Электронно-образовательные ресурсы и информационные технологии на уроках физической культуры.
электронный образовательный ресурс по физкультуре (4 класс)

применение ЭОР на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронно-образовательные ресурсы и информационные технологии на уроках физической культуры.

Выполнила: учитель физической культуры

Николайчук Юлия Петровна

2019

Актуальность.

ХХ1-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Возможным выходом из этой ситуации является применение электронно-образовательных ресурсов.

Следовательно,  цель – найти применение электронно-образовательным ресурсам и технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средство методической поддержки учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению метапредметных связей.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе,  я считаю, необходимо с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в мир физической культуры, пройти автоматическое тестирование и тут же проверить свои знания. Для учителя — это привлечение всех детей к здоровому образу жизни, заинтересованность учеников в совершенствовании физических навыков.

Изучая данную тему, перед собой я поставила следующие задачи:

  • Изучить данную тему на более глубоком уровне.
  •  Повысить свою профессиональную компетентность при освоении электронно-образовательных ресурсов.
  • Разнообразить методы преподавания, рациональнее использовать время на уроке.
  • Повышение качества знаний учащихся.
  • Повышение мотивации и заинтересованности на уроках физической культуры
  • Рассмотреть полученный результат

Гипотеза. Применение электронно-образовательных ресурсов и информационных технологий, позволит повысить уровень теоретических знаний, улучшить показатели физической подготовленности.

Методы исследования:

  • Сбор информации
  • Анкетирование учащихся
  • Тестирование
  • Анализ информации

Составными частями ИТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества. Следовательно, наша цель – найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средство методической поддержки учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в образовании:

•использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

•использование компьютерных технологий  в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

•использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

•использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют учителю достичь в ходе проведения уроков максимальных результатов в решении таких задач, как:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

-повышение эффективности и качества процесса обучения;

-повышение активности познавательной деятельности;

- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3. Работа на выполнение социального заказа общества:

- подготовка информационно грамотной личности;

- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

В общеобразовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику  в полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету — двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие.

Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это составление текстовых документов в программе «MS Office Word»:

•Календарно – тематическое планирование;

•Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

•Планы работ по триместрам и поурочное планирование;

•Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS Office Excel». Даёт возможность использования электронных таблиц  и работа с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.

Способ накопления информации:

•быстрый способ поиска информации через систему интернета;

•способ хранения информации;

•быстрый поиск необходимого материала.

   Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления.

Целью презентации может быть:

•актуализация знаний;

•сопровождение объяснения учителем нового материала;

•первичное закрепление знаний;

•обобщение и систематизация знаний.

   Одной из главных задач учителя физической культуры является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:

•осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;

•вносить обоснованные изменения в учебный процесс;

•достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов  при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и незнание  материала.

Рассмотрим более подробно то, что я чаще всего использую на своих уроках.

  1. О проекте «Российская электронная школа» простым языком.

«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.

Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Уроки «Российской электронной школы» – это выверенная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами.

В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.

О проекте «Российская электронная школа» официально.

«Российская электронная школа» создается в рамках исполнения подпункта «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. № Пр-15ГС с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Публикуемые на портале «Российской электронной школы» дидактические и методические материалы разрабатываются в рамках реализации ведомственной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Российская электронная школа» на 2016 – 2018 годы (далее – ВЦП РЭШ). ВЦП РЭШ является структурным элементом государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (далее – ГПРО), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2058).

ВЦП РЭШ направлена на создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, построенного на основе передового опыта лучших учителей России и размещенного в открытом доступе в интересах всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (одарённые дети, дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного образования и (или) самообразования; обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и обучающиеся, проживающие за пределами Российской Федерации, в том числе соотечественники за рубежом).

  1. Мобильные приложения на уроках физической культуры

Сегодня мы являемся свидетелями того, что мобильные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни. Этого нельзя не учитывать в образовании. Педагогическому сообществу необходимо понять, что благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий и внедрению в повседневную жизнь наших обучающихся инновационной электроники, мы, в свою очередь, получили новое мощное средство обучения.

В настоящее время разработано достаточно приложений (программ) для мобильных устройств, которые можно использовать в учебном процессе на разных этапах урока. Рассмотрим некоторые из них, которые применялись на уроках физической культуры.

Мобильная игра «математика с Фиксиками». Задания продуманы детскими психологами для легкого обучения ребенка арифметике. Лучшая обучающая игра по мнению родителей.

