Урок информатики в 3 классе "Поиск информации в базах данных"
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему

1. Урок информатики в 3 классе "Поиск информации в базах данных" по программе С.Н.Тур, Т.П.Бокучава.

Тип урока: Урок-игра, посвященный 23 февраля.

Тема. Поиск информации в базах данных. Тема исследования: Советские военачальники. Объект исследования: Маршалы Советского Союза. Предмет исследования:   маршалы Иван Степанович Конев, Георгий Константинович Жуков.

Цель. Обобщение и систематизация знаний в области   поиска информации.

 

2. Презентация к уроку в 3 классе "Поиск информации в базах данных"

3. Самоанализ урока в 3 классе "Поиск информации в базах данных"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ИНФОРМАТИКИ

В 3-А КЛАССЕ

18 ФЕВРАЛЯ 2011 ГОДА

Лупачева Елена Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов»

Тип урока: Урок-игра, посвященный 23 февраля.

Тема. Поиск информации в базах данных.

Цель. Обобщение и систематизация знаний в области   поиска информации.

Задачи. Образовательные:

  1. Закрепить понятия: информация, свойства информации, информационные источники, базы данных.
  2. Совершенствовать информационную компетенцию учащихся:
  1. навык работы с информацией (в том числе с энциклопедией),
  2. приемы поиска информации,
  3. расширение  познания учащихся об окружающем нас информационном мире.
  1. Совершенствовать навыки работы на персональном компьютере.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, внимание, связную речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории своей страны.

2.  Совершенствовать умение работать в коллективе.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютеры, проектор, презентация, раздаточный материал (энциклопедия), таблицы «База данных» на каждого ученика, таблицы «Массивы», портреты Г.К. Жукова и И.С. Конева, бланки анкет на каждого ученика, таблицы для подведения итогов конкурсов команд.

Ход урока

Содержание

Примечание

  1. Организация класса

- Здравствуйте, ребята! Просим вас занять свои рабочие места.

Сегодня у нас необычный урок, поэтому, чем активнее каждый из вас будет работать, тем больше нового вы узнаете.

  1. Проверка домашнего задания

А) Беседа о 23 февраля

 - За окном середина февраля. Скажите, к какому празднику сейчас готовится Россия?

(Ко Дню защитника Отечества, 23 февраля)

 - Верно! Кого в этот день мы будем поздравлять?

(Всех мужчин нашей большой страны)

- Не зря 23 февраля называют «Мужским днем», а 8 марта «Женским».

 - Ребята, может кто-нибудь знает, как раньше назывался этот праздник? И почему его вообще начали праздновать?

(После победы Красной Армии над войсками Германии в 1918 году,

23 февраля с 1923 года стал назваться Днем Красной Армии.

С 1946 года праздник стал называться Днем Советской Армии и Военно - Морского флота.

И лишь с 1995 года – праздник называют «Днем защитника Отечества»)

Б) Представление команд и их капитанов.

  - Вот поэтому не зря на прошлом уроке мы разделили вас на две команды: команда мальчиков и девочек. Именно сегодня, в честь предстоящего праздника 23 февраля – мальчики будут соревноваться с девочками в сплоченности команды, умении быстро и правильно давать ответы на вопросы, творческом подходе к заданиям.

- Дома вы должны были придумать названия своих команд и выбрать капитанов.

- Просим капитанов представить свои команды.

  1. Основная часть

А) Беседа о разведчиках

 - Ребята, мы сегодня не просто будем работать по командам. Нам дан уникальный шанс – сегодня мы будем разведчиками. Разведчиками школы №9.

 - Что вы знаете об это профессии?

(Это люди, которые по приказу воинского начальства добывают секретную информацию для своей страны)

 - Какими качествами должен обладать настоящий разведчик?

(Он должен быть умным, обладать хорошей памятью, силой воли, уметь принимать правильные решения в трудных ситуациях, должен быть предан Родине)

- По итогам каждого задания командам будут присваиваться звезды, количество которых к концу занятия позволит нам выявить победителя.

