Использование ИКТ для формирования УУД и учебных умений у младших школьников
статья по иностранному языку на тему
Использование ИКТ для формирования УУД и развития учеьных умений у младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1
Верхнехавского муниципального района Воронежской области
Использование ИКТ (MICROSOFT POWERPOINT)
для формирования универсальных учебных действий и развития учебных умений у младших школьников в процессе обучения английскому языку
Кальментьева Марина Джихатовна
учитель английского языка
Верхняя Хава
2015год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ (POWER POINT) ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ______________________________________________5
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ (POWER POINT) ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ и СОЗДАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ТЕСТОВ_________________________________________________6
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ__________________7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________7
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА____________________________8
1
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе использование ИКТ в учебном процессе стало очень актуальным. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память. Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет учащимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять материал в интересной форме, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. К положительным аспектам присутствия ИКТ в учебно–воспитательном процессе относится повышения уровня образования и качества знаний учащихся.
ИКТ позволяют при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций с программой Power Point. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения имеет следующие достоинства: осуществление наглядного восприятия материала; возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана; объединение аудио- , видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации получаемого детьми из учебной литературы. Конечно, не стоит забывать о том, что лучший образовательный эффект от применения информационных коммуникационных технологий, в частности презентаций, достигается в предметном обучении тогда, когда они используются в сочетании с другими активными методами и личностно-ориентированными технологиями обучения и органично включены в сценарий урока английского языка. Использование компьютерных презентаций облегчает работу учителя на уроке: экономит массу времени, дает возможность предоставить дополнительный интересный материал, увеличить коэффициент эффективности урока, но создание презентации требует и кропотливой подготовительной работы. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные
2
учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты работы с такой компьютерной программой как PowerPoint, делая ее инструментом для формирования учебных действий и развития специальных и общеучебных умений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Наша страна активно развивается в последние десятилетия и постепенно переходит от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Этот процесс не мог не отразиться на системе общего образования. С переходом школ на Федеральный Государственный стандарт основными целями образования стали общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся и формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться.
Достижения младших школьников в освоении содержания программ по различным учебным предметам сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Универсальные учебные действия (УУД) – неотъемлемая часть стандарта образования. Овладение УУД напрямую связано с овладением общеучебными умениями, общими способами учебно-познавательной деятельности, надпредметными действиями и т.п. Все виды УУД в ФГОС рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов, в том числе предмета «Иностранный язык».
Согласно требованиям государственного стандарта в начальной школе учащиеся овладевают следующими ССУ:
-работать над звуками, интонацией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями английского языка;
-пользоваться справочными материалом: англо-русскими и русско-английским словарями, грамматическим и лингвострановедческим справочниками;
-пользоваться различными опорами, схемами, речевыми образцами ,планом для построения собственных высказываний;
3
-пользоваться электронным приложением.
Учащиеся также овладевают следующими УУД:
-работать с информацией, с текстом, извлекать нужную информацию, делать выписки из текста, пользоваться языковой догадкой, составлять тексты по аналогии;
-рационально организовывать свою работу в классе и дома;
-сотрудничать со сверстниками, работать в паре/ группе, работать самостоятельно;
-планировать и осуществлять проектную деятельность;
выполнять тестовые задания в различных форматах,, оценивать свои умения в различных формах речевой деятельности;
-работать в материальной и информационной сфере начального общего образования, в том числе пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка на ступени начального общего образования, обеспечивающим результативность, является умение младших школьников ориентироваться на элементарном уровне в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ). Это, в свою очередь, содействует грамотному применению ИКТ в различных видах учебно-познавательной деятельности, включая овладение иностранным языком (ИЯ) как средством межкультурного общения и как средством познания. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средств в учебном процессе является одним из результативных способов формирования УУД как путей решения ключевых задач нового образовательного стандарта.
Практика обучения ИЯ в начальной школе показывает, что многие учителя давно и успешно используют разработки, созданные с помощью программы Power Point.
4
Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности; возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности; возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок; возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную); активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала; осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала; экономии учебного времени.
Целью презентации на уроке может быть:
актуализация знаний;
сопровождение объяснения учителем нового материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.
5
Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями. Применение компьютерных образовательных программ в процессе обучения английскому языку не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает её эффективность, так как учитель может построить такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.
Использование программыPower Point особенно эффективно на уроках в начальных классах в ходе формирования языковых навыков. На примере некоторых упражнений, созданных в Power Point, можно проследить их влияние на формирование не только языковых, но и речевых навыков, а также на формирование следующих УУД:
- регулятивных (планирование, контроль, саморегуляция);
- познавательных ( осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические универсальные действия – анализ, синтез);
-коммуникативных ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление речевым поведением партнера по общению, умение выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с условиями коммуникации), в контексте формирования элементарной коммуникативной компетенции на ИЯ.
Вот некоторые виды упражнений/ заданий с использованием ИКТ (Power Point), выполняемых под управлением учителя.
FAST FLASH PICTURES 2 класс ,( первый год обучения) УМК “ENGLISH 2” Кузовлев В.П.
-Учитель выбирает 10 картинок по теме «Животные», вставляет одну на каждый слайд презентации;
-показывает учащимся в течение 1 секунды;
- после просмотра учащиеся работают в малых группах и стараются воспроизвести названия всех предметов, которые они видели.
