Практические упражнения для учащихся начальных классов по курсу «Информатика».
учебно-методический материал по информатике (1, 2, 3, 4 класс)
Данная подборка материала раскроет понятия: что такое информация и какой она бывает. Осветит информационные процессы: кодирование, обработка, передача и хранение информации. В работе имеется подборка приложений с дидактическими играми, классными часами и тестами по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_iikt.docx | 933.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические упражнения для учащихся начальных классов по курсу «Информатика»
3.1. Что такое "информация"?
Задание 1
Что означают следующие жесты?
1 2 3
Задание 2
Заполните таблицу. Что "говорят" животные своим хозяевам, когда:
КОШКА | СОБАКА | |||
мурлычет | рычит | |||
шипит | скулит | |||
трется об ноги | громко лает | |||
выгибает спину | виляет хвостом |
Сравните "язык" кошек и собак. Стрелками покажите соответствия.
Задание 3
Определите, что хотел сказать древний охотник в своем письме – рисунке?
Задание 4
Укажите, что вы представляете, когда слышите следующие слова?
Дождь, портфель, мама, желтый, зеленый, черный, гулять, смеяться, плакать
Задание 5
Что можно сказать
по этому рисунку о часах?
Задание 6
Прочитайте пословицы:
- Семь бед – один ответ.
- Яблочко от яблоньки недалеко падает.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Когда так говорят?
Предложите историю возникновения каждой из пословицы.
Согласны вы или нет с этими пословицами?
Пословицы, слова, жесты, мимика, движения, рисунки – все это информация. Информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые с помощью знаков, звуков или сигналов.
Задание 7
Выберите пословицу, которая содержит следующую информацию:
- Если договорился о чем-то, то надо честно выполнять свои обязательства, потому что честность дороже денег.
а) Некрасив собой, зато честен душой.
б) Не в деньгах счастье.
в) Уговор дороже денег.
- Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят.
а) Дареному коню в зубы не смотрят.
б) От того, кто не мил, и подарок постыл.
в) Не дорог подарок, дорога любовь.
- Смелые и решительные люди побеждают в любом деле.
а) Счастье видишь – смелее идешь.
б) Уверенность приносит победу.
в) Смелость города берет.
3.2. Какой бывает информация?
Задание 1
Укажите стрелками соответствие между приведенными примерами и видами информации.
музыкальные ноты | графическая | |
цифра | символьная | |
картина | табличная | |
правило в учебнике | текстовая | |
таблица умножения | числовая | |
географическая карта | комбинированная |
Задание 2
С помощью чего человек воспринимает:
- речь, музыку, шум?
- рисунки, тексты, цифры?
- гладкий или шершавый предмет?
- горький, сладкий или кислый предмет?
- запахи?
Дайте название каждой группе слов.
Рядом с предложенным вариантом поставьте соответствующий номер группы.
зрительная слуховая обонятельная
вкусовая осязательная
Задание 3
Информация может обладать некоторыми свойствами: полнота, достоверность, понятность, своевременность, важность.
Укажите стрелками соответствие между свойствами информации и требованиями к ним.
своевременность | информация должна быть нужной нам | |
важность | информация должна быть исчерпывающей | |
понятность | информация должна поступать к нам вовремя | |
полнота | информация должна быть без ошибок | |
достоверность | информация должна быть понятной нам |
Приведите примеры для каждого из перечисленных свойств информации.
Задание 4
Какими свойствами не обладает следующая информация?
- У меня билет в цирк на 17 часов. Об отмене представления сообщили в 18 часов.
- Спектральный анализ основан на разложении белого света на составные части.
- 2+2=5
- Поезд прибывает в семь часов.
- В булочную завезли хлеб.
Задание 5
Приведите примеры различной информации.
полная | |
неполная | |
достоверная | |
недостоверная | |
своевременная | |
несвоевременная | |
понятная | |
непонятная | |
важная | |
неважная |
3.3. Информационные процессы
1) Кодирование информации
Задание 1
Дана кодовая таблица флажковой азбуки.
