Методическая разработка мастер – класс Тема: «Игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры»
методическая разработка по физкультуре (4 класс)

Сачура Вероника Олеговна

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса сегодня «Игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры». Мы совместно с вами разберем, что такое координация движений и методику развития координационных способностей у детей младшего и среднего школьного возраста, а   в процессе практической деятельности рассмотрим применение игр и упражнений на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

Методическая разработка

мастер – класс

Тема: «Игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры»

Педагог дополнительного образования

Сачура Вероника Олеговна

пгт. Черноморский, 2022г.

Цель мастер - класса: рассмотреть методы и приемы на развитие координационных способностей у детей младшего и среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Задачи: 

- изучить понятие координационные способности;

- изучить методику развития координационных способностей у детей младшего и среднего школьного возраста;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.

Форма проведения мастер-класса: 

-с педагогами и для них без участия детей;

-лекция с элементами презентации +практическая работа.

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса;

- методические материалы

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическо - демонстрационная часть.

Лекция с элементами презентации

3. Практическая часть.

Знакомство с понятием координационные способности;

Показать возможность применения игр и упражнений на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры».

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

1.Организационный момент.

         - Здравствуйте, я педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества поселка Черноморского Северского района - Сачура Вероника Олеговна.

         Тема моего мастер-класса сегодня «Игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры». Мы совместно с вами разберем, что такое координация движений и методику развития координационных способностей у детей младшего и среднего школьного возраста, а   в процессе практической деятельности рассмотрим применение игр и упражнений на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры».

2.Теоретическо - демонстрационная часть.

         Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. Огромную роль в развитии здоровья играют занятия физкультурой.

Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью физической культуры. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.

Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

        Одним из факторов развития ребёнка является координация, то есть умение согласовывать движения различных частей тела. Без её развития трудно добиться необходимых результатов. Средний школьный возраст наиболее благоприятный период в развитии координации, так как мышление является наглядно-действенным. Необходимым условием в развитии координации является постепенное усложнение, разнообразие движений и ускорение темпа двигательного действия. Что же такое – координация?

         Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Любая поза, любое движение требует координации.

Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.

Можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:

Способность к реагированию -  это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом.

Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на "равновесия", то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.

         Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуации или движущегося объекта. К ним относятся вращение вокруг своей оси, всевозможные перестроения. 

         Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.

         Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, фитболами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.

  Основными способами оценки координационных способностей у детей среднего школьного возраста являются: легкоатлетические (прыжки, метания, челночный бег) и гимнастические упражнения (ходьба по гимнастическому бревну, различные комплексы гимнастических упражнений под музыку, под счет).

         Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками.

         Тренировка координации движений – процесс медленный и сложный, поэтому не стоит ждать быстрого результата и сразу выполнять сложные элементы.

  К методам формирования координационных способностей у детей среднего школьного возраста относят повторный метод, метод вариативного упражнения и игровой метод.

         В первую очередь детям должно быть интересно.  Для реализации поставленных задач я активно использую образы и игру, что помогает детям правильно справляться с заданиями.

         Таким образом, развитие координационных способностей на уроках физической культуры посредством игр является довольно актуальной темой.

3. Практическая часть.

Стойка на цыпочках – это упражнение состоит из нескольких движений и выполняется с закрытыми глазами. Только на первый взгляд его легко выполнить.

Вращение головы – часто встречается в общеукрепляющей гимнастике. Движение выполняется, став на носки и закрыв глаза.

Способность к реагированию

Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве:

1.     одноименными—движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога);

2.     разноименные- выполняются в разных направлениях (например, во время подскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот).

Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону)

Зрительно-моторная реакция и слухо-моторная реакция, с ускорением:

Упр. «Обычный квадрат»

Упр. Руки «Макарена»

Игра «Поменять по хлопку»

Способность к равновесию 

Упр. «Рука, нога –круговые движения в сторону»

Упр. «Рука, нога в сторону»

Игра ходьба по линии - «Суша вода с предметом»

Ориентационная способность  

Упр. «Передвижения по залу с выполнением заданий»

Упр. «Круг – Верчение»

Игра «Займи свое место»

Отдельно остановимся на развитии координационных способностей  с фитболом и мячом.

Фитбол – это один из видов фитнеса. Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.  Это не просто подвид спорта, это еще и вид лечения.

Фитбол можно использовать в различных функциях: как массажер, как ориентир, как амортизатор, как тренажер, как отягощение, как препятствие, как опора, как предмет. 

Игра «Догони мяч» (2 мяча)

Вывод: 

         Как можно заметить, координация развивается при занятиях практически любым видом спорта. Поэтому у тех, кто ведет активный образ жизни, обычно нет проблем с этой природной способностью.

         Таким образом, используя в процессе занятия игры и образы данной направленности, что делает процесс обучения полезным и приятным, оказывает положительное влияние на правильное выполнение упражнений.

         

Рефлексия

         Уважаемые участники наш мастер – класс подошел к концу, и мне хотелось бы узнать ваше мнение. Я вам даю веселый мячик, и каждый из вас получив его, продолжит фразу: «Мне понравилось…», «Я бы посоветовал...».         Заключительное слово

         Исходя из этого, я делаю вывод о том, что Вы узнали что-то новое для себя и приобрели навыки, которые могут пригодиться Вам в педагогической деятельности.

 Я благодарю вас, за внимание, и дарю вам свои аплодисменты!!!!!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...

Разработка урока по физической культуре 3 класс Развитие координации движений

Разработка урока для 3 класса :  Тема  урока: Развитие координации движений   Цель урока:Развитие координационных способностей...

Урок физической культуры "Лёгкая атлетика. Развитие спортивных качеств: быстроты, ловкости, координации движений"

Для решения задач урока используются разные виды тренировочных упражнений: разминка, комплекс упражнений, подвижные игры. Отрабатывается точность выполнения разного вида движений, силу мышц и быстроту...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сохранение вертикального положения тела в поле земной гравитации имеет огромное значение для человека. Равновесие - это определенное взаимодействие человека с земной гравитацией. На уроках физической ...

Конспект урока «Игровые технологии для развития моторики рук и координации движений на уроках физической культуры».

Предлагаю вашему вниманию комплексы упражнений для развития моторики рук и координации движений для учащихся начальных классов, которые можно использовать не только на уроках физической культуры, но и...

Конспект урока по физической культуре «Развитие координации движений. Весёлые старты», (2 класс)

Цель урока: развитие координации движений посредством весёлых стартов у обучающихся 2 класса.Задачи:Образовательная: формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств.Оздоро...