часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
рабочая программа по физкультуре на тему
Можно познакомиться с механизмом создания адаптированной рабочей программы.Представленный материал для слабовидящих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
02-2014_perevalkina.docx | 60.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Перевалкина Любовь Борисовна
(МОУ Талицкая средняя школа Буйского муниципального района Костромской области)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Часть адаптированной программы по физической культуре (1-4 классы)
для слабовидящих детей
по программе повышения квалификации для педагогов, учителей предметников, классных руководителей, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Оглавление
Введение
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5 %, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети: с нарушениями восприятия (не слышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие); дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; умственно отсталые (том числе и глубоко умственно отсталые) дети; дети с задержкой психического развития; дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании в РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В настоящее время в системе специального образования наметились определенные позитивные изменения: появились нормативно-правовые акты, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями и регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения, соответствуя в основном международным нормативно-правовым актам; идет дальнейшее развитие системы школьных коррекционно-образовательных организаций. Новая государственная образовательная политика привела к смене парадигмы педагогической науки. Это выразилось в переориентации образовательной политики на ребенка с его проблемами и отклонениями в развитии. В основу современных педагогических стратегий положены научные теории на основе исследований Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.Р. Лаурия, Л.В.Занкова и пр.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных организаций в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр. Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений. Поэтому возникает необходимость в разработке адаптированных рабочих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе, во 2 классе, обучается слабовидящий ребёнок, поэтому возникла необходимость написания рабочей программы для данного ребенка.
Цель: разработать адаптированную рабочую программу по физической культуре (1-4 классов) для слабовидящих детей.
Задачи:
- изучить физические особенности развития слабовидящих детей младшего школьного возраста;
- изучить накопленный опыт в области адаптивной физической культуры и на его основе разработать комплекс упражнений, направленный на сохранение остаточного зрения.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты написания адаптированной рабочей программы по физической культуре для слабовидящих детей младшего школьного возраста
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей, отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:
— расстройством функций зрения на основе органических нарушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств;
— ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искаженное представление об окружающей действительности;
— неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;
— снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости обучающихся.
В ряде исследований, (Земцова М.И., Каштан М.С., Певзнер М.С., 1967) представлена анатомо-физиологическая связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями; связь между зрительной афферентацией и обменными процессами; состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Авторы предполагают, что энергия световых лучей, направляясь через глаз в гипоталамус и гипофиз, регулирует вегетативно-эндокринные функции организма и оказывает общее тонизирующее действие на центральную нервную систему. Поэтому, реализация резервных возможностей организма ребенка с ограниченными возможностями может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме. Известно, что наибольший коррекционный эффект обучения детей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального возрастного этапа. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности, формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями; привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциалов детей с нарушением зрения.
В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения; улучшается зрительный и осязательный контроль над выполнением движений; совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений.
И.М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства. Всякий раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз, служить таким орудием не может. Однако младшие школьники с нарушением зрения часто пугают правую и левую стороны. Своеобразие развития сенсорных функций обусловливает выраженную степень асимметрии в развитии движений левой и правой руки.
Г.Х Кекгель, М.И. Земцова, И.С. Моргулис (1962) своими исследованиями показали несогласованность движений рук, обосновывая функциональную асимметрию явлениями компенсаторного характера. В процессе обучения; в трудовой и игровой деятельности, правая рука более совершенствуется в исполнительных функциях, а левая — в контрольных. В связи с этим точность движения правой руки по мере обучения повышается. Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников: в весе (от 3 до 5%); росте (от 5 до 13 см); в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего возраста отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), Л.Н. Ростомашвили (1999) показывают, что у детей 10—12 лет с нарушением зрения, ЖЕЛ =1600 куб. см., а у нормально видящих, — 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита. У слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28%, чем у нормально видящих сверстников, в показателях гибкости они уступают последним в среднем на 12—15%.
Л.Ф. Касаткин (1967, 1970), И.И. Шмельков (1981) и Б.В. Сермеев (1984) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Наиболее выраженная разница в росте мышечной силы у незрячих детей по сравнению с нормально видящими наблюдается в 7—14 лет: отставание у мальчиков 3,5—5 кг, у девочек 1—1,5 кг. У детей с патологией зрения отмечается нарушение координации движений. В возрасте 8—9 лет оно составляет 28%, а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результатов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7—9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способности.
