Выносливость
занимательные факты по физкультуре (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выносливость (человека) — способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение.Кадыров Р. М. Теория и методика физической культуры) Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека .( Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос , 1994.-368 с) Выносливость — качество личности, выражающееся как способность переносить высокие физические и психологические нагрузки, лишения, оставаясь здоровым. Выносливость – это физическая сила, стойкость, способность много вынести, способность и готовность выполнять… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) Выносливость .
1 . В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления. 2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления. выносливость проявляется в двух основных формах:
Для того чтобы выработать физиологические механизмы поддержания устойчивых состояний, то есть длительного равномерного функционирования тех или иных систем на постоянном уровне, необходимы тренировки в режиме циклической равномерной нагрузки постоянной мощности. Биологически оправдано то, что в этом возрасте дети очень много времени уделяют играм, особенно - подвижным . В процессе игры происходит самотренировка , естественным путем отрабатываются необходимые в дальнейшем функциональные механизмы Преобладающим типом волокон во многих мышцах становятся быстрые, белые, анаэробные, способные развивать значительную мощность и силу, но при этом выделяющие в кровь большое количество молочной кислоты и другие недоокисленные продукты Физиологические механизмы
Утомлением называется вызванное работой временное снижение, работоспособности. Оно выражается в повышении трудности или в невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью, вызванное мышечной деятельностью. Выносливостью называется способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Утомление и выносливость.
-локальная , когда к работе задействовано более трети общего объема мышечной массы; региональная, когда в работе берет участие от трети до двух третей мышечной массы; - тотальная, когда одновременно работает больше двух третей скелетных мышц. Утомляемость развивается постепенно, в ее развитии можно условно выделить три фазы: - фаза обычного утомления; - фаза компенсированного утомления; - фаза некомпенсированного утомлени Виды утомления.
Нет радикального способа повышать выносливость организма, кроме систематического утомления. Если избавить организм от утомления, выносливость постепенно угасает. Утомляя организм, мы стимулируем возобновление процесса, вследствие чего повышается наша выносливость. В зависимости от интенсивности работы время ее выполнения будет разным: чем выше скорость движения, например бег, тем короче будет время, в течение которого эту скорость можно сохранять, и наоборот, с уменьшением скорости время работы увеличивается. Выяснилось, что факторы утомления в разных случаях будут различными.
Виды способностей сопутствующих выносливость
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной или большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц. Средства воспитания выносливости
I - зона максимальной мощности II - зона субмаксимальной мощности III - зона большой мощности IV - зона умеренной мощности Зоны мощности и вклад энергетических процессов физической нагрузки
Предельная продолжительность работы, проявляемая без снижения мощности от 20 секунд до 5 минут, что равняется пробеганию на средние дистанции (400 м, 800 м, 1000 м, 1500 м) и работа такого характера предъявляет определённые энергозатраты - расход энергии за 1 с составляет в пределах 0,6-4 калории. Мощность упражнений не должна превышать 85-95% от максимальной. ЧСС находится в зоне 180-190 уд/мин, что определяет анаэробно-аэробный характер окислительных процессов. Такая работа характеризуется возможностями анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и выносливостью нервных центров к интенсивной работе в условиях недостатка кислорода, но ведущей физиологической системой в этой зоне является - кардио -респираторная система. Выполнение работы характеризуется нарастанием кислородной задолженности, превышением кислородного запроса над фактическим его потреблением (отношение потребление кислорода к кислородному запросу 1/3 к величине кислородного долга до 18 л) и при этой работе концентрация лактата в крови максимальная 8,0-15 и более ммоль /л. Основными средствами развития выносливости в субмаксимальной зоне являются упражнения циклического и ациклического характера (например, бег, метания). Упражнения могут выполняться с дополнительными отягощениями, но с коррекцией продолжительности и количества повторений. Ведущим методом развития являются строго регламентированные упражнения, позволяющие точно задавать величину и объем нагрузки. Упражнения могут выполняться повторно или непрерывно сериями и включать упражнения с разной биомеханической структурой. Интервалы отдыха в зависимости от применяемого подхода различны по длительности. Как правило, они могут составлять от 3 до 6 мин. Повторное выполнение упражнения или серии упражнений должно начинаться при ЧСС 110-120 уд/мин. Между повторениями нагрузок используются упражнения на дыхание, на расслабление мышц, упражнения на развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок целесообразно после упражнений на развитие координации движений, обучения двигательным действиям, когда организм находится в фазе начального утомления. Это позволяет заметно сократить время воздействия па организм упражнениями в субмаксимальной зоне и не применять разминки. При этом продолжительность упражнений, их количество, интервалы отдыха по длительности и содержанию между ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы. Зона субмаксимальной мощности