Б) Беседа об информации

 - Разведчик занимается поиском информации.

 - Определение информации

 - Ребята, а что такое «информация»?

(Это сведения об окружающем нас мире)

- Действия, совершаемые над информацией (Вопрос команде №1)

- Какие действия может совершать разведчик с информацией?

(Поиск информации, обработку информации, передачу информации, хранение информации)

 - Свойства информации (Вопрос команде № 2)

 - Задача разведчика добыть не просто информацию, а информацию обладающую определенными свойствами. Какие вы знаете свойства информации?

(Полнота, достоверность, понятность, своевременность, полезность)

- Источники информации (Вопрос команде № 1)

 - Скажите, а откуда разведчик может добыть информацию? Из каких источников?

(Из интернета, из книг, из окружающей действительности, от людей)

- Виды информации (Вопрос команде № 2)

 - Ребята, представьте, что вы уже нашли информацию. В каких видах вы её можете представить?

(В виде текста, таблицы, рисунка, схемы)

В) Беседа о базах данных

 - Постановка цели урока.

- Сегодня в разведпоходе мы будем осуществлять поиск информации с целью сбора разведданных. К концу похода нам необходимо предоставить главнокомандующему две базы данных.

 - Что такое База данных?

- Место для хранения информации. База данных похожа на таблицу, в которой есть строки (ряды) и столбцы (поля).

Г) Секретное задание

 - Ребята, разведчик, добывая информацию является еще и исследователем. Ему задают вопрос, то есть дают тему исследования. Ему говорят, в какой области он должен вести поиск (объект исследования) и что он должен найти (предмет исследования).

- Загадки про книгу и энциклопедию

 - Но для начала необходимо отгадать источник, с которым  вы будете работать. Послушайте загадки для команд.

Открыть свои тайны

Любому готова,

Но ты от нее

Не услышишь и слова.

                (Книга, энциклопедия)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь в четверо умней.

           (Книга, энциклопедия)

- Правила работы с энциклопедией.

 - Значит, информацию вы сегодня будете брать из энциклопедий, которые мы вам раздадим. Одна энциклопедия на двух человек. Разведчики часто работают двойками. Помните, работая в паре, нужно работать слаженно, оказывая помощь друг другу. А от работы вашей пары зависит успех всей команды разведчиков.

 - Ребята, напомните нам, как работать с энциклопедией?

(Надо сразу открывать содержание и искать там свою тему. Затем анализировать предложенный материал)

Д) Посвящение в разведчики

- Массивы

 - Ребята, наш главнокомандующий, директор школы доверила вам секретное задание по поиску информации.

 - Профессия разведчика очень сложная и ответственная. Сразу к такой работе не допускают. Необходимо пройти ряд испытаний.

 - Выполнив задание, вы узнаете, какую информацию вам необходимо будет добыть.

 - Задание на тему «Массивы». Сразу вспоминаем, что это такое.

Вам предстоит заполнить массив. Переверните листы с заданием  №1.На ваших столах лежит флажок с цветом вашей команды. Как только команда будет готова, просим капитана поднять флаг – тогда будет ясно, кто справился быстрее.

- Только уважительное отношение друг к другу и умение работать в коллективе поможет вам правильно и быстро справиться с заданием.

Задание 1-й команде:

К

Ж

В

У

О

1

2

3

4

5

   

А

1

2

3

4

5

   

В

В(1)=А(2);      В(2)=А(4);      В(3)=А(1);      В(4)=А(5);      В(5)=А(3)

Задание 2-й команде:

О

Е

К

Н

В

1

2

3

4

5

   

К

1

2

3

4

5

   

М

М(1)=К(3);      М(2)=К(1);      М(3)=К(4);      М(4)=К(2);      М(5)=К(5)

Итог конкурса.

