«Как создать баскетбольную команду для детей младшего школьного возраста».
методическая разработка по физкультуре на тему
Прежде всего, мини – баскетбол – это игра для развлечения детей,
приобщения их к физической культуре и спорту. На мой взгляд, мини –
баскетбол должен стать хорошим средством всесторонней физической
подготовки младших школьников, ведь эта игра развивает не только
быстроту, выносливость, ловкость, но и выдержку, трудолюбие, силу воли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_basketbol.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Как создать баскетбольную команду для детей младшего школьного возраста».
Выполнил
Ромашкин Алексей Андреевич
Учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 287
Адмиралтейского района
2018
1. Введение стр. 3
2. Особенности правил игры в мини – баскетбол стр. 3-5
3. Площадка, оборудование, инвентарь стр. 5-6
4. Организация учебно - тренировочной работы стр. 6-7
5. Как укомплектовать учебную группу стр. 7-8
6. Значение домашних занятий стр. 8-9
7. Как организовать занятия стр. 9-10
8. Выводы стр. 10-11
9. Список использованной литературы стр. 11
1.ВВЕДЕНИЕ.
В течение многих лет, проработав тренером по баскетболу с детскими
командами, хочу обратить внимание на недооценку роли мини – баскетбола
в общеобразовательных школах. Особенно это касается школьников
младшего возраста.
В настоящее время забыто самое главное правило - «младший брат»
баскетбола начинается в школе, что его необходимо развивать с раннего
школьного возраста, что на занятия в секциях должны привлекаться все
желающие дети.
Прежде всего, мини – баскетбол – это игра для развлечения детей,
приобщения их к физической культуре и спорту. На мой взгляд, мини –
баскетбол должен стать хорошим средством всесторонней физической
подготовки младших школьников, ведь эта игра развивает не только
быстроту, выносливость, ловкость, но и выдержку, трудолюбие, силу воли.
От преподавателей, берущихся за это не простое дело, требуется многое –
нужно очень любить детей, любить баскетбол, знать, что не «победа»
главная цель. Необходимо помнить, что главное - воспитать достойных
граждан своей страны, которые с честью смогут отстоять свой класс, свою
школу, свой город во всех спортивных соревнованиях, и не только по мини-
баскетболу!
В этой работе я хочу отразить свое видение игры в мини – баскетбол для
детей младшего школьного возраста.
2 Особенности правил игры.
Мини – баскетбол – « младший брат» баскетбола, игра для детей младшего
школьного возраста. Поэтому здесь уменьшены размеры площадки, мяча, и
время игры не столь продолжительно.
В настоящее время существует программа для отделений ДЮШС – за основу
необходимо взять ее, и постараться видоизменить, применительно к тем
условиям, в которых находитесь Вы, а именно:
А) Установить возраст занимающихся – до 10 лет (т.е. до окончания 4-го
класса начальной школы).
Б) Согласно правилам баскетбола – игровое время для основной группы 10 –
летних равно 2 X 8 минут, для подготовительной ( 8-9 – летние) 2 x 6минут.
Каждая половина делится на 2 периода, т.е. все время – 4 периода по 4
минуты или 4 периода по 3 минуты. Между периодами обязателен минутный
перерыв. Правило «3-х секунд» – не применяется.
В) Секундомер останавливается при штрафных бросках, спорных бросках,
минутных перерывах, во время замен.
Г) В первой половине играет одна пятерка, во второй – другие игроки (вторая
пятерка).
В заключительных 3 и 4 периодах, можно доверить место на площадке
любым игрокам команды.
Д) За каждую персональную ошибку команда противника получает право на
выполнение 2 – х штрафных бросков.
Е) В защите можно играть только – личную защиту.
