Программа "Инфознайка"
рабочая программа (информатика) на тему
Основой деятельности кружка «Инфознайка» является освоение детьми компьютера, изготовление поздравительных открыток, приглашений, плакатов, участие в оформлении различных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_infoznayka.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Научившись работать с универсальными компьютерными программами, учащиеся могут в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для их применения в учебном процессе.
Занятия рисованием на компьютере развивают умение видеть красивое в окружающей жизни. Воспитывается художественное чутье и культура.
Что же такое рисунок? Подобный вопрос может показаться очень простым, даже странным, потому что каждый из нас хотя бы в детстве много или мало, хорошо или плохо рисовал и поэтому, нисколько не задумываясь, ответит: рисунок – это изображение какого – либо предмета или события на бумаге или иной поверхности. Другие, возможно, уточнят это определение и добавят, что рисунок – не любое изображение, а такое, которое сделано с помощью линий, штрихов. Можно также сказать, что рисунок есть один из видов изобразительного искусства.
Поскольку рисунок является частью графики как вида искусства, то нельзя вести более или менее подробный разговор о рисунке, предварительно не уяснив, что такое графика. Плакаты на улицах города, рисунки и эстампы на выставках и салонах, книги, журналы, газеты, без которых немыслима жизнь современного человека, этикетки на коробках и банках с продуктами, почтовые марки и значки – все это, вместе взятое, представляют графику в широком смысле слова.
Художественно-эстетическому развитию детей, работающих на компьютере, способствуют текстовый редактор Word и графический редактор Paint.
Графический редактор – специальная программа, которая позволяет:
- выполнять рисунки на компьютере;
- автоматически строить простейшие изображения (точки, отрезка прямой, окружности, прямоугольника или более сложных графических фигур);
- производить изменение цвета изображения;
- переносить фрагменты изображения из одной части чертежа в другую;
- удалять фрагмента изображения
- выводить рисунки на печать;
- сохранять рисунки на дисках.
Графический редактор Paint является растровым редактором, в котором рисунки состоят из отдельных точек – пикселей.
Основой деятельности кружка «Инфознайка» является освоение детьми компьютера, изготовление поздравительных открыток, приглашений, плакатов, участие в оформлении различных мероприятий.
Задачи данной программы:
Обучающая:
- раскрыть роль рисунка, как части графики, в жизни общества;
- обучить работе с компьютерной программой Paint;
- сформировать художественные навыки на уровне практического применения.
Развивающая:
- развивать художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира;
- включить учащихся в творческую деятельность;
- Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
Воспитывающая:
- создать комфортную обстановку в творческом коллективе.
- Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Основная цель курса информационных технологий - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.
Условия реализации программы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников
Индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Методы обучения.
- Использование литературы по данным направлениям
- Использование словесных методов –объяснения материала, беседа.
- Использование наглядных методов – демонстрация материала
- Методы практической работы на компьютерах индивидуально.
При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями учеников, общим является девиз: «Твори, выдумывай, пробуй».
Данная программа по курсу «Инфознайка» рассчитана на 1-4 классы начальной школы.
Программа курса
1 класс 33 часа
- Ведение. Урок-сказка – 1 ч.
- Презентация по правилам ТБ.- 1 ч
- Знакомство с компьютером и его составляющими. – 1 ч
«Несерьезные уроки» - 30 ч.
- Раздел «Учимся рисовать»
«Найди пару»; «Веселый поезд»; «Раскрась животных»
- Раздел «Учимся думать»
«Лабиринт»; «В магазине»; «Головоломка»
- Раздел «Учим буквы и цифры».
«Соедини звезды по порядку»; «Угадай животное по описанию»; «Соотнеси слово с картинкой »; «Раскрась букву»
- Раздел «Учимся считать»
«Перемести геометрическую фигуру»; «Помоги доктору»; «Срази противника»; «Удали вирус»
- Раздел «Учимся запоминать»
«Отгадай загадку»; «Собери мозаику»; «Музыкальный инструмент»; «Раскрась воздушного змея»
- Раздел «Учимся анализировать»
«Ты - водитель»; «Собери картинку»; «Подбери фигуру»
- Раздел «Развиваем реакцию»
«Не упусти жемчужину»; «Потуши огонь»; «Отбей мячик»; «Собери мусор»
- Раздел «Развиваем логику-1»
«Собери животное»; «Восстанови картинку»; «Создай актера»
- Раздел «Развиваем логику-2»
«Угадай число»; «Переложи ядро»; «Числовое родео»
2 класс 34 часа
- Вводный инструктаж. Презентация по ТБ./1 час/
Давай знакомиться – 4 ч.
