"Час информатики" кружок
рабочая программа по информатике по теме
Программа кружковой работы по ИКТ-технологии (ФГОС НОО второго поколения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок по информатике 1-2 класс | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО учителей начальных классов МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП Протокол № ___ от «____»_________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Семилукской СОШ № 1 с УИОП ___________ Зинченко Т.Ф. «____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ Семилукской СОШ № 1 с УИОП ____________ Тычинин С.И. Приказ № ___ от «___»______________2012 г. |
Программа кружка
«Компьютерный час»
Срок реализации программы 2 года.
Пояснительная записка
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП
Программа формирования ИКТ-компетентности учащихся МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП на ступени начального общего образования.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о свойствах информации,
способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее
распространенных в информатике ( с применением формальной логики,
алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
развитие у учащихся навыков решения логических задач.
Задачи обучения информатике в начальной школе
в обучении:
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
познакомить школьников с основными свойствами информации
научить их приемам организации информации
формирование общеучебных умений и навыков
прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией
формирование умения применять теоретичекие знания на практике
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
в развитии:
памяти, внимания, наблюдательности
абстрактного и логического мышления
творческого и рационального подхода к решению задач;
в воспитании:
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
бережного отношения к школьному имуществу,
навыков здорового образа жизни.
Особенности программы
В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики:
- технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;
- общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Так вот данная программа реализует именно второй подход.
Основные возрастные особенности младших школьников
В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале II полугодия 2011-2012 учебного года. Состав группы – постоянный (по вариантам). Периодичность занятий – 1 раз в неделю (17 часов в первый год обучения, 34 часа во второй год обучения). Количество детей в группе 14-17 человек.
Прогнозируемые результаты
В результате изучения курса «Компьютерный час» учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
осознавать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
объединять предметы по общему признаку;
различать целое и части;
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
составлять и исполнять несложные алгоритмы;
создавать свои информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
использовать информацию для принятия решений;
использовать информацию для построения умозаключений;
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
производить поиск по заданному условию;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки по информатике
на этапе пропедевтического обучения
В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:
выяснить роль и место информации в жизни общества и человека;
получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список);
научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером;
познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
научиться представлять информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию);
уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
иметь элементарные навыки работы на компьютере.
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Примерная структура занятия
Организационно-мобилизующий момент – 2-3 мин
Разминка (повторение ранее изученного) – 2-3 мин
Физкультминутка (двигательная игра) – 1 мин
Объяснение нового материала – 10-12 мин
Физкультминутка (упражнения для глаз) – 1 мин
Работа за компьютером – 10-15 мин
Рефлексия – 2 мин
Завершение работы компьютера – 2 мин
Примерный комплекс упражнений для глаз
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Учебно-тематический план 1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | в том числе |
теоретических | практических |
1 | Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. | 1 | 1 |
2 | Компьютеры вокруг нас. Информация и её виды. Сбор и хранение информации. Как рисует компьютер? | 2 | 1 | 1 |
3 | Рабочий стол. Понятие и назначение курсора. | 1 | 1 |
4 | Компьютерная помощница – мышь. Управление мышью. | 1 | 1 |
5 | Меню: возможность выбора. Кнопка «Пуск». Запуск стандартных программ. Компьютерное окно. | 1 | 1 |
6 | Клавиатура. Её назначение и функциональные возможности. Расположение букв и цифр. | 2 | 1 | 1 |
7 | Стандартная программа «Блокнот». Набор и редактирование текста. | 3 | 3 |
8 | Графический редактор Paint. | 3 | 1 | 2 |
9 | Создание тематического рисунка с текстовым комментированием. | 2 | 2 |
10 | Представление и защита презентации. | 1 | 1 |
Итого | 17 | 4 | 13 |
Учебно-тематический план 2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | в том числе |
теоретических | практических |
1 | Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. | 1 | 1 |
2 | Информация. Свойства информации. Способы передачи и получения информации. | 4 | 2 | 2 |
3 | Что умеет делать компьютер? Компьютер – помощник человека. | 2 | 1 | 1 |
4 | Как считает компьютер? Калькулятор. | 3 | 1 | 2 |
5 | Стандартные программы «Блокнот», «Word», «Paint», «Power Point» | 5 | 5 |
6 | Инструменты стандартной программы «Блокнот», «Word» | 5 | 5 |
7 | Инструменты стандартной программы «Paint» | 5 | 5 |
8 | Инструменты стандартной программы «Power Point» | 5 | 5 |
9 | Создание и защита презентаций. | 3 | 3 |
10 | Повторение | 1 | 1 |
Итого | 34 | 11 | 23 |