Исследование (И. И. Шмельков, 1981) прыгучести (прыжок в высоту с места) у незрячих школьников выявило отставание от нормально видящих сверстников на 6,9 см. Результаты прыжков в длину с места у мальчиков ниже результатов нормально видящих на 16—24%.
По данным А.Г. Сухарева (1975), слабовидящие мальчики младшего школьного возраста проходят в день 4,1 км, а зрячие дети 10,3 км; в среднем школьном возрасте слабовидящие — 6,8 км, а зрячие — 14,7 км; в старшем возрасте соответственно 3,5; 4,8 и 12,2 км. Эти данные свидетельствуют о низкой двигательной активности, а следовательно, меньшей выносливости и работоспособности детей с нарушением зрения. С возрастом показатели физического развития у детей со зрительной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравнению с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у детей с депривацией зрения развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидящих продолжает развиваться до 17 лет. . По данным Е. И. Ливадо (1974), А К. Акимовой (1973, 1977, 1979), P.H. Азаряна (1989), у слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%, мышечная слабость — у 12%. Б. П. Ермаков (1989, 1990) констатирует, что нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 20% и 14%; значительно больше и число простудных заболеваний. Исследования Л.Н. Ростомашвили (1997) показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербурга относятся к специальной медицинской группе. Нередко дети с нарушениями зрения поступают в школу с уже стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. По данным медико-психолого-педагогической оценки, все причины вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) органические нарушения, наследственные заболевания, врожденное слабовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и педагогических условий для гармоничного развития ребенка с депривацией зрения, отсутствие или недостаточность профилактической, коррекционной работы с данной категорией детей. К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с нарушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического развития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД) ММД — часто встречающееся заболевание. Оно характеризуется негрубым поражением центральной нервной системы, сопровождается мышечной дистонией — неуклюжестью, неловкостью, скованностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности моторики. Наиболее характерны для ММД двигательная расторможенность, суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность. Периодически появляются вспышки гнева. Такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт межличностных отношений. Нередко у них развивается невроз в виде неврастении. Такой ребенок биологически не способен быть тихоней, сдержанным и целеустремленным. Эти качества необходимо терпеливо прививать, умело направлять его сверхактивность в русло продуктивных игр, физических упражнений, интересной деятельности. При правильной коррекционной работе с таким ребенком к 10—11 годам отрицательные проявления сглаживаются; он будет нормально учиться и упорядочит свое поведение; станет контактным и адекватным в поведенческих реакциях (В. И. Гарбузов, 1982). Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.
ГЛАВА II. Практические аспекты написания части адаптированной программы для слабовидящих детей младшего школьного возраста
Адаптированная рабочая программа для слабовидящих детей учебного курса физическая культура для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы курса физическая культура для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ автора В.И.Ляха (год издания 2014).
Цель данного курса: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно - силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
К специальным (коррекционным) задачам относятся:
- охрана и развитие остаточного зрения;
- развитие навыков пространственной ориентировки;
- развитие и использование сохранных анализаторов;
- развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение;
- коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;
- коррекция скованности и ограниченности движений;
- активизация функций сердечно-сосудистой системы;
- улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
- коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений.
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта Зч в неделю (всего 405ч): в 1 классе —99ч, во 2 классе — 102ч, в 3 классе— 102ч, в 4 классе— 102ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Вид программного материала «Плавание» не проводится, так как нет соответствующих условий. Часы дополняют основные разделы программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкая атлетика».
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования.
