Использование поэзии и песни на уроках английского языка.
статья по иностранному языку на тему

Бусурина Алёна Николаевна

Статья о применении стихов и песен на уроках иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бусурина А.Н.

Использование поэзии и песни на уроках английского языка.

Один из эффективных приемов обучения – использование стихотворных и песенных материалов на уроках иностранного языка.

Прежде всего, стихи, песни – это то, что дети любят, что им интересно, они создают настроение, и долго еще звучат в голове после окончания урока. Работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации и, как следствие, в значительной степени содействует усвоению материала.

Еще один аргумент за использование песен и стихов на уроке состоит в том, что они представляют собой  аутентичный лингвострановедческий материал.  Это великолепное средство повышения  интереса к стране изучаемого языка, которое, кроме того, способствует постижению языка в контексте культур.

 Работа со стихами и песнями - это весьма эффективный способ повторения языкового материала: многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное.

Пение, инсценировка песен, декламация стихов, поэтический перевод являются средством самовыражения и развития творческих способностей учащихся.

С методической точки зрения, это почти идеальный методический материал. На основе содержания песен и стихов можно работать над всеми видами речевой деятельности и аспектами языка. А можно, не придавая особого значения содержанию, просто наслаждаться звучанием иностранной речи и музыки, создавая с их помощью нужный фон и настроение урока.

Приемы работы над поэтическим текстом могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель. Также важно  учитывать возраст учащихся и уровень их языковой подготовки. Хорошо подобрать стихотворение или песню по теме урока.

Кстати, на среднем этапе обучения можно использовать стихотворение при введении в тему урока. Например, дать ребятам такое задание: прочитайте стихотворение(-я) и догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на уроке / какую проблему мы будем с вами обсуждать сегодня. Выполнив его, учащиеся сами формулируют тему урока.

Несомненно, поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, помогают совершенствовать навыки произношения в условиях неязыковой среды. Часто урок начинается с фонетической зарядки, в качестве которой можно использовать специально отобранные стихи и рифмовки. В середине урока целесообразно проводить физзарядку, также сопровождая ее движения  стихами или песенками. Скандирование  рифмовок (чантов) под ритмичную музыку очень нравится детям. Можно предложить им вообразить себя исполнителями рэпа, и не только проговаривать слова, но и  задавать ритм, используя простые музыкальные инструменты  или просто топая и хлопая в ладоши. Ритмичные веселые песни с движениями или даже танцами помогут учителю при необходимости «расшевелить» учащихся, либо дать им разрядиться, «выпустить пар». Есть песенки, начинающиеся шумно, а затем постепенно успокаивающие ребят.  

Литературный и фольклорный материал отлично подойдет и для формирования лексических умений и навыков, для расширения словарного запаса. На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, особенно если они рифмуются или вводятся под музыку, ритм. Для отработки лексического материала можно предложить учащимся сочинить свои рифмовки на основе предложенных, добавить новый куплет к песне, заменяя ключевые слова  в модельных фразах изучаемой лексикой.

Использование песенного материала делает более увлекательными и занятия по грамматике. Начните с  простого: пусть ребята найдут в песне новое грамматическое явление, помогите им перевести предложения, в которых его обнаружили, а затем пусть попробуют самостоятельно сделать, вывод  о том, когда и как оно употребляется.

Обучение аудированию и говорению также можно организовать на основе песенного материала. К примеру, можно раздать ребятам текст песни с пробелами в  нем. После двух-трёхкратного прослушивания, они заполняют пробелы услышанными словами. А можно попросить учеников, работая в группах или в парах, сначала дополнить пропуски словами по смыслу, а затем зачитать, прослушать песню и проверить себя.

На старшем этапе ребята могут обсудить содержание песни или стихотворения, их автора и исполнителя, ответить на вопросы по содержанию, составить семантическую карту (mind-map),  поработать  с песней как с литературным текстом.

Многие песни являются готовыми диалогами с помощью которого дети учатся  вопросно-ответному диалогическому общению, умению давать краткие ответы, закрепить вопросительные, отрицательные и утвердительные предложения.

 Заучивание песен и стихов и воспроизведение их на уроках сначала хором, а позже индивидуально или парами развивает навыки говорения на иностранном языке.

Не всегда обязательно учить песни и стихи наизусть. Иногда в результате их многократного фонового звучания  и выполнения разнообразных упражнений, они запоминаются сами. Вот какие упражнения можно использовать для запоминания текстов:

«Цепочка» . Обучающиеся по очереди проговаривают одну строчку куплета и так до конца.

