Программа доп.обр от Букваря к Компьютеру 1 кл
элективный курс по информатике (1 класс) на тему
Программа доп.обр от Букваря к Компьютеру 1 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obr_ot_bukvarya_k_kompyuteru_1_kl.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Марининская средняя общеобразовательная школа №16
Согласовано: Утверждаю:
Педагог-организатор Директор МБОУ Марининской СОШ № 16:
____________________ _____________________________
Е.А.Болоногова А.А. Вострецова
Программа
внеурочной деятельности
«От букваря к компьютеру»
для 1 класса
один год обучения
на 2015/2016 учебный год
Разработчик:
Старовойтов В.И.
учитель информатики и ИКТ
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса по информатике для 1 класса составлена на оснований следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"".
Данная программа носит пропедевтический характер, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Курс развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет. Учащиеся получают начальные знания и навыки пользования компьютером.
Цели программы
Целью создания настоящего курса является формирование художественной культуры младшего школьника, привитие навыков работы с компьютерной графикой и осознание связей и взаимодействия искусства с жизнью.
Задачи программы
- формирование у школьников информационной и функциональной компетентности;
- развитие алгоритмического мышления;
- эстетическое воспитание учащихся.
- развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
- привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться, ими пользоваться в повседневной жизни.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах. В условиях информатизации школьного образования существует необходимость широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, которая обусловлена следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке, смогут освоить работу в основных прикладных программах.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Роль курса информатики в начальных классах очень важна:
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
- ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
- ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
- ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания. Программа “От букваря к компьютеру” представляет собой развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
-системность;
-гуманизация;
-междисциплинарная интеграция;
-дифференциация;
-дополнительная мотивация через игру.
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа. 1 час в неделю.
Это не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Занятия курса, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
При построении курса поставлены следующие задачи:
- знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
- умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
- формирование операционного стиля мышления;
- умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
- формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу “От букваря к компьютеру”. В связи с этим можно о формировании следующих универсальных учебных действий.
Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса “От букваря к компьютеру”;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- обработка информации (с помощью ИКТ);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- построение рассуждения.
Регулятивные
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Игры, соревнования, конкурсы.
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры, проекты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что учащиеся будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (1 час)
Знакомство с компьютером и его основными устройствами.
Графический редактор Paint (32 часа)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
п/п | |||||
|
| По плану | По факту | ||
1 | Правила техники безопасности. Профессии компьютера. | 1 |
| ||
2 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. | 1 |
| ||
3 | Программы. | 1 |
| ||
4 | Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы | 1 |
| ||
5 | Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов. | 1 |
| ||
6 | Сохранение выполненной работы в файле | 1 |
| ||
7 | Открытие файла для продолжения работы | 1 |
| ||
8 | Функция раскрашивания в графическом редакторе. | 1 |
| ||
9 | Функция раскрашивания в графическом редакторе. | 1 | |||
10 | Раскрашивание готовых рисунков. | 1 |
| ||
11 | Раскрашивание готовых рисунков. | 1 |
| ||
12 | Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) | 1 |
| ||
13 | Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) | 1 |
| ||
14 | Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) | 1 |
| ||
15 | Проба пера. Проект. | 1 |
| ||
16 | Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Мой дом»). | 1 | |||
17 | Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя школа»). | 1 |
| ||
18 | Тематическая композиция. Свободная тема. | 1 |
| ||
19 | Функция копирования. | 1 |
| ||
20 | Составление рисунков. | 1 |
| ||
21 | Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта. | 1 |
| ||
22 | Создание надписи, корректировка надписи | 1 |
| ||
23 | Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь) | 1 | |||
24 | Проект. Книжная графика (поздравительная открытка) | 1 | |||
25 | Театральная графика (Создание образца занавеса) | 1 | |||
26 | Театральная графика (Создание эскизов костюмов и головных уборов) | 1 | |||
27 | Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер) | 1 | |||
28 | Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер) | 1 | |||
29 | Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного. | 1 | |||
30 | Работа с библиотекой символов | 1 | |||
31 | Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков. | 1 | |||
32 | Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков. | 1 | |||
33 34 | Творческий проект. Защита проектов. | 2 |
Для реализации программы курса “От букваря к компьютеру” в школе имеется компьютерный класс, в котором имеются:
Аппаратные средства
- Компьютер 11шт
- Проектор 1шт
- Принтер 1шт
- Модем 1шт
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией 1шт
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь. 11шт
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:
Сканер 1шт
Видеокамера 1 шт.
Диктофон 1шт
Микрофон шт
Программные средства
- Операционная система – Windows XP
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Web-страниц.
- Графический редактор Paint.
- Графический редактор GIMP.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии "Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере"
Данный материал предназначен для реализации раздела "Практика работы на компьютере" в курсе "Технологии" в 3 классе....
Урок информатики по учебнику ПлаксинаМ.А. тема "Как человек общается с компьютером","Как управлять компьютером с помощью мыши"
В данной презентации в доступной для детей форме даются понятия "рабочий стол", "пиктограмма", "меню". Дети знакомятся с управлением компьютером с помощью мыши....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...
Программа по внеурочной деятельности "Мой помощник - компьютер"
Программа общеинтеллектуальной направленности для детей 9-10 лет....
Программа элективного курса "Основы работы на компьютере"
Программа элективного курса "Основы работы на компьютере". Разработана для 4 классов. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и компьютер"
Сегодня компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Для формирован...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для 4 класса...