Игра может быть остановлена по следующим причинам:
недисциплинированность игроков, порча мяча или неисправность щита,
корзин, поверхности площадки, травма игрока, спорные и штрафные броски
и т.п. Мяч считается вышедшим из игры: если он коснется линий,
ограничивающих поле, или предметов за ним; если игрок с мячом коснется
этих линий и выйдет за них; если совершена персональная или техническая
ошибка во время игры. В этих случаях мяч вбрасывается игроком
противоположной команды из – за боковых линий. Разрешается ведение
мяча ударом одной рукой или попеременно обеими руками, можно стоять на
месте, ударяя мячом о поверхность площадки, катить мяч толчками по
площадке. Игрок с мячом в руках может делать неограниченное число
поворотов, не сдвигая с места опорной ноги. С мячом в руках разрешается
делать не более двух шагов. Если игрок получил мяч, стоя на месте, то ему
разрешается сделать только один шаг. Прыжок игрока с мячом с
последующим приземлением с ним запрещается. При нарушении этих правил,
мяч передается игрокам противоположной команды для вбрасывания из –
за боковой линии.
Повторю, что использование правил игры в мини – баскетбол
применительно к местным условиям, имеет большое значение, где
спортивные залы небольших размеров (особенно в центральных районах
города). Поэтому играйте 3x3 игрока, или 2X2.
3 Площадка, оборудование, инвентарь.
Площадка.
Размеры площадки 18 X 12 метров, возможно 18 x 9 метров, или даже 12 X 6
метров ( при игре 2 x 2 или 3 x 3). Но соревнования проводить на площадке
26 x 14 метров.
Линия штрафного броска проходит в 3,6 метра от щита.
Щит.
Особо остановлюсь на высоте корзины над уровнем площадки, которая
должна быть 2,6 метра, так как в спортивных залах высота корзины 3,05
метра. Необходимо закупить (изготовить) универсальную, переносную
(регулируемую по высоте) стойку, которую можно использовать не только в
спортивных залах, но и на пришкольных спортивных площадках, и даже в
коридорах.
Рекомендуемые подвесные щиты, которые подвешиваются на стационарные
конструкции – громоздки, не безопасны (травмоопасны), требуют
тщательной установки, что не приемлемо в общеобразовательных школах.
Можно рекомендовать сделать самостоятельно или купить ( стоит около
600 – 800 рублей ) готовые навесные детские баскетбольные щиты,
размером 60x80 см, или более. Они легко навешиваются на гимнастические
стенки в спортивных залах и на школьных площадках, и в любое время могут
быть убраны.
Мяч.
Немаловажную роль играет баскетбольный мини – мяч. Он должен быть
хорошего качества, окружностью 60 -73 см, вес 400 – 500 гр. Для младшего
школьника не приемлема « работа» с большим баскетбольным мячом ( № 7).
Ребенок должен учиться управлять мячом, а не быть его «рабом». Поэтому
здесь экономить не нужно.
Спортивная форма.
Большое значение имеет и спортивная форма, в которой проходят занятия -
она должна доставлять эстетическое удовольствие.
4 Организация учебно–тренировочной работы.
Работа в группах по мини – баскетболу проводится на основании программы.
Занимающиеся делятся на две возрастные группы: подготовительную – 8-9
лет (1-2 класс), и основную – 10 лет(3-4 класс).
В группы целесообразно принимать всех желающих, но отдавать
предпочтения высокорослым, подвижным, трудолюбивым и настойчивым
ребятам. Для отбора в группу можно организовать специальные
соревнования в форме подвижных игр.
В подготовительной группе уроки проводятся 3 раза в неделю по 60 мин., в
основной группе – 3 раза в неделю по 75 мин.
Все занимающиеся в группах по мини – баскетболу должны ежедневно
проводить утреннюю физзарядку, продолжительностью 15 -20 мин. И
выполнять домашние задания.
Школьники, занимающиеся в группах мини – баскетбола, должны быть в
доступной форме ознакомлены с развитием физической культуры и спорта
России, с историей баскетбола, основными принципами гигиены и врачебного
контроля, правилами игры. На занятиях полезно также проводить разбор
уже проведенных игр.