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст:
Задание 2
С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию.
Задание 3
Дана кодовая таблица азбуки Морзе.
Расшифруйте слово, которое здесь записано. Буквы отделены друг от друга промежутками.
- - - - - • - • • - - - - • • - • - • - • - -
Задание 4
Закодируйте с помощью азбуки Морзе слово ИНФОРМАЦИЯ
Задание 5
Составьте свой шифр, в котором буква буде заменятся ее порядковым номером в алфавите. Для этого заполните до конца таблицу.
А-1 | Г-4 | Ё-7 | ||||||||
Б-2 | Д-5 | Ж-8 | ||||||||
В-3 | Е-6 |
Расшифруйте имя мальчика: 4 6 15 1
Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
2) Обработка информации
Задание 1
Печатная машинка, на которой набирали стихотворение, сломалась. Укажите неисправность. Исправьте стихотворение так, чтобы его можно было прочитать.
Есккли дрккуг твккой саккмыккй луккчшккий
Поккскккользнулккся и упккал,
Покккажи накк другкка паккльцеккм
И хвакктайккся закк жикквот.
Пукксть онкк виккдит, леккжа в луккже, -
Тыкк совкксем некк огккорккчен.
Наккстояккщий дрккуг некк люккбит
Огккорчать свокких друккзей.
Как бы вы поступили в этом случае?
Задание 2
Прочитайте стихотворение.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
МОСТ построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику видна
Вся родная СТОРОНА.
Какие еще слова можно составить из букв слова ГАСТРОНОМ?
Задание 3
Шалунья – резинка стерла половину рисунка. Нарисуйте правую часть робота и раскрасьте его.
Задание 3
Кодировать информацию можно с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке. Заполните до конца таблицу.
А-33 | Г-30 | |||||||||
Б-32 | Д-29 | |||||||||
В-31 | Ж-28 |
Зашифруйте слова: компьютер, принтер, клавиатура, мышь, экран.
Что можно сказать об указанных словах?
Задание 4
Соберите информацию о своей семье. Заполните "фамильное" дерево: укажите имя и отчество каждого члена семьи.
наша фамилия:
дедушка: бабушка: дедушка: бабушка:
папа: мама:
я
Какую еще информацию о своей семье вы можете указать?
Задание 5
Прочитайте стихотворение Я. Акима.
КТО КОМУ КТО?
- Бабушка, бабушка, я, чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек.
- Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тети!
- Тетю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой, ох, была и шустра!
А ты им доводишься… Хитрое дело…
- Бабушка, что – то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Ответьте на вопросы:
- Кем ты доводишься папе, маме?
- Кто ты для бабушки и дедушки?
- Есть ли у тебя родные братья и сестры?
- Назови двоюродных братьев и сестер.
- Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
- Кто ты для них?
Задание 6
Решите задачу:
У Вали три брата: Сережа, Игорь, Женя. Игорь старше Сережи. Женя самый младший. А Валя не старше Сережи. Кто старше всех? Перечислите всех в порядке убывания возраста.
3) Передача информации
Задание 1
Назовите изображенные средства связи. Укажите, какая информация передается с их помощью.
1 2 3
4 5 6
Задание 2
Вспомните азбуку Морзе.
Для чего она была придумана?
Где она применялась?
Закодируйте с помощью азбуки Морзе девиз: "Будем активно мыслить!"
Задание 3
Еще один способ передачи информации – "семафорная азбука". С ее помощью моряки передают различные сведения с одного корабля на другой. Посмотрите внимательно на рисунок, расшифруйте информацию, которую передают моряки.
Задание 4
Какие еще средства передачи информации вы знаете? Какая информация передается с помощью него? Заполните предложенную таблицу.
