ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Кизиляева Екатерина Юрьевна

В настоящее время проблема нарушений осанки является актуальной. Т.к. по данным специалистов, распространенность нарушений осанки среди детей, подростков и молодежи достигает 80-90%. В первую очередь, это связанно со снижением уровня двигательной активности и изменениями образа жизни современного человека. В данной работе рассмотрены типы осанок,  представлен примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_pravilnoy_osanki.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Осанка — это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. В настоящее время проблема нарушений осанки является одной из наиболее распространенных  и сложных. По  данным специалистов,  распространенность нарушений осанки среди детей, подростков и молодежи достигает 80-90%.  В первую очередь, это связанно со снижением уровня двигательной активности и  изменениями образа жизни современного человека, обусловленными научно-техническим прогрессом.

Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Рис.1. Правильная осанка.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается работа многих органов и систем организма, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд (лордозы), грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад (кифозы). Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный лордоз позвоночника. Грудной кифоз формируется при положении сидя, а поясничный лордоз, когда ребенок начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность амортизировать при движениях.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Рис. 2. Типы осанки.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Активные прогулки и игры на свежем воздухе;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Расслаблять мышцы тела;
  • Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей. Особенно портит осанку неправильная поза за партой при письме, чтении; при просмотре телевизора, играх на компьютере и т.д. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Рис. 3. Положение за партой. а – правильное, б,в,г – не правильное.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

1. Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

2. Упражнения у вертикальной. Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком (т.е. приобретает положения правильной осанки). Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек. , расслабление - от 6 до 12 сек.

3. Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки с различным наполнением), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

4. Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса упражнений.

До выполнения данных упражнений следует подготовить к ним организм посредствам упражнений в ходьбе, беге (допускается выполнение на месте).

Примерный комплекс упражнений (для формирования ощущения правильной осанки, мышечного корсета):

1. «Кошечка добрая — сердится». И. п.: ребенок на четвереньках опирается о пол коленями и локтями. В первой части упражнения спина прогибается вниз, голова поднимается кверху «Кошечка добрая». Во второй части упражнения голова опускается вниз, а спина круто поднимается вверх. «Кошечка сердится».

 2. «Колка дров». И. п.: ноги на ширине плеч, руки в замок закинуты за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.

 3. На голову помещается какой-нибудь нетяжелый предмет, и ребенок совершает круг, стараясь не уронить его.

 4. «Птичка». И. п.: лежа на животе. Взрослый прижимает к полу голени малыша, а он в это время старается поднять голову и раскинутые в стороны руки.

 5. Лежа на спине приподнимать поочередно, а потом вместе обе ноги вверх и медленно опускать.

6. «Ножницы»  И.п. леж на спине, ноги подняты на ширине плеч. 1 -  скрестить ноги, правая вверх, 2 – И.п., 3 – скрестить ноги, левая вверх, 4 – И.п.

7. «Велосипед». Имитация езде на велосипеде назад и вперед.

8. Круговые движения вытянутыми руками назад в положении стоя.

9. Лежа на спине, ребенок прижимается к полу так плотно, чтоб под бедра, поясницу и шею нельзя было продвинуть и края ладони.

10. И.п. леж на животе, руки вдоль туловища. 1 – поднять прямые ноги и туловище, руки в стороны, 2 – И.п.

11. «Рыбка». И.П. леж на животе руки согнуты, ладони у плеч. 1 – разогнуть руки, прогнуться в пояснице, затылком тянуться к согнутым ногам, 2 – И.п.

В конце комплекса упражнений целесообразно дать 2 – 3 дыхательных упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование правильной осанки у школьника»

занятие валеологического клуба "Здоровей-ка"...

Формирование правильной осанки в условиях противотуберкулезного диспансера.

Формирование правильной осанки в условиях противотуберкулезного диспансера....

Формирование правильной осанки

В данном сообщении рассказывается об осанке, причинах нарушения и её сохранении.  Какие факторы влияют на осанку,  при помощи каких физических упражнений можно укрепить мышечный корсет ребён...

Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки

Методичка - настольная книга учителям при проведении физминуток на уроках...

Упражнения для формирования правильной осанки

Полезные упражнения для формирования правильной осанки...