Школьное телевидение "ТиВишка"
рабочая программа по информатике

Гузева Ирина Андреевна

Программа дополнительного образования «Школьное телевидение» позволит учащимся получить теоретические знания и практические навыки работы в области видеомонтажа, оцифровки видео, обработки звука, записи готовых видеопрограмм на различные носители. Данная программа направлена на развитие постоянного информационно-технического образования и самообразования ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnoe_tv_sredneikor_sosh.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЕИКОРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.М. ЯБЛОЧКИНА

        

Техническая направленность

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Школьное телевидение - «ТиВишка»

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Автор-составитель: Гузева Ирина Андреевна,

Педагог дополнительного образования

2021 г


  1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Школьное телевидение» позволит учащимся получить теоретические знания и практические навыки работы в области видеомонтажа, оцифровки видео, обработки звука, записи готовых видеопрограмм на различные носители. Данная программа направлена на развитие постоянного информационно-технического образования и самообразования ребенка.

Программа разработана  в соответствии с нормативными документами:

1.  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №1726-р.).

3. Приказ Министерства просвещения   РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 №09-3242.

5.  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172 -14).

Создание школьного телевидения является актуальным и способствует правильному восприятию и интерпретированию подростками фактов современной действительности. Участвуя в создании информации с помощью новых технологий, учащиеся становятся участниками творческого процесса, итогом которого являются новости, телепередачи, видеофильмы. В результате работы над проектами создается эффект эстетического переживания, эмоционального комфорта, чувства удовлетворения, что весьма близко к задачам, решаемым в процессе воспитания. 

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Благодаря занятиям в «ТиВишке» обучающиеся научатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, научатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобретут  навыки контроля над собой, станут более эрудированными и коммуникабельными людьми; повысится общий уровень культуры.

Программа носит комплексный характер и включает в себя различные элементы:

  • обучение основам телевизионных специальностей: тележурналистика, операторское мастерство, видеомонтаж;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в творческом телевизионном процессе;
  • участие в социально-значимой деятельности самоуправляемого коллектива.

Программа школьного телевидения представляет систему занятий с учащимися, которые интересуются искусством тележурналистики и хотят научиться создавать видеосюжеты, собственные телепередачи, овладеть современными компьютерными технологиями. Она составлена в соответствии с законом «Об образовании», федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи формирования личности школьника в современной образовательной среде, обеспеченной компьютерными технологиями и направлена на развитие креативности мышления, творческого потенциала в деятельности подростков.

Цель программы: создать условия для творческой самореализации личности ребенка, профессионального самоопределения, развития интереса к производству видеопродукции.

Задачи программы:

  • освоение профессионального монтажного оборудования и компьютерного программного обеспечения;
  • получение теоретических знаний, практических навыков, сбор, анализ, обработка и передача информации, монтаж видеоматериалов;
  • развитие коммуникативных умений, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  • организация досуга школьников с использованием современных технологий;

Методы обучения

-деятельностный метод обучения;

  • личностно - ориентированный подход к учащимся;
  • индивидуальная и парная работа по созданию видеоролика.

Формы организации обучения - индивидуальная и групповая. Это обусловлено спецификой дисциплины: занятия видеомонтажом предполагают индивидуальный подход к каждому обучающемуся, в большой группе это сделать невозможно. Программа предусматривает теоретические, практические занятия. Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте. Выполнение обязательных работ с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в творческих конкурсах.

  1. Ожидаемые результаты

В результате освоения внеурочной программы обучающийся должен:

Знать: технику и технологии нелинейного монтажа и создания видеофильма, разновидности современного оборудования для нелинейных монтажных комплексов, принципы функционирования программных пакетов нелинейного монтажа в составе операционной системы компьютера, правила монтажа.

• Уметь: коммутировать оборудование и собирать нелинейный монтажный комплекс, организовывать и непосредственно осуществлять творческий процесс монтажа аудиовизуальной программы, обеспечивать высокое художественно-техническое качество монтажа с применением новейших технологических приемов и технических средств,  анализировать и оценивать материал, накладывать титры и спецэффекты, производить озвучивание видеоматериала, используя музыкальное сопровождение, распространять готовые аудиовизуальные программы на любом современном носителе и публиковать их в Интернете.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Способы определения результативности:

  • Практические задания;
  • Самостоятельные творческие, проектные работы;
  • Выставки, соревнования, конкурсы;
  • Индивидуальная папка работ в электронном виде;

Планируемым результатом данного направления является расширение деятельности  школьного телевидения.