вид информации | средство связи |
4) Хранение информации
Задание 1
Прочитайте стихотворение С. Михалкова.
КАК МЫ ЖИЛИ БЫ БЕЗ КНИГ
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом,
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых новостей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет твоей любимой книжки –
"Чипполино", например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет, и не было границ!
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих,
Самых разных языках.
Какую информацию вы получили из стихотворения? Для чего нужна книга?
Задание 2
Отгадайте профессию, о которой говорится в загадке:
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – помним Вас.
С помощью чего сохраняется информация в этом случае?
Задание 3
Заполните пропуски в таблице.
№ | Профессия | Как сохраняет информацию? |
1 | ХУДОЖНИК | КАРТИНА |
2 | КНИГА | |
3 | МУЗЫКАНТ | |
4 | ПРОГРАММИСТ | |
5 | ФОТОГРАФИЯ | |
6 | КИНООПЕРАТОР |
Задание 4
Посмотрите на рисунок.
Что это такое?
Для чего нужно
В каком устройстве используется?
Задание 5
Придумайте средства и способы хранения информации, которые будут использоваться в будущем. Опишите их и нарисуйте.
Задание 6
Укажите стрелками соответствие между формами хранения информации и средствами, используемыми в этих случаях.
Приложение 1
Опорные схемы для младших школьников
Источники информации | Потребители информации |
|
|
Все живое и неживое | Все живое и компьютер |
Схема 1. Источники и потребители информации
Архив
Каталог Система кодов Модель
ПОИСК КОДИРОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИЯ
ПЕРЕДАЧА ХРАНЕНИЕ ОБРАБОТКА
Источник Носители Мозг
Потребитель Компьютер
Схема 2. Основные информационные процессы
Приложение 2
Дидактические игры для учащихся
по теме «Информация. Информационные процессы»
- Получение информации: «Определи по звуку»
Даны три жестяные банки: в одной из них – горох, в другой – монеты, в третьей – болты. Приглашается один человек из команды, ему разрешается взять в руки только две банки, открывать их нельзя. Необходимо определить, в какой банке, что лежит.
Аналогично можно проводить игры, на распознавание объектов по запаху, на ощупь, на вкус.
- Передача и получение информации: «Крокодильчики»
1 вариант: Играющие делятся на две команды. Одна загадывает животное и показывает характеризующие его признаки с помощью пантомимы. Другая команда отгадывает. Если ответ дан правильно, то команды меняются ролями.
2 вариант: Первая команда вызывает любого из участников другой команды к себе и тихо говорит ему название любого животного или предмета. Он подходит к своей команде и на расстоянии 2-3 метров с помощью пантомимы изображает животное, загаданное командой противника. Команда должна отгадать. После этого команды меняются ролями. Можно использовать слова, обозначающие обобщенные понятия, например: «дружба», «бунт», «труд» и т.д.
- Передача информации: «Телеграф»
Игрокам предлагают передать по телеграфу знакомое всем участникам стихотворение или песню. Слова передаются по слогам (надо сохранять темп стихотворения и мелодию песни). Например, «В ле-су ро-ди-лась е-лоч-ка». Игру можно проводить по кругу или организовать соревнования двух команд. В соревновании выигрывает та команда, которой удалось «передать» текст без пауз.
- Передача информации: «Испорченный телефон».
1 вариант: Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот «телефон». Ведущий быстро говорит ему на ухо какое-то слово. Играющий передает услышанное своему соседу, тот в свою очередь передает следующему игроку, и так до последнего играющего. После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец ряда, а остальные играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый учащийся может выполнять роль телефона только один раз, после чего садится последним.
2 вариант: Учащиеся разбиваются на три команды. Для игры выбираются три скороговорки, содержащие одинаковое количество слов, равные по трудности. Например, «Курьера курьер обгоняет в карьер», «Архип осип, Осип охрип», «У пеньков опять пять опят». Ведущий вручает первому в шеренге листок с написанной скороговоркой. По сигналу первые читают текст, тихо передают его своему соседу и так до конца шеренги. Побеждает та команда, которая быстрее передаст скороговорку, не исказив смысла.