2 класс
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Знания о физической культуре | ||
История физической культуры. | Основные содержательные линии. История зарождения древних Олимпийских игр. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения. Появление мяча, упражнений и игр с мячом | Рассказывать о современном олимпийском и физкультурно-массовых движениях, их истории возникновения и развития, места и роли в мировой культуре. Характеризовать социальную направленность, ценностные ориентиры и идеалы этих движений. |
Базовые понятия физической культуры. | Основные содержательные линии. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. | Называть основные показатели физического развития. Измерять показатели физического развития. Называть основные физические качества Выполнять упражнения для формирования и профилактики осанки. |
Физическая культура человека. | Основные содержательные линии. Режим дня и личная гигиена. Закаливание организма (обтирание). Проведение закаливающих процедур. | Знать о значении режима дня в жизни человека и составлять режим дня. Владеть правилами закаливания организма |
Способы физкультурной деятельности | ||
Организация и проведение занятий физической культурой. | Основные содержательные линии. Подготовка места к занятиям. Выбор инвентаря и оборудования. Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку. Выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. | Соблюдать требования безопасности Выполнять упражнения, развивающие быстроту и равновесие Проводить подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок |
Оценка эффективности занятий физической культурой. Способы самоконтроля на занятиях. | Основные содержательные линии. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях. Ведение листка самоконтроля «Оцени себя». Замер пульса во время занятий. | Характеризовать основные способы самоконтроля на занятиях. Вести листок самоконтроля «Оцени себя». Выполнять тестовые задания для определения физического развития и физической подготовки. Измерять частоту сердечных сокращений во время занятий. |
Физическое совершенствование | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью. Легкоатлетические упражнения | Основные содержательные линии. Бег: равномерный бег до 4 мин; челночный бег 3х10 м; бег с изменением частоты шагов; бег с ускорением. Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы. Метание малого мяча на дальность из-за головы; в горизонтальную и вертикальную цель. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 180°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; в длину с места и с разбега; со скакалкой. | Соблюдать правила техники безопасности во время занятий Выполнять упражнения для развития выносливости, координации, силы и быстроты. Выявлять возможные отставания в показателях физического развития и физической подготовленности Соблюдать правила дыхания при выполнении упражнений. Контролировать нагрузку по частоте сердечных сокращений. |
Гимнастика с элементами акробатики | Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках перекат вперёд в упор присев, кувырок в сторону. Гимнастические упражнения прикладного характера: Висы и упоры: вис на согнутых руках; подтягивание в висе лёжа согнувшись, то же из седа ноги врозь; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; Лазанья и перелезания: лазанье по наклонной скамейке и гимнастической стенке; Опорные прыжки: перелезание через гимнастического коня. Равновесие: упражнения в равновесии на рейке гимнастической скамейки и на бревне Танцевальные упражнения: 3 позиция ног; танцевальные шаги переменный, польки; сочетание танцевальных шагов с ходьбой Строевые упражнения: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение из колонны по одному в колонну по два; из одной шеренги в две; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом». | Соблюдать правила техники безопасности во время занятий. Проявлять доброжелательность, взаимопонимание, оказывать помощь и поддержку. Различать и выполнять строевые команды. Описывать технику разучиваемых гимнастических упражнений. Осваивать технику гимнастических упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств. |
Подвижные игры На материале раздела «Гимнастика с элементами акробатики»: | «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами». | Соблюдать правила техники безопасности во время занятий подвижными играми. Взаимодействовать в парах, тройках, группах при выполнении упражнений и игровых действиях. Выполнять правила игры и активно участвовать в играх. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе игр. Организовывать и проводить игры со сверстниками |
На материале раздела «Легкая атлетика»: | «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка». | |
На материале раздела «Лыжная подготовка»: | «Проехать через ворота», «Спуск с поворотом», «Подними предмет», «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» | |
На материале раздела «Спортивные игры»: Футбол | Остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой». | |
Баскетбол | Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне». | |
Волейбол | Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Неудобный бросок», «Пионербол» | |
Лыжная подготовка | Скользящий шаг с палками. Спуски в основной стойке. Подъем и спуски с небольших склонов. Прохождение дистанции 1,5 км. | Соблюдать правила техники безопасности во время занятий. Осваивать и демонстрировать технику выполнения разучиваемых упражнений. Выявлять ошибки при выполнении упражнений на лыжах, уметь анализировать и исправлять их. Контролировать нагрузку по частоте сердечных сокращений. Преодолевать трудности и проявлять волевые качества личности при выполнении упражнений на выносливость, помогать и оказывать поддержку сверстникам. |
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. | Основные содержательные линии. Участие в соревнованиях | Соблюдать правила техники безопасности во время занятий. Участвовать в соревнованиях |
Изменения, внесенные в содержание программы, взятой за основу при написании Рабочей программы:
№ п/п | Изменение | Обоснование |
1 | Исключён раздел «Плавание» | Нет условий .Часы дополняют разделы «Подвижные игры» и «Лёгкая атлетика» |
2 | В разделе гимнастика с элементами акробатики исключены кувырки вперёд и назад. Опорный прыжок. | Так как слабовидящим детям противопоказаны такие упражнения. |
Для решения специальных (коррекционных) задач программный материал дополнен следующими физическими упражнениями:
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки. 2. Общеразвивающие упражнения: без предметов; с предметами (гимнастические палки, обручи, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.) 3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки. 4. Упражнения для укрепления сводов стопы. 5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей). 6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. 7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах. 8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий. 9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий). 10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер. 11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние). 12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов. 13. Упражнения для развития мелкой моторики руки. 14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки.