- Клавиатура. Упражнения из серии «Умелые ручки»
- Имя ребенка. Полная и краткие формы имени. Разнообразие имен, имена у разных народов.
- Просмотр презентации «Как живут люди в разных странах»
- Операции: Раскрась, обведи, соедини, нарисуй, вырежи, наклей.
- Дидактические игры /5 часов/
«Отгадай объект»
«Назови части»
«Опиши объект»
«Назови объект»
«Кораблекрушение»
- Развивающие задания /5 ч./
«Напечатай буквы»
«Я внимательный!?»
«Отгадай ребус»
«Работа с цифрами и числами»
«Геометрическая долина».
Твое «изобразие» – 19ч.
- Объекты: фигуры, знаки, буквы, цифры. Группировка предметов по цвету, форме, размеру.
- Свойства объектов: цвет, форма, одинаковые и разные объекты. Игра «Закрась пустой квадрат»
- Понятие область картинки. Рисование дорожных знаков
- Подсчет областей картинки. Счёт предметов, порядковый счёт (игра «Лягушки»)
- Кроссворды, поговорки, загадки. Составление шарад
- Задачи на смекалку. Лепка поделок «Ходит осень по дорожкам»
- Раскрась по образцу: Мишка, Утёнок, Подарки, Санки
- Аппликация из геометрических фигур
- Подбор загадок «Четыре времени года»
- Изготовление поздравительных открыток «Без друзей нам не прожить ни за что»
- «Знакомство с русским текстом» — исследование знаков в русских текстах. Словарные слова
3 класс 34 часа
- Вводный урок. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе/1 ч/
Графический редактор -9 ч
- Функция раскрашивания в графическом редакторе.
- Декоративное рисование «Золотые краски осени»
- Тематическая композиция. Создание композиций на тему: «Моя дом», «Моя школа»
- Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи.
- Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)
- Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)
- Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)
- Промышленная графика Создание эскиза упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов
Создание рисунков по ролевым ситуациям – 8 ч
- Я – архитектор. Проектирование садового домика. Рисунок садового домика
- Я –сказочный архитектор.. Создание жилья для сказочного персонажа. Построй дом из пластилина для героев любимой сказки.
- Я – гость на дне рождения. Придумай игру и проведи ее в классе
- Я – организатор проведения конкурса. Придумай комплекс физических упражнений и вырази их в рисунке
Давайте поиграем – 15 ч
- «Лабиринт»
- «Зажги огонек»
- «Морской бой»
- «Уроки кота Леопольда»
- «Пут-Пут. Путешествие во времени »
- «Веселая школа кролика»
- «Дракоша и занимательная геометрия»
- «Тайна доктора Д»
- «Рыбка Фредди»
- «Пижамчик»
- «Башня знаний»
Итоговое занятие /1 ч/
- Выставка творческих работ «Мой лучший проект».
4 класс 34 часа
Компьютерная грамотность/5 ч/
- Введение «Мой инструмент компьютер»
- Правила поведения в компьютерном классе. Работа по иллюстрациям.
- Основное устройство компьютера. Заполнение таблицы.
- Знакомство с клавиатурой. Введение своего имени и фамилии в программе «Блокнот»
- Выполнение арифметических действий над числами с помощью программы «Калькулятор»
Наглядные формы представления информации – 2ч.
- Рисунки (картинки) животного и растительного мира. Игра «Зоопарк»
- Карты, условные знаки. Викторина «Красный! Желтый! Зеленый!»
Создание рисунков по ролевым ситуациям – 26 ч.
- Я - художник издательства. Подготовка номера детского журнала. Придумай и нарисуй рисунки-загадки.
- Я – автор. Создание учебников. Придумай задачи, нарисуй к ним картинки и запиши текст.
- Я – приглашенный на день рождения. Подготовка подарка. Придумай и нарисуй открытку для друга (подруги)
- Я- Герольд. Создание герба. Придумай и нарисуй герб Краснодарского края, России.