- Передача информации: «Пойми меня».
Участники команды надевают наушники. Первому игроку называется слово, он должен объяснить второму участнику (не имеет права задавать вопросы), что это такое, не используя однокоренные слова. Затем второй игрок объясняет третьему и т.д. Выигрывает та команда, в которой большее количество игроков правильно назовут это слово.
- Передача информации: «Ассоциации».
Ведущий загадывает одному из игроков слово, тот должен назвать 4 ассоциации, которые возникают у него, когда он слышит данное слово. Затем слово произносится для всех участников команды (они не слышали слов первого игрока), которые по очереди за отведенное время называют свои ассоциации. Выигрывает та команда, у которой совпадет большее количество названных слов.
- Поиск и передача информации: «Похищение».
Предводителям двух групп завязывают глаза. Затем каждая группа уводит чужого предводителя и прячет его. Спрятанному разрешается отправить своей группе записку с указанием пути и своего местонахождения. Само собой разумеется, что указания человека с завязанными глазами будут основываться на индивидуальных переживаниях и показаниях слуха и осязания, которые он испытал при преодолении пути. Получив записку, группа отправляется на поиски. Выигрывает тот, кто найдет спрятанного раньше.
- Поиск информации: «Найди клад».
Участникам первоначально дается подсказка, где лежит какой-либо предмет (какой, не называется), но в указанном месте должна находиться следующая подсказка и т.д. пока не дойдут до места, где лежит спрятанный «клад».
Указания могут быть даны в форме ребусов, стихов, загадок.
- Поиск информации: «Поле чудес»
Игра заключается в отгадывании задуманного ведущим слова. Потребуется несколько заготовок используемых в игре слов (по желанию участников). Сделать заготовки очень просто. Надо взять лист бумаги, перегнуть его пополам. На одной из внутренних половин крупными печатными буквами записать слово. Вторая половина листа, закрывающая это слово, разрезается на полоски по количеству букв. Каждая из полосок должна закрывать букву слова. Если буква отгадана, полоска поднимается, и участники, видя угаданную букву, продолжают разгадывать слово дальше. Развлечение можно провести по типу известной телеигры «Поле чудес» с призами и аплодисментами.
- Обработка информации: «Шалунья – резинка»
Шалунья – резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитать слова.
Приложение 3
Внеклассные мероприятия по информатике
Интеллектуальный футбол
Дидактическая цель: формирование умения осуществлять процесс поиска информации с использованием различных источников индивидуально и в группах; интеллектуальное воспитание младших школьников.
Участники игры: В игре участвуют две команды по 12 человек:
- вратарь (1 человек);
- защитники (2 человека);
- полузащитники (4 человека);
- нападающие (4 человека);
- запасной игрок (1 человек).
Команды могут быть составлены из учеников одного класса либо из двух параллельных классов. Допускается вариант игры, когда ученики могут соревноваться со своими родителями.
Кроме участников, необходимо компетентное жюри, состоящее из:
- главного судьи;
- двух судей на линии.
Игрой руководит ведущий, который может быть выбран как из числа детей, так и из взрослых.
Игроки рассаживаются друг против друга по следующей схеме:
запасной игрок | запасной игрок | ||||||||
вратарь | защитник | полуза-щитник | напада-ющий | напада-ющий | полуза-щитник | защитник | вратарь | ||
полуза-щитник | напада-ющий | напада-ющий | полуза-щитник | ||||||
защитник | полуза-щитник | напада-ющий | напада-ющий | полуза-щитник | защитник | ||||
полуза-щитник | напада-ющий | напада-ющий | полуза-щитник | ||||||
судья на линии | судья на линии |
Подготовка к игре: Команды заранее готовят вопросы для соперников по учебным темам, предложенным учителем. Список вопросов (с указанными правильными ответами) сдаются заранее жюри, для определения корректности и правильности вопросов и ответов.
