Кружок "Мышонок"
материал по информатике (1 класс) на тему
Внеурочная деятельность в 1 классе. Кружок по информатике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_kruzhok_myshonok.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение Королёвская муниципальная
средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методический совет Директор ОУ Королёвской МСОШ
Протокол №_____ ___________ Ю.А. Ладыгин
от «___» __________2010г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в I классе (2011-2012 учебный год)
Кружок по информатике
Составитель программы
Л.В. Лисицына, учитель
начальных классов
пос. Королёвский 2011г.
Пояснительная записка
Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет. На первом году обучения учащиеся получают начальные знания и навыки пользования компьютером. Второй год обучения носит пользовательский характер, т. е. дети учатся пользоваться стандартными программами.
Основная задача курса – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться, ими пользоваться в повседневной жизни.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания.
Предлагаемый курс рассчитан на 33 часа. Это не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
С 1 по 4 годы обучения программа “Мышонок” представляет собой развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
- системность;
- гуманизация;
- междисциплинарная интеграция;
- дифференциация;
- дополнительная мотивация через игру.
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Примерная структура занятия
- Организационный момент (1-2 мин)
- Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Работа за компьютером (10-15 мин)
- Релаксация (1 мин)
- Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся 1-4 годов обучения проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.
Основные цели и задачи курса 1 года обучения
- Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
- Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
- Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
- Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
- Пропедевтика таких понятий, как множества;
- Формирование навыков работы с различными исполнителями;
- Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
Содержание курса
Первый год обучения (33 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? (2ч.)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка “Компьютерная школа”. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
Развитие внимания.
Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (6ч.)
Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.
Введение в логику (25ч.)
Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск “лишнего” предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.
Поурочное планирование материала
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Что такое информация? Виды информации | |
2 | Действия с информацией. | |
3 | Здравствуй, класс компьютерный! Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Введение в предмет. Сказка «Компьютерная школа». Что умеет делать компьютер? | |
4 | Знакомство с компьютером. Компоненты компьютера. Компьютер и его основные устройства. Понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Развитие внимания. Курсор. Назначение клавиш-стрелок. Клавиша | |
5 | Обучение запуску программы. Клавиатура. Работа на клавиатуре. Назначение клавиши <Пробел>. Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. | |
6 | Обучаемся, играя. Игровой урок. | |
7 | Клавиатура. Работа на клавиатуре. Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. | |
8 | Тренинг в ориентировании на рабочем столе компьютера и в цифровой части клавиатуры | |
9 | Мышка – шалунишка. Тренировка работы с клавиатурой и мышью. | |
10 | Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Раскрашивание компьютерных рисунков. Работа на клавиатуре. | |
11 | Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Конструирование. Работа на клавиатуре. | |
12 | Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Работа на клавиатуре. | |
13 | Развитие познавательных способностей. Знакомство с развивающими играми. | |
14 | Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Работа на клавиатуре. | |
15 | Решение задач на развитие внимания. Работа на клавиатуре | |
16 | Решение задач на развитие внимания. Множества. Работа на клавиатуре. | |
17 | Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Вложенность множеств. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Работа на клавиатуре. | |
18 | Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов. Элементы логики. Сопоставление. | |
19 | Знакомство с графическим редактором Paint Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выделение существенного признака предмета. План и правила. | |
20 | Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Снеговик»).Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выделение существенного признака предмета. | |
21 | Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цветы»). Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. | |
22 | Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Домик»). | |
23 | Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Слоник»). | |
24 | Обучаемся, играя. Игровой урок. (Программа «Башня знаний»). | |
25 | Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Космос»). | |
26 | Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Верба»). | |
27 | Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цыплёнок»). | |
28 | Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Дворик»). | |
29 | Решение логических задач. Конструирование. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Машина»). | |
30 | Решение задач на развитие образного мышления. Понятие «Исполнитель». Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Кораблик»). | |
31 | Решение задач на развитие образного мышления. «Пример исполнителя». Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Бабочка»). | |
32 | Обучаемся, играя. Игровой урок. (Программа «Башня знаний»). | |
33 | Повторение изученного за год материала. |
В результате обучения учащиеся должны
- Знать правила поведения в компьютерном классе;
- Знать основные сферы применения компьютеров;
- Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”;
- Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
- Уметь проводить анализ при решении логических задач;
- Иметь понятие о множестве;
- Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
- Уметь находить общий признак для группы предметов;
- Знать понятие существенного признака предмета;
- Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
- Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
- Уметь предлагать несколько вариантов “лишнего предмета” в группе однородных предметов;
- Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
- Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
- Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
- Иметь представление о различных формах курсора;
- Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
- Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП “Страна Фантазия” (1-й год обучения);
- Уметь управлять объектами на экране монитора.
- Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
Формирование универсальных учебных действий
На конец 1 года обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.
Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- обработка информации (с помощью ИКТ);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- построение рассуждения.
Регулятивные
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Основные пособия учителя:
- Поурочные разработки занятий курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
Дополнительная учебная литература:
- Компакт-диск «Мир информатики. 1 класс».
- Компакт-диск «Башня знаний».
- Компакт-диск «Кузя. Новый год».
Список литературы
Авторская программа курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”