«Как создать баскетбольную команду для детей младшего школьного возраста».
методическая разработка по физкультуре на тему

Прежде всего, мини – баскетбол – это игра для развлечения детей,

приобщения их к физической культуре и спорту. На мой взгляд, мини –

баскетбол должен стать хорошим средством всесторонней физической

подготовки младших школьников, ведь эта игра развивает не только

быстроту, выносливость, ловкость, но и выдержку, трудолюбие, силу воли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_basketbol.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Как создать баскетбольную команду для детей младшего школьного возраста».

                                                                                           

                                                                                                             Выполнил

Ромашкин Алексей Андреевич

Учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 287

Адмиралтейского района

                2018

1. Введение                                                                                                                                                                        стр. 3

2. Особенности правил игры в мини – баскетбол                                                                                                         стр. 3-5

3. Площадка, оборудование, инвентарь                                                                                                                         стр. 5-6

4. Организация учебно - тренировочной работы                                                                                                          стр. 6-7

5. Как укомплектовать учебную группу                                                                                                                         стр. 7-8

6. Значение домашних занятий                                                                                                                                       стр. 8-9

7. Как организовать занятия                                                                                                                                            стр. 9-10

8. Выводы                                                                                                                                                                         стр. 10-11

9. Список использованной литературы                                                                                                                         стр. 11

1.ВВЕДЕНИЕ.

В течение многих лет, проработав тренером по баскетболу с детскими

командами, хочу обратить внимание на недооценку роли мини – баскетбола

в общеобразовательных школах. Особенно это касается школьников

младшего возраста.

В настоящее время забыто самое главное правило - «младший брат»

баскетбола начинается в школе, что его необходимо развивать с раннего

школьного возраста, что на занятия в секциях должны привлекаться все

желающие дети.

Прежде всего, мини – баскетбол – это игра для развлечения детей,

приобщения их к физической культуре и спорту. На мой взгляд, мини –

баскетбол должен стать хорошим средством всесторонней физической

подготовки младших школьников, ведь эта игра развивает не только

быстроту, выносливость, ловкость, но и выдержку, трудолюбие, силу воли.

От преподавателей, берущихся за это не простое дело, требуется многое –

нужно очень любить детей, любить баскетбол, знать, что не «победа»

главная цель. Необходимо помнить, что главное - воспитать достойных

граждан своей страны, которые с честью смогут отстоять свой класс, свою

школу, свой город во всех спортивных соревнованиях, и не только по мини-

баскетболу!

В этой работе я хочу отразить свое видение игры в мини – баскетбол для

детей младшего школьного возраста.

2 Особенности правил игры.

Мини – баскетбол – « младший брат» баскетбола, игра для детей младшего

школьного возраста. Поэтому здесь уменьшены размеры площадки, мяча, и

время игры не столь продолжительно.

В настоящее время существует программа для отделений ДЮШС – за основу

необходимо взять ее, и постараться видоизменить, применительно к тем

условиям, в которых находитесь Вы, а именно:

А) Установить возраст занимающихся – до 10 лет (т.е. до окончания 4-го

класса начальной школы).

Б) Согласно правилам баскетбола – игровое время для основной группы 10 –

летних равно 2 X 8 минут, для подготовительной ( 8-9 – летние) 2 x 6минут.

Каждая половина делится на 2 периода, т.е. все время – 4 периода по 4

минуты или 4 периода по 3 минуты. Между периодами обязателен  минутный

перерыв. Правило «3-х секунд» – не применяется.

В) Секундомер останавливается при штрафных бросках, спорных бросках,

минутных перерывах, во время замен.

Г) В первой половине играет одна пятерка, во второй – другие игроки (вторая

пятерка).

В заключительных 3 и 4 периодах, можно доверить место на площадке

любым игрокам команды.

Д) За каждую персональную ошибку команда противника получает право на

выполнение 2 – х штрафных бросков.

Е) В защите можно играть только – личную защиту.

