Практические приемы обучения грамматике английского языка в начальной школе в игровой форме.
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Гераймович Екатерина Андреевна

  Данный  материал  будет  полезен  учителям  иностранного  языка,  преподающим  в  начальной  школе.  Он  содержит  психологическое  обоснование  проблем,  возникающих  при  изучении  младшими  школьниками   грамматики.  В  статье  имеются  практические  рекомендации  по  преодолению  этих  проблем  с  помощью  игрового  формата  подачи  грамматического  материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Практические  приемы  обучения  грамматике  английского  языка в  начальной  школе  в  игровой  форме.

      В  начальной  школе,  при  работе  с  учащимися,  наибольшие  проблемы  и  трудности  вызывает  работа  с  грамматическим  материалом  языка.   Хотя  круг  изучаемого  грамматического  материала  достаточно  ограничен,  но  если  не  придавать  этой  теме  должного  внимания  в  начальной  школе,  то  проблемы  с  грамматикой  будут  “преследовать”  детей  до  старших  классов.  Не  редки  случаи,  когда  ученик  10-го  класса  затрудняется  назвать  форму  глагола  to be,  которую  нужно  использовать  во  времени Present  Continuous  после  местоимения  I.  Предлагаемый  в  начальной  школе  грамматический  материал  уже  в этот  период  обучения должен  быть доведен  до  автоматического  использования.  Это  даст  возможность  в   дальнейшем  развивать  речь  учащихся  и  учить  их  более  сложным  грамматическим  конструкциям  на  основе  сравнения  с  изученными.

   Психологические  особенности  учащихся  начальной  школы  создают  затруднения  при  овладении  грамматикой.  Как  известно,  память  детей  начальной  школы  основана  на  непроизвольном  запоминании,  они  быстро  запоминают  ту  информацию,  которая  им  интересна  и  вызывает  эмоциональный  отклик.  Но  в  грамматических  конструкциях  сложно  найти  эмоциональную  составляющую…  

          У  детей   возраста  начальной  школы  абстрактное  мышление  находится  пока  еще  в  стадии  формирования  и  развития.  А изучение  грамматики (особенно  грамматических  времен)  в  старшей  школе   строится  от  конкретного  примера   к  абстрактной  конструкции.   В  начальной  школе  сложно  опираться  на  аналогии  с  грамматикой  родного  языка.  Очень  часто  приходится  объяснять  даже  сильным  ученикам,  что  такое  существительное,  глагол…     Следует  также  помнить,  что  внимание  учащихся  начальной  школы  довольно  неустойчиво  и  по  мнению  ряда  психологов  обладают  так  называемым  «клиповым  мышлением» -  им  трудно  сосредоточиться  на  долгом  и  неэмоциональном  объяснении  учителя.

    Для  более  эффективной  работы  над  грамматическими  упражнениями  и  правилами  следует  организовать  этот  процесс  в  игровом  формате.  Хорошо  применяются  приемы  мнемотехники,  когда  речевая  деятельность  сопровождается  определенными  движениями.  Например,  во  2-м  классе,  при  изучении  форм  глагола  to be,   для   доведения  навыков  его  использования  до  автоматизма,  можно  применить  следующую  физкультминутку.   Называя  местоимение  I – учитель  и  дети  складывают  руки  в  замок  и  произносят – am.   Произнося  местоимения  He, She, It – ученики  складывают  руки  «лодочкой» - что  соответствует  форме  глагола  to be – is.   Работая  с  местоимениями  We, You, They – дети  разводят  руки  в  стороны,  изображая  форму  глагола  to be -  are.   Темп  игры  постепенно  убыстряется!!!  Усвоенные  жесты  могут  затем  помочь  при  проверке  грамматических  упражнений.  На  электронную  доску  выводится  текст  с  традиционным  заданием – дополнить  предложения  глаголом  to be  в  нужной  форме.  Вызванный  ученик  читает  текст,  а  все  учащиеся  группы,  когда  он  делает  паузу – молча  показывают  жестом,  какую  форму  глагола  to be  они  выбрали.   Известна  игра  «Друзья  глагола  to be».  Дети  получают  карточки  с  местоимениями  и  существительными  и  кладут  на  парты.  Трое  ведущих  берут  карточки  с  надписями:  am, is, are.  Они  проходят  по  классу  и  собирают  свою  команду.  Подходя  к  ученику  с  нужной  карточкой,  лежащей  на  парте,  ребенок,  изображающий  форму  глагола  to be,  говорит – Let’s  be  friends!  Если  друг  найден  правильно – они  вместе  идут  по  классу  и  собирают  команду  друзей.  Формируются  3  команды,  между  которыми  можно  провести  соревнования  на  лучшее  знание  грамматики.  

       Сложность  для  детей  представляют грамматические  правила. Чтобы  придать  им  эмоциональный  оттенок,  можно  использовать  рифмовки.  При  изучении  времени  Present  Continuous интерес  детей  вызывает  следующая  рифмовка (сопровождаемая  демонстрацией  рисунка  котенка с  ing- вым  окончанием  вместо  хвоста):  Present  Continuous – Презент  Котиниус!  Не  бывает  котов – без  голов  и  хвостов!!!  У  котенка  голова – это  am,  is  или  are!  А  хвост – обратите  внимание – ing – овое  окончание!

        При  использовании  игрового  формата  в  изучении  грамматики  английского  языка  в  начальной  школе – грамматические  упражнения  воспринимаются  детьми  эмоционально,  что  способствует  наиболее  эффективному  их  усвоению. В  ходе  игры  ребенок,  как  правило,  попадает  в  ситуацию  успеха  и  некоторого  удовольствия  от  своих  достижений,  что  способствует  повышению  мотивации  в  изучении  грамматики.

Список  использованной  литературы:

  1. Гудкова Л. М. Игры  на  уроках  английского  языка  в  младших  классах. Иностранные  языки  в  школе. – 1988 г. №4.
  2. Серебрякова  В.А.  О  путях  повышения  интереса  учащихся  к  предмету. Иностранные  языки  в  школе. – 1987 г. №2.