Методика обучения прыжкам на скакалке учащихся начальных классов
методическая разработка по физкультуре

Травкина Ирина Анатольевна

Прыжки со скакалкой занимают значительное место в работе с учащимися младшего школьного возраста. Они способствуют развитию выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность, настойчивость, особенно девочки. Многие из них самостоятельно овладевают прыжками и затем подолгу прыгают на прогулках в теплое время года, используя разные варианты прыжков (Е.Н. Вавилова, 1983).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_-_skakalka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 483 с углубленным изучением информатики Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Методика обучения прыжкам на скакалке

учащихся начальных классов».

Учитель физической культуры:

 Травкина Ирина Анатольевна

Санкт-Петербург

2023

Введение

Прыжки со скакалкой занимают значительное место в работе с учащимися младшего школьного возраста. Они способствуют развитию выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность, настойчивость, особенно девочки. Многие из них самостоятельно овладевают прыжками и затем подолгу прыгают на прогулках в теплое время года, используя разные варианты прыжков (Е.Н. Вавилова, 1983).

Прыгать можно через короткую и длинную скакалку. Более легкими считаются прыжки через длинную скакалку, которую держат или вращают двое, третий прыгает.

Длинная скакалка не должна быть легкой, иначе она не сможет касаться земли. Толщина ее 10 мм, длина 4 м.

Для овладения прыжками на короткой скакалке важно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка: вставшему на нее обеими ногами ручки скакалки должны доходить до подмышек. Скакалка не должна быть слишком легкой.

Прыжки на длинной скакалке.

1-ый этап.

Методика обучения

Планомерное и систематическое обучение прыжкам через скакалку начинается со среднего дошкольного возраста. Координировать и сочетать движение рук и ног детям трудно, поэтому, вначале обучают прыжкам через длинную скакалку, так как для выполнения этих прыжков не требуется такое сочетание. Вначале дети учатся перешагивать через неподвижную длинную скакалку, которую держат двое других детей на высоте 3-5 см. над землей. Затем детей учат прыгать с одной ноги на другую, перепрыгивать через нее двумя ногами, одной (правой или левой) ногой, вперед-назад.

2-ой этап.

После освоения эти упражнения проводятся через качающуюся вперед-назад скакалку. Эта же последовательность упражнений сохраняется при выполнении одиночных прыжков через вращающуюся скакалку. Постепенно дети переходят от одиночных к серии разнообразных прыжков. В качестве усложнения детям предлагают выполнять прыжки с промежуточными подскоками и в более быстром темпе, который определяется скоростью вращения скакалки.

3-ий этап.

Пробегание, вбегание и выбегание

Более сложным для детей является овладение пробеганием под вращающейся скакалкой, вбеганием и выбеганием. Если ребенок никак не решается пробежать под вращающейся скакалкой, то учитель физической культуры или ребенок, владеющий        этим движением, может выполнить его вместе с начинающим, держа его за руку. При этом скакалка вращается в сторону ребенка сверху вниз, касаясь земли. Освоив пробегание и вбегание, учащиеся переходят к выполнению разнообразных прыжков и заканчивают упражнение выбеганием. Используются и парные прыжки, пробегания по двое-трое.

Прыжки через короткую скакалку.

Наряду с обучением прыжкам через длинную скакалку организуется обучение прыжкам через короткую скакалку.

Техника прыжков через короткую скакалку

Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребенка.

Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.

Вторая фаза - выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5-10 см.

Третья фаза - полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребенка.

Четвертая фаза. Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно (О.Г. Аракелян, Л.В. Карманова, 1984).

Можно сказать, что учащиеся уже освоили серийные прыжки, и теперь их задача состоит в соединении движений рук с прыжками. Поэтому вначале детей учат перебрасыванию скакалки руками вперед-назад и перешагиванию через нее. Усвоив координацию движений рук и ног, дети легко переходят на прыжки через короткую скакалку с вращением ее вперед-назад. Одним из разновидностей этих прыжков являются прыжки через обруч.

На этапе закрепления прыжков через скакалку необходимо использование музыки. Музыкальное сопровождение способствует воспитанию грации, ритмичности и пластики движений. Прыжки через скакалку под музыку могут входить составным элементом в различные танцы.

Методические приемы:

          Учитель физической культуры должен всячески поощрять стремление учащихся, особенно мальчиков, овладеть прыжками со скакалками, которые должны быть всегда в распоряжении детей.

