Проектирование урока «Подвижные игры народов Севера»
план-конспект урока по физкультуре (2 класс)
Игры народов Севера являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания младших школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируются устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств. Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов Севера: они окунаются в народный колорит обычаев, знакомятся со своеобразием языка, формами и содержанием разговорных текстов. Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлении об окружающем их мире. Дети узнают, что особенности жизни и труда людей зависит от природно-климатических условий: на Севере распространено оленеводство, охота, рыболовство. В играх много соревновательного задора, движения точны и разнообразны: «Прыжки через нарты», «Прыжок белки», «Метание топора», «Медвежья пляска». В играх, танцах, отражается экологическое воспитание, где дети любуются красотою, богатством природы, пробуждается уважение к ней: «Хэйро», «Северное сияние». Так же в игре происходит передача знания, но не менее важным ее смыслом является постижение (приобретение) ценностей, их практическое освоение. Эти ценности формируются в процессе жизни человека в условиях социальной среды, однако игра обладает свойством объединять людей, способствовать развитию у них общих интересов, чувств, единого мироощущения и мировосприятия. В игре, с ее заряжающей человека энергией эмоционально возбуждающей, у человека возникают субъективные переживания, ведущие к развитию определенных черт и свойств. В игре не требуется внешнего принуждения, оно уступило факторам внутренним: этическим и эстетическим; игра способствует их развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока «Подвижные игры народов Севера»
Арещенко Сергей Александрович
Учитель физической культуры МАОУ «ООШ № 2» г. Полярный
Игры народов Севера являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания младших школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируются устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств. Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов Севера: они окунаются в народный колорит обычаев, знакомятся со своеобразием языка, формами и содержанием разговорных текстов. Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлении об окружающем их мире. Дети узнают, что особенности жизни и труда людей зависит от природно-климатических условий: на Севере распространено оленеводство, охота, рыболовство. В играх много соревновательного задора, движения точны и разнообразны: «Прыжки через нарты», «Прыжок белки», «Метание топора», «Медвежья пляска». В играх, танцах, отражается экологическое воспитание, где дети любуются красотою, богатством природы, пробуждается уважение к ней: «Хэйро», «Северное сияние». Так же в игре происходит передача знания, но не менее важным ее смыслом является постижение (приобретение) ценностей, их практическое освоение. Эти ценности формируются в процессе жизни человека в условиях социальной среды, однако игра обладает свойством объединять людей, способствовать развитию у них общих интересов, чувств, единого мироощущения и мировосприятия. В игре, с ее заряжающей человека энергией эмоционально возбуждающей, у человека возникают субъективные переживания, ведущие к развитию определенных черт и свойств. В игре не требуется внешнего принуждения, оно уступило факторам внутренним: этическим и эстетическим; игра способствует их развитию.
В играх «Бег на ходулях», «Бег в снегоступах» осуществляется комплексное воздействие на человека: здесь ограничено сочетаются движения, физические качества, характер человека, юмор, мораль. Подвижные игры «Нарты-сани», «Волк и олени», «Каюр и собаки» - поддерживают у детей веселое, жизнерадостное настроение. Они способствуют умственному развитию, сообразительности, находчивости. Формируют такие черты характера, как активность, решительность, настойчивость, воспитывают нравственные качества, вызывают приятные эмоции. В данных играх дети приучаются действовать по сигналу, подчинятся правилам игры, что способствует воспитанию внимания, выдержки, дисциплинированности.
Игры народов Севера просты и доступны по своему содержанию. Будучи увлекательны по своему сюжету, они повышают жизненный тонус, доставляют детям радость, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях: «Перетягивание палки», «Ловкий оленевод».
Процесс игры во многом развивает способность у ребят к сознательному, планомерному, тонкому восприятию мира. Так, например, игры «Охота на куропаток», «Метание камней» учат умению определять расстояние, развивать глазомер.
Игры и состязания народов Севера характеризуются комплексностью и универсальностью своего воздействия на ребенка. Главная их социальная функция – подготовка к труду подрастающего поколения. Именно с этих позиций у Северных Этносов строится всегда весь воспитательный процесс.
Тема урока: Подвижные игры народов Севера
Тема урока: «Подвижные игры народов Севера»
2 класс
Цели деятельности учителя | Развивать умения участвовать в подвижных играх в соответствии с правилами и соблюдением техники безопасности, проверить запоминание временных отрезков |
Тип урока | Образовательно-обучающий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомиться с подвижными играми народов Севера; научиться: взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; получать возможность научиться: организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и соревнования; соблюдать требования техники безопасности. Метапредметные: познавательные - овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные - выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение; регулятивные - овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Образовательные ресурсы | Секундомер, мячи |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Слушают и обсуждают тему урока | Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позиции школьника. | Устные ответы |