При организации и осуществлении педагогической деятельности для детей со зрительной патологией учитываются специфические особенности психического и физического развития; соблюдаются принципы, используемые в специальной педагогике — коррекционной и компенсаторной направленности педагогических воздействий; усиленного педагогического руководства, предусматривающего связь учебной деятельности с активной позицией ребенка и учителя (Солнцева Л И , 2000) . В работе с данной категорией детей используется метод практических упражнений, основанный на двигательной деятельности обучающегося через многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения, нуждается в особом подходе и в подборе упражнений, которые вызывают доверие у обучающихся; ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки. Выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое. Выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон; кувырок вперед с небольшой горки и т.д.) Выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг; сужение площади опоры при передвижении. Использование сопротивлений (упражнения в парах; с резиновыми амортизаторами). Использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные). Использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа; метание без снаряда. Подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стойка аиста», «лягушка»). Использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением). Использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения, использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель. Изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения. Изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола). Использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо, мяч ручной эспандер). Для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха. Изменение внешних условий выполнения упражнений на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне. Варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок). В соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные соревнования). Использование разученных двигательных умений в повседневной жизни. Использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами).
Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе оцениваются по уровню овладения ими раздела основы знаний, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнение доступных для них двигательных действий.
Заключение
В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации всех обучающихся по состоянию здоровья делят на три группы: 1-я группа — основная, 2-я группа — подготовительная, 3-я группа — специальная.
Для детей с нарушением зрения предусматриваются следующие ограничения:
резкие наклоны; прыжки; упражнения с отягощением; акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой); а также соскоки со снарядов; упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы; резким перемещением положения тела и возможными травмами головы; упражнения высокой интенсивности; длительные мышечные напряжения и статические упражнения; нагрузки с большой интенсивностью в беге.
Толерантность (терпимость) по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья является непременным качеством педагога. Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность его отношений со взрослыми и сверстниками. Умение ребенка с нарушенным зрением узнавать окружающих его людей с помощью сохранных анализаторов поможет ему в социальной адаптации и интеграции в общество зрячих. Для формирования социально-психологической готовности к общению необходимо научить незрячего ребенка пользоваться помощью нормально видящих сверстников, а последних обучить способам общения с незрячими. Одним из способов в установлении контактов в общении и является включение ребенка в совместную практическую деятельность (учебную, творческую, игровую, соревновательную и пр.). Во избежание негатива необходимо создавать умышленные ситуации успеха, поощрения. Улыбка или кивок головы как способ поощрения недоступны незрячему ребенку. Поэтому лучше использовать словесную похвалу, так как ее услышат и другие занимающиеся. Однако нельзя не замечать и их недостатки, например неправильное выполнение физических упражнений, — это будет стимулировать детей к исправлению ошибок.
Для детей с нарушенным зрением важен строго установленный порядок в спортивном зале, на спортивной площадке. Спортивный инвентарь, которым пользуются дети на уроках физкультуры, всегда должен находиться в определенном месте. Не рекомендуется оставлять по периметру зала предметы, препятствующие ориентировке и передвижению учащихся. Для этого перед уроком спортивную площадку следует проверить, чтобы на ней не оказалось каких-либо лишних предметов. Основным принципом общения должно быть уважение, доброжелательность и гуманное отношение к личности ребенка.
Вывод:
- требуется учитывать физическое развитие слабовидящих детей младшего школьного возраста при организации учебной деятельности;
- использовать накопленный опыт в области адаптивной физической культуре.
Список литературы
1.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.12г.;
3. Лях В.И. Рабочая программа Физическая культура 1—4 классы.,2014 г.
4.Лях В.И.Учебник .Физическая культура 1-4 классы. М: Просвещение, 2014г
5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие под ред. Л. В. Шапковой Л.В. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА."Часть адаптированной образовательной программы" , Государственное бюджетное образовательное учреждение,Министерство образования и науки Российской Федерации. Сизых Елена Викторовна .
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГО...
Часть адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный материал готовился для самозащиты в рамках курсов "Досупная среда"...
Часть адаптированной образовательной программы для детей с легкой степенью тугоухости
выпускная квалификационная работа по программе повышения квалификации...