Игра может быть остановлена по следующим причинам:

недисциплинированность игроков, порча мяча или неисправность щита,

корзин, поверхности площадки, травма игрока, спорные и штрафные броски

и т.п. Мяч считается вышедшим из игры: если он коснется линий,

ограничивающих поле, или предметов за ним; если игрок с мячом коснется

этих линий и выйдет за них; если совершена персональная или техническая

ошибка во время игры. В этих случаях мяч вбрасывается игроком

противоположной команды из – за боковых линий. Разрешается ведение

мяча ударом одной рукой или попеременно обеими руками, можно стоять на

месте, ударяя мячом о поверхность площадки, катить мяч толчками по

площадке. Игрок с мячом в руках может делать неограниченное число

поворотов, не сдвигая с места опорной ноги. С мячом в руках разрешается

делать не более двух шагов. Если игрок получил мяч, стоя на месте, то ему

разрешается сделать только один шаг. Прыжок игрока с мячом  с

последующим приземлением с ним запрещается. При нарушении этих правил,

мяч передается игрокам противоположной команды для вбрасывания из –

за боковой линии.

Повторю, что использование правил игры в мини – баскетбол

применительно к местным условиям, имеет большое значение, где

спортивные залы небольших размеров (особенно в центральных районах

города). Поэтому играйте 3x3 игрока, или 2X2.

3 Площадка, оборудование, инвентарь.

Площадка.

Размеры площадки 18 X 12 метров, возможно 18 x 9 метров, или даже 12 X 6

метров ( при игре 2 x 2 или 3 x 3). Но соревнования проводить на площадке

26 x 14 метров.

Линия штрафного броска проходит в 3,6 метра от щита.

Щит.

Особо остановлюсь на высоте корзины над уровнем площадки, которая

должна быть 2,6 метра, так как в спортивных залах высота корзины 3,05

метра. Необходимо закупить (изготовить) универсальную, переносную

(регулируемую по высоте) стойку, которую можно использовать не только в

спортивных залах, но и на пришкольных спортивных площадках, и даже в

коридорах.

Рекомендуемые подвесные щиты, которые подвешиваются на стационарные

конструкции – громоздки, не безопасны (травмоопасны), требуют

тщательной установки, что не приемлемо в общеобразовательных школах.

Можно рекомендовать сделать самостоятельно или купить ( стоит около

600 – 800 рублей ) готовые навесные детские баскетбольные щиты,

размером 60x80 см, или более. Они легко навешиваются на гимнастические

стенки в спортивных залах и на школьных площадках, и в любое время могут

быть убраны.

Мяч.

Немаловажную роль играет баскетбольный мини – мяч. Он должен быть

хорошего качества, окружностью 60 -73 см, вес 400 – 500 гр. Для младшего

школьника не приемлема « работа» с большим баскетбольным мячом ( № 7).

Ребенок должен учиться управлять мячом, а не быть его «рабом». Поэтому

здесь экономить не нужно.

Спортивная форма.

Большое значение имеет и спортивная форма, в которой проходят занятия -

она должна доставлять эстетическое удовольствие.

4 Организация учебно–тренировочной работы.

Работа в группах по мини – баскетболу проводится на основании программы.

Занимающиеся делятся на две возрастные группы: подготовительную – 8-9

лет (1-2 класс), и основную – 10 лет(3-4 класс).

В группы целесообразно принимать всех желающих, но отдавать

предпочтения высокорослым, подвижным, трудолюбивым и настойчивым

ребятам. Для отбора в группу можно организовать специальные

соревнования в форме подвижных игр.

В подготовительной группе уроки проводятся 3 раза в неделю по 60 мин., в

основной группе – 3 раза в неделю по 75 мин.

Все занимающиеся в группах по мини – баскетболу должны ежедневно

проводить утреннюю физзарядку, продолжительностью 15 -20 мин. И

выполнять домашние задания.