Предельная продолжительность работы не превышает 15-20 секунд, что равняется пробеганию отрезков в 20-50 м с максимальной скоростью и работа такого характера предъявляет определённые энергозатраты - расход энергии за 1 с составляет в пределах до 4 калории. ЧСС может достигать 190 уд/мин и более, что определяет анаэробный характер окислительных процессов. И из этого следует, что нервно-мышечная деятельность протекает почти в бескислородных условиях (потребление кислорода за время работы незначительное и по отношению к кислородному запросу ниже 1/10, при большом кислородном долге до 8 л). И при такой работе пульс перестает быть информативным показателем дозирования нагрузок. Важное значение здесь приобретают показатели реакции крови и ее состава (содержание молочной кислоты - лактата ). Концентрация лактата в крови небольшое, меньше 4,0 ммоль /л. Как правило, упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями. Ввиду кратковременности данной работы главным энергетическим резервом являются анаэробные процессы (запас фосфагенов - КрФ (особенно его, нужно иметь большие запасы, т.к. расщепление его - это быстрый путь ресинтеза АТФ) и АТФ, анаэробный гликолиз (освобождаемая энергия при анаэробном расщеплении глюкозы), скорость ресинтеза АТФ), а функциональным резервом - способность нервных центров поддерживать высокий темп активности. Интервалы отдыха между беговыми упражнениями могут составлять 2-3 мни, а между сериями - 4-6 мин. Периоды отдыха заполняются упражнениями на расслабление мышц, ходьбой, чередуемой с дыхательными упражнениями, и т.п. Активный отдых ускоряет восстановление организма для последующей работы. Выбор количества беговых упражнении в серии и количество серий определяются по самочувствию, т.е. функциональному состоянию. Здесь педагог может ориентироваться на два основных показателя: ЧСС и скорость бега. У школьников повторное выполнение нагрузки можно предлагать при частоте сердечных сокращений 115-120 уд/мин и прекращать упражнение при снижении скорости бега в среднем до 70-75% от максимальной . Зона максимальной мощности
Продолжительность работы составляет в среднем от 3-5 до 10-30 мин. Величина нагрузок определяется диапазоном интенсивности от 60-65% до 70-75% от максимальной (бег, плавание, ходьба на лыжах и т. п.). ЧСС находится в зоне 160-180 уд/мин, что определяет аэробно-анаэробный характер окислительных процессов. Выполнение работы характеризуется нарастанием кислородной задолженности, превышением кислородного запроса над фактическим потреблением его (отношение потребление кислорода к кислородному запросу (5/6), к величине кислородного долга (до 12 л)) и при такой работе концентрация лактата в крови большая 4,1-8,0 ммоль /л. Работа выполняется с преодолением больших дистанций (3000 м, 5000 м, 10000 м) и работа такого характера предъявляет определённые энергозатраты - расход энергии за 1 с составляет в пределах 0,4-0,5 калории. При такой работе физиологические резервы в общем те же, что и при субмаксимальной работе и характеризуется максимальными возможностями механизмов аэробного энергообеспечения (за счёт реакции окисления углевода (глюкозы)), а следовательно, максимальными возможностями ( околопредельными ) систем дыхания и кровообращения, оптимальное перераспределение крови, резервов воды и механизмов физической терморегуляции. Если при нагрузках максимальной и субмаксимальной мощности восстановление энергетического потенциала мышц происходит преимущественно в период восстановления, то при нагрузках большой мощности преимущественно во время работы. Вместе с тем работа данной мощности активизирует в значительной степени анаэробные процессы и в первую очередь анаэробно-гликолитические, а также метаболизм жиров. По своему воздействию упражнения должны вызывать значительное повышение ЧСС и легочной вентиляции. В зависимости от возраста ЧСС может достигать 180-200 уд/мин, а минутный объем дыхания 40-80 л/мин при частоте дыхания 45-60 цикл/мин. Зона большой мощности
Продолжительность работы составляет в среднем от 30-40 мин до 1,5 ч и более, с величиной нагрузок интенсивности от 60-65% от максимальной, что соответствует продолжительной работе в циклических упражнениях (например, длительная ходьба, кроссовый бег, лыжные марши). Данная мощность работы вызывает активизацию ЧСС в диапазоне от 130-140 до 160-170 уд/мин, соответственно и легочная вентиляция колеблется в больших диапазонах от 12-14 до 40-45 л/мин, что определяет аэробный характер окислительных процессов. Работа характеризуется оптимальным взаимодействием систем дыхания и кровообращения, их взаимосогласованностью со структурой двигательного действия. И в силу этого обладает относительным равенством между кислородным запросом (небольшая до 4 л) и фактическим его потреблением (1/1), между скоростью образования продуктов распада (уровень молочной кислоты в крови в начале работы повышается, в дальнейшем не изменяется 2,5-4,0 ммоль /л) и быстротой их окислительного устранения. Работа выполняется с преодолением больших и сверх больших дистанций (20 км, 30 км, 42 км 195 м (марафон), спортивная ходьба на 20 км, 50 км, 100 км) и работа такого характера предъявляет определённые энергозатраты - расход энергии за 1 с составляет в пределах 0,35-0,3 калории. Работа обеспечивается аэробными процессами с незначительной активизацией анаэробных процессов, пределами выносливости ЦНС, запасами гликогена и глюкозы (зона углеводного