научно-практическая работа
проект по физкультуре (3 класс)

Ася Парсанова

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Гипотеза: Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.

Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей

Задачи: - Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их .

-Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат.

-Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников

-Развивать устойчивый интерес к игре. 

-Создать памятку для начинающих игроков.

-Создать образ шахматных фигур с первоклассниками

Объект исследования:  учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.

Методы исследования:  анкетирование,   сбор и анализ данных, подбор литературу

Вывод:. Шахматы не только развивают интеллект здорового человека. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память. Как говорят, потеряв короля, по пешкам не плачут. Шахматист должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nouchno-prakticheskaya_rabota.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой

научно-практической конференции «Эврика»

Малой академии наук учащихся Кубани

Секция: « психология»

Возрастная категория: 1-4 классы

Влияние шахмат на развитие детей.

Автор:

Лединева Полина

Ученица 3 класса МБОУ СОШ №1

Научный руководитель:

Парсанова  Ася  Александровна, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1;

Абинский район, г.Абинск

г.Краснодар

2019год

   

                         СОДЕРЖАНИЕ                                                              

Введение      ……………………………………………………………. 4

 Глава 1.Основная часть  …………………………………………        6

1.1.История возникновения шахмат  ………………………………… 6

1.2.Правила и требования  к игре  ……………………………………… 7

Глава 2.Практическая часть …………………………………………        9

Заключение ………………………………………………………………. 11

Список литература………………………………………………………    12

Приложение……………………………………………………………….. 13

        

   В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Гипотеза: Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.

Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей

Задачи: - Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их .

-Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат.

-Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников

-Развивать устойчивый интерес к игре. 

-Создать памятку для начинающих игроков.

-Создать образ шахматных фигур с первоклассниками

Объект исследования:  учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.

Методы исследования:  анкетирование,   сбор и анализ данных, подбор литературу

Вывод:. Шахматы не только развивают интеллект здорового человека. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память. Как говорят, потеряв короля, по пешкам не плачут. Шахматист должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий

Введение.

Каковы интересы у современных детей? В большинстве случаев ответ будет один – компьютер. А я играю в шахматы.

Летом меня заинтересовали шахматы.  На первый взгляд игра не сложная .Играть в шахматы меня научила мама. Вместе с мамой жаркими днями мы изучали фигуры, и основные правила. Я узнала, что шахматы имеют два цвета: чёрный и белый. Каждая фигура имеет своё название,. Я люблю играть белыми фигурами, потому что они начинают ход первыми. Первые игры я проигрывала и очень расстраивалась, но никогда не сдавался. В настоящее время я играю уже не только с мамой, но и со сверстниками. Меня привлекает игра в шахматы тем, что надо думать ,искать выход, мыслить, воображать и стремиться к победе.

Сейчас игра в шахматы мне помогает в учёбе. Я имею отличные оценки по всем предметам.

Почему я решила выбрать предметом моего исследования шахматы? Наверно, потому что сейчас это одно из моих любимых увлечение.  И мне хотелось бы разобраться, а поможет ли мне моё увлечение стать успешным в будущем. На этот вопрос я и постараюсь найти ответ в своей работе.

Актуальность.

  В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.Гипотеза:

  Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.

Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей

Задачи:

  • Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их .
  • Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат.
  • Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников
  • Развивать устойчивый интерес к игре. 
  • Создать памятку для начинающих игроков.
  • Создать образ шахматных фигур с первоклассниками
  • Объект исследования:  учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.
  • Методы исследования:  анкетирование,   сбор и анализ данных, подбор литературы

Глава1.Основная часть.

1.1История возникновения шахмат. Одна из самых древних и увлекательных игр – шахматы. Она известна в любом уголке земного шара, поэтому в мире есть десятки ее вариаций.      История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Одна из версий, что игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже 6 века нашей эры. По мере распространения игры на Арабский Восток, затем в Европу и Африку, правила менялись.

. Так изобретённые в Индии в 5 - 6 ст. шахматы распространились практически по всему миру и стали неотъемлемой частью человеческой культуры.

К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам.. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь - переводы соответствующих арабских терминов, ферзь - созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»). Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи. Сопоставление же русской шахматной терминологии с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры, ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию.

Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в 10 - 11 веках, из Италии, через Польшу.

 По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Ибн Эзра. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа

Превращение шахмат в международный вид спорта

     С 16 века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. 

 В конце 19 - начале 20 века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.[1]

1.2.  Правила игры требования к игре шахматы. 

Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью. 

      Правила игры в шахматы содержат в себе ряд требований от игрока:

1. Играть надо молча, не спеша.

2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).

3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.

4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя.

5. Нельзя мешать партнеру думать.

6. Нельзя подсказывать игрокам.

7. Не следует вслух произносить "шах" и "мат" (впрочем, на первых порах мы это разрешаем).

8. Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно сказать: "Поправляю" и поставить ее поаккуратнее.

9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.

10. Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

11. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку - это дань уважения партнеру.

12. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьезным турнирным партиям).

13. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.

Глава 2.Практическая  часть.

      Целью моей работы было узнать, роль шахмат в жизни одноклассников

Я обратилась к своим одноклассникам, учащимся 3 «а» класса, где ребят, познакомила с историей шахмат, а так же задала несколько  вопросов:

1. Ты слышал об игре ШАХМАТЫ?

да ________

нет_______

2. Умеешь ли ты играть в ШАХМАТЫ?

да________

нет_______

3. Где ты играешь в ШАХМАТЫ?

дома________

на занятиях в кружках_______

4. С кем ты играешь в ШАХМАТЫ?

С друзьями ______

С родственниками _______

5.Хотел бы ты  посещать в школе кружок «Шахматы».

6.Как ты считаешь ,помогают ли игра в шахматы твоим  успехам школе?

В моем опросе, участвовало 30 одноклассников. Из них только 8 человек не слышали и не умеют играть в шахматы.(приложение2)

На третий вопрос всего  4 учащихся ответили, что посещают кружок.

Остальные 18 ребят играют дома с родителями, одноклассниками.

На пятый вопрос только три  моих одноклассника ,сказали «нет»

Вывод моего опроса, что одноклассники умеют играть и хотели бы посещать кружок в школе.

Так же с ознакомительную беседу провела в 1 «б» классе , где рассказала историю шахмат и основные правила игры. Ребята слышали про шахматы и дома тоже играют с родителями. Так как ученики  первого класса не умеют писать, было предложено учащимся нарисовать любую шахматную фигуру.(приложение3,фото)

Вывод моих наблюдений игра ребятам знакома и многие играют дома с родителями, а некоторые играют в компьютерные игры «шахматы». Для популяризации игр , предложила ребятам на переменах играть в шахматы. А как, быть с теми, кто не умеет играть, я предлагаю воспользоваться моими памятками, которые разработала я ,и сама в них подсматриваю, так как еще учусь играть и решать более сложные задачи .(приложение1)

Заключение

   Таким образом, можно сделать вывод, играя в шахматы, таким образом,  можно научиться:

-Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые могут сопровождать какое-либо действие; над этим постоянно размышляет шахматист:

"Если я продвину эту фигуру, каково будет преимущество моего нового положения? Какую пользу из этого извлечет мой противник, чтобы досадить мне? Какие другие ходы я могу сделать, чтобы укрепить свое положение и защититься от его нападений?"

- Осмотрительности, умению изучать шахматную доску, или поле действия, взаимоотношения различных фигур и положений, опасность, которой подвергается каждая в отдельности фигура, возможность помощи одной фигуры другой; вероятность, что противник сделает тот или иной ход и нападет на эту или другую фигуру, и какие средства могут быть использованы, чтобы избежать его удара или обратить последствия удара против него.

-Осторожности, умению делать свои ходы не очень поспешно. Это правило лучше всего подтверждается строгим выполнением законов игры, как, например:"Если вы дотронулись до фигуры, вы должны ею ходить; если вы ее куда-нибудь поставили, то пусть она там стоит.

  Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения цели - победа над соперником. Нечасто встретишь игрока в шахматы, который бы на полпути отказывался играть.

Самоконтроль как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество, не бывает врожденным, его нужно развивать.

Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями - благодаря которым человек может владеть собой.

Для этого вида спорта не нужны ни стадионы, ни специально оборудованные помещения, были бы шахматные фигуры да доска, пускай и самая простая, картонная

Еще одна причина популярности шахмат в том, что языковых барьеров для шахматистов не существует. На всех языках мира фигуры по шахматной доске передвигаются одинаково.

 Список литературы

 Что такое, Кто такой В3 т:  Изд. «Педагогика»,1978        

Червеннес Сабрина.Шахматы для детей.[перевод с англ.С.Худякова]-М.:экмо,2018.-128с:-ил.-«Шахматы  и шашки для детей»

 Ссылки 

http://levico.ru/istoriya-shaxmat/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция «Эврика» Тема: «Жизнь ёлки » Автор работы: ученица 2-в класса Пили

Маленькой ёлочке хорошо в лесу! Не рубите ёлочку, зелёную красу! Будет после праздника людям не нужна. Выбросят на свалку, забудется она!   ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  Привлечь внимание...

Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."

В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....

Научно-практическая работа: "Керамика: от Адама до наших дней:

Работа предназначена для обучающихся начальных классов. Представлен интересный материал по истории развитиякерамики в разных странах мира. Использованы научные материалы и личный опыт обучающейся....

Научно-практическая конференция.Работа "Интересные факты о Кузбассе".(4 класс)

Ежегодно участвую со своими учениками в научно-практической конференции.Предлагаю материал, собранный учеником 4 класса по теме "Интересные факты о Кузбассе"....

научно-практическая исследовательская работа "Носить валенки - полезно или нет?"

Наверное, почти каждый из нас носил зимой валенки, в которых было тепло и уютно. Валенки – один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей...

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...