2. Актуализация знаний | Выполнить 3-х минутный бег. Дыхательные упражнения. Расчёт на «первый, третий». Перестроение в 3шеренги | Обращает внимание учащихся на рациональное распределение сил во время бега. Объясняет, что важно выбрать собственный ритм бега, следя за дыханием. Проводит дыхательные упражнения: вдох - руки вверх; выдох - руки вниз, расслаблены, с полу-наклоном. Сделать четыре вдоха-выдоха и остановиться на одной из сторон площадки. Объясняет, как производить расчет. Даёт задание рассчитаться на «1-3-ий» и перестроиться в 3шеренги. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения | По команде «Направо!» выполняют ходьбу по кругу и переходят на бег. Переходят на ходьбу и выполняют дыхательные упражнения. Выполняют расчёт. Выполняют перестроение в 3шеренги | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности | Выполняют действия по инструкции. Сравнение результата с образцом |
3.Объяснение нового материала. Применение знаний в новой ситуации | 1.Мы с вами живём на Крайнем Севере. Сегодня на уроке выполним комплекс ОРУ «Животные Севера»: По ледяной пустыне Медведица идет. За нею медвежата Торопятся вперед. Трещит мороз жестокий, Повсюду снег и лед. По полынье холодной За нерпой морж плывет. Бегут, спешат олени, Им виден путь едва. Над ними тихо кружит Полярная сова. Приложение № 1 2.На уроке мы познакомимся с некоторыми играми народов Севера. Подвижные игры: «Олени и пастухи» «Льдинки, ветер и мороз» «Ручейки и озёра» «Полярная сова и евражки» Приложение № 2 | Проводит комплекс ОРУ. Обеспечивает мотивацию выполнения и создает эмоциональный настрой.
Делит класс на команды. Объясняет условия проведения подвижных игры. Назначает водящих. | Выполняют упражнения Участвуют в игре и эстафете | Фронтальная, индивидуальная Работа в парах, групповая, фронтальная | Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности | Осуществление контроля по образцу Выполнение действий по инструкции |
4.Контроль усвоения. Первичное осмысление и закрепление | Как вы думаете, почему такие названия у игр народов Севера? Что развивают подвижные игры? Какие новые слова вы узнали из игр? | Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. | Отвечают, повторяют новые слова, объясняют. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; обмениваются мнениями, задают вопросы | Устные ответы. Осуществление контроля по образцу |
5. Информация о домашнем задании и рефлексия. | Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. - Ребята, как вы себя чувствуете сейчас? Если вы полны сил и энергии – попрыгайте на месте 5 раз, если вы устали – присядьте. - Какое у вас настроение? Если весёлое – помашите руками, поднятыми вверх, грустное – спрячьте руки за спину. - Что вы испытывали, когда играли в игры народов Севера? Если вы испытывали трудности – потопайте ногами, было легко – похлопайте в ладоши. - Оцените свою работу на уроке. Вы приложили максимум усилий, помогали товарищам, были доброжелательным – обнимите себя крепко-крепко. Если вы решили, что могли бы работать лучше – переплетите руки крестом на уровне груди. | Игры народов Севера просты и доступны по своему содержанию. Они увлекательны по своему сюжету, повышают жизненный тонус, доставляют детям радость, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях: «Перетягивание палки», «Ловкий оленевод». Домашнее задание: Найти подвижную игру народов Севера на метание. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня освоения изучаемого материала. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Приложение № 1
Комплекс ОРУ «Кто живет на Севере»
«По ледяной пустыне медведица идет»
И. п.: стоя, ступни параллельно, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кисти рук сжаты в кулачки. Поочередно сгибать колени, отрывая пятки от пола, делая энергичный перекат стопы до конца пальцев; руками выполнять поочередные движения вперед (до полного выпрямления руки) — назад. Выполнить 8 движений. Пауза. Повторить 2-3 раза.
«Летит полярная сова, колышет крыльями едва»
И. п.: о. с., руки к плечам, 1-2 — подняться на носки, поднять локти вверх — вдох; 3-4 — вернуться в и. п. — выдох. Локти поднимать в стороны, стараться соединить лопатки. Повторить 6-8 раз.
«По полынье моржи плывут, мелькают спины там и тут»
И. п.: ноги врозь, руки на пояс. 1-2 — наклон вперед, руками выполнить гребковое движение (руки вынести вперед, ладони вниз; через стороны руки в и. п., на пояс) ; 3-4 — вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз.
«Маленькие елочки и березки низкие вьюга заметает снегом серебристым»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки «домиком» над головой. 1-2 — наклон вправо, руки вверх — выдох; 3-4 — и. п., вдох. То же влево. Наклоняться точно в сторону, голову держать прямо. Повторить по 4 раза.
«Сквозь снег и заносы олени спешат, от злого мороза они не дрожат»
И. п.: о. с., руки на пояс. 1 — поднять правую прямую ногу вперед; 2 — махом отвести назад; 3 — снова вперед; 4 — и. п. То же левой ногой. Ноги прямые, носок оттянуть, сохранять равновесие на опорной ноге. Повторить по 4 раза.
«Прыгают, как зайчики, девочки и мальчики»
И. п.: о. с., руки вниз. Прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой на месте. По 10—12 прыжков, чередуя с ходьбой на месте (8—10 шагов). Повторить 3-4 раза.
«Северное сияние»
И. п.: ноги врозь, руки в стороны, пальцы слегка сжаты в кулак. 1-3 — круги руками книзу; 4 — и. п. Повторить 3-4 раза.
Быстрый бег, ходьба.
Приложение № 2
Подвижная игра «Олени и пастухи»
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута/
Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
Подвижная игра «Ручейки и озёра»
Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.
Подвижная игра «Полярная сова и евражки»
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера»».
Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера»».УчительМБОУ СОШ№6: Аверина Любовь ВладимировнаЦели: привить детям интерес к регулярным занятиям физической культурой и спо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования на период 2011 – 2016 г.г. (стандарты второго поколения); Конц...

Игровая программа «Игры народов Севера».
Учащихся познакомилсь с национальными играми народов Севера: «Стой, олень!»; "Охота на куропаток»; стрельба из лука, “Перетягивание на палках”, “Бросание тынзяна на хорей”,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игры народов Севера"
Данная программа содействует укреплению здоровья, приобщает детей к культуре народоов Севера....

Разработка урока "Игры народов Севера".
Данный урок знакомит учащихся с традициями и бытом коренных народов Севера....

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура (подвижные игры народов Севера)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" (подвижные игры народов Севера) со сроком реализации 1 год (1 класс)...