Большая часть опрошенных детей, благодаря игре, уже через неделю смогла верно отвечать на

простые вопросы по математике и называть время по часам.

Обучение математике детей при подготовке к школе уже протестировано в старших группах детских садов, в первых классах общеобразовательных школ, и признано педагогами как полезное. Воспитатели оказались очень довольны результатами и включили детские игры в общий план занятий групп.

Образовательное содержание, используемое на уроках физической культуры:

— Учим счет и количество

– Сложение и вычитание от 1 до 20

– Считаем десятками

Казалось бы, как объединить физическую культуру и математику. Мы придумали очень интересное применение данного приложения, включив его в спортивные эстафеты, тем самым, чередуя физическую нагрузку с умственной. Такое чередование позволяет нам решать следующие задачи:

  • Ученик учится быстро принимать правильное решение. Данная подготовка в дальнейшем необходима в спортивных играх, когда от ребенка требуется быстрое принятие решения двигательных задач в соответствии с игровой ситуацией.
  • Мотивация. Детям намного интересней участвовать в таких эстафетах.

Мобильное приложение SHealth.

Множество встроенных трекеров помогают в один шаг добавлять разные физические упражнения и контролировать их выполнение — во время пробежки, пешей и велопрогулки, занятий спортом в помещении или на улице. С помощью шагомера можно отслеживать пройденное расстояние. Осенью детям давалось домашнее задание с использованием данной программы. Каждый день мы писали свои результаты в нашу общую группу. Я заметила, что появился соревновательный момент, который стал положительно влиять на физическую активность детей. В данном приложении можно отслеживать скорость прохождения дистанции, время, частоту шагов и т.д. этот вид занятий подходит для среднего и старшего звена.

Гигиеническая суточной двигательной активности школьников норма (по А. Г. Сухареву)

Возрастные

группы, лет

Локомоции

(число шагов), тыс.

Величина энергозатрат,

ккал/сут

Продолжительность,

Ч

8—10 (оба пола)

11 — 14 (оба пола)

15—20

20—25

2500—3000

3000—4000

3,0—3,6

3,6—4,8

Практическая часть. Готовясь к урокам, каждый раз думаешь, как сделать так, чтобы урок был незабываемым, как завлечь ребёнка, пробудить у него интерес к дальнейшему изучению материала, не «погасить огонёк» к получению новых знаний, новых движений. Ещё 10 лет назад учителя рисовали различные картинки, готовили карты, тратя на всё это кучу бумаги, краски и больше всего времени и всё равно чего-то не хватало. Но благодаря современным технологиям мы можем внести в урок не только незабываемый материал, но и дать возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров усовершенствовать свои знания. Именно способы повышения качества образования в ходе реализации ФГОС НОО и побудили меня к изучению этой темы. Считаю, что создание и использование электронных образовательных ресурсов актуальным в наш современный век, ведь мы всегда должны быть на шаг впереди своих детей, а, как известно, современные дети на лету схватывают всё, что связано с информационными технологиями.

С этого учебного года, на уроках  я использую образовательную платформу «Российская электронная школа», различные мобильные приложения. Также  мы нашли особое применение для проектора. Теперь мы знаем, как его использовать с пользой не только для  визуального представления, но и для помощи в развитии таких физических способностей, как быстрота реакции, точность движений, меткость. На просторах интернета, нашла видео-заставки (футажи), там быстро перемещаются звездочки, цветочки, разноцветные шарики. Установила проектор в зале, чтобы изображение выходило на стену немного сбоку, ребят просила выстроиться в шеренгу лицом к стене и в двух метрах от нее. В руки им выдавалось по одному малому мячу (можно по группам, если много учащихся), и, включая видео, ребятам предлагалось попасть в звездочку (цветок и т.д.) определенного цвета. Видео можно ускорить или замедлить. Данный вид работы применялся при обучении метания мяча в цель. Перед началом таких занятий мы провели небольшое исследование, где ребята метали в неподвижную цель. Каждому было дано 5 попыток. Через две недели мы повторили испытание, динамика положительная практически у всех.

Таблица составлена на основе результатов 3 класса, где указано количество попаданий из пяти возможных попыток.

ф.и.ученика

до

после

0

4

0

4

2

3

1

3

0

2

4

5

1

3

0

3

2

4

3

4

3

5

0

4

2

4

4

5

 Использование мобильных приложений на уроках физической культуры позволяют добиться быстрого переключения от физической активности к мыслительной. Также это решает задачи метапредметности на уроках.

