Доклад по здоровьесберегающим технологиям
учебно-методический материал по физкультуре (4 класс)

Монгуш Наталья Валерьевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_zdorovesberegayushchim_tehnologiyam.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

     

       Наше будущее - это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей(68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.

        Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в сентябре 2012 года, когда в школу пришли 18 моих первоклассников.  Выяснилось, что более половины  учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей (в том числе к невропатологу - 21% , к логопеду - 29 %). Изучив  вместе с медиком школы медицинские карты первоклассников, выяснила, что из 18 учащихся выявлено нарушение зрения- 5 учащихся; нарушение  осанки- 7; нервозность – 4 учащихся.

          За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза - количество нарушений психического здоровья.          

          К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги- практики.

           Цель современной школы - подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объёма информации.

           Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один.

            Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?

            Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости такой организации работы на уроке и во внеклассной деятельности, которая явилась бы спасением от «школьных болезней». Поэтому основой моей работы стало изучение и использование здоровьсберегающих технологий.

           Педагоги – дидакты рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

            Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать уроках использую необходимые знания, умения и навыки не только

общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

            Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов.

            Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

            На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:

            -элементы движений (ходьба, бег, прыжки);

            -физические упражнения без предметов;

            -танцевальные упражнения (музыкальное сопровождение);

            -физкультминутки и подвижные перемены;

            -эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

            -гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);

             -самомассаж.

            Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.

             Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы:

              -солнечные и воздушные ванны;

              -водные процедуры;

              -фитотерапия;

              -ароматерапия;

              -витаминотерапия.

            Каждый год дети проходят курс приёма витамина С в предгриппозный период.Каждое утро детям раздаю витамины, чтобы укрепить иммунитет.

           На родительском собрании  была дана информация родителям о фито- и ароматерапиях, рекомендации по их использовании.    

           Использование на уроке различных методов обусловлено принципами здоровьесберегающей технологии.

           На своих  уроках использую такие методы как:

              - фронтальный;

              - групповой;

              - практический метод;

              - познавательная игра;

              - ситуационный метод;

              - игровой метод;

              - метод индивидуальных заданий.

           При общении с учащимися на уроке стараюсь «открыть» ученика на общение. Для этого слежу за своей позой во время урока (открытая поза; плавная пластика; для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.)

            Подачу информации  осуществляю с позиции «Мы» (преодоление физического и социального барьеров), стараюсь осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно.

            В общении важно «соучастие» ученику (проявление интереса, оказание помощи),«возвышение» ученика (пользоваться правилом «Трёх «П» - Понять, Признать и  Принять ученика таким, каков он есть; просить посильной помощи, поддерживать оптимизм).

            При построении урока необходимо учитывать основные функции высшей нервной деятельности. Обучение можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов, которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием внешних раздражителей, в числе которых и стиль общения учителя с учащимися, и правильное использование оценки и отметки (больше поощрений, меньше наказаний).

            Знание о четырёх типах высшей нервной деятельности предполагает индивидуальный подход в обучении. Тип высшей нервной деятельности влияет на работоспособность учащихся в течение года, четверти, учебной недели, дня, урока.

            Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьясбережения ребёнка.

            При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.

             Число использованных мною видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут.

            При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.

            Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.

            Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей. Я помню, что у 21% моих детей за плечами лечение у невропатолога.

            Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.

            В процессе обучения школьников до 80 - 90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Зная, что у 10% моих детей уже при поступлении в школу были различного рода нарушения зрения, считаю необходимым проведение на уроке комплексов упражнений для глаз и использование отдельных приёмов технологии профессора В.Ф.Базарного. Например: рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; «путешествие глазами» по траекториям; а затем повторяют его движения сами.

            Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок салатового цвета матовой краски.

            В течение учебного года меняю расположение посадочного места для каждого ученика.

            К концу обучения в 1-м классе % детей с нарушениями зрения не изменился.

            Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН,  «Уроки здоровья», игры, экскурсии. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

            Руководствуясь в своей работе принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, могу констатировать, что состояние психического, социального и нравственного здоровья не ухудшилось, а здоровья физического  - даже улучшилось.

            Прогресс есть, а значит, я двигаюсь в правильном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Реализация здоровьесберегающих технологий.

Охрана и укрепление здоровья учащихся....

Доклад: "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня"

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей....

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...В. А....

Стендовый доклад "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3-В классе"

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3 классе....

Доклад" Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

В этом докладе идет речь об улучшении состояния здоровья и качества жизни детей  в процессе учебной деятельности....