Технология развития критического мышления
статья по иностранному языку на тему
критическое мышление
Скачать:
Предварительный просмотр:
Терпелова А. В., учитель ГБОУ
Школы №1 Московского района
Санкт-Петербурга
ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся регулятивных УУД
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в США в конце 20 века. Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн были « первопроходцами» этой теории, а в России ее поддержали М.В. Кларин ( «Инновации в обучении» М. 1997), С.И. Заир- Бек и Муштавинская И. В. ( « Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей.» 2011), Загашев И. О. и многие другие… и с течением времени эта технология приобретает все большую популярность.
Так что же это такое- критическое мышление? - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. А Образовательная технология развития критического мышления – это система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления учащихся. Целью этой технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. А именно- развитие умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). То есть , именно эта технология как нельзя лучше подходит для формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий. Ведь овладев этими умениями, ребенок может сам выбирать средства для организации своего поведения; планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу; ну и конечно, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий.
Итак, как же работает эта технология? Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, а
тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Давайте рассмотрим , как работает эта технология на примере работы с текстом- “ Mother’s birthday”( учебник И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной Английский язык 3 класс).
Стадия 1. Вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом в данном тексте может послужить познавательная задача, цитата (Happy birthday, dear mother, happy birthday to you!), обращение к жизненному опыту учащихся ( они вспоминают, как поздравляют свою маму с Днем Рождения) , составление кластера ( « как поздравить маму?»)
Перепутанные логические цепочки, верные и неверные логические утверждения, словарная работа, рассматривание иллюстраций- все эти упражнения будут очень полезны.
Стадия 2. Осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе работы с текстом можно выполнять следующие задания:
- прочтите текст, выделяя смысловые части
- ответьте на вопросы по тексту
- выделите ключевые слова в тексте
- создайте новый кластер- как поздравляли с днем рождения маму герои в тексте
- создайте сюжетную таблицу ( Кто? Что? Где? Когда?)
Результатом работы с текстом на данном этапе будет систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Стадия 3. Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Синквейн- очень распространенная форма рефлексии на данном этапе. Теперь можно пересказать этот текст вкратце, а можно переложить его в виде письма, сказки или деловой переписки. Составьте словарь по тексту, напишите свое сочинение на эту тему.
Результатом будет присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете разговора; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
Итак, если вы хотите, чтобы ваши учащиеся овладели регулятивными универсальными учебными действиями, смело используйте технологию развития критического мышления через чтение и письмо , и она приведет вас к успеху!
Литература
- Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2010г.
- Асламов А.Г., Бурменская.-М. Г.В. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. Занков. Ру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/06/09/picture-126.jpg)
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/07/picture-263006-1373183535.jpg)
Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-434108-1614454135.jpg)
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума
технология развития критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-522266-1428687124.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...