В гостях у народа мари
классный час по иностранному языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_naroda_mari.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия
Тема: Занятие – путешествие «В гостях у народа мари».
Цели и задачи: 1) Создать атмосферу добра, сопричастности к культуре народа;
2) Познакомить с этнографическими группами мари и особенностями их
культур;
3) Развивать кругозор, воображение.
Материалы презентация к уроку: куклы в костюмах, шымакш, сорока, шарпан, нашмак, карта Республики Марий Эл, таблицы с названиями этнографических групп, компьютер, проектор.
Ход урока.
I. Организационная часть.
- Салам тылат, туныктышем,
Салам, йоратыме школем,
Салам, шумбел Морко кундем,
Салам лийже, йолташ – влакем!
II. Вступительное слово учителя.
- Поро кече, удыр ден рвезе – влак. Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Пожелайте и вы друг другу, мне, гостям «Поро кече». Покажите свои ладони, потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете? Тепло. Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать? Конечно же, взявшись за руки… С добрым сердцем, хорошим настроением мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по земле Марий Эл. Мы побываем в гостях у луговых, горных, восточных марийцев. В Марий Эл по доброй традиции гостей встречают песней.
Дети слушают марийскую народную песню «Мландыжат шем рокан».
- Шичса, удыр – влак, шичса, рвезе – влак.
III. Основная часть.
2 слайд (Онар)
- Прекрасен наш марийский край. Богат он живописными озёрами, лесами. Характер, душевный склад марийцев определила сама природа: душевные, гостеприимные. Марийцу любо лесное приволье и поэтому мы зовём свою республику Марий Эл – край лесов, Земля Онара. – земля могучего великана, некогда жившего в нашем крае.
Речевая разминка.
- Прежде, чем мы двинемся дальше по земле Онара, проведём речевую разминку и ответим на вопросы.
- Тыйын лумет кузе? Таче могай числа?
- Тыйын лумет кузе? Таче могай арня кече?
- Тыйын лумет кузе? Кызыт могай идалык жап?
- Тый кушто илет?
- Тый кушто шочынат?
- Тый кушто тунемат?
што |
ште |
- Молодцы, вспомнили и повторили, что слова в местном падеже отвечают на вопрос где?- кушто? и образуются при помощи окончаний
3 слайд (карта РМЭ)
Посмотрите на карту нашей республики. Что она вам напоминает? Кленовый лист. Говоря о её территории, вспоминаются слова марийского поэта семёна Вишневского «Марийский край родной…»
(хоровое чтение стихотворения)
4 слайд (луговые марийцы)
- Мы начнем наше путешествие со знакомства с олыкмарий – луговые марийцы, живущие на левом берегу Волги. Поздороваемся «Салам лийже!» (Дети здороваются). Знакомая пословица гласит: «По одёжке встречают», а я могу добавить: по одёжке определяют, к какой этнической группе относятся те или иные марийцы, в какой местности они проживают.
Ош марий! Белый мари! Так называли себя марийцы, прославляя белизну традиционной одежды, чистоту своих помыслов. Одежду шили из белого домотканого холста (показываю). Она богато украшалась вышивкой и непременным дополнением к костюму были украшения из серебряных монет (показываю).
5 слайд (вышивка)
6, 7 слайд (украшения)
Олыкмарий – наиболее многочисленная этническая группа, внутри которой различают несколько подгрупп. Отличительным элементом является женский головной убор.
8 слайд (головные уборы)
Остроконечный головной убор шымакш характерен для марийцев , проживающих в северо- восточных районах.
Головной убор марийцев Моркинского, Звениговского, Волжского районов состоит из шарпана - узкого прямоугольного холста, вертикальные стороны которого вышиты и нашмака – налобной повязки. Эту группу марийцев называют «Шарпанан – нашмакан марий».
Раньше костюм горных мари не отличался от луговых. Начиная с конца 19 века он начинает меняться, на это сильное влияние оказал чувашский костюм. Обогащение разноцветными лентами, кружевами, блёстками, бисером. А горномарийские танцы напоминают птичий полёт, а гусли – один из любимых инструментов, переливчатые звуки которой уходят в глубь старины. «Не умеешь играть на гуслях – не видать женихов» - говорили в народе. Давайте послушаем нежные звуки гуслей.
(прослушивание игры на гуслях)
- Ну а нам настала пора прощаться с горной стороной, мы говорим «Цеверын».
Восточные марийцы сохранили язык, традиционный быт, культуру, но в то же время много переняли от своих соседей: татар, башкир, русских.
Поприветствуем друг друга: «Эсен лийже». Костюм восточных мари выделяется особо. Если раньше она была белой, то затем её стали шить из тканей в мелкую клетку – пестряди. Вышивка заменилась отделкой тканым узором, оборками, лентами. Основным головным узором является «ялух» - платок, хотя раньше восточные марийцы носили шымакш. Песни и танцы восточных мари также отличатся от луговых и горных мари. в их мелодии прослушиваются интонации тюрских народов. Давайте и мы с вами отдохнём и исполним частушки восточных марийцев.
Физминутка (исполнение частушек и перепляс)
- Прощаясь с восточными марийцами, пожелаем им всего доброго «Сай кодса»!
IV. Закрепление.
-Мы пропутешествовали по разным уголкам великой России, где проживают марийцы. Вы уже заметили, что у большинства марийцев одежда богато украшена вышивкой. Как вы думаете, почему?
- По мнению древних, следовало обезопасить отверстия, края в одежде. Оберегом служила вышивка, содержащая всевозможные священные изображения и магические символы. На предыдущих уроках мы узнали, что в марийской вышивке выделяют узоры растительного, зооморфного и геометрического происхождения. Солнце, деревья, птицы, животные - всё имело магический смысл в древнейших языческих верованиях. Птица является воплощением света и жизни. Изображение дерева, двух птиц или двух животных, стоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Утка является образом женщины, семьи, плодородия. Изображение лебедей выдаёт мечты о красоте, любви и верности. Баран считается одним из святых животных. Вышивая бараньи рога, мастерица желала для себя и для того, кому предназначалась её работа, защиты от зла, нечисти и болезней.
- Как только девушка выходила замуж, она уже не могла ходить с неприкрытой головой. Поэтому надевала головной убор – шарпан, нашмак, шымакш, сорока, в зависимости от местности, где проживала. Сегодня мы с вами будем делать эскиз головного убора, который наиболее распространен в наше время – шовыч – платок (показ образца платка).
С помощью цветных карандашей нанесите узоры на бумагу.
V. Самостоятельная работа учащихся.
VI. Подведение итогов. Демонстрация работ. Домашнее задание: раскрасить шовыч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории и культуры народов Марий эл. Тема урока "Река" 2 класс
Урок истории и культуры народов республики Марий Эл во 2 классе по теме "Река"...
Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»
Аннотация. Содержание материала соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта. Природоохранительное, эк...
Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»
Аннотация. Содержание материала соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта. Природоохранительное, эк...
В гостях у народа мари
Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме: "шочмо вер, шочмо вел" ...
В гостях у народа мари
Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме: "шочмо вер, шочмо вел" ...
В гостях у народа мари
Конспект урока для 4 класса по теме: "Мыйын ешем" ...
В гостях у народа мари
Конспект урока для 4 класса по теме: "Мыйын ешем" ...