6
FAST FLASH VOCABULARY
-Учитель показывает учащимся слова, раннее усвоенные ими, например, по теме «Цвета». Каждое слово демонстрируется 1 секунду на отдельном слайде;
-после просмотра учащиеся работают в маленьких группах и стараются воспроизвести все слова, которые они увидели.
FAST FLASH STORIES 3 класс, (второй год обученя) УМК “ENGLISH-3” Кузовлев В.П.
-Учащимся предлагаются слова по темам «Одежда» и «Время года» .
Перед ними стоит задача объединить слова для составления устного коллективного рассказа с использованием предложенных слов. Выбор темы осуществляют сами дети. Работа проводится в группах.
FAST FLASH STORIES, ( продвинутый уровень) 3 класс, УМК “ENGLISH -3» Кузовлев В.П.
Учитель демонстрирует картинки с изображениями действий, например по теме «Помощь по дому». Учащиеся составляют рассказы по теме.
Учащимся также предлагается описать картинки, например , по теме «Времена года».
Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает деятельностный характер образования, направленность на формирование обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности. Я считаю, что ИКТ и в частности, программа Power Point может и должна стать инструментом для формирования учебных действий и развития специальных и общеучебных умений.
В своей практике обучения английскому языку я широко применяю метод проектов. С целью контроля обученности школьников уже с 3 класса я предлагаю учащимся представить результаты обучения в виде мультимедийной презентации. Примерами таких презентаций могут быть
6
выполненные учащимися проекты на английском языке по изученным темам. Работа над проектом требует от учащегося умения работать над содержанием проекта, так и над формой его презентации.
Имея элементарные навыки работы с Power Point ( создание слайдов, вставка рисунков и картинок, организация гиперссылок), можно создать программные продукты, способствующие формированию коммуникативной компетенции учащихся. Основные проблемы у учащихся обычно не по содержанию презентаций, а по оформлению в программе Power Point.
На самом первом уроке подготовки проектов учащимся мною демонстрируется последовательность заданий для подготовки подобных презентаций на основе учебных тем.
Для примера подготовки презентаций я показываю работу с программой Power Point по теме «Животные».
Задание 1. Добавить картинку к слайду с надписью A DOG из подготовленного мною файла с картинками.
При выполнении данного задания развиваются следующие умения по английскому языку:
- автоматизация лексических навыков
- развитие орфографических навыков
Задание 2. На слайде с изображением животного в верхней рамочке дописать названия
При выполнении этих заданий развиваются умения школьников не только по информатике , но следующие умения по английскому языку:
- автоматизация лексических навыков;
- развитие орфографических навыков
На основе выполненной презентации, учащиеся далее делать так, чтобы надписи появлялись позднее картинок. Это важно для того, чтобы они могли сами проверить знают ли они новые слова по теме.
При выполнении этого задания развиваются следующие умения школьников:
7
По английскому языку - навыки самоанализа , самоконтроля и анализа уровня обученности английскому языку, дальнейшая автоматизация лексических навыков.
По информатике – использование в презентации эффектов анимации.
Когда учащиеся овладеют приемами создания презентаций, можно обучить их использовать гиперссылки для создания элементарных тестов по английскому языку. Они должны сформировать вопрос с вариантами ответов на него.
При неправильном ответе можно вернуться к вопросу.
Умение использовать информационные технологии для решения задач из разных предметных областей постепенно проявляется у школьников не только на уроках английского, но и в процессе изучения других школьных предметов.
Как показывает моя практика, многим учащимся младших классов нравится делать презентации проектов по учебным темам. Они с интересом смотрят проекты своих сверстников, обсуждают и решают, чьи презентации лучше оформлены и организованы.
Проведенные мною анкетирование и самоанализ учащихся позволяет наблюдать определенные результаты по формированию учебных действий и развитию общеучебных и специальных умений.
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями. Применение таких компьютерных программ как Power Point в процессе обучения английскому языку не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает её эффективность, так как учитель может построить такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. Практическая значимость знания и использование данной программы Power Point на уроках английского языка заключается в том, что она позволяет как формировать учебные действий, так и развивать специальные и общеучебные умения учащихся.
9
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.} Под ред. А.Г. Асмолова , М- Просвещение , 2011
2.Кузовлев В.П. Рабочие Программы Английский язык. Предметна линия учебников В.П.Кузовлева. 2-4 классы М- ,Просвещение, 2011г.
3. Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Е.И. Шевченко, Иностранные языки в школе, №5 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала
Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....
Формирование системы читательских умений у младших школьников
Описание педагогического опыта...
Возможности использования моделей и процедур ОТСМ ТРИЗ в решении проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников
Эта статья познакомит с возможностями использования моделей и процедур ОТСМ ТРИЗ в решении проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников....
Использование ИКТ для формирования УУД и развития учебных умений у младших школьников на уроках английского языка
Данная презентация была подготовлена для выступления на науно-практической конференции учителей "Инновационная деятельность учителя-основа развития современной школы"...
исследовательская работа "ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"
Значение знково-симвалических умени отмечал еще Давыдов В.В., так как решая задачу, ученик, прежде всего должен отвлечся от описанной ситуации и уметь видеть колчественные отношения между объектами, м...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....