- Организация класса
- Здравствуйте, ребята! Просим вас занять свои рабочие места. Сегодня у нас необычный урок, поэтому, чем активнее каждый из вас будет работать, тем больше нового вы узнаете.
- Проверка домашнего задания
А) Беседа о 23 февраля - За окном середина февраля. Скажите, к какому празднику сейчас готовится Россия? (Ко Дню защитника Отечества, 23 февраля) - Верно! Кого в этот день мы будем поздравлять? (Всех мужчин нашей большой страны) - Не зря 23 февраля называют «Мужским днем», а 8 марта «Женским». - Ребята, может кто-нибудь знает, как раньше назывался этот праздник? И почему его вообще начали праздновать? (После победы Красной Армии над войсками Германии в 1918 году, 23 февраля с 1923 года стал назваться Днем Красной Армии. С 1946 года праздник стал называться Днем Советской Армии и Военно - Морского флота. И лишь с 1995 года – праздник называют «Днем защитника Отечества»)
Б) Представление команд и их капитанов. - Вот поэтому не зря на прошлом уроке мы разделили вас на две команды: команда мальчиков и девочек. Именно сегодня, в честь предстоящего праздника 23 февраля – мальчики будут соревноваться с девочками в сплоченности команды, умении быстро и правильно давать ответы на вопросы, творческом подходе к заданиям. - Дома вы должны были придумать названия своих команд и выбрать капитанов. - Просим капитанов представить свои команды.
- Основная часть
А) Беседа о разведчиках - Ребята, мы сегодня не просто будем работать по командам. Нам дан уникальный шанс – сегодня мы будем разведчиками. Разведчиками школы №9. - Что вы знаете об это профессии? (Это люди, которые по приказу воинского начальства добывают секретную информацию для своей страны) - Какими качествами должен обладать настоящий разведчик? (Он должен быть умным, обладать хорошей памятью, силой воли, уметь принимать правильные решения в трудных ситуациях, должен быть предан Родине) - По итогам каждого задания командам будут присваиваться звезды, количество которых к концу занятия позволит нам выявить победителя.
Б) Беседа об информации - Разведчик занимается поиском информации. - Определение информации - Ребята, а что такое «информация»? (Это сведения об окружающем нас мире) - Действия, совершаемые над информацией (Вопрос команде №1) - Какие действия может совершать разведчик с информацией? (Поиск информации, обработку информации, передачу информации, хранение информации) - Свойства информации (Вопрос команде № 2) - Задача разведчика добыть не просто информацию, а информацию обладающую определенными свойствами. Какие вы знаете свойства информации? (Полнота, достоверность, понятность, своевременность, полезность) - Источники информации (Вопрос команде № 1) - Скажите, а откуда разведчик может добыть информацию? Из каких источников? (Из интернета, из книг, из окружающей действительности, от людей) - Виды информации (Вопрос команде № 2) - Ребята, представьте, что вы уже нашли информацию. В каких видах вы её можете представить? (В виде текста, таблицы, рисунка, схемы)
В) Беседа о базах данных - Постановка цели урока. - Сегодня в разведпоходе мы будем осуществлять поиск информации с целью сбора разведданных. К концу похода нам необходимо предоставить главнокомандующему две базы данных. - Что такое База данных? - Место для хранения информации. База данных похожа на таблицу, в которой есть строки (ряды) и столбцы (поля).
Г) Секретное задание - Ребята, разведчик, добывая информацию является еще и исследователем. Ему задают вопрос, то есть дают тему исследования. Ему говорят, в какой области он должен вести поиск (объект исследования) и что он должен найти (предмет исследования). - Загадки про книгу и энциклопедию - Но для начала необходимо отгадать источник, с которым вы будете работать. Послушайте загадки для команд. Открыть свои тайны Любому готова, Но ты от нее Не услышишь и слова. (Книга, энциклопедия)
Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь в четверо умней. (Книга, энциклопедия)
- Правила работы с энциклопедией. - Значит, информацию вы сегодня будете брать из энциклопедий, которые мы вам раздадим. Одна энциклопедия на двух человек. Разведчики часто работают двойками. Помните, работая в паре, нужно работать слаженно, оказывая помощь друг другу. А от работы вашей пары зависит успех всей команды разведчиков. - Ребята, напомните нам, как работать с энциклопедией? (Надо сразу открывать содержание и искать там свою тему. Затем анализировать предложенный материал)
Д) Посвящение в разведчики - Массивы - Ребята, наш главнокомандующий, директор школы доверила вам секретное задание по поиску информации. - Профессия разведчика очень сложная и ответственная. Сразу к такой работе не допускают. Необходимо пройти ряд испытаний. - Выполнив задание, вы узнаете, какую информацию вам необходимо будет добыть. - Задание на тему «Массивы». Сразу вспоминаем, что это такое. Вам предстоит заполнить массив. Переверните листы с заданием №1.На ваших столах лежит флажок с цветом вашей команды. Как только команда будет готова, просим капитана поднять флаг – тогда будет ясно, кто справился быстрее. - Только уважительное отношение друг к другу и умение работать в коллективе поможет вам правильно и быстро справиться с заданием.
Задание 1-й команде: А
В
В(1)=А(2); В(2)=А(4); В(3)=А(1); В(4)=А(5); В(5)=А(3)
Задание 2-й команде: К
М
М(1)=К(3); М(2)=К(1); М(3)=К(4); М(4)=К(2); М(5)=К(5)
Итог конкурса.