Казалось бы, как объединить физическую культуру и математику. Мы придумали очень интересное применение приложения «математика с фиксиками», включив его в спортивные эстафеты, тем самым, чередуя физическую нагрузку с умственной. Такое чередование позволяет нам решать следующие задачи:

  • Ученик учится быстро принимать правильное решение. Данная подготовка в дальнейшем необходима в спортивных играх, когда от ребенка требуется быстрое принятие решения двигательных задач в соответствии с игровой ситуацией.
  • Мотивация. Детям намного интересней участвовать в таких эстафетах.
  • Увеличить быстроту реакции.

Например, дети по сигналу стартуют, добегают или допрыгивают до скамьи, на которой лежат телефоны с включенными приложениями, где им предлагается быстрее соперника решить правильно пример и вернутся к команде, передав эстафету следующему игроку.

В сентябре я провела тестирование на быстроту реакции. Затем,  применяла на уроках физической культуры электронно-образовательные ресурсы, мобильные приложения и проектор. В ноябре повторила тестирование по тем же показателям. Данный тест проводится с помощью длинной линейки, показатель 0 ставится у основании ладони, ребенок отворачивается, по команде «Марш», должен зажать ладонь, учитывается по количеству см, чем меньше тем лучше. По таблице видно положительную динамику показателей.

Ф.И

Класс

Сентябрь 2018

Декабрь 2018

Б

3

17

10

В

3

16

11

 К.

3

22

13

 А.

3

18

14

 Э.

3

19

15

 Л.

3

18

11

 К.

3

25

19

 Д.

3

20

17

А.

3

19

14

С.

3

17

11

 А.

3

20

12

 Д.

3

27

18

А.

3

17

11

А.

3

17

10

А.

4

16

10

Т

4

18

15

Б

4

20

16

И

4

16

10

 Е

4

24

18

 Ц

4

19

12

 К.

4

20

14

 К

4

18

12

Д

4

21

17

 Н.

4

22

18

Могу сказать с уверенностью сказать, что данный прирост показателей сопровождался еще и отличным настроением, т.к. после каждого занятия ребятам предлагалось выбрать карточку с веселым или невеселым смайликами. После обычных занятий, было веселых смайликов намного меньше (Рис1).

Рисунок 1

Уроки с использованием электронно-образовательных ресурсов и информационных технологий показали, что можно существенно улучшить качество образования учащихся, спровоцировать увеличение подвижности детей, материал подается не только иллюстративно, но и требует от ребят применение знаний при работе на компьютере.

В заключении эксперимента, я решила провести анкетирование среди учащихся 3-4 классов, и узнать, каким урокам ребята отдают предпочтение и, что их больше всего привлекает на уроках физической культуры.

На вопрос «улучшается ли мое настроение на уроке фк?», большинство ответили «да»

На вопрос «Больше всего на уроке мне нравится…?», здесь были такие варианты ответов:

- использование телефонов (24)

- подвижные цели (18)

- повышение моих результатов (24)

- математические эстафеты (20)

- занятия без телефонов и компьютера (1)

При анализе результатов анкетирования, видно, что детям больше нравятся уроки с применением электронно-образовательных ресурсов и информационных технологий. Они считают такие уроки более яркими, информативными, наглядными, побуждающими к  улучшению результатов.

Заключение.  Мой практический опыт показал, что использование ЭОР позволяет достичь хороших результатов, а именно:

  • повышение качества обучения на основе внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, усовершенствования методики преподаваемого предмета;
  • создание положительной мотивации;
  • формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений и навыков;
  • повышение профессиональной компетентности учителя в области новых педагогических технологий.

Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Список литературы:

  1. Корниенко С. А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 175-182.
  2. сайт Российская электронная школа.
  3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И.С.Барчуков , А.А.Нестеров. - М.: Academia, 2009.- 528 с.
  4. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре /Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новейших информационных технологий на уроках физической культуры

Технические средства обучения избавляют учителя от необходимости многократно повторять физические упражнения, позволяют продемонстрировать образцовое выполнение движений....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наша цель - найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитание школьников как средству методической поддержки учебного процесса....

Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.

Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...

Статья учителя физической культуры ГБОУ Школа №454 Павловой И.В. на тему: Использование современных педагогических технологий на уроке физической культуры.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения физической культуре можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь...

«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы»

Полное описание применения игровой технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы....

Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Выступление на педагогическом совете.  Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие тех...