- Я - конкурсант. Проведение конкурса рисунков. Сделай рисунок на конкурс
- Я- художник издательства. Иллюстрирование книги. Выбери какую-нибудь русскую народную сказку и нарисуй к ней иллюстрацию
- Я – книголюб. Создание экслибриса. Придумай и нарисуй свой персональный экслибрис.
- Я- дизайнер витрин. Оформление витрин универмага. Нарисуй эскиз витрины какого-нибудь отдела.
- Я – поздравляющий. Поздравление с праздником. Сделай открытку из природного материала своей маме (праздник на выбор)
- Я- режиссер-мультипликатор. Создание мультфильма. Придумай сценарий к мультфильму.
- Я- специалист по рекламе. Рекламирование товара. Придумай ролик к девизу «Кубанское – значит качественное!»
- Я – умелый выдумщик. Создание новогоднего концерта. Придумай сценарий новогоднего утренника.
- Я – собеседник. Создание картинки для выражения настроения. Нарисуй «грустного» и «веселого» клоуна.
Итоговое занятие – 1 ч
- Выставка творческих работ «Мой лучший проект».
Предполагаемые результаты реализации программы по уровням:
1 Уровень :
- Приобретение учащимися знаний о правилах техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе для предотвращения негативных ситуаций;
- Знакомы с понятием информации, многообразие ее форм, с носителями информации;
- Выполняют информационные процессы (передача, обработка, хранение информации, раскрась, обведи, соедини).
2 Уровень:
- Учащиеся знают назначение основных компонентов компьютера;
- Выполняют правила техники безопасности при работе на компьютере;
- Имеют представления о применении, роли и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека;
- Владеют основными возможностями графического редактора.
- Умеют пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы; удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода);
- Учащиеся включаются в творческую работу, развивается творческое воображение и мышление средствами графических изображений.
3 Уровень:
Учащиеся умеют выполнять следующие операции:
- «вырезать», «склеивать» и «стирать» произвольные части изображения;
- применять для рисования произвольные «краски» и «кисти»;
- запоминать рисунки на внешних носителях, осуществлять их поиск и воспроизведение;
- масштабировать (изменять размеры) рисунки;
- добавлять к рисункам текст.
- просматривать сценарий полностью и частично;
- конструировать собственный сценарий.
Способы определения результативности занятий.
- Наблюдение
- Устный контроль
- Практическая работа
- Тестирование
- Контрольная работа
Методические рекомендации по проведению занятий кружка «Инфознайка»
Предлагаемый курс рассчитан на четыре года обучения /135 часов/, 1 час в неделю. На протяжении 4-х лет основные изучаемые темы даются небольшими порциями, каждый год происходит возврат и повторении темы, и продвижение вперед.
Представленный в комплексе материал избыточен по отношению к тематическому плану. Помимо большого количества интерактивных тренажеров, дается в конспективном виде часть теоретической информации в форме текста. Избыточность материала позволяет учителю вести курс вариативно, самостоятельно выстроить занятия, учитывать особенности контингента учащихся и их индивидуальные запросы и возможности, комбинируя групповую и индивидуальную работу с компьютером в классе, самостоятельную работу учащихся дома. Комплекс предполагает высокую степень свободы и творчества учащихся.
Программное обеспечение:
- это пакеты программ;
- компьютерная программа «Мир информатики»;
- текстовый редактор Word; графический редактор Paint;
- создание презентаций в PowerPoint;
- сайтостроение в Publisher;
- программы и методические разработки учителя.
Методическое обеспечение программы.
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении двух лет обучения в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
- клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
- компьютерные мозаики;
- графический редактор Paint
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988.
- Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986.
- Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986.
- Левин В.Е. Воспитание творчества. М.: Просвещение, 1977.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.
- Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989.
- Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. М.: Просвещение, 1989.
- Семенов А.Л. и др. Информатика, 2: Учебник.Ч.1,2; рабочая тетрадь проектов; книга для учителя. – М.:ИНТ: Просвещение,2002.
- Информатика в начальном образовании: Рекомендации ЮНЕСКО. – М.: ИНТ: ИИТО,2000.
- Семенов А.Л. и др. Информатика (1 – 4 классы общеобразовательных учреждений).
- Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint. – М.: Интеллект –Центр. 2006-80с.
- Антипов И.Н., Боковнев О.А., Степанов М.Е. О преподавании информатики в младших классах. //Информатика и образование. 1993, № 5 .
Список литературы рекомендованной детям
и родителям , в помощь освоения программы.
- Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.