Школьники, занимающиеся в группах мини – баскетбола, должны быть в

доступной форме ознакомлены с развитием физической культуры и спорта

России, с историей баскетбола, основными принципами гигиены и врачебного

контроля, правилами игры. На занятиях полезно также проводить разбор

уже проведенных игр.

Особое внимание нужно уделять углубленному и систематическому

медицинскому контролю.

5 Как укомплектовать учебную группу.

Отбирая детей в группы баскетбола ДЮСШ, тренеры руководствуются

соответствующими рекомендациями.

Думается, что первоначальная задача при отборе в учебную группу –

привлечение детей к занятиям, притом всех желающих.

Большое значение будут иметь показательные игры по мини – баскетболу,

тренировки, соревнования по выполнению приемов техники, выступления

известных баскетболистов.

При укомплектовании групп мини баскетбола особое значение имеет

эмоциональная сторона. Дети должны иметь четкое представление о том ,

куда их приглашают и зачем. Вряд ли сухое устное объявление без

демонстрации самой игры будет иметь успех.

Цель мини – баскетбола – прежде всего пропаганда баскетбола среди детей,

разносторонняя физическая подготовка, увлечение игрой всех детей, а

также определение более способных и талантливых для приема в отделение

баскетбола ДЮСШ.

В группы могут попасть и такие дети, которые изначально не проявят

интереса к баскетболу, а некоторые из них и вовсе перестанут посещать

занятия. Приложите все усилия, чтобы заинтересовать их. Преподаватель

должен быть особо внимательным к детям с хорошими физическими

данными, высоким ростом, а также к тем, у кого высокие родители. Будут и

такие дети, особенно высокорослые, которых придется уговаривать –

убеждать не раз и не два, не обращая внимания на их отказы заниматься в

группе.

Такое отношение к делу требует от преподавателя дополнительных,

иногда значительных усилий. Но без любви к своей работе, в данном случае

без преданности баскетболу, подход к занятиям будет формальным и вряд

ли гарантирует успех.


Поэтому при отборе детей в группу надо быть особенно осторожным и

деликатным. Лучше принимать всех, стараясь в течение нескольких лет

прослеживать за учениками, за их работой, развитием, прогрессом или

отставанием.

6 Значение домашних заданий.

Физическое воспитание – один из тех немногих предметов, по которому пока

еще не везде даются задания на дом, и который, казалось бы, не требует

таковых. Однако это в корне неверно. Многолетний опыт ведущих педагогов

физического воспитания, а также тренеров, уделяющих особое внимание

выполнению индивидуальных заданий, подтверждает необходимость такой

работы.

Домашнее задание в группах по мини – баскетболу дети должны получать

после каждой тренировки. Очень хорошо если, преподаватель может

организовать в начале учебного года собрание родителей группы и

объяснить им необходимость систематического выполнения домашних

заданий. Родители могут и должны стать первыми помощниками. Именно

родители должны приучить ребенка заниматься утренней физзарядкой,

выполнять домашние задания, а также следить за соответствующими

записями в тетради.

Не все группы мини – баскетбола, и особенно те, которые созданы на базе

общеобразовательных школ, будут заниматься круглогодично. Однако при

умелой, своевременной подготовке совместно с родителями можно

обеспечить довольно успешную индивидуальную работу летом.

Каждому участнику группы обязательно надо вручить индивидуальный план

домашних заданий и разъяснить его.

Каждый занимающийся в группе должен иметь дома мяч.

Многие упражнения, особенно такие имитации движений, как повороты,

вышагивание, финты, можно выполнять и дома или на лестничной

площадке.

Можно с уверенностью сказать, что дети, систематически выполняющие

домашние задания, быстрее совершенствуются в выполнении приемов

техники и эффективнее развивают физические качества.

7 Как организовать занятия.

Вначале необходимо добиться, чтобы детям понравились занятия, чтобы

они из спортивного зала вернулись домой довольными и с нетерпением ждали

следующей тренировки. Не рекомендуется уже с первых занятий начинать

форсированное освоение приемов техники. Главная задача – привлечение к

занятиям, постепенная физическая подготовка, ознакомление с приемами

техники и самой игрой. Совершенно противопоказано как главную цель

намечать победы в предстоящих соревнованиях.