  • рабочее место преподавателя: компьютер, проектор, экран;
  • 15 рабочих мест учащихся - компьютеры;
  • видеокамеры, фотоаппарат, принтер лазерный, сканер, интерактивная доска.

3.Содержание программы

Тема 1. История создания телевидения

Определение телевидения. Основные принципы передачи изображения. Механическое телевидение. Диск Нипкова. Электронное телевидение. Обобщенная схема телевизионной системы.

Тема 2. Современное телевидение и его структура

Как работает телевидение. Телевизионное изображение. Чёрно-белый и цветной видеосигналы. Аналоговое и цифровое телевидение. Эфирное, спутниковое, кабельное и мобильное телевидение.

Тема 3. Профессиональный монтаж в AdobePremierePro

Настройка рабочего проекта. Выбор параметров телевизионной системы (PAL, NTSC). Разрешение. Частота кадров. Частота дискретизации. Графический интерфейс пользователя. Создание пользовательских установок окна проекта. Форматы видео и аудио файлов. Назначение каждого рабочего окна. Создание корзин, как способ организации файлов(bin). Создание настроечных таблиц.

Тема 4. Импорт и захват медиафайлов

Импорт клипов и файлов изображения. Основные характеристики avi-файла. Виды цифровых интерфейсов. Захват видео через интерфейс IEEE 1394. Подключение оборудования для захвата. Пакетный захват видео. Оцифровка аналогового видео, подключение оборудование через плату видеозахвата.

Тема 5. Черновой монтаж

Предварительный просмотр в окне Monitor, для сортировки аудио-видеоматериалов. Установка и управление маркерами. Использование палитр History и Info. Размещение клипов в окне монтажа, согласно рабочему сценарию или раскадровке. Создание нескольких последовательностей. Управление и настройки Timeline. Описание инструментов монтажа. Обрезка клипов. Редактирование клипов. Монтаж со сдвигом. Монтаж с прокруткой.

Тема 6. Создание видеопереходов и спецэффектов

Разновидности видеопереходов, наложение и изменение параметров склеек (длительность, ориентация, начальная и конечная точка). Изменение свойств перехода в окне EffectControls. Классификация эффектов по типам и способам наложения (статические, динамические). Применение эффектов. Настройки эффекта в окне EffectControls. Изменение скорости клипа. Установка ключевых кадров для геометрического изменения кадра: масштаб (Scale), поворот (Rotate), смещение (Move). Установки прозрачности видеоклипа. Цветоустановка и цветокоррекция с целью повышения качества изображения и наилучшего сочетания с соседними планами. Установка яркости и цвета при помощи вектороскопа и гистограммы.

Тема 7. Монтаж звука

Редактирование звука в окне AudioMixer. Формат аудиотрека (Mono, Stereo). Настройка громкости аудиотрека при помощи ключевых кадров. Создание  и настройка аудиоэффектов. Запись звука. Монтаж закадровых текстов. Монтаж шумов и шумовых фонограмм.

Тема 8. Создание титров

Назначение и типы титров. Настройки и управление окном AdobeTitleDesigner. Создание статичных и прокручивающихся титров. Добавление титров в видеопрограмму. Длительность и синхронизация движения титров.

Тема 9. Экспорт фильма

Окончательный просчет фильма (Rendering). Запись фильма на магнитную ленту. Сохранение фильма на компьютере, создание avi-файла. Экспорт видеофайла для просмотра в Интернете. Экспорт кадра. Создание DVD.

Тема 10. Современные телевизионные форматы видеозаписи

Современные мировые телевизионные форматы видеозаписи и возможности их использования. Бытовые и профессиональные форматы. Стандарты MPEG-2, MPEG-4 (AVC/H.264), H.265, DV.

Тема 11. Телевизионная техника

Телевизионная камера. Вспомогательная операторская техника. Осветительная техника. Звукозаписывающее оборудование. Монтажное оборудование. Графическое оформление. Устройства хранение записей. Эфирное оборудование.

