Формирование познавательной мотивации на уроках иностранного языка
статья по иностранному языку

Формирование познавательной мотивации на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnoy_motivatsii.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование познавательной мотивации на уроках иностранного языка

В современном мире значимость иностранных языков возросла. Все изменения происходят очень динамично и открыто. Для воспитания и обучения современного человека знание дополнительного иностранного языка не только позволяет расширить круг коммуникативного взаимодействия с окружающими, использовать дополнительные источники информации, но и понять ценности людей, думающих и говорящих по-другому.

Новые образовательные стандарты подчеркивают значимость и ценность познания, делают акцент на развитии личностных и познавательных учебных действий. Таким образом, познавательная мотивация является одним из компонентов формирования личностных учебных действий.

Обучение – это создание условий для развития личности. Личностно-ориентированный подход в обучении необходим для развития индивидуальных особенностей учеников, их творческих качеств, умения нестандартно мыслить. Учащиеся должны не только приобретать знания, но и уметь это делать самостоятельно. Мотивация учебной деятельности – одно из условий успешности процесса обучения. Так же важно помочь ученикам осознать, что их интерес поможет им учиться лучше.

Мотивация – это все процессы, методы, технологии, приемы, которые направлены на то, чтобы увлечь учеников и активизировать познание окружающего мира. Вопрос заключается в том, как это осуществить в образовательном процессе. Многочисленные исследования утверждают, что проблема мотивации в учебной деятельности существовала всегда. Как мотивировать познавательную активность у учащихся? Психологи и преподаватели придумывают способы, методы для решения этой проблемы. Но все это – внешняя мотивация. Она очень важна, но успешность учебной деятельности и в итоге качество образования, зависит от мотивации внутренней. Создавая особую образовательную среду, которая была бы успешной и радостной для детей, мы могли бы способствовать росту внутренней мотивации.

Мотивы – осознанные причины и побуждения к деятельности. Мотив учебной деятельности можно определить, как направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе на приобретение знаний, умений, навыков, продиктованных его интересами, внешней средой и внутренними потребностями. Психологи в потребностях и мотивах отмечают не причину действий, а скорее предрасположенность к ним. Поэтому они определяют мотивацию как склонность, предрасположенность к действию.

Современная педагогическая наука и психология классифицируют мотивы учения с разных сторон. Один из самых известных типов классификации:

1 достижение успеха

2 избегание неудачи

Дети, которые мотивированны на достижение успеха, испытывают положительные эмоции от учебной деятельности, им просто интересно учиться. Учащиеся, мотивированные на избегание неудачи, боятся критики, не уверены в себе. Виды деятельности, где возможна неудача, могут вызвать отрицательные эмоции и нежелание делать что-либо для достижения результата. Поэтому учебную деятельность следует планировать так, чтобы стремление к успеху дополнялось уверенностью в себе.

Способы формирования учебной мотивации:

1 Создание доброжелательной атмосферы во время учебного процесса.

2 Использование игр, создание проблемных ситуаций на уроке

3 Персонализация заданий, использование жизненного опыта детей

4 Занимательное изложение материала

5 Использование всех видов коммуникативного взаимодействия

6 Использование парной и групповой работы

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Это происходит на уроке, где взаимодействуют ученик и учитель и где складывается особый микроклимат взаимопонимания и поддержки. Учитывая значительную информативность и интенсивность уроков иностранного языка, от учащихся требуются определенные усилия и сосредоточенность. При грамотной организации урока деятельность учащихся мотивируется через выполнение самых разнообразных заданий, в том числе в форме игры. Речевая деятельность является основной на уроке, поэтому ее продуманность и подготовленность – главный фактор успеха обучения. За этот компонент урока отвечает учитель в первую очередь.

Целеполагание также мотивирует учащихся к познанию, учитывая то, что в современном уроке они принимают в этом процессе непосредственное участие. Еще в большей степени на мотивацию к познанию влияет ‘lead-in’. Назначение этого этапа урока видно из следующей цитаты:

As the word itself implies, a lead-in is meant to lead students into the lesson. Its main purpose is to set the mood for what is to come next, to arouse students' curiosity about the topic and motivate them to want to learn more. It is supposed to provide a meaningful and authentic context for language learning.

Исабелла Виллас Боас, кому принадлежит данная цитата, полагает, что интересное начало урока прекрасно мотивирует учащихся. Привлечь внимание и настроить на урок и сохранить заинтересованность во время урока удается не всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами информационно-коммуникационных технологий»

Бубликация по теме  "Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами ИКТ"...

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка

из опыта работы по формированию познавательного интереса на уроках русского языка через разные занимательные упражнения, головоломки, задания повышенной сложности...

Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в начальной школе.

Способы формирования положительной мотивации на уроках английского языка в начальной школе....

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

- Изучение истории, традиций, культуры страны изучаемого языка является сутью социокультурной компетенции и становится важным элементом обучения- Формирование данной компетенции на уроках английского ...

Организация внеурочной деятельности как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Данная презентация посвящена проблеме повышения мотивации к изучению английского языка младшими школьниками во внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учре...

Повышение мотивации на уроках иностранного языка с использованием современных образовательных технологий. Игровые технологии.

Повышение мотивации на уроках иностранного языка с использованием современных образовательных технологий. Игровые технологии....

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....