Приемы техники надо демонстрировать. Очень важно добиться правильного

их выполнения, так как исправление неправильных навыков движения –

весьма трудоемкий и неблагодарный процесс.

Необходимо научить детей выполнять приемы техники как правой, так и

левой рукой, постепенно увеличивая скорость выполнения приемов. Можно

также использовать круговой метод тренировки.

Сама тренировка должна проходить как приятная, легкая, веселая игра.

Дети должны с интересом ждать следующего упражнения. Если они будут

скучать на занятии, или почувствуют какую – то принудительность, то все

их внимание будет поглощено ожиданием конца тренировки. Конечно, это

будет свидетельствовать о слабой подготовке и неудовлетворительном

руководстве тренера. А если урок закончится, и дети с неохотой будут

покидать спортивный зал, спрашивая, почему так быстро или рано

закончилась тренировка, и будут просить разрешения еще остаться, чтобы

покидать мяч в корзину или поиграть, то знайте, что вы как тренер и

проведенный вами урок заслужили хорошую оценку.

В группах мини – баскетбола должна создаваться прочная, крепкая основа

обучения. Самой грубой ошибкой будет увлечение в учебно – тренировочной

работе не обучением, а тренировкой.

 Будет методически правильным, если начинать двусторонние игры только

после достаточного овладения приемами техники, ознакомления с

правилами игры и самой игрой. Не надо особенно торопиться с

двусторонними играми -все же дети, как уже говорилось, пришли и

посоревноваться, поиграть. Вот для этого и существуют подвижные игры,

или, как их принято называть, подготовительные.

А когда, наконец, наступает пора игры на два щита, не следует начинать с

игры 5x5. Получится уже известная картина – где мяч, там и все 10 игроков.

Понятно, что такая кучность затрудняет развитие игрового мышления,

препятствует выполнению приемов техники. Наоборот, дети должны

действовать на свободном пространстве, легко замечать товарища по

команде и выполнять передачу, ведение или другой прием техники. Поэтому

начинать надо с игры 3 х 3 даже на нормальной площадке.

Постарайтесь обеспечить дополнительное оборудование и инвентарь, т.е.

не только щиты у боковых стен, но и стойки для обводки, тумбы для

прыжков, мячи разного объема и веса.

8 Выводы.

Какую спортивную игру для детей младшего школьного возраста необходимо

развивать?? Не задумываясь, отвечу, - мини – баскетбол! Так как эта игра

для всестороннего физического развития детей, приобщение к физической

культуре и спорту, к баскетболу.

Создание школьной баскетбольной команды с младшего возраста позволит

учителям больше не беспокоиться – «кем» участвовать и побеждать

практически во всех соревнованиях по всем видам спорта, на протяжении

всех лет нахождения учеников в школе.

Если ребенок «влюбился» в эту игру, «заразился» баскетболом ( а в этом и

есть главная задача педагога), то успех обеспечен!

И в заключении:

- Активно привлекайте родителей. Придумывайте совместно праздники по

мини- баскетболу, развивающие игры, спортивные конкурсы.

- Настойчиво «стучите в двери» всех Администраций. Будь то школа,

муниципальное образование, спортивные организации.

- Доказывайте и убеждайте в необходимости выделения финансирования на

такой важный вид спорта, как мини – баскетбол, а также на инвентарь.

Знайте – То, что не сделаете сейчас Вы, может не сделать никто! И сколько

же тогда «просто детей» может оказаться «на улице»??

9 Использованная литература.

1). Основы теории физической культуры., Москва., ГИЦ Владос.,2012 г.

2). Баскетбол., изд. Физкультура и спорт., Костикова Л.В., 2012 г.

3). Особенности отбора в баскетболе., изд. Физкультура и спорт., Губа В.П.,

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ  ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци...

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...