- Итак, давайте подведем итоги нашего конкурса.

 - Команда мальчиков – какая фамилия получилась у вас?

(Жуков)

 - Команда девочек, какая фамилия получилась у вас?

(Конев)

 - А вам знакомы эти фамилии?

(Это герои советского союза)

- Верно! Теперь давайте обобщим полученные данные. И назовем три составляющих нашего исследования.

Тема: Советские военачальники.

Объект: Маршалы Советского Союза.

- Решив массивы, мы с вами сузили область исследования до двух объектов.

Предмет:  Иван Степанович Конев, Георгий Константинович Жуков.

 - Поздравляем вас, ребята – вы собственными усилиями узнали, информацию о ком вам предстоит сегодня искать.

- Ребята, а как вы думаете, почему предметом исследования стали Маршалы Советского Союза?

(Эта тема наиболее актуальна накануне праздника 23 февраля)

Е) Физкультминутка

- Разведчики должны обладать не только прекрасным умом и смекалкой, но и должны быть хорошо развиты физически. Информацию приходится добывать в разных ситуациях.

 - Поэтому мы с вами сейчас проведем небольшую подготовку, после которой приступим к заданию.

Весело шагает разведчиков отряд (движения руками, как при ходьбе)

Ветер развивает волосы ребят (покачать головой)

Вот устали, сели мы на бугорок…(присесть)

Отдохнули – снова идем на урок!

- Работа в группах. Заполнение таблиц.

 - Для того, чтобы правильно выписать информацию, необходимо иметь план, по которому вы будете работать.

 - Переверните листы №2, которые лежат у вас на столах. Скажите, на что похожа эта таблица?

(На базу данных)

 - Верно. Вы будете заполнять базу данных на тему «Советские военноначальники».

- Какие поля вам необходимо заполнить?

(№ по порядку, вопрос, ответ, источник)

 - Какие записи вам надо сделать?

(ФИО, годы жизни, воинское звание, сколько раз награжден званием «Герой Советского Союза», какими фронтами командовал)

- Скажите, а источник у вас в таблицах будет разный или одинаковый?

(У всех будут разные энциклопедии, с разными издательствами, годами выпуска и т.д.)

 - Верно. Вы помните,  как правильно записывать книжный источник (автор, издательство, город, год издания)

 - Таким образом, мы сузили область поиска информации до ответов на поставленные в таблице вопросы.

 - Теперь вы готовы заполнить «Базу данных». Проверим, правильно ли вы сидите за партами. Можете приступать к работе. Поднятый флаг– знак вашей готовности. Работайте сообща – в команде!

- Отчет о проделанной работе.

  - Теперь просим от каждой команды выйти капитанов и представить ваши сведения о Маршалах Советского Союза.

- Отвечаем по плану, который представлен в ваших таблицах.

 4. Работа на компьютерах

А) Заполнение таблиц

- Вы молодцы! Вы добыли информацию и записали её на бумагу. Но в современном мире этого недостаточно. Поэтому мы просим вас перенести информацию в электронный вариант таблицы.

 - Вся ответственность в этом ложится на капитанов. Возьмите таблицы и пересядьте за компьютеры.

Проверьте, правильно ли вы сидите у компьютеров.

  1. Физкультминутка для глаз

- Разведчики должны обладать острым зрением. Чтобы сохранить зоркость, необходимо снять напряжение с глаз.

- Сильно зажмурьтесь.

- А теперь сильно раскройте глаза.

- Повторите  эти действия ещё 2 раза.

- Приставьте указательный палец к кончику носа. Сфокусируйте взгляд на пальце. Медленно отводите палец на вытянутую руку. Не отводите взгляд от кончика пальца.

- Поморгайте несколько раз.

  1. Подведение итогов урока

А) Сохранение данных на флэш-карту

 - Данные о Маршалах представлены в  электронных вариантах. И последний шагом будет – сохранение их на информационный носитель – флэш-карту.