Тема 12. Телевизионный видеомонтаж

Линейный и нелинейный видеомонтаж. Схемы видеомонтажных комплексов. Технологии видеомонтажа. Коммутация видеооборудования, разъемы и интерфейсы.

Тема 13. Основы студийной съёмки

Принципы композиции кадра. Динамическая и статическая композиция. Крупность планов. Технология производства одной или несколькими камерами: организация кадра и смена сцен, система синхронизации. Видеомикшер. Наложение титров. Электронная рирпроекция.

Тема 14. Жанры телевизионных программ

Программа как жанрово-тематическая структура телевизионного вещания. Процесс создания ТВ программы. Основные структурно-тематические разделы телепрограммы: информационно-публицистический; художественно-игровой; развлекательный.

Тема 15. Теоретические основы монтажа

Общие закономерности, принципы монтажа (по крупности, по ориентации в пространстве, по направлению движения объекта в кадре, по фазе движения, по композиции кадра, по свету, цвету и т.д., по смещению оси съемки). Раскадровка. Ракурс. Время и пространство. Замедление и ускорение времени. Концентрация пространства.

Тема 16. Основные виды монтажа

Основные способы монтажа. Последовательный монтаж. Параллельный монтаж. Ассоциативный монтаж. Тематический монтаж. Аналитический монтаж. Монтаж по мысли. Внутрикадровый монтаж. Ритм и темп. Клиповый монтаж. Поэтический монтаж. Ритмический монтаж. Перебивка.

Тема 17. Традиционные и современные технологии кинопроизводства

История появления кинематографа. Кинематографические системы и форматы кинопленок. Восприятие кинематографического изображения. Классификация киносъёмок, виды киносъёмок. Немое кино. Появление звукового кино. Обычный кинематограф, широкоэкранный и широкоформатный кинематограф.

Тема 18. Цифровые технологии в производстве кино- и телефильмов

Технология DigitalIntermediate. Система цифрового кинематографа: мастеринг кинофильма, компрессирование и шифрование кинофильма. Цифровой кинотеатр.

Тема 19. Производство 3D-фильмов

Особенности восприятия стереоизображений. Технология создания 3D-фильмов. 3D-контент. Системы трехмерного телевидения. Методы кодирования стереоизображений.

  1. Учебно-тематический план

№ темы

Тема занятий

Количество занятий по теме, часов

1

Тема 1. История создания телевидения

2

2

Тема 2. Современное телевидение и его структура

3

3

Тема 3. Профессиональный монтаж в AdobePremierePro

5

4

Тема 4. Импорт и захват медиафайлов

4

5

Тема 5. Черновой монтаж

6

6

Тема 6. Создание видеопереходов и спецэффектов

10

7

Тема 7. Монтаж звука

10

8

Тема 8. Создание титров

10

9

Тема 9. Экспорт фильма

10

10

Тема 1. Современные телевизионные форматы видеозаписи

8

11

Тема 2. Телевизионная техника

6

12

Тема 3. Телевизионный видеомонтаж

6

13

Тема 4. Основы студийной съёмки

7

14

Тема 5. Жанры телевизионных программ

6

15

Тема 1. Теоретические основы монтажа

6

16

Тема 2. Основные виды монтажа

6

17

Тема 3. Традиционные и современные технологии кинопроизводства

10

18

Тема 4. Цифровые технологии в производстве кино- и телефильмов

11

19

Тема 5. Производство 3D-фильмов

10

Итого

  1. часов

  1. Условия реализации программы

Методическое и программное обеспечение

  • Методические рекомендации по проведению практических работ. Программные средства: операционная система Windows, программы видеомонтажа MovieMaker и AdobePremierePro.
  • Материально-техническое оснащение
  • Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие специально оборудованного компьютерного класса.
  1. Мониторинг образовательных результатов

Способы фиксации учебных результатов программы (на выбор):

1. По окончании курса  учащиеся демонстрируют знание правил и навыков путем прохождения теоретического и практического испытания;

2.По окончанию курса учащиеся защищают проект.

3. Предоставляют папку достижений.

Методы выявления результатов воспитания:

педагогическое наблюдение, анкетирование обучающихся, беседы, дискуссии.

Методы выявления результатов развития: словесные методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Понятие школьной дезаптации. Уровни и формы школьной дезадаптации.

Описание основных уровней и форм школьной дезедаптации....

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...