- Итак, давайте подведем итоги нашего конкурса. - Команда мальчиков – какая фамилия получилась у вас? (Жуков) - Команда девочек, какая фамилия получилась у вас? (Конев) - А вам знакомы эти фамилии? (Это герои советского союза) - Верно! Теперь давайте обобщим полученные данные. И назовем три составляющих нашего исследования. Тема: Советские военачальники. Объект: Маршалы Советского Союза. - Решив массивы, мы с вами сузили область исследования до двух объектов. Предмет: Иван Степанович Конев, Георгий Константинович Жуков. - Поздравляем вас, ребята – вы собственными усилиями узнали, информацию о ком вам предстоит сегодня искать. - Ребята, а как вы думаете, почему предметом исследования стали Маршалы Советского Союза? (Эта тема наиболее актуальна накануне праздника 23 февраля)
Е) Физкультминутка - Разведчики должны обладать не только прекрасным умом и смекалкой, но и должны быть хорошо развиты физически. Информацию приходится добывать в разных ситуациях. - Поэтому мы с вами сейчас проведем небольшую подготовку, после которой приступим к заданию. Весело шагает разведчиков отряд (движения руками, как при ходьбе) Ветер развивает волосы ребят (покачать головой) Вот устали, сели мы на бугорок…(присесть) Отдохнули – снова идем на урок!
- Работа в группах. Заполнение таблиц. - Для того, чтобы правильно выписать информацию, необходимо иметь план, по которому вы будете работать. - Переверните листы №2, которые лежат у вас на столах. Скажите, на что похожа эта таблица? (На базу данных) - Верно. Вы будете заполнять базу данных на тему «Советские военноначальники». - Какие поля вам необходимо заполнить? (№ по порядку, вопрос, ответ, источник) - Какие записи вам надо сделать? (ФИО, годы жизни, воинское звание, сколько раз награжден званием «Герой Советского Союза», какими фронтами командовал) - Скажите, а источник у вас в таблицах будет разный или одинаковый? (У всех будут разные энциклопедии, с разными издательствами, годами выпуска и т.д.) - Верно. Вы помните, как правильно записывать книжный источник (автор, издательство, город, год издания) - Таким образом, мы сузили область поиска информации до ответов на поставленные в таблице вопросы. - Теперь вы готовы заполнить «Базу данных». Проверим, правильно ли вы сидите за партами. Можете приступать к работе. Поднятый флаг– знак вашей готовности. Работайте сообща – в команде! - Отчет о проделанной работе. - Теперь просим от каждой команды выйти капитанов и представить ваши сведения о Маршалах Советского Союза. - Отвечаем по плану, который представлен в ваших таблицах.
4. Работа на компьютерах А) Заполнение таблиц - Вы молодцы! Вы добыли информацию и записали её на бумагу. Но в современном мире этого недостаточно. Поэтому мы просим вас перенести информацию в электронный вариант таблицы. - Вся ответственность в этом ложится на капитанов. Возьмите таблицы и пересядьте за компьютеры. Проверьте, правильно ли вы сидите у компьютеров.
- Физкультминутка для глаз
- Разведчики должны обладать острым зрением. Чтобы сохранить зоркость, необходимо снять напряжение с глаз. - Сильно зажмурьтесь. - А теперь сильно раскройте глаза. - Повторите эти действия ещё 2 раза. - Приставьте указательный палец к кончику носа. Сфокусируйте взгляд на пальце. Медленно отводите палец на вытянутую руку. Не отводите взгляд от кончика пальца. - Поморгайте несколько раз.
- Подведение итогов урока
А) Сохранение данных на флэш-карту - Данные о Маршалах представлены в электронных вариантах. И последний шагом будет – сохранение их на информационный носитель – флэш-карту. - Вы все старались! Но «Базы данных» мы возьмем у капитанов команд. - Займите места в командах.
Б) Подведение итогов - Ребята, разведчики – люди не болтливые, но запоминают всю информацию, которую им удалось получить, навсегда, и могут восстановить её в любой момент. Информация, которую вы разведали, сохранится не только на флэш-картах, но и в вашей памяти. Давайте это проверим. - Что вы запомнили о маршалах, выдающихся военачальниках нашей страны? - Какими вы себе представили маршалов Жукова и Конева? - Данные нашего исследования сохранены в электронном виде на флэш-картах и будут переданы главнокомандующему. - Поздравляем Вас! Две группы разведчиков во главе … и…. добыли информацию и успешно справились с заданием! - Участники команд №1 и № 2 сегодня заслужено получили пятерки! - Домашнее задание
- Ребята, дома вам тоже предстоит заполнить Базу данных. Но теперь темой исследования станут дикие животные. Откройте дневники и запишите задание на дом: С. 92, задание №3. - Кому недостаточно информации, может подойти после урока за уточнениями.
- Рефлексия
А) Ответ детей на вопросы (фронтальная работа) - Чтобы узнать ,как прошел наш урок, давайте ответим на вопросы, которые вы видите на доске: - сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Б) Заполнение анкет - Ребята, чтобы нам узнать какое впечатление вы получили от этого необычного урока, подчеркните на листочках №3 вариант ответа, близкий вам.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
| активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
|
- Мы сегодня проделали очень большую работу! Каждый из вас старался и проявил себя настоящим исследователем. - На следующем уроке мы подведём итог вашей рефлексии и представим результат. - Спасибо за работу, урок окончен!
|