Жюри и ведущий в праве убрать тот или иной вопрос, который либо не соответствует уровню учебной подготовки игроков, либо составлен неправильно, не корректно. Затем списки возвращаются командам. Все участники команды должна знать составленные вопросы и ответы.
Если игра проводится не со всем классом, то учащиеся, не вошедшие в число игроков, считаются болельщиками, они готовят речевки, кричалки, плакаты для поддержки своей команды.
Правила игры: Нападающие задают вопрос команде противников. Для обдумывания ответа дается 1 минута, в обсуждении участвуют только полузащитники, все остальные участники команды должны соблюдать молчание.
Если по истечении указанного времени команда не может дать правильный ответ, они могут передать право обсуждения защитникам. Но теперь обсуждение между двумя игроками идет только 30 секунд. Если же и защитники не уверены в правильности своего ответа, время на обдумывание (15 секунд) предоставляется вратарю. Вратарь должен дать любой ответ, либо признать поражение.
После того, как будет дан ответ, команда, задававшая вопрос должна сказать удовлетворены они им или нет. Если команда считает, что ответ не совсем полный, или неправильный, то отвечавшая команда должна будет выбрать из числа игроков команды, задававшей вопрос, любого человека и попросить дать правильный ответ.
Примечание: за всю игру команда может один раз обратиться за помощью к запасному игроку.
Подведение итогов: Балл присуждается команде, которая смогла задать такой вопрос противникам, на который последние не смогли дать ответ. В случае, когда ни команда не дала правильный ответ, ни сами задававшие вопрос не смогли дать полный вариант, объявляется "штанга" и балл не присуждается никому.
Судьи же следят за правильностью ответов и за культурой поведения игроков.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Если счет равный, объявляют дополнительное время блиц - турнира.
Блиц – турнир: Команда выбирает наиболее сильного своего участника, которому в течение 1 минуты жюри задает вопросы. Побеждает та команда, представитель которой даст за отведенное время большее количество правильных ответов.
Остров Почемучек
Дидактическая цель: формирование умения осуществлять процесс поиска информации; интеллектуальное воспитание младших школьников.
Участники игры: Класс делится на 3 группы (2 команды – "Знайки", 1 команда – "Почемучки"). Разделение лучше всего провести "случайным образом", например, разрезать три открытки на определенное количество частей, соответствующих участникам команд. Затем эти части перемешиваются. Учитель предлагает учащимся собрать открытки (для более быстрого выполнения данного задания можно ученикам предложить образцы разрезанных открыток). Те учащиеся, которым удалось собрать ту или иную открытку, объединяются в команду.
Подготовка к игре: Учащиеся, которые попали в команду "Почемучек" должны в течение нескольких дней (длительность подготовки учитель может установить самостоятельно) составить перечень вопросов для "Знаек" по определенным тематическим разделам. Причем оговаривается, что вопросы составляются по материалам, например, детской популярной энциклопедии "Я познаю мир" (можно использовать и другую литературу). Затем весь перечень вопросов отдается ученикам для подготовки.
Команды "Знаек" должны отыскать в книгах ответы на полученные вопросы. Причем, важно не просто найти и прочитать нужный раздел энциклопедии, но и суметь потом рассказать, объяснить и даже продемонстрировать ответ.
Правила игры: Для проведения игры учитель использует изображение карты острова Почемучек, на которой изображен маршрут поиска клада.
1
Каждому кружочку соответствует вопрос, составленный командой "Почемучек". "Знайки" подбрасывают игральный кубик. Выпавшее число указывает, на сколько шагов (кружочков) продвигается команда. Если команда, встав на определенный пункт плана, не смогла дать ответ на полученный вопрос, она возвращается назад на то же количество очков, что и выпали. Таким образом, игроки остаются стоять на месте. Команды бросают кубик по – очереди. Если на один и тот же пункт плана карты несколько раз попадают команды, то учителем задаются дополнительные вопросы: загадки, ребусы, головоломки, которые не требуют дополнительной подготовки учащихся.
