
Drum bin ich eine …

4. Es läuft Galopp und auch mal Trab. Wenn’s schnell geht, fällt der Reiter ab.

5. Wer hat einen Kamm . Und kammt sich nicht?

6. Welche Mutter macht gluck-gluck,  wenn sie ihre Kinder ruft?

Цель применения здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка – это обеспечение высокого уровня реального здоровья учащихся, их вооружение необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитание у них культуры здоровья. Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка – задача особой важности для преподавателей иностранного языка. Они позволяют легче и успешнее овладеть необходимыми знаниям на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку и сделать процесс обучения увлекательным.

   •        1. Абрамова, И. А. Игры на уроках иностранного языка / И. А. Абрамова // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 1.

•        2. Бим, И. Л. Модернизация структуры содержания школьного языкового образования / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 8.

•        3. Златогорская, Р. Л. Формы разрядки на уроках иностранного языка / Р. Л. Златогорская // Иностранные языки в школе. — 1974. — № 6.

•        4. Мягкова, Е. В. Игры при обучении немецкому языку / Е. В. Мягкова // Иностранные языки в школе. — 1989. — № 1.

•        5. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пасов. — Москва : Просвещение, 1988.

•        6. Русина, П. И. Обучение немецкому языку младших школьников / П. И. Русина // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 2.

. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: показать, как  ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...

Игровые технологии на уроках немецкого языка

Игровые технологии на начальной ступени изучения немецкого языка. Иммитационные подвижные игры, песни, рифмовки, скороговорки....

ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...

Урок. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Совершенствование умений практического владения английским языком по теме “The Seasons of the year”, формирование лексических, фонетических, грамматических навыков, умений письма, чтения, аудирования,...

Использование современных педагогических технологий на уроках немецкого языка

характеристика современных технологий и их использование на уроках немецкого языка...

Игровые технологии на уроках немецкого языка в начальной школе

В данной методической разработке представлены некоторые игры, проводимые на уроках немецкого языка. Также даётся их описание и указывается на результат, полученный младшими школьниками на уроке....