Особое внимание нужно уделять углубленному и систематическому
медицинскому контролю.
5 Как укомплектовать учебную группу.
Отбирая детей в группы баскетбола ДЮСШ, тренеры руководствуются
соответствующими рекомендациями.
Думается, что первоначальная задача при отборе в учебную группу –
привлечение детей к занятиям, притом всех желающих.
Большое значение будут иметь показательные игры по мини – баскетболу,
тренировки, соревнования по выполнению приемов техники, выступления
известных баскетболистов.
При укомплектовании групп мини баскетбола особое значение имеет
эмоциональная сторона. Дети должны иметь четкое представление о том ,
куда их приглашают и зачем. Вряд ли сухое устное объявление без
демонстрации самой игры будет иметь успех.
Цель мини – баскетбола – прежде всего пропаганда баскетбола среди детей,
разносторонняя физическая подготовка, увлечение игрой всех детей, а
также определение более способных и талантливых для приема в отделение
баскетбола ДЮСШ.
В группы могут попасть и такие дети, которые изначально не проявят
интереса к баскетболу, а некоторые из них и вовсе перестанут посещать
занятия. Приложите все усилия, чтобы заинтересовать их. Преподаватель
должен быть особо внимательным к детям с хорошими физическими
данными, высоким ростом, а также к тем, у кого высокие родители. Будут и
такие дети, особенно высокорослые, которых придется уговаривать –
убеждать не раз и не два, не обращая внимания на их отказы заниматься в
группе.
Такое отношение к делу требует от преподавателя дополнительных,
иногда значительных усилий. Но без любви к своей работе, в данном случае
без преданности баскетболу, подход к занятиям будет формальным и вряд
ли гарантирует успех.
Поэтому при отборе детей в группу надо быть особенно осторожным и
деликатным. Лучше принимать всех, стараясь в течение нескольких лет
прослеживать за учениками, за их работой, развитием, прогрессом или
отставанием.
6 Значение домашних заданий.
Физическое воспитание – один из тех немногих предметов, по которому пока
еще не везде даются задания на дом, и который, казалось бы, не требует
таковых. Однако это в корне неверно. Многолетний опыт ведущих педагогов
физического воспитания, а также тренеров, уделяющих особое внимание
выполнению индивидуальных заданий, подтверждает необходимость такой
работы.
Домашнее задание в группах по мини – баскетболу дети должны получать
после каждой тренировки. Очень хорошо если, преподаватель может
организовать в начале учебного года собрание родителей группы и
объяснить им необходимость систематического выполнения домашних
заданий. Родители могут и должны стать первыми помощниками. Именно
родители должны приучить ребенка заниматься утренней физзарядкой,
выполнять домашние задания, а также следить за соответствующими
записями в тетради.
Не все группы мини – баскетбола, и особенно те, которые созданы на базе
общеобразовательных школ, будут заниматься круглогодично. Однако при
умелой, своевременной подготовке совместно с родителями можно
обеспечить довольно успешную индивидуальную работу летом.
Каждому участнику группы обязательно надо вручить индивидуальный план
домашних заданий и разъяснить его.
Каждый занимающийся в группе должен иметь дома мяч.
Многие упражнения, особенно такие имитации движений, как повороты,
вышагивание, финты, можно выполнять и дома или на лестничной
площадке.
Можно с уверенностью сказать, что дети, систематически выполняющие
домашние задания, быстрее совершенствуются в выполнении приемов
техники и эффективнее развивают физические качества.
7 Как организовать занятия.
Вначале необходимо добиться, чтобы детям понравились занятия, чтобы
они из спортивного зала вернулись домой довольными и с нетерпением ждали
следующей тренировки. Не рекомендуется уже с первых занятий начинать
форсированное освоение приемов техники. Главная задача – привлечение к
занятиям, постепенная физическая подготовка, ознакомление с приемами
техники и самой игрой. Совершенно противопоказано как главную цель
намечать победы в предстоящих соревнованиях.