Для создания и поддержания стойкого интереса к этому движению можно показать учащимся презентации и рассказать, как спортсмены (борцы, боксеры, легкоатлеты, гимнасты и др.) — используют в тренировке прыжки со скакалкой.

Можно разучить с детьми стихотворение А. Барто «Веревочка» и др., а во время спортивного досуга организовать веселые соревнования в прыжках, используя текст этих стихов.

  Тут прохожим не пройти,
           Тут веревка на пути,
           Хором девочки считают
           Десять раз по десяти,

   Я и прямо, я и боком,

             С поворотом и с прискоком,

             И с разбега, и на месте,

             И двумя ногами вместе.

              Вот и мы начнем опять

  Через прыгалку скакать:

     Раз, два, три, четыре,

     Пять, шесть, семь. Стоп.

   

    Раз, два, три, четыре,

     пять, шесть, семь,

     Прыгать сразу вместе всем.

      Раз, два, три, четыре,

      пять, шесть, семь.

На уроке физической культуры можно проводить эстафеты со скакалкой или подвижные игры.

Например,

Эстафета с длинной скакалкой.

Цель:

Закреплять умение пробегать под скакалкой, не задевая ее.

Ход игры:

Играющие выстраиваются в две колонны по одному у линии старта, на расстоянии 4—5 шагов одна колонна от другой. Перед каждой командой в 5—6 шагах становятся по два игрока с длинной скакалкой. По сигналу руководителя они начинают равномерно крутить скакалку в сторону своих команд. По этому же сигналу первые номера пробегают под скакалкой. После этого вперед выбегают вторые номера, за ними третьи и т. д. Тот, кого скакалка задела, должен вернуться и повторить свою попытку.

Побеждает команда, закончившая прыжки первой.

При повторении игры тех, кто крутил скакалку, заменяют другие.

Подвижная игра: «Иван - чемодан».

Цель:

Развивать у учащихся умение играть в коллективе, проявлять уважение друг к другу. Учить детей перепрыгивать через скакалку, не толкая соседа, не наступать на скакалку и не задевать её во время прыжков.

Ход игры:

Один ребёнок крутит скакалку и говорит:

Иван – чемодан,

Купил диван

Раз, два, три, крути и на скакалку не наступи.

Дети прыгают через скакалку, кто запнётся или наступит на скакалку, тот становиться водой.

Спортивный конкурс «Прыгуны»

Задачи:

1. Выявить уровень формирования двигательного навыка в прыжках через скакалку

2. Развить ловкость, быстроту, глазомер.

3. Развивать интерес к физической культуре.

Участники:

 учащиеся 3 «А», 3 «Б» классов ГБОУ школа № 483 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Жюри: Завуч по воспитательной работе, учителя физической культуры, учащиеся старших классов.

Место проведения: спортивный зал.

Награждение: медали, грамоты, мягкие игрушки, шоколад.

Спортивный конкурс состоит из 3 туров:

1 тур - Кто больше пропрыгает на скакалке на двух ногах за 1 минуту;

2 тур - Кто больше пропрыгает на короткой скакалке на правой и левой ноге;

3 тур - Кто больше пропрыгает на скакалке с промежуточным прыжком за 1 минуту.

 Победители:

1место –

2место –

3место –

           Все дети должны получить сладкие призы,

победители - медали или грамоты.

Литература:

  1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.: Просвещение, 1983.
  2. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А.В. Кенеман, Г.П. Лескова, О.Г. Аракелян и др.; под ред. А.В. Кенеман, Т.И.Осокиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.

Данная статья опубликована в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время"....

Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»

Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...

Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"

Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...

Методики изучения эмоциональной сферы у учащихся начальных классов

Методики изучения эмоциональной сферы  у учащихся начальных классов.Подготовила: Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель начальных классов МАОУ Иволгинская СОШ...

Методики для определения сформированности УУД учащихся начальных классов

В условиях реализации ФГОС одно из обязательных условий по формированию универсальных учебных действий - проведение диагностики сформированности УУД учащихся начальных классов....

«Методика обучения прыжкам на скакалке»

Прыжки через скакалку используют для разминки, укрепления мышц ног, улучшения координации и подвижности стоп, они развивают как аэробные, так и анаэробные возможности организма. Это прекрасное средств...