- Вы все старались! Но «Базы данных» мы возьмем у капитанов команд.

- Займите места в командах.

Б) Подведение итогов

- Ребята, разведчики – люди не болтливые, но запоминают всю информацию, которую им удалось получить, навсегда, и могут восстановить её в любой момент. Информация, которую вы разведали, сохранится не только на флэш-картах, но и в вашей памяти. Давайте это проверим.

- Что вы запомнили о маршалах, выдающихся военачальниках нашей страны?

- Какими вы себе представили маршалов Жукова и Конева?

 - Данные нашего исследования сохранены в электронном виде на флэш-картах и будут переданы главнокомандующему.

 - Поздравляем Вас! Две группы разведчиков во главе … и…. добыли информацию и успешно справились с заданием!

 - Участники команд №1 и № 2 сегодня заслужено получили пятерки!

  1. Домашнее задание

 -  Ребята, дома вам тоже предстоит заполнить Базу данных. Но теперь темой исследования станут дикие животные. Откройте дневники и запишите задание на дом: С. 92, задание №3.

- Кому недостаточно информации, может подойти после урока за уточнениями.

  1. Рефлексия

А) Ответ детей на вопросы (фронтальная работа)

- Чтобы узнать ,как прошел наш урок, давайте ответим на вопросы, которые вы видите на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…              
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…                    
  5. теперь я могу…
  6. я научился…
  7. у меня получилось …
  8. я попробую…
  9. меня удивило…
  10. мне захотелось…

Б) Заполнение анкет

 - Ребята, чтобы нам узнать какое впечатление вы получили от этого необычного урока, подчеркните на листочках  №3 вариант ответа, близкий вам.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

 - Мы сегодня проделали очень большую работу! Каждый из вас старался  и проявил себя настоящим исследователем.

- На следующем уроке мы подведём итог вашей рефлексии и представим результат.

- Спасибо за работу, урок окончен!

Дети рассаживаются за столы. Отдельно мальчики, отдельно девочки.

Опустить экран

Слайды  с изображениями к 23 февраля

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Капитаны выходят и объявляют: свои фамилию и имя, название команды

Поднять экран , выключить мультимедийный проектор

Дети работают по командам. Затем подводятся итоги.

На доске висит таблица с итогами конкурсов.

Командам присваиваются звезды.

Звезда

Звезда

Звезда

Звезда

Слова « тема», «объект», «предмет»  на доске (закрыты; открываются по ходу задания)

Звезда

Звезда

Раздаем энциклопедии

У каждого ученика  - лист с заданием  №1 и маркер.

Открыть доску с заданием «Массивы»

Звезда

Звезда

В ходе отчета повесить портреты маршалов.

Открываем на доске

Открываем на доске

Открываем на доске

Опустить экран мультимедийного проектора.

Включить проектор.

У каждого ученика листы с заданием №2

Слайд №5 с образцом таблицы.

Выключить проектор, поднять экран.

Корректировка данных (если необходимо)

Звезды командам

Ходим по классу – контролируем, помогаем

Сохраняем данные на флэш-карту.

На экран выведена страница  93 учебника

Слайд №6: вопросы и портреты маршалов Жукова и Конева

У каждого на столе листок №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Базы данных, поиск информации»

                        ...

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Урок информатики "Время. Числовая информация"

Урок информатики построен на основе сюжета сказки "Цветик-семицветик". "Отрывая" лепестки, выполняя задания, ребята получают новые знания, учатся моделировать различные ситуации....

База данных

Достижения учащихся в различных областях учебно-воспитательной деятельности....

Методическое пособие в форме презентации к уроку математики для учащихся 1 класса. Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого п

Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого познавательного интереса...

Методическое пособие в форме презентации к уроку математики для учащихся 1 класса. Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого п

Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого познавательного интереса...

Методическое пособие в форме презентации к уроку математики для учащихся 1 класса. Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого п

Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого познавательного интереса...