Рабочая программа внеурочной деятельности 1-2 кл.
рабочая программа по физкультуре (1, 2 класс)

Внеурочная деятельность по ФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_narodov_rossii_1-2_kl.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

начального общего образования

спортивно-массовое направление

« Игры народов России»

Программа составлена на основе

авторской программы О.В. Бартецкой

«Подвижные игры народов России»

Программу составила:

учитель физической культуры

Кузовлева Алина Геннадьевна

2019-2020 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………….. 3

  2. Содержание программы………………….……………………………….. 5

  3. Тематическое планирование …………………………………………….. 6

  4. Методические рекомендации……………………..………………………. 7

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты ……………… 8

  6. Планируемый результат  ………………………………………………… 10

  7. Календарно – тематическое планирование ……………………………  11

Пояснительная записка

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы  (М., Просвещение, 2017 г.)

        Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

    Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Программа рассчитана  на 1 класс-33 часа, на 1-2 классы-34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

  • укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе,
  • развить природные задатки  и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Содержание программы

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их  шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Игры народов России» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д.  Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Тематическое планирование 1 класса

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

8

2

Подвижные игры

17

3

Эстафеты

9

итого

34

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

11

2

Подвижные игры

8

3

Эстафеты

8

4

Игры народов России

7

итого

34

Тематическое планирование 2 класса

Методические рекомендации

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры.
  3. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  1. раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 2-й
    класс.
  2. раздел - «Игры народов России», изучается со 2  класса.
  3. раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
  4. раздел - «Эстафеты», изучается в 1-2-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать отпростого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играмиразличных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу.

«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов России»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

 «Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности

Личностными результатами кружка «Игры народов России» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненныеситуациисточкизренияобщепринятыхнормиценностей;оцениватьконкретныепоступкикакхорошиеилиплохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами кружка «Игры народов России»

являетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).

  • Регулятивные УУД:
  • определять информировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действийво время занятия;
  • учиться работать поопределенному алгоритму
  • Познавательные УУД:
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.                                                  

Планируемый результат:

-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;    

- младший  школьниксознательно применяет физические упражнения для повышения        работоспособности, организации отдыха и укрепления  здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Календарно - тематическое планирование

кружка «Игры народов России»

1-х классов (33 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Гуси-лебеди

1

5.09

2

У медведя во бору

1

12.09

3

Филин и пташки

1

19.09

4

Палочка- выручалочка

1

26.09

5

Блуждающий мяч

1

3.10

6

Классики

1

10.10

7

Ловишка в кругу

1

17.10

8

Пчелки и ласточки

1

24.10

9

К своим флажкам

1

7.11

10

Кот идет

1

14.11

11

Северный и южный ветер

1

21.11

12

Соревнования скороходов

1

28.11

13

Колдунчики

1

5.12

14

Аисты

1

12.12

15

Пчелы и медведи

1

19.12

16

Хитрая лиса

1

26.12

17

Ловишки с приседаниями

1

16.01

18

Переправа с досками

1

23.01

19

Туннель

1

30.01

20

Собери урожай

1

6.02

21

На погрузке арбузов

1

13.02

22

Принеси мяч

1

20.02

23

Успей перебежать

1

27.02

24

С мячом

1

5.03

25

Весёлые старты

1

12.03

26

Совушка

1

19.03

27

Мышеловка

1

2.04

28

Пустое место

1

9.04

29

Карусель

1

16.04

30

Кто быстрее?

1

23.04

31

Конники-спортсмены

1

30.04

32

Лягушата и цыплята

1

7.05

33

Карлики и великаны

1

14.05

34

Встречная эстафета с бегом

1

21.05

Календарно - тематическое планирование

кружка «Игры народов России»

2-х классов (33 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Класс/ Дата

2-а

2-б

2-в

1

Русская народная игра «Жмурки»

1

5.09

3.09

3.09

2

Русская народная игра «Кот и мышь»

1

12.09

10.09

10.09

3

Русская народная игра «Горелки»

1

19.09

17.09

17.09

4

Русская народная игра «Салки»

1

26.09

24.09

24.09

5

Русская народная игра «Пятнашки»

1

3.10

1.10

1.10

6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

10.10

8.10

8.10

7

Русская народная игра «Фанты»

1

17.10

15.10

15.10

8

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1

24.10

22.10

22.10

9

Русская народная игра «Волк»

1

7.11

5.11

5.11

10

Русская народная игра «Птицелов»

1

14.11

12.11

12.11

11

Подвижная игра «Совушка»

1

21.11

19.11

19.11

12

Подвижная игра «Мышеловка»

1

28.11

26.11

26.11

13

Подвижная игра «Пустое место»

1

5.12

3.12

3.12

14

Подвижная игра «Карусель»

1

12.12

10.12

10.12

15

Подвижная игра «Кто быстрее?»

1

19.12

17.12

17.12

16

Подвижная игра «Конники-спортсмены»

1

26.12

24.12

24.12

17

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»

1

16.01

14.01

14.01

18

Подвижная игра «Карлики и великаны»

1

23.01

21.01

21.01

19

Эстафета «Передача мяча»

1

30.01

28.01

28.01

20

Эстафета «С мячом»

1

6.02

4.02

4.02

21

Эстафета зверей

1

13.02

11.02

11.02

22

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

20.02

18.02

18.02

23

Эстафета «Вызов номеров»

1

27.02

25.02

25.02

24

Эстафета по кругу

1

5.03

3.03

3.03

25

Эстафета с обручем

1

12.03

10.03

10.03

26

Эстафета со скакалкой

1

19.03

17.03

17.03

27

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1

2.04

31.03

31.03

28

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

9.04

7.04

7.04

29

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

16.04

14.04

14.04

30

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

23.04

21.04

21.04

31

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

30.04

28.04

28.04

32

Татарская народная игра «Серый волк»

1

7.05

12.05

12.05

33

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

14.05

19.05

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...