Примечание: команды при ответе не имеют право пользоваться литературой. Все ответы они должны подготовить заранее.
Подведение итогов: В игре побеждает та команда, которая быстрее смогла добраться до клада. В качестве жюри выступает команда "Почемучек", они же и задают свои вопросы.
В гостях у Знайки
Дидактическая цель: определение уровня усвоения основных понятий курса информатики (компьютер, алгоритм, информация); интеллектуальное воспитание младших школьников.
Правила игры:
Данная игра проводится в виде популярной игры «Крестики – нолики». Вывешивается игровое табло, которое разделено на 9 квадратов, в каждом из которых указано название рубрики.
Признаки предметов | Взаимосвязи | Определения |
Компьютер | Информация | Алгоритм |
Загадки | Черный ящик | Ребусы |
Участники игры делятся на две команды: «Крестики» и «Нолики».
Подведение итогов: Каждая команда выбирает игровое поле и отвечает на соответствующий вопрос. Если ответ дается правильный, то в данном игровом поле рисуется соответствующий знак команды – крестик или нолик. Если ответ неверный, то рисуется знак противоположной команды. Задача команды состоит в том, чтобы ответить правильно на все вопросы, причем необходимо своим знаком занять линию на игровом табло (горизонталь, вертикаль или диагональ). Количество вопросов, задаваемых в рамках каждой рубрики, может быть различным, в зависимости от их сложности.
Вопросы:
- Загадки
Отгадайте, какая это профессия.
- Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды.
- Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Людей уважать.
- Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
- С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? - …
- Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помним Вас.
- Ребусы
- Черный ящик
Отгадайте загадки о персонажах русских народных сказок и узнаете, что охраняет Змей Горыныч.
- Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
- У нее рога длиннее хвоста,
Есть семеро ребяток –
Маленьких…
- Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
- Бежит с горушки,
Прижав ушки.
- Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
- Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка
- Компьютер
Посмотрите на рисунок.
Что это такое?
Где и как может использоваться?
- Информация
- Укажите стрелками соответствие между приведенными примерами и видами информации.
дорожные знаки | графическая | |
21.02.2005 | символьная | |
фотография | табличная | |
пословица | текстовая | |
таблица Менделеева | числовая | |
учебник по информатике | комбинированная |
2. С помощью чего человек воспринимает:
- Лай собаки?
- Закат солнца?
- Предметы в темноте?
- Вкус варенья?
- Запах духов?
К каким видам информации относятся приведенные примеры?
- Алгоритм
1. Определите правильно последовательность действий в алгоритме приготовления кофейного напитка (расставьте порядковые номера).
Нагреть содержимое кастрюли до кипения.
Засыпать кофейный напиток в кастрюлю с водой.
Взять чайную ложку напитка.
Дать напитку отстояться.
Налить стакан воды в кастрюлю.
Налить напиток в стакан.
2. Выполните вычисления по алгоритму, заданному блок – схемой:
а
*7
да < 35 нет
+5 -6
х
По результатам вычислений заполните таблицу:
а | 0 | 1 | 2 | 4 | 5 | 7 | 8 |
х |
- Признаки предмета.
1. Даны ряды чисел:
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20
а) По какому признаку распределены числа на группы? Как разбить каждую из групп на две подгруппы?
б) Какие числа нужно вычеркнуть во втором ряду, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего?
в) Можно ли выполнить это задание для чисел первого ряда?
г) Подбери из каждого ряда пары чисел, разность которых равна 10.
- Найдите "лишний" предмет. Объясните свой выбор.
А Б В Г Д
- Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те из них, которые являются наиболее существенными для слова перед скобкой.
БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)
ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)
РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)
КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)
КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)
ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключен к компьютеру)
- Взаимосвязи.
1. Укажите целое, частью которого являются: крыло, ствол, экран.
2. Подберите противоположные понятия: большой, свет, радость, начало.
3. Назовите вероятные причины следующих событий: насморк, синяк, ошибка, опоздание.
4. Назовите возможные следствия событий: укус комара, опасность, засуха.
5. Даны три слова, первые два из них находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных слов существуют такие же отношения. Найдите недостающее четвертое слово.
А) ПЕСНЯ – КОМПОЗИТОР = САМОЛЕТ –
а) аэродром;
б) горючее;
в) конструктор;
г) летчик.
Б) ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ = БОЛЬНИЦА -
а) доктор;
б) лечение;
в) учреждение;
г) больной.
В) ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ = КАРТИНА -
а) слепой;
б) художник;
в) рисунок;
г) хромой.
- Определения.
1. Как правильно?
А) Цифры служат для…
а) записи чисел;
б) счета предметов, измерения величин;
в) записи звуков;
г) другой ответ (какой?)
Б) Числа служат для…
а) записи чисел;
б) счета предметов, измерения величин;
в) записи звуков;
г) другой ответ (какой?)
Г) Числа, записанные одной цифрой, называют…
а) маленькими;
б) однозначными;
в) двузначными;
г) другой ответ (какой?)
Д) 10 – это … число.
а) однозначное;
б) красивое;
в) двузначное;
г) другой ответ (какой?)
2. Заполните пропуски в предложениях:
а) Кастрюля – это для .
б) Принтер – это устройство для .
в) Чашка – это для питья.
г) – это числа, которые записываются одной цифрой.
д) Валенки – это обувь .
Приложение 4
"Информация и информационные процессы"
№ | вопрос | варианты ответа |
1 | Под носителем информации понимают… |
|
2 | Что являлось носителем информации у древних людей при изображении наскальных рисунков? |
|
3 | Какой объект нельзя отнести к потребителям информации? |
|
4 | Укажите канал связи, используемый при передаче письменного сообщения. |
|
5 | При помощи чего человек получает наибольший объем информации? |
|
6 | Как можно назвать информацию, не зависящую от чьего – либо личного мнения? |
|
7 | Своевременной называют информацию,… |
|
8 | Продолжи предложение: "К аудиоинформации можно отнести информацию, которая передается посредством…" |
|
9 | По какому основанию выделены следующие виды информации: текстовая, табличная, числовая, графическая и пр.; |
4) другой ответ. |
10 | Какие виды информации различают по способу восприятия человеком? |
|
11 | В каком виде хранится информация в учебнике математики? |
|
12 | Укажите "лишний" объект с точки зрения формы представления информации. |
|
13 | Примером политической информации является… |
|
14 | Что относится к средствам массовой информации? |
|
15 | Укажите средство передачи звуковой информации. |
|
16 | Как называется информационный процесс, при котором осуществляется перевод текста с английского на русский язык? |
|
17 | С какой целью обычно используется телефонная книга? |
|
18 | Как называется информационный процесс измерения параметров окружающей среды на метеостанции? |
|
19 | Укажите пример хранения числовой информации? |
|
20 | Какой информационный процесс тесно связан с использованием каталогов, архивов, поисковых систем? |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы здоровьесберегающих упражнений для учащихся начальных классов
Материал содержит группы упражнений для глаз, осанки, дыхания, мелкой моторики....
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Приведение педагогических технологий в соответствие с реалиями информационного общества выдвигает новые подходы и средства мониторинга педагогического процесса. Вопросы информатизации образования затр...
Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"
Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Сборник практических заданий и упражнений для учащихся начальных классов по региональному компоненту
Сборник содержит упражнения и задания национально-регионального компонента для учащихся 1-4 классов по Республике Хакасия....
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому....