Рабочая программа внеурочной деятельности 1-2 кл.
рабочая программа по физкультуре (1, 2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
начального общего образования
спортивно-массовое направление
« Игры народов России»
Программа составлена на основе
авторской программы О.В. Бартецкой
«Подвижные игры народов России»
Программу составила:
учитель физической культуры
Кузовлева Алина Геннадьевна
2019-2020 г.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………….. 3
Содержание программы………………….……………………………….. 5
Тематическое планирование …………………………………………….. 6
Методические рекомендации……………………..………………………. 7
Личностные, метапредметные и предметные результаты ……………… 8
Планируемый результат ………………………………………………… 10
Календарно – тематическое планирование …………………………… 11
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2017 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Программа рассчитана на 1 класс-33 часа, на 1-2 классы-34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе,
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Игры народов России» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Тематическое планирование 1 класса
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 8 |
2 | Подвижные игры | 17 |
3 | Эстафеты | 9 |
итого | 34 |
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 11 |
2 | Подвижные игры | 8 |
3 | Эстафеты | 8 |
4 | Игры народов России | 7 |
итого | 34 |
Тематическое планирование 2 класса
Методические рекомендации
- Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
- Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры.
- Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
- раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 2-й
класс. - раздел - «Игры народов России», изучается со 2 класса.
- раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
- раздел - «Эстафеты», изучается в 1-2-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать отпростого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играмиразличных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу.
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Личностными результатами кружка «Игры народов России» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненныеситуациисточкизренияобщепринятыхнормиценностей;оцениватьконкретныепоступкикакхорошиеилиплохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Игры народов России»
являетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).
- Регулятивные УУД:
- определять информировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действийво время занятия;
- учиться работать поопределенному алгоритму
- Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Планируемый результат:
-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший школьниксознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Календарно - тематическое планирование
кружка «Игры народов России»
1-х классов (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Гуси-лебеди | 1 | 5.09 |
2 | У медведя во бору | 1 | 12.09 |
3 | Филин и пташки | 1 | 19.09 |
4 | Палочка- выручалочка | 1 | 26.09 |
5 | Блуждающий мяч | 1 | 3.10 |
6 | Классики | 1 | 10.10 |
7 | Ловишка в кругу | 1 | 17.10 |
8 | Пчелки и ласточки | 1 | 24.10 |
9 | К своим флажкам | 1 | 7.11 |
10 | Кот идет | 1 | 14.11 |
11 | Северный и южный ветер | 1 | 21.11 |
12 | Соревнования скороходов | 1 | 28.11 |
13 | Колдунчики | 1 | 5.12 |
14 | Аисты | 1 | 12.12 |
15 | Пчелы и медведи | 1 | 19.12 |
16 | Хитрая лиса | 1 | 26.12 |
17 | Ловишки с приседаниями | 1 | 16.01 |
18 | Переправа с досками | 1 | 23.01 |
19 | Туннель | 1 | 30.01 |
20 | Собери урожай | 1 | 6.02 |
21 | На погрузке арбузов | 1 | 13.02 |
22 | Принеси мяч | 1 | 20.02 |
23 | Успей перебежать | 1 | 27.02 |
24 | С мячом | 1 | 5.03 |
25 | Весёлые старты | 1 | 12.03 |
26 | Совушка | 1 | 19.03 |
27 | Мышеловка | 1 | 2.04 |
28 | Пустое место | 1 | 9.04 |
29 | Карусель | 1 | 16.04 |
30 | Кто быстрее? | 1 | 23.04 |
31 | Конники-спортсмены | 1 | 30.04 |
32 | Лягушата и цыплята | 1 | 7.05 |
33 | Карлики и великаны | 1 | 14.05 |
34 | Встречная эстафета с бегом | 1 | 21.05 |
Календарно - тематическое планирование
кружка «Игры народов России»
2-х классов (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Класс/ Дата | ||
2-а | 2-б | 2-в | |||
1 | Русская народная игра «Жмурки» | 1 | 5.09 | 3.09 | 3.09 |
2 | Русская народная игра «Кот и мышь» | 1 | 12.09 | 10.09 | 10.09 |
3 | Русская народная игра «Горелки» | 1 | 19.09 | 17.09 | 17.09 |
4 | Русская народная игра «Салки» | 1 | 26.09 | 24.09 | 24.09 |
5 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | 3.10 | 1.10 | 1.10 |
6 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | 10.10 | 8.10 | 8.10 |
7 | Русская народная игра «Фанты» | 1 | 17.10 | 15.10 | 15.10 |
8 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 | 24.10 | 22.10 | 22.10 |
9 | Русская народная игра «Волк» | 1 | 7.11 | 5.11 | 5.11 |
10 | Русская народная игра «Птицелов» | 1 | 14.11 | 12.11 | 12.11 |
11 | Подвижная игра «Совушка» | 1 | 21.11 | 19.11 | 19.11 |
12 | Подвижная игра «Мышеловка» | 1 | 28.11 | 26.11 | 26.11 |
13 | Подвижная игра «Пустое место» | 1 | 5.12 | 3.12 | 3.12 |
14 | Подвижная игра «Карусель» | 1 | 12.12 | 10.12 | 10.12 |
15 | Подвижная игра «Кто быстрее?» | 1 | 19.12 | 17.12 | 17.12 |
16 | Подвижная игра «Конники-спортсмены» | 1 | 26.12 | 24.12 | 24.12 |
17 | Подвижная игра «Лягушата и цыплята» | 1 | 16.01 | 14.01 | 14.01 |
18 | Подвижная игра «Карлики и великаны» | 1 | 23.01 | 21.01 | 21.01 |
19 | Эстафета «Передача мяча» | 1 | 30.01 | 28.01 | 28.01 |
20 | Эстафета «С мячом» | 1 | 6.02 | 4.02 | 4.02 |
21 | Эстафета зверей | 1 | 13.02 | 11.02 | 11.02 |
22 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | 20.02 | 18.02 | 18.02 |
23 | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | 27.02 | 25.02 | 25.02 |
24 | Эстафета по кругу | 1 | 5.03 | 3.03 | 3.03 |
25 | Эстафета с обручем | 1 | 12.03 | 10.03 | 10.03 |
26 | Эстафета со скакалкой | 1 | 19.03 | 17.03 | 17.03 |
27 | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 1 | 2.04 | 31.03 | 31.03 |
28 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | 9.04 | 7.04 | 7.04 |
29 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | 16.04 | 14.04 | 14.04 |
30 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | 23.04 | 21.04 | 21.04 |
31 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | 30.04 | 28.04 | 28.04 |
32 | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | 7.05 | 12.05 | 12.05 |
33 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | 14.05 | 19.05 | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...