Приемы техники надо демонстрировать. Очень важно добиться правильного
их выполнения, так как исправление неправильных навыков движения –
весьма трудоемкий и неблагодарный процесс.
Необходимо научить детей выполнять приемы техники как правой, так и
левой рукой, постепенно увеличивая скорость выполнения приемов. Можно
также использовать круговой метод тренировки.
Сама тренировка должна проходить как приятная, легкая, веселая игра.
Дети должны с интересом ждать следующего упражнения. Если они будут
скучать на занятии, или почувствуют какую – то принудительность, то все
их внимание будет поглощено ожиданием конца тренировки. Конечно, это
будет свидетельствовать о слабой подготовке и неудовлетворительном
руководстве тренера. А если урок закончится, и дети с неохотой будут
покидать спортивный зал, спрашивая, почему так быстро или рано
закончилась тренировка, и будут просить разрешения еще остаться, чтобы
покидать мяч в корзину или поиграть, то знайте, что вы как тренер и
проведенный вами урок заслужили хорошую оценку.
В группах мини – баскетбола должна создаваться прочная, крепкая основа
обучения. Самой грубой ошибкой будет увлечение в учебно – тренировочной
работе не обучением, а тренировкой.
Будет методически правильным, если начинать двусторонние игры только
после достаточного овладения приемами техники, ознакомления с
правилами игры и самой игрой. Не надо особенно торопиться с
двусторонними играми -все же дети, как уже говорилось, пришли и
посоревноваться, поиграть. Вот для этого и существуют подвижные игры,
или, как их принято называть, подготовительные.
А когда, наконец, наступает пора игры на два щита, не следует начинать с
игры 5x5. Получится уже известная картина – где мяч, там и все 10 игроков.
Понятно, что такая кучность затрудняет развитие игрового мышления,
препятствует выполнению приемов техники. Наоборот, дети должны
действовать на свободном пространстве, легко замечать товарища по
команде и выполнять передачу, ведение или другой прием техники. Поэтому
начинать надо с игры 3 х 3 даже на нормальной площадке.
Постарайтесь обеспечить дополнительное оборудование и инвентарь, т.е.
не только щиты у боковых стен, но и стойки для обводки, тумбы для
прыжков, мячи разного объема и веса.
8 Выводы.
Какую спортивную игру для детей младшего школьного возраста необходимо
развивать?? Не задумываясь, отвечу, - мини – баскетбол! Так как эта игра
для всестороннего физического развития детей, приобщение к физической
культуре и спорту, к баскетболу.
Создание школьной баскетбольной команды с младшего возраста позволит
учителям больше не беспокоиться – «кем» участвовать и побеждать
практически во всех соревнованиях по всем видам спорта, на протяжении
всех лет нахождения учеников в школе.
Если ребенок «влюбился» в эту игру, «заразился» баскетболом ( а в этом и
есть главная задача педагога), то успех обеспечен!
И в заключении:
- Активно привлекайте родителей. Придумывайте совместно праздники по
мини- баскетболу, развивающие игры, спортивные конкурсы.
- Настойчиво «стучите в двери» всех Администраций. Будь то школа,
муниципальное образование, спортивные организации.
- Доказывайте и убеждайте в необходимости выделения финансирования на
такой важный вид спорта, как мини – баскетбол, а также на инвентарь.
Знайте – То, что не сделаете сейчас Вы, может не сделать никто! И сколько
же тогда «просто детей» может оказаться «на улице»??
9 Использованная литература.
1). Основы теории физической культуры., Москва., ГИЦ Владос.,2012 г.
2). Баскетбол., изд. Физкультура и спорт., Костикова Л.В., 2012 г.
3). Особенности отбора в баскетболе., изд. Физкультура и спорт., Губа В.П.,
2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»
Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...
Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»
Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...
Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".
данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци...
Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста
Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...