дыхания), но при расходе глюкозы энергообеспечение проистекает из окисления жиров (зона жирового дыхания) и процессы глюконеогенеза , интенсивно усиливающиеся при стрессе. К важным условиям длительного обеспечения такой работы относят и резервы воды, и солей, и эффективность процессов физической терморегуляции . В данной зоне мощности, выносливость эффективно развивается на протяжении всего школьного возраста. Вместе с тем наибольшего результата можно добиться у мальчиков в возрасте 8-11 лет и 14-16 лет. У девочек возрастные периоды интенсивного развития выносливости в умеренной зоне прослеживаются менее отчётливо, однако можно считать возраст 8-9 лет, 11-12 лет и 14-15 лет наиболее перспективным для педагогического воздействия. Одной из особенностей развития данной способности является необходимость длительного выполнения упражнения, позволяющего обеспечить необходимую взаимосогласованность в деятельности органов и структур организма, перейти на более эффективные источники энергии, адаптироваться к монотонной работе. Исходя из этого, использование двигательных действий с малой интенсивностью в фазе начального или компенсированного утомления не всегда педагогически оправдано. Поэтому на уроках физической культуры целесообразно обучать бегу, ходьбе на лыжах с необходимой скоростью передвижения. А затем в виде домашних заданий увеличивать объем работы, наращивания продолжительности её выполнения Зона умеренной мощности
Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях : · Пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера ); · Минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м ); · Наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег с заданной скоростью 6,0 м/с). В силовых упражнениях выносливость характеризуется : · Числом возможных повторений этого упражнения (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге ); · Предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем выполнения силовых упражнений (например, при лазанье по канату на 5 м; при 6-разовом подтягивании и т.п .); · Наибольшим числом движений в заданное время (например, присесть как можно больше в течение 10 с и т.п.). Тесты для определения силовой выносливости Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания ) Методика проведения. Исходное положение: упор лежа, голова - туловище - ноги составляют прямую линию . Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии - «голова - туловище - ноги ». Тест 2. Удержание тела в висе на перекладине Методика проведения. Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается . Формула для вычислений: В = (Р - НВП): НВП Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с . Формула для вычислений: С = (Р - НВП): НВП Тесты для определения уровня развития выносливости
1 . Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями . 2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной . 3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90% от максимально доступной. 4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать лактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной . При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентам: 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха ; 5) характер отдыха . Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:
Зациорский В.М., Алешинский С.Ю., Якунин Н.А. Биомеханические основы выносливости. - М., 1982. - 207 с. Каганов «Развиваем выносливость» Ашмарин , Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин , Ю.А. Виноградов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с. Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2010. 208 с. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник. М.: Советский спорт, 2010. 392 с. Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие выносливости у учащихся начальных классов.
Основные положения, значение которых поможет учителю более успешно осуществлять работу по развитию выносливости у детей младшего школьного возраста....
Общие особенности танцев свинговой группы европейской про-граммы в тренировке спортивной выносливости на разных этапах освоения
Автореферат по спортивным бальным танцам....
Общие особенности танцев свинговой группы европейской про-граммы в тренировке спортивной выносливости на разных этапах освоения
Автореферат по спортивным бальным танцам....
Общие особенности танцев свинговой группы европейской программы в тренировке спортивной выносливости на разных этапах освоения
Автореферат 20 страниц. Юньковой Марии, на тему основные особенности танцев свинговой группы европейской программы в формировании спортивной выносливости на всех этапах освоения. Спортивные - бал...
Общие особенности танцев свинговой группы европейской программы в тренировке спортивной выносливости на разных этапах освоения
Автореферат 20 страниц. Юньковой Марии, на тему основные особенности танцев свинговой группы европейской программы в формировании спортивной выносливости на всех этапах освоения. Спортивные - бал...
Общие особенности танцев свинговой группы европейской программы в тренировке спортивной выносливости на разных этапах освоения
Автореферат 20 страниц. Юньковой Марии, на тему основные особенности танцев свинговой группы европейской программы в формировании спортивной выносливости на всех этапах освоения. Спортивные - бал...
Общие особенности танцев свинговой группы европейской программы в тренировке спортивной выносливости на разных этапах освоения
Автореферат 20 страниц. Юньковой Марии, на тему основные особенности танцев свинговой группы европейской программы в формировании спортивной выносливости на всех этапах освоения. Спортивные - бал...