«Снежный ком».  Каждый последующий обучающийся повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.

«Закончи фразу» . Учитель произносит начало фразы, обучающиеся заканчивают.

«Расставить строчки» . Обучающиеся получают строки из песни на отдельных полосках бумаги,слушают песню и, работая в парах, расставляют строчки в правильном порядке.

В заключении хотелось бы отметить, что использование стихотворений, рифмовок и песен создает психологически благоприятный климат и  теплую, комфортную атмосферу в классе. Приемы работы со стихами, песнями и рифмовками сочетаются с другими приёмами и делают урок лёгким, интересным и запоминающимся и вносят живую струю в ход урока, создавая эффект новизны. Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, прочнее и откладывается в долговременной памяти обучающихся. 

Список литературы

1. Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка/С.Ф. Гебель//Иностранные языки в школе. – 2009. - №5. – с.28-31.

2. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка./Н.П.Дьяченко// Педагогический вестник. – 2004. - №3. – с. 30-33.

3. Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка — эффективное средство усвоения языкового материала. / Е.А. Павлова // Иностранные языки в школе. – 2009. - №2. – с.25-30.

4. Михайлова Е.А. Работа над песней на уроке английского языка. / Е.А. Михайлова // Иностранные языки в школе. – 2006. - №1.

5. http://supersimplelearning.com/resource-center/teaching-tips/using-music-in-the-classroom/

6. http://supersimplelearning.com/resource-center/teaching-tips/how-to-introduce-a-new-song/

One ball, two balls, 
Three balls, four. 
Five balls, six balls.
On the floor. 
Seven balls, eight balls, 
Nine balls, ten. 
On the floor! 
Try again.

*** 
How many days has my baby to play? 
Saturday, Sunday, Monday, 
Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, 
Saturday , Sunday , Monday.

Изучение грамматических явлений является одним из наиболее трудных моментов в изучении английского языка. Но здесь тоже могут помочь различные рифмовки и стихотворения. Их можно использовать как на начальном и среднем, так и на продвинутом этапах обучения английскому языку.

The verb “ to be” 
I am a pupil. 
You are a writer. 
She is a teacher. 
He is a fighter.

***
I've got/She/He/It has got 
I am a kitten. 
I've got a mitten. 
I am a giraffe. 
I've got a scarf. 
It is a kitten. 
It has got a mitten. 
It is a giraffe. 
It has got a scarf.

***
Present Continuous 
I am calling my friends 
At half past three. 
They are very busy, 
They can't come to me: 
Pete is reading a book, 
Kate is learning to cook, 
Pat is feeding her cat, 
Jack is tidying his flat.

*** 
Present Perfect 
I've been to the Zoo, 
I've seen a kangaroo, 
I've eaten a cake- 
I'm feeling great!

***
Subjunctive Mood 
If I were a cat – I would catch a rat. 
If I were a ball – I would jump and fall. 
If I were a bee – I would hide in the tree. 
If I were a kangaroo – I would live in the Zoo. 
I wish I could run like a dog. 
I wish I could swim like a frog. 
I wish I could fly like a butterfly. 
I wish I could smile like a crocodile.

*** 
Passive Voice 
The book was read. 
The pet was fed. 
The work was done. 
The song was sung. 
The letter was written 
And sent to Great Britain. 
Then it was read 
And quickly sent back.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Let\'s go to Storyland" с использованием логико-информационных технологий на уроках английского языка.

«Let’s go to Storyland»(технология ЛИТО).Смирнова Марина Сергеевна- учитель английского языка первой категории в ГБОУ СОШ №375, разработала урок с применением технологий ЛИТО по оптимизации текс...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Методы парной и групповой работы с использованием системно-деятельностного подхода...

Использование новых приемов чтения на уроке английского языка по теме “Travelling”

Использование новых приемов чтения на уроке английского языка....

Использование игрового метода обучения на уроках английского языка в начальной школе.

Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых ву...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

Работа над песней на уроке английского языка в младшей школе.

Разучивание песни – один из видов работы на уроках английского языка. При этом нередко вся работа сводится к разучиванию текста и механическому повторению песни. Это приводит к тому, что песня б...

Работа над песней на уроке английского языка в младшей школе.

Разучивание песни – одна из форм работы на уроках английского языка. При этом нередко вся работа сводится к разучиванию текста и механическому повторению